КОМПЬЮТЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
статья по информатике и икт по теме
В статье рассказывается о необходимости и способах развития компьютерного творчества учащихся на уроках информатики и во внеурочное время в МОУ СОШ №2 г.Зверево.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstova_g_g_kompyuter_tvorch_uch.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древневосточная мудрость
Основная цель курса основ информатики и ИКТ – обучение учащихся работе на компьютере, причем использование его как средства для развития ученика, то есть превращение компьютера в предмет, с помощью которого можно решать поставленные задачи, а также получать новые знания.
Любому обществу нужны одаренные люди, но далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.
Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, я ставлю перед собой цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
На уроках информатики, мы постоянно приводим примеры из повседневной жизни, примеры из географии, химии, физики, биологии, математики и другим предметам. Тем самым показываем учащимся, что информационные технологии можно нужно использовать в любых сферах деятельности. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией. Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых.
В информатике, как и в любом школьном предмете, присутствует историческая линия с датами, событиями, именами. Знание истории предмета помогает сформировать у учеников целостное представление о его содержании. В учебниках по информатике присутствуют различные исторические темы: истории развития вычислительной техники, языков программирования, систем счисления, ОС, и т.д. И здесь появляется большой простор для творческой работы учащихся. Чтобы различные исторические даты были восприняты в ненавязчивой форме, учащиеся, используя ресурсы Интернет, отправляются «в поход за информацией». Я даю учащимся вопросы, на которые они ищут ответы, а затем составляют кроссворды и красочно оформляют их. Составление кроссвордов является одной из форм творческой компьютерной деятельности учащихся. Работа по составлению кроссворда по внешней форме напоминает игру – наиболее близкую и приятную деятельность учащихся. Такая деятельность учащихся очень важна для запоминания понятий и терминов информатики.
В конце изучения темы текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; могут использовать объект WordArt и автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных условиях предлагаю оформить поздравительную открытку к празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню рождения). В результате такой творческой деятельности я прослеживаю, насколько хорошо ученики усвоили материал, могут ли они грамотно и красиво расположить на странице текст, подобрать и красиво внедрить изображение.
Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером, я предоставляю детям возможность стать исследователем, открывателем. При таком подходе каждый ребенок, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над заинтересовавшими его вопросами, то есть делать все «по-своему», идти своей тропой.
В старшей школе значительно глубже рассматривается содержательная линия информационные технологии. Рассматриваются такие возможности текстового редактора как создание таблиц, различных видов списков, слияние нескольких документов, форматирование документов сложной структуры и т.д. Назову лишь некоторые предлагаемые учащимся задачи: оформить грамоту победителю олимпиады по информатике; оформить титульную страницу доклада; оформить произвольное рекламное объявление; оформить афишу кинотеатра о любом фильме; разработать гипертекстовый документ по одной из тем любого школьного предмета, где после вывода темы задаются несколько тестирующих вопросов, в случае неверных ответов выводится справка по данной теме; разработать гипертекстовый документ «Лекарственные растения», в котором содержится список лекарственных растений и ссылки на полезные свойства этих растений.
В нашей школе созданы все условия для развития компьютерного творчества школьников. Функционирует кружок «Юный программист» для учащихся 9-11 классов. Я ставлю перед собой цель не просто научить детей программированию, а помочь им раскрыть свои способности, научить работать творчески, получать от этого удовольствие, почувствовать уверенность в своих силах, когда получаешь ожидаемый результат и желание самосовершенствоваться. Приятно видеть, как у ребят начинают блестеть глаза, когда они начинают предлагать свои проекты для реализации, как они с увлечением погружаются в удивительный мир программирования.
Кроме детей с теоретическим складом ума, есть практики, и их большинство. Таким ребятам я даю возможность работать, именно так они реализуют свой творческий потенциал. К праздникам «день Учителя», «23 февраля», «1 Мая», «9 Мая» учащиеся младших классах создают поздравительные открытки, старшеклассники – презентации и видеоролики. Эти дети участвуют в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах; выполняют различные проекты. В 2010-2011 учебном году приняли участие во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ», в Международном детском творческом онлайн - конкурсе «Пасха Православная», IT-Прорыв, В 2011-2012 учебном году - в дистанционном конкурсе «Мир в твоих руках».
Авторы наилучших работ были награждены Дипломами и грамотами. Участие детей в различных конкурсах и проектах позволяет решать проблему актуальности изучаемого материала и, конечно, развивает творческие способности учащихся.
Литература
- Бабнский Ю.К. Творческая деятельность учителя информатики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
- Полат Е.С. Творческая деятельность. М.: ПРИОР, 2009.