Урок по теме "Признаки подобия треугольников"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Признаки подобия треугольников»
Тема урока: «Признаки подобия треугольников»
Тип урока: урок решения задач
Учебная задача урока: рассмотрение видов задач, решаемых на основе первого, второго и третьего признаков подобия треугольников.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
- Знает
- определение подобных треугольников;
- формулировки первого, второго и третьего признаков подобия треугольников;
- виды задач, решаемых на основе признаков подобия треугольников;
- Умеет
- применять признаки подобия при решении задач;
- приводить примеры подобных треугольников;
- Понимает
- какие предметы, в частности треугольники, являются подобными;
- практическую значимость данных признаков;
- в каких условиях лучше применить тот или иной признак.
Учебные действия, формируемые на уроке:
- Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
- Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
- Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма работы: фронтальная, групповая
Средства обучения: традиционные, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока:
- Мотивационно-ориентировочная часть (7 мин.)
- Операционно-познавательная часть (35 мин.)
- Рефлексивно-оценочная часть (3 мин.)
Ход урока
Мотивационно-ориентировочная часть
Актуализация знаний
Задача 1: Выберите из данных треугольников подобные и объясните почему они подобны
ΔABC ∼ ΔPSQ, т.к. ∠A=∠P, ∠B=∠S .
ΔDRT ∼ ΔNMK, т.к. ∠R=∠M, = = 3, = = 3 => =
ΔA1B1D1 ∼ Δ M1L1K1, т.к. = = 2, = = 2 => = =
- Какие треугольники называются подобными?
Два треугольника, у которых углы соответственно равны, а стороны одного соответственно пропорциональны сторонам другого треугольника называются подобными.
- Сформулируйте первый признак подобия треугольников.
Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
- Сформулируйте второй признак подобия треугольников.
Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны.
- Сформулируйте третий признак подобия треугольников.
Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны.
Задача 2: Треугольники АВС и NPQ подобны, с коэффициентом подобия k = 3. Известно что площадь Δ NPQ меньше площади ΔАВС, которая равна 27см2. Периметр ΔАВС равен 7 см. Чему равен периметр и площадь Δ NPQ?
Дано: ΔАВС∼Δ NPQ, k = 3, SΔ NPQ < SΔАВС, SΔАВС = 27см2 , PΔ АВС = 7см.
Найти: SΔ NPQ, РΔ NPQ
Решение: Обозначим РΔ NPQ = у. По условию ΔАВС∼Δ NPQ, k = 3, значит по свойствам получим:
= = 3
3у=7
У=
= = 9
27 = 9Х
Х= 3
Ответ: SΔ NPQ = 3см2 , РΔ NPQ= cм
- сформулируйте свойства, которые вы использовали при решении данной задачи
Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.
Отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия.
Мотивация
- Итак, на предыдущих уроках вы изучили понятие подобных треугольников, некоторые свойства подобных треугольников и три признака подобия треугольников.
Постановка учебной задачи
- Поэтому сегодня на уроке мы должны рассмотреть, как изученная теория, и в частности, признаки подобия треугольников используются при решении задач.
Операционно-познавательная часть
Работа идёт фронтально со всем классом
Задача 1. Прямая, параллельная стороне АС треугольника АВС, пересекает сторону АВ в точке А1, а сторону ВС — в точке С1. Найти длину отрезка А1С1, если АС=35, А А1: А1В=2:5.
Дано: ΔАВС, А1С1|| АС, А1є АВ, С1є ВС , АС=35,
А А1: А1В=2:5.
Найти: А1С1
Поиск решения:
- Какие треугольники есть на рисунке?
ΔАВС и ΔА1В1С1
- Сравните их
Они подобны
- Что у них общего?
∠В
- Чего не хватает для доказательства их подобия?
Пары равных углов.
- Какие углы равны и почему?
∠А=∠ А1, т.к. это соответственные углы, образованные при пересечении параллельных прямых АС и А1С1 секущей АВ.
- будут ли тогда треугольник подобны и почему?
Треугольники ABC и А1BC1 подобны по первому признаку подобия, т.к. ∠А=∠ А1, ∠В - общий
- Что следует из подобия треугольников?
- Как тогда определить коэффициент подобия этих треугольников?
по условию А А1: А1В=2:5, тогда =
- Длина какой стороны нам известна из условия?
АС=35
- Найдите сторону А1С1.
, А1С1 = = 5*5 = 25
Решение:
- ∠А и ∠ А1 - соответственные углы при пересечении АС // А1С1 и секущей АВ, то (по 2 свойству) ∠А=∠ А1
- ΔABC ∼ Δ А1BC1, т.к. ∠А=∠ А1, ∠В - общий (по первому признаку подобия). Тогда
- = → = .
- = , = → А1С1 = = 25
Ответ: А1С1 =25.
- Итак, что требовалось найти в задаче?
Отрезок А1С1
- Как мы смогли это сделать?
Мы доказали подобие двух треугольников, в одном из которых лежал данный отрезок как сторона, а в другом треугольнике известная по величине сторона была этому отрезку сходственной.
Задача 2. АС – диагональ четырехугольника ABCD. Известно, что стороны AD = 21, ВС =10, СD=15, АВ = 9, АС =14,В = 80º, D = 55º. Чему равен BAD?
Дано: ABCD – четырехугольник, АС – диагональ, AD = 21, ВС =10, СD=15, АВ = 9, АС =14,В = 80º, D = 55º.
Найти: BAD.
Поиск решения задачи:
- Какой угол нам надо найти?
BAD.
- Из каких углов он состоит?
∠BAD= ВАС + САD
- В какие треугольники входят указанные углы?
∆ АВС и ∆ACD
- Сравните эти треугольники
Составим соотношение сторон этих треугольников.
=
Значит ∆ АВС подобен ∆ ACD (по 3 признаку)
- Что следует из подобия треугольников?
∠BAC=CAD; BCA=D = 55º ; B= 80º =ACD
- Тогда ∠BAD = 2ВАС. Найдите ∠ВАС
∠ВАС = 180º - BCA - ACD = 180º - 55º - 80º = 45º
- Найдите ∠BAD
∠BAD = 2ВАС = 2*45º = 90º
Решение:
1.
=
2. Значит ∆ АВС ~ ∆ ACD (по 3 признаку). Тогда (по определению) ∠BAC=CAD; BCA=D = 55º ; B= 80º =ACD
3. Из ∆ АВС: BAC=180º - BCA - ACD = 180º - 55º - 80º = 45º
(по свойству суммы углов треугольника)
4. BAD=ВАС+САD= 2ВАС=90º.
Ответ: BAD = 90º.
- Итак, что требовалось найти в задаче?
Величину угла
- Как мы смогли это сделать?
Доказав подобие треугольников, нашли соответственно равные углы в треугольниках и вывели с помощью этого величину искомого угла.
Задача 3. На стороны BC и CD параллелограмма ABCD (или на их продолжения) опущены перпендикуляры AM и AN. Докажите, что треугольник MAN подобен треугольнику ABC.
Дано: ABCD – параллелограмм. AM ┴ BC, М∈CB, AN┴ CD, N ∈CD.
Доказать: ΔMAN ∼ Δ ABC
Поиск решения:
- Рассмотрим треугольники AMB и AND. Какие они по виду?
Прямоугольные, т.к. AM ┴ BC, значитМ = 90о и AN┴ CD, значит N = 90 о.
- Сравним углы ∠ ABM и ∠ ADN.
∠ ABM и ∠ВАD - накрест лежащие при параллельных прямых AD и BC и секущей AB. Тогда ∠ ABM = ∠ВАD . ∠ ADN и ∠ ВАD - накрест лежащие при параллельных прямых AB и DC и секущей AD. Тогда ∠ВАD =∠ ADN. Значит ∠ ABM = ∠ВАD =∠ ADN.
- Будут ли тогда треугольники AMB и AND подобны и почему?
ΔAMB ∼ Δ AND, т.к. М = N = 90 о и ∠ ABM = ∠ ADN (по 1 признаку подобия треугольников).
- Что следует из подобия треугольников?
, ∠DAN = ВАМ
- Какой стороне равна сторона AD?
ВС
- Как по другому можно переписать данное равенство?
или
- В какие треугольники входят данные стороны как соответственные?
В треугольники ΔMAN и Δ ABC .
- Чего не хватает для доказательства подобия этих треугольников?
равных углов ∠MAN = ∠ АВС .
- Чему равен ∠MAN?
∠MAN = ∠MAВ + ∠ ВАD + ∠DAN = ∠ ВАD + 2∠DAN = ∠ ВАD + 2(900- ∠ ADN) =∠ ВАD + 2(900- ∠ ВAD)= 1800 - ∠ ВAD=∠ АВС
- Следовательно, что мы можем сказать о треугольниках MAN и ABC?
Они подобны по 2 признаку подобия, т.к. ∠MAN = ∠ АВС и .
Доказательство:
- Т.к. ABCD – параллелограмм, то (по определению) AD || BC, AB || DC и AD=ВС.
- ∠ ABM и ∠ВАD – накрест лежащие при AD // BC и секущей AB, значит (по свойству углов) ∠ ABM = ∠ВАD.
- ∠ ADN и ∠ ВАD – накрест лежащие при AB // DC и секущей AD, значит (по свойству углов) ∠ВАD =∠ ADN.
- ∠ ABM = ∠ВАD=∠ ADN
- ΔAMB ~ ΔAND (по 1 признаку подобия), так как ∠ABM = ∠ADN, М = N = 90 о . Тогда (по определению) , ∠DAN = ВАМ
- AD = ВС, тогда или
- ∠MAN = ∠MAВ + ∠ ВАD + ∠DAN = ∠ ВАD + 2∠DAN = ∠ ВАD + 2(900- ∠ ADN) =∠ ВАD + 2(900- ∠ ВAD)= 1800 - ∠ ВAD=∠ АВС
- ΔMAN ~Δ ABC (по 2 признаку подобия), т.к. ∠MAN = ∠ АВС и .
- Итак, что требовалось доказать в задаче?
Подобие треугольников
- Как мы смогли это сделать?
Чтобы доказать подобие одних треугольников, сначала доказали подобие других вспомогательных треугольников и вывели необходимые для доказательства подобия первой пары треугольников следствия.
Работа по группам:
Задача 1. В треугольник AFK вписан ромб ABCD так, что угол A у них общий, вершина C принадлежит стороне FK. Найти сторону ромба, если AF=21 см, AK=24 см.
Дано: в ΔAFK вписан ABCD – ромб, Cє FK, AF=21 см, AK=24 см.
Найти: АВ.
Решение:
1) Т.к. ABCD – ромб, то AB || DC, BC || AD и AB = DC= BC = AD
2) ∠F — общий; ∠ FAK=∠FBC (как соответственные углы при AD∥BC и секущей AB). Следовательно, Δ AFK ~Δ BFC (по первому признаку). Тогда (по определению) .
3) Пусть AB = х см
Тогда BF=AF-AB=21-x см. Отсюда
см
Ответ: 11,2 см
Задача 2. Дан треугольник АВС. Прямая В1С1 пересекает стороны АВ и АС треугольника АВС соответственно в точка С1 и В1, причем В1С1 = 3см, АС1 =В1С= 2см, ВС1 = 10 см, АВ1 = 4 см. Найдите ВС.
Дано: Δ АВС, С1єАВ, В1єАС, В1С1 = 3см, АС1 =В1С= 2см, ВС1 = 10 см, АВ1 = 4 см.
Найти: ВС
Решение:
- ∠A является общим для треугольников Δ ABC и Δ AB1C1 .
АВ = АС1 + С1В = 2 + 10 = 12 см
АС = АВ1 + В1С = 4 + 2 = 6 см
Составим соотношение сторон треугольников.
= = 3 , = = 3, следовательно = .
Тогда , Δ ABC ~ Δ AB1C1 , по второму признаку подобия треугольников.
- Т.к. Δ ABC ~Δ AB1C1 , то = = = 3.
= 3 , BC = 3 * 3 = 9см.
Ответ: ВС = 9 см
Рефлексивно-оценочная часть
- Какова была цель урока?
Рассмотреть как признаки подобия треугольников используются при решении задач.
- Достигли мы ее?
Да
- Как мы её достигли? Какие виды задач мы рассмотрели?
Мы решили задачи на доказательство подобия треугольников, при этом находили длину неизвестной стороны, величину неизвестного угла.
Домашнее задание:
№ 557 (а), 559, 560(б).
Задача 557. Стороны угла А пересечены параллельными прямыми ВС и DE, причем точки В и D лежат на одной стороне угла, а С и E — на другой. Найдите: а) АС, если СЕ = 10 см, AD = 22 см, BD = 8см.
Дано: ∠А, ВєАD, DєAD, CєAE, EєAE, ВС || DE,СЕ = 10 см, AD = 22 см, BD = 8см.
Найти: АС
Решение:
- Рассмотрим ΔАВС и ΔАDЕ: ∠А – общий. ∠АВС = ∠АDЕ как соответственные углы при ВС // DE и секущей AD. Следовательно ΔАВС ~ ΔАDЕ (по первому признаку подобия треугольников). Тогда (по определению)
- АЕ = АС + СЕ => АЕ = АС + 10,
АD = AB + BD => 22 = AB + 8 => AB = 14см.
- => =>
11АС = 7(АС + 10)
11АС = 7АС + 70
4АС=70
АС = 17,5см
Ответ: АС = 17,5см
№559. На одной из сторон данного угла А отложены отрезки АВ=5 см и АС = 16 см. На другой стороне этого же угла отложены отрезки AD=8 см и AF= 10 см. Подобны ли треугольники ACD и AFB? Ответ обоснуйте.
Дано: ∠САF, BєAC, DєAF, АВ=5 см, АС = 16 см, AD=8 см, AF= 10 см.
Найти: ΔACD ∼ ΔAFB
Решение: В ΔACD и ΔAFB: ∠А – общий, по условию : = ; = , значит, ΔACD ∼ ΔAFB (по второму признаку подобия).
№560 (б). Подобны ли треугольники АВС и А1В1С1 если: АВ = 1,7 см, ВС = 3см, СА = 4,2 см, А1В1 = 34дм, В1С1 = 60дм, С1А1=84дм.
Дано: ΔАВС и ΔА1В1С1 , АВ = 1,7 см, ВС = 3см, СА = 4,2 см, А1В1 = 34дм, В1С1 = 60дм, С1А1=84дм.
Найти: ΔАВС ∼ ΔА1В1С1
Решение: А1В1 = 34дм = 340 см, В1С1 = 60дм = 600дм, С1А1=84дм = 840см.
= = , = = , = = .
Значит, ΔАВС ∼ ΔА1В1С1 по трем сторонам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Подобие треугольников"
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. По материалам ГИА – 2012....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Первый признак подобия треугольников"
урок введения (изучения) нового материала (беседа)...
Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».
Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...
Уроки по теме "Подобие треугольников"
Решение задач по готовым чережам по теме "Подобие треугольников", "Средняя линия треугольника", "Пропорциональные отрезки в треугольнике"....
Презентация к уроку по теме: "Подобие треугольников"
В презентации представлен материал по теме "Пропорциональные отрезки" и "Определение подобных треугольников"....
Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач
Конспект урока закрепления темы: Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач....
Конспект урока "Практические приложения подобия треугольников"
Разработка открытого урока геометрии...