«Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей»
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок № 39
Предмет: геометрия
Класс 10
Тема урока: «Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: изучить признак перпендикулярности плоскостей и использовать его при решении задач стереометрии.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД) :
- сформировать у обучающихся целостное представление о перпендикулярности двух плоскостей.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- развивать логическое мышление, выработать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные( формирование личностных и коммуникативных УУД)
– развитие интереса к предмету, воспитание у обучающихся навыков учебного труда, ответственности за конечный результат.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь применять признак перпендикулярности двух плоскостей при решении задач.
Метапредметные: умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию, уметь отбирать способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные : уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Образовательные технологии: личностно-ориентированное и проблемное обучение, ИКТ- технология.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Литература:
Учебник: Геометрия. 10-11 классы: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. Атанасян Л. С.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя, задания для учащихся |
1. Организационный момент (1 мин) | Включает в себя приветствие учителем класса, проверка готовности к уроку. Настрой на урок. |
2. Проверка домашнего задания. ( 1 мин) | На дом задано решение задачи из учебника под номером 167. Проверка наличия. Выяснить, есть ли вопросы по домашнему заданию. |
3. Актуализация опорных знаний (3 мин) | Фронтальный опрос . Поработаем устно на вопросы. 1.Точка А лежит на ребре двугранного угла. Верно ли, что ∠ABC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру? - 2.Верно ли, что ∠BAC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС лежат в гранях двугранного угла?- Верно ли, что ∠BAC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру, а точки В и С лежат на гранях угла? + 3.Линейный угол двугранного угла равен 80°. Найдется ли в одной из граней угла прямая, перпендикулярная другой грани? – 4.ABC -линейный угол двугранного угла с ребром а. Перпендикулярна ли прямая а плоскости ABC?+ 5.Что называется двугранным углом? |
4.Постановка учебной задачи (формулировка темы и задач урока) (3 мин) | Мы уже знаем, что можно определить перпендикулярность плоскостей по измерению линейной меры двугранного угла, образованного двумя пересекающимися плоскостями. Какие же еще методы существуют? ( по признаку) Какова тема нашего урока? ( дети формулируют тему) . Итак, тема сегодняшнего урока – признак перпендикулярности плоскостей. Давайте подумаем какие задачи мы должны решить на уроке ?(изучить признак перпендикулярности плоскостей и использовать его при решении задач стереометрии) |
5.Изучение нового материала (слайд 7) ( 15 мин) | При пересечении двух плоскостей образуются четыре двугранных угла. Углом между пересекающимися плоскостями называется линейный угол φ этого двугранного угла, который 0° < φ ≤ 90° (рис. 1). Если φ = 90°, то плоскости называются перпендикулярными (взаимно перпендикулярными) (рис. 2). Приведите примеры взаимно перпендикулярных плоскостей.( Плоскости стены и пола, стены и потолка комнаты) Ясно, что в этих случаях каждый из четырех двугранных углов, образованных пересекающимися плоскостями, прямой (рис. 2). Рассмотрим признак перпендикулярности двух плоскостей. Работа с учебником стр.52 ( прочитайте формулировку теоремы и ее доказательство ) Теорема: Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны. Дано: α, β, АВ лежит в плоскости α, АВ ⊥ β, АВ ∩ α = А (рис. 3). Доказать: α ⊥ β. Доказательство: α ∩ β = АС, АВ ⊥ АС, так как АВ ⊥ β по условию. Проведем в плоскости βAD ⊥ AC. ∠BAD - линейный угол двугранного угла. Но ∠BAD =90°, так как ВА ⊥ β. Значит, α⊥ β. Запишите теорему и её доказательство в тетради и сделайте чертёж Какие следствия вытекают из этой теоремы?
|
(Устные задачи) слайд №8 ( 3 мин) | |
( 10 мин) | Решить № 172 ( у доски ученик) Дано: ΔАВС, ∠С = 90°, АС лежит в плоскости α, угол между плоскостями α и ABCравен 60°, АС = 5 см, АВ = 13 см (рис. 4).Найти: расстояние от точки В до плоскости α. Решение: Построим ВК ⊥ α. Тогда КС - проекция ВС на эту плоскость. ВС ⊥ АС по условию, значит, по теореме о трех перпендикулярах, КС ⊥ АС. Отсюда следует, что ∠ВСК - линейный угол двугранного угла между плоскостью α и плоскостью треугольника, ∠ВСК = 60°. Из ΔВСА по теореме Пифагора: Из ΔВКС: Ответ: 6√3 см. |
( 5 мин) | Тест по теме: Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей» |
| П. 23, выучить теорему и ее доказательство, решить № 173. |
( 3 мин) | Что нового вы узнали на уроке? Что было сложным на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Оценивание и комментирование оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование: "Признак перпендикулярности прямой и плоскости"
конспект урока...
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Презентация к уроку геометрии 10 класс
Презентация к уроку геометрии 10 класс по теме "Признак перпендикулярности прямой и плоскости". Доказательство признака, задачи на закрепление материала...
Признак перпендикулярности плоскостей
Презентация к уроку геометрии в 10-м классе....
Признак перпендикулярности прямых в пространстве
Для педагога...
Признак перпендикулярности прямой и плоскости
Признак перпендикулярности прямой и плоскости...
Признак перпендикулярности двух плоскостей
Урок геометрии в 10 классе.Автор учебника: Л.С. Атанасян.Тема урока: «Признак перпендикулярности двух плоскостей»Тип урока: Урок изучения нового материалаФормируемые результаты:Предметные: ввести поня...