Урок по информатике "Линейный алгоритм"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Гавронина Ирина Васильевна

Данный урок проводится в группе продавцов. Рассматриваются линейные алгоритмы. Прослеживается связь между профессией и предметом информатики. 

 

Цели урока:

·создать условия для формирования у обучающихся убеждения в необходимости компьютерной грамотности;

· применение знаний и умений в новой учебной ситуации;

·развитие мышление, речи, самостоятельности и умение отстаивать свою точку зрения;

·формирование и воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.

·показать связь темы с профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx171.74 КБ
Файл urok.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Вся наша жизнь – алгоритмы, а люди в ней – исполнители.

Слайд 2

Алгоритм денежного расчета, согласно правил, в виде диалога кассира с покупателем - Здравствуйте! - Пакет нужен? -С вас….. -Ваши….. -Ваша сдача….. -Спасибо за покупку! Приходите еще!

Слайд 3

Немного истории Появление алгоритмов связывают с зарождением математики и с именем среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми ( Alhorithmi ), жившего в 783—850 гг. в городе Хорезма. Который создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами.

Слайд 4

Немного истории Само слово "алгоритм" возникло в Европе после перевода на латынь этой книги. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

Слайд 5

ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА Научное определение понятия алгоритма дал А.Черч в 1930 году. В школьном курсе информатики пользуются следующими определениями: АЛГОРИТМ - описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ - процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Слайд 6

Способы записи алгоритмов. - в виде пошагового словесного описания (на русском языке); - в виде блок-схем (графически); - на алгоритмическом языке или на языках программирования.

Слайд 7

Что такое словесный способ записи алгоритмов? Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке. Пример. Записать алгоритм работы на весах. Пример. Записать алгоритм работы на кассе.

Слайд 8

Алгоритм работы на весах (рычажных, цифровых, настольных) 1 .Установить весы на прочной непрогибающейся поверхности. 2.Вкрутить ножки к корпусу весов. 3.Проверить устойчивое положение весов на поверхности. 4.Установить весы по уровню (попарно вращая ножки весов) 5.Проверить нулевое положение стрелки. 6.Проверить и отрегулировать количество колебаний стрелки. 7.Навести санитарный порядок на рабочем месте. 8.Подготовить упаковочный материал.

Слайд 9

Алгоритм работы на кассе. Осмотреть кассу согласно правил ТБ. Включить кассу в сеть. Получить два нулевых чека для проверки реквизитов. Получить Х-отчет на начало дня. Внести разменную монету. Заполнить журнал кассира - операциониста на начало дня. Приступить к денежным расчетам с покупателями. Вынуть деньги из денежного ящика, составить опись с подсчетом суммы выручки. Получить Z - отчет на конец рабочего дня. Заполнить журнал кассира - операциониста на конец дня. Отключить кассовую машину от электрической сети.

Слайд 10

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ Линейный (последовательный) алгоритм - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Например, как открыть дверь ключом. Достать ключ из кармана. Вставить ключ в замочную скважину. Повернуть ключ два раза против часовой стрелке. Вынуть ключ.

Слайд 11

Графический способ записи алгоритмов Графический способ представления алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным. При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности, связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой.

Слайд 12

Блок-схема Начало или конец алгоритма Команда алгоритма Ввод или вывод данных Проверка условия . . . Повторение действий (цикл)

Слайд 13

Базовые структуры алгоритмов Команда 1 Команда 2 Команда N . . . 1. Линейные (простые)

Слайд 14

Вид линейного алгоритма Задание №2. Составь алгоритм заварки чая, расставив действия в нужном порядке: Залить кипятком заварной чайник Вскипятить воду Накрыть чайник специальной грелкой Ополоснуть кипятком заварной чайник Засыпать в чайник заварку Подождать до полного заваривания 5 минут Подготовить заварку

Слайд 15

Задание №1. Заменить одну букву существительного на другую, чтобы результатом также являлось существительное. Вид линейного алгоритма

Слайд 16

Задание №3. Андрей любит вареную картошку со сметаной. Расставьте по порядку действия его мамы. Посолила картошку Бросила картошку в кастрюлю Зажгла газовую плиту Почистила картофель Купила в магазине картофель и сметану Погасила огонь и слила воду Полила картофель сметаной Выложила картофель на тарелку Налила в кастрюлю воду и поставила на огонь. Вид линейного алгоритма

Слайд 17

Свойства алгоритмов (требования к алгоритмам). 1. Дискретность (прерывность, раздельность). Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Таким образом формируется упорядоченная совокупность отделенных друг от друга команд(предписаний). Образованная структура алгоритма оказывается прерывной (дискретной): только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.

Слайд 18

Свойства алгоритмов (требования к алгоритмам) 2. Понятность . Алгоритм должен быть понятен исполнителю, и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды. Следовательно, алгоритм нужно разрабатывать с ориентацией на определенного исполнителя, то есть в алгоритм можно включать команды только из системы команд данного исполнителя.

Слайд 19

Свойства алгоритмов (требования к алгоритмам) 3. Детерминированность (определенность). Будучи понятным, алгоритм не должен содержать команды, смысл которых может восприниматься неоднозначно. (Например, робот будет поставлен в тупик командой "Взять две-три ложки песка": что значит "две-три"?, какого песка?). Кроме того, недопустимы ситуации, когда после выполнения очередной команды исполнителю не ясно, какую команду выполнять на следующем шаге. Нарушение составителем алгоритма этих требований (называемых требованием определенности, или детерминированности) приводит к тому, что одна и та же команда после выполнения разными исполнителями дает неодинаковый результат.

Слайд 20

Свойства алгоритмов (требования к алгоритмам) 4. Результативность. Смысл этого обязательного требования к алгоритмам состоит в том, что при точном исполнении всех команд алгоритма процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен определенный постановкой задачи ответ.

Слайд 21

Свойства алгоритмов (требования к алгоритмам) 5. Массовость. Разработка алгоритма - процесс интересный и творческий, но непростой, требующий многих, часто коллективных, умственных усилий и затрат времени. Поэтому предпочтительно разрабатывать алгоритмы, обеспечивающие решение всего класса задач данного типа. Например, если составляется алгоритм решения квадратного уравнения ax2+bx+c=0, он должен быть вариативен, то есть обеспечивать возможность решения для любых допустимых исходных значений коэффициентов a, b, c. Про такой алгоритм говорят, что он удовлетворяет требованию массовости.

Слайд 22

АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека. В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию. В описании стиральных машин приводятся правила настройки управляющего устройства для различных видов стирки. Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней. Каждый шофер должен знать правила дорожного движения. Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила. Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по «Информатике и ИКТ»: «Алгоритмы. Линейный алгоритм»

Раздел программы: Алгоритмы. Виды алгоритмов.

Тип урока: изучение нового материала.

 Контингент обучающихся: 1 курс, профессия «Продавец, контролер-кассир».

Вид урока: урок – игра.

Оборудование: компьютерный класс (10 рабочих компьютеров и 1 компьютер преподавателя), проектор, задания по группам.

Программное обеспечение: операционная система Victa, Microsoft Office 2007.

Критерий здоровьесбережения: класс проветрен, температура в помещении около 20 градусов, влажность воздуха около 48%, естественное освещение, доска освещена люминесцентной лампой.

Цели урока:

  1. создать условия для формирования у обучающихся убеждения в необходимости компьютерной грамотности;

  2.  применение знаний и умений в новой учебной ситуации;

  3. развитие мышление, речи, самостоятельности и умение отстаивать свою точку зрения;

  4. формирование и воспитание чувства коллективизма и взаимовыручки.

  5. показать связь темы с профессией.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент .

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Домашнее задание.

  5. Итог урока.


 

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительная часть

1.Организационный момент

2

Преподаватель информатики приветствует обучающихся. Называет тему урока, готовность к уроку.

На столах приготовлены конверты с заданиями для групп, клей, карандаши и ручки.

Преподаватель предлагает изучить данную тему в виде игры, объясняет условия и правила игры.

Обучающиеся приветствуют преподавателя, садятся на свои места по группам 4-5 человек.

2. Целеполагание и мотивация

3

Начинается урок с проблемной ситуации: рассматривается пример разговора продавца с покупателем.

Вопрос преподавателя: «Что вы видите перед собой»

Преподаватель формулирует цель урока, поясняя, что в процессе изучения темы обучающие должны знать, что такое алгоритм, виды алгоритмов. Преподаватель  формулирует цель для себя: создать условия для формирования новых понятий, осуществить контроль знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Определяют для себя объём работы: цель: знать, уметь, применять в новых условиях.

Основная часть

3. Актуализация знаний и умений

3

Работа с презентацией:

  1. Определение алгоритма.
  2. Способы задания алгоритмов.
  3. Виды алгоритмов.

Обучающиеся записывают определения.

4. Проверка уровня знаний и умений и самостоятельности учащихся

25

Преподаватель  организует и контролирует  ход проведения занятия.

В конце данного этапа проводится физкультминутка

Упражнения «Нервно – мышечной релаксации» (настрой)

Сжать плотно руки в кисти. Сделать это очень сильно, затем расслабить их и разжать пальцы. Сбросить напряжение, чтобы в пальцах потеплело.

 Широко улыбнуться, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросить напряжение, через 5 – 7 секунд сжать губы в трубочку. Расслабить мышцы и повторить еще раз.

Работа с раздаточным материалам, обсуждают в группах, защищают свою работу, задают интересующие вопросы.

Приложение 1.

Анализируют свою работу.

Заключительная часть

5. Рефлексия и поведение итогов

5

Преподаватель предлагает обучающимся самим поставить оценки своей работы. Прокомментировать эти оценки.

Выясняет, какие затруднения испытывали обучающиеся  при выполнении работы, высказывает свои замечания.

Преподаватель выставляет оценки в журнал

Учащиеся  выставляют оценки, можно предложить озвучить нескольким учащимся свои оценки, комментируют их.

Упражнения «Нервно – мышечной релаксации» (настрой)

Сжать плотно руки в кисти. Сделать это очень сильно, затем расслабить их и разжать пальцы. Сбросить напряжение, чтобы в пальцах потеплело.

 Широко улыбнуться, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросить напряжение, через 5 – 7 секунд сжать губы в трубочку. Расслабить мышцы и повторить еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 3 кл Алгоритмы.Закрепление материала

Закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом; совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов; развивать логическ...

Презентация к уроку по теме "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов" 4 класс УМК Плаксин М.А.

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Алгоритмы" в 4 классе.  УМК М.А. Плаксин. Включает вопросы и задания на повторение по темам "Черный ящик", "Исследование черного ящик...

Урок по теме "Алгоритм. Исполнители алгоритма"

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «алгоритм», «исполнитель».Задачи урока: Образовательные: ·         Создать условия для формирования первичного пред...

Конспект урока по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов"

Конспект урока по теме "Алгоритм. Свойства алгоритмов". 9 класс....

Урок в МЭШ. Алгоритм. Исполнитель алгоритма.

Урок в МЭШАлгоритм. Исполнитель алгоритма....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...

Конспект к уроку "Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов."

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов....