Урок геометрии в 7 классе по теме "Перпендикулярные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Андрийчук Светлана Юрьевна

Класс: 7 класс

Тема урока: Перпендикулярные прямые

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: Ввести определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков (лучей)

Задачи: Научить строить перпендикулярные прямые;

Развивать навыки построения геометрических фигур;

Развивать логическое мышление

Приобретаемые навыки детей: построение перпендикулярных прямых

Формы организации работы детей: индивидуальная и фронтальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perpendikulyarnye_pryamye_7_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация урока

Класс: 7 класс

Тема урока: Перпендикулярные прямые

Тип урока: Изучение нового материала

Цели: Ввести определение перпендикулярных прямых, перпендикулярных отрезков (лучей)

Задачи: Научить строить перпендикулярные прямые;

Развивать навыки построения геометрических фигур;

Развивать логическое мышление

Приобретаемые навыки детей: построение перпендикулярных прямых

Формы организации работы детей: индивидуальная и фронтальная работа

Технологические особенности

Технические условия: кабинет математики, оборудованный 1ПК

Используемое оборудование: 1ПК, интерактивная доска

Описание урока

  1. Организационный момент.

- Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, чертежный треугольник, цветные карандаши.

  1. Сообщение темы урока и цели.

- Тема нашего урока: «Перпендикулярные прямые» (слайд 1). На уроках геометрии вы познакомились с разными углами. Один из них назывался прямой. Сегодня этот угол нам поможет узнать многое о перпендикулярных прямых.  На этом же уроке вы научитесь строить перпендикулярные прямые.

  1. Устная работа.

- Но для начала нам нужно вспомнить некоторые геометрические фигуры. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры изображены? Какими особенностями обладают эти фигуры? (слайд 2).

- Пересекутся или нет изображенные фигуры? Почему? (слайд 3).

  1. Вводная беседа.

- Изучая геометрические фигуры, вы уже не раз встречались с перпендикулярными прямыми. Например, смежные стороны прямоугольника перпендикулярны. Как убедиться в том, что две линии (прямые) перпендикулярны? С древних пор строители проверяли перпендикулярность стены основанию дома с помощью отвеса, то есть грузика на веревке. Отсюда и произошло название перпендикуляра: латинское «перпендикулярис» означает «отвесной». Чтобы построить перпендикуляр к прямой, достаточно построить прямой угол. Это вы умеете делать с помощью чертежного треугольника и с помощью транспортира.

  1. Изучение нового материала.

- Итак, давайте выясним, какие прямые называют перпендикулярными.

- Прямые АВ и MN пересекаются, но не образуют 4 прямых угла. Прямые CD и MN пересекаются и образуют 4 прямых угла (слайд 4)

- Такие прямые называются перпендикулярными. В математике слово «перпендикулярные» обозначают знаком «». Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и три остальных угла тоже будут прямыми (слайд 4)

- Итак, перпендикулярными называются две прямые, при пересечении которых образуется четыре прямых угла (слайд 5)

-  Вы узнали какие прямые называются перпендикулярными. Пришло время научиться стоить перпендикулярные прямые. И начнем мы с построение перпендикулярной прямой через точку, лежащую на данной прямой.

-  Сначала строим произвольную прямую а, потом отмечаем на прямой произвольную точку М.  Берем чертежный треугольник и  совмещаем сторону прямого угла чертежного треугольника с прямой а, а вершину прямого угла чертежного треугольника с точкой М. Теперь можно провести прямую b вдоль второй стороны прямого угла чертежного треугольника. Мы построили  две перпендикулярные прямые, через точку, лежащую на данной прямой  (слайд 6).

  1. Физминутка

- Сядьте равно. Руки положите за спины. Не поворачивая головы посмотрите на окно, на стенд на противоположной стороне, наверх, на парту, на доску. Закройте глаза, представьте голубое небо. Откройте глаза. Руки положите на стол. Продолжим…

  1. Изучение нового материала.

- Теперь самостоятельно попробуйте построить две перпендикулярные прямые через точку не лежащую на данной прямой.

- Проверим ваш алгоритм построения:

  1. Строим произвольную прямую.
  2. Отмечаем точку вне прямой.
  3. Прикладываем чертежный треугольник.
  4. Проводим перпендикулярную прямую (слайд 7).

- Ребята, попробуйте провести через эту же точку еще одну перпендикулярную прямую. Получилось? Какой вывод можно сделать? Правильно: через любую точку плоскости можно провести единственную прямую, перпендикулярную данной  (слайд 8).

- Отрезки (или лучи), лежащие на перпендикулярных прямых, так же называют перпендикулярными отрезками (или лучами) (слайд 9).

- Подведем мини-итог. Если прямые перпендикулярны, то… Если при пересечении двух прямых образуются четыре прямых угла, то … (слайд 10)

  1. Закрепление нового материала.

- Вставьте пропущенные слова (слайд 11-12)

- Пришла пора применить полученные знания при решении геометрических задач: «В треугольнике АВМ  угол А – прямой. Установите, перпендикулярны ли прямые:

  1. АВ и АМ;
  2. АВ и ВМ;
  3. ВМ и АМ.

 - Как ответить на этот вопрос? (Обычно дети отвечают «нужно построить треугольник», поэтому есть смысл потренироваться в построении перпендикулярных прямых) (слайд 13).

- А есть ли другой способ определить, перпендикулярны ли прямые? (обязательно найдется ученик, который по названию угла определит нужные прямые, если нет, то стоит детей подвести к этой простой версии).

- Как по рисунку доказать, что прямые перпендикулярны? Конечно, нам поможет чертежный треугольник или транспортир (слайд 14).

- Конечно же, многие задачи можно решить устно путем логических рассуждений, не делая чертежи. Давай те попробуем:

«1. Прямые СЕ и МР пересекаются в точке К. Угол СКР равен 900. Найдите остальные три угла, образовавшихся при пересечении СЕ и МР.

2. Прямые СМ и ОЕ пересекаются в точке К. Один из углов, образовавшихся при пересечении – прямой. Образовался ли при этом хотя бы один не прямой угол?

3. Прямые АВ и ОС пересекаются в точке М. Один из углов, образовавшихся при пересечении – не прямой. Образовался ли при этом хотя бы один прямой угол?» (слайд 15)

  1. Дополнительное задание

- (Если на уроке останется время, то можно выполнить еще одно задание с проверкой). Откройте учебники на странице 234, задание номер 1341. Прочитайте внимательно задание и выполните его в тетради (слайд 16)

- И последнее. На чертежах не все углы можно проверить чертежными инструментами, так как величины углов искажаются при изображении. Как вы знаете,  прямой угол имеет специальное обозначение на чертежах, это нам и поможет понять, что угол прямой (слайд 17)

  1. Подведение итогов.

- Какие прямые называют перпендикулярными? Какие отрезки и какие лучи называют перпендикулярными? С помощью каких чертежных инструментов строят перпендикулярные прямые?

  1. Домашнее задание

- п. 43, стр. 232, № 1349 (а), № 1350, № 1351, № 1353 (а) (слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии, 7 класс,тема " Параллельные прямые"

Разработка урока геометрии по теме "Параллельные прямые" с презентацией....

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Презентация к уроку геометрии 10 класс

Презентация к уроку геометрии 10 класс по теме  "Признак перпендикулярности прямой и плоскости". Доказательство признака, задачи на закрепление материала...

Признаки параллельности прямых. Урок геометрии 7 класс.

Цели урока:             Повторить понятие параллельных прямых;            Повторить п...

Урок геометрии 7 класс по теме Аксиома параллельных прямых

Данные материалы предназначены для закрепления изученного материала по теме курса геометрии 7 класса "Аксиома параллельных прямых"....

Урок геометрия, 7 класс "Аксиомы параллельных прямых"

Цель: решение задач по теме «Параллельные прямые. Аксиома параллельности прямых»· Задачи урока.Образовательные: Закрепить с учащимися знания по теме «Параллельные прямые»· Развивающие: развивать ...

Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"

Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....