Урок по теме "Средняя линия треугольника"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Архипова Евгения Андреевна

Разработка урока геометрии в 8 классе по теме "Средняя линия треугольника" УМК Атанасян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-arhipova-sred._lin._treug.docx512.22 КБ
PDF icon kartochki_k_uroku_geometrii.pdf571.99 КБ
Файл list_samootsenki.docx347.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по геометрии

Тема: «Средняя линия треугольника».

Класс: 8 класс.

Урок № 37 (№1).

УМК: Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 383 с.: ил.

Цель:

образовательная: формирование понятия «средняя линия треугольника».

развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитиеумения слушать и вступать в диалог.

воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, целеустремленности.

Частные задачи:

  • повторить определение подобных треугольников;
  • повторить изученные ранее признаки подобия треугольников;
  • ввести понятие «средняя линия треугольника»;
  • изучить свойства средней линии треугольника;
  • осуществить самоконтроль новых знаний.

Формируемые УУД:

   личностные: формирование самооценки на основе успешной деятельности;

   регулятивные:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

   коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в диалог;

   познавательные: ориентироваться в системе знаний; составлять ответы на вопросы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями для повторения, карточка для самооценки, карточка с заданиями по новой теме).

План урока:

  1. Организационный этап (1 мин).
  2. Актуализация знаний (5 мин).
  3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока (2 мин).
  4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (8 мин).
  5. Этап первичной проверки понимания изученного (20 мин).
  6. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий (1 мин).
  7. Подведение итогов урока (2 мин).
  8. Этап информации о домашнем задании (1 мин).

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые УУД:

личностные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные: прогнозирование своей деятельности;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

   познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   Приветствие учащихся.

Фиксация отсутствующих на уроке.

   Проверка подготовленности к уроку: наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей.

   Приветствие учителя.

Дежурные называют отсутствующих

в классе ребят.

   Проверяют наличие учебных

принадлежностей.

II.     Этап актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые УУД:

    личностные: смыслообразование;

    регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

     познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

   Хорошо. А какие треугольники называются подобными?

   Верно. Сколько существует признаков подобия треугольников?

   Давайте вспомним каждый из них.

Два треугольника являются подобными, если … .

   по первому признаку подобия:

   по второму признаку подобия:

   по третьему признаку подобия:

   Правильно.
  А теперь предлагаю решить вам следующую задачу: (карточка с задачей лежит у каждого ученика на парте)

   Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Задача 1:

    Даны точки М и N — середины сторон АВ и ВС треугольника ABC. Докажите, что MN ||AC.

   Назовите и запишите, что дано и что нужно найти. Сделайте чертеж к задаче.

   Для того, чтобы доказать, что стороны MN и AC параллельны, чем мы будем пользоваться?

   Мы с вами знаем, что все признаки параллельности связаны с углами. Чем мы будем пользоваться для того, чтобы доказать равенство углов?

   На предыдущих уроках мы говорили о подобных треугольниках.

Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника.

  Всего существует три признака подобия треугольников.

  два угла одного треугольника соответственно равны двух углам другого треугольника.

   две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами равны.

   три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого треугольника.

   Открыли тетради, записывают дату, классная работа.

   Внимательно читают условие задачи.

   Пытаются решить задачу самостоятельно, один человек решает около доски.

Дано: ABC – треугольник, точка М — середина стороны АВ, и N — середина стороны ВС.

Доказать: MN || AC.

   Для доказательства параллельности сторон воспользуемся признаками параллельности прямых.

   Для того, чтобы доказать равенство углов воспользуемся признаками подобия треугольников.

Доказательство:

1.  – общий;

 т.к. точки М и N — середины сторон АВ и ВС.

   Следовательно, треугольник ABC подобен треугольнику BMN, по двум пропорциональным сторонам и углам, заключенным между этими сторонами.

2. BMN=BAC т.к. треугольник ABC подобен треугольнику BMN.

3. MN || AC т.к. BMN и BAC – соответственные при прямых МN и АС и секущей АВ.

Ч.т.д.

III.   Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Цель: организовать целенаправленную работу учащихся, принятие ими цели урока.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная.

Формируемые УУД:

   личностные: формирование интереса к новому материалу;

   регулятивные: целеполагание;

   коммуникативные: постановка вопросов;

   познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   Посмотрите на рисунок к задаче. В данной задаче мы с вами рассматривали отрезок MN, который имеет свое собственное «ИМЯ» и обладает определенными свойствами.

   Как бы вы назвали отрезок MN?

   Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

   Внимательно изучают рисунок к уже решенной задаче.

   Предлагают свои варианты названия отрезка MN.

   Сегодня на уроке мы познакомимся с «ИМЕНЕМ» отрезка MN и его свойствами.

IV.    Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: средняя линия треугольника.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная.

Формируемые УУД:

   личностные: формирование математической компетентности;

   регулятивные: планирование, прогнозирование;

   коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

   познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

И так, мы определили цель сегодняшнего урока.

 А темой сегодняшнего урока будет «Средняя линия треугольника».

Запишите тему сегодняшнего урока.

  И так, рассматриваемый нами отрезок MN называется средней линией треугольника.

   Как вы думаете ребята, что же такое средняя линия треугольника?

   Так вот, средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

   Как вы думаете, а сколько средних линий можно провести в одном треугольнике?

   Верно, а теперь нам предстоит выяснить, какими свойствами обладает средняя линия треугольника.

   Для этого вернемся к рисунку и к ранее разобранной задаче. Каким свойством обладает средняя линия?

   Верно. Но это не единственное свойство средней линии.

   Как вы думаете, каким еще свойством обладает средняя линия треугольника?

   Еще одним свойством является то, что средняя линия равна половине основания.

   Давайте докажем это. (Доказательство производится с помощью учеников)

Пусть дан треугольник ABC, где MN– средняя линия. Докажем, что MN || ACи MN = .

   Заметим, что первую часть теоремы мы с вами уже доказывали в начале урока.

   Теперь предлагаю доказать второе утверждение.

Поиск доказательства теоремы:

1. Что нужно доказать?

2. Что для этого нужно доказать?

3. В какие треугольники входят рассматриваемые отрезки?

4.Что нужно знать, чтобы доказать подобие треугольников?

5. Какие пары равных и (или) пропорциональных элементов можно указать в данных треугольниках?

6. Какой вывод можно сделать по этим данным?

7. Какой вывод можно сделать об отрезках MN и AC?

9. Какой вывод можно сделать из доказанного?

   Два доказанных нами свойства можно объединить в следующую теорему, доказательство которой будет состоять из 2-х частей:

   Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.

   Доказанные нами свойства мы можем применять при решении различных задач.

   Записывают тему урока в тетрадь.

   Предлагают свои варианты формулировки определения средней линии треугольника.

   В одном треугольнике можно провести три средние линии.

   Внимательно изучают уже знакомый рисунок и отвечают на вопросы учителя.

   Средняя линия треугольника параллельна основанию треугольника.

   Высказывают свои предположения относительно свойства средней линии треугольника.

   Записывают краткую запись вместе с рисунком в тетрадь.

Дано: ABC – треугольник, MN– средняя линия.

Доказать: 1. MN || AC;

                    2. MN = .

1. Нужно доказать, что

MN = .

2. Для этого нужно доказать подобие треугольников, содержащих стороны MN и AC.

3. Рассматриваемые отрезки входят в треугольники BMN и BAC.

4. Нужно знать три пары пропорциональныхсторон, или две пары равных углов, или две пары пропорциональных сторон, и пару равных углов, заключенных между этими сторонами.

5. Для треугольников BMNи BAC: B–общий,  – по условию.

6. Треугольники BMNи BAC подобны по двум пропорциональным сторонам и углу, заключенному между этими сторонами.

7. Эти отрезки относятся в отношении  , т.к. треугольники BMNи BAC подобны.

9. .

Доказательство:

1. B–общий, , то треугольники BMNи BAC подобны по двум пропорциональным сторонам и углам, заключенным между этими сторонами.

2. BMN=BAC, т.к. треугольники BMNи BAC подобны.

3.  , т.к. треугольники BMNи BAC подобны.

    Следовательно, .

Ч.т.д.

V.    Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель: проверить правильность понимания и осознанности изученного материала.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная.

Формируемые УУД:

   личностные: формирование математической компетентности;

   регулятивные: планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата;

   коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

   познавательные: структурирование знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   У каждого на столе лежит карточка с заданиями.

Задача 1:

   Укажите номера чертежей, на которых указана средняя линия треугольника:

Задача 2:

   Чему равна средняя линия треугольника, параллельная стороне a?

1 клетка = 1 см.

   Чем отличаются эти задания друг от друга? В чем сложность их выполнения?

   Откройте учебник на странице 152, выполним следующие упражнения письменно.

№ 564

   Дан треугольник, стороны которого равны 8 см, 5 см и 7 см. Найдите периметр треугольника, вершинами которого являются середины сторон данного треугольника.

   Назовите и запишите, что дано и что нужно найти. Сделайте чертеж к задаче.

   Чем мы будем пользоваться для решения данной задачи?

   Верно.

   Чему у нас получится равна сторона DE?

   Чему равна сторона DF?

   Чему равна сторона EF?

   Как найти периметр треугольника?

   Чему равен периметр треугольника?

   Что запишем в ответ?

№ 567

   Докажите, что середины сторон произвольного четырехугольника являются вершинами параллелограмма.

   Назовите и запишите, что дано и что нужно найти. Сделайте чертеж к задаче.

   Чем мы будем пользоваться для решения данной задачи?

   Для того, чтобы доказать, что четырехугольник является параллелограммом, чем мы будем пользоваться?

   Чем отличаются друг от друга и что общего у двух последних задач? В чем состоит трудность решения данных задач?

Решают задания с карточки самостоятельно в тетрадях, после проверяем устно, обсуждая способ решения.

Задача 1:

Средняя линия треугольника указана на чертежах 1 и 3.

Задача 2:

  Средняя линия треугольника, параллельная стороне aравна

 (см)

Для определения длины средней линии треугольника используется теорема (свойства средней линии).

Говорят о возникших трудностях при решении задач, если они были.

Открывают учебник на указанной странице и приступают к выполнению первого задания самостоятельно. Один ученик решает около доски.

Дано:ABC, DEF– треугольники; AB = 5 см, BC = 8 см, AC = 7 см,

AD = BD, AE = EC, BF = FC.

Найти: .

   Для решения данной задачи воспользуемся свойствами средней линии треугольника.

Решение:

   1. DE – средняя линия треугольника ABC, т.к. D – середина AB, E–середина AC;

      Следовательно, DE = BC. DE =  = 4 см.

  2.  DF – средняя линия треугольника ABC, т.к. D – середина AB, F–середина BC;

      Следовательно, DF = AC. DF =  = 3,5 см.

 3.  EF – средняя линия треугольника ABC, т.к. E–середина AC, F–середина BC;

      Следовательно, EF = AB. EF =  = 2,5 см.

4. = DE + DF + EF;

 = 4 + 3,5 + 2,5 = 10 (см).

Ответ: 10 см.

Дано:GHIJ–произвольный четырехугольник;

MG = MJ, KG = KH, LH = LI, IN = NJ.

Доказать: MKLN– параллелограмм.

   Для решения данной задачи воспользуемся свойствами средней линии треугольника.

   Для того, чтобы доказать, что четырехугольник является параллелограммом, воспользуемся признаком:

Параллелограммом является такой четырехугольник, у которого две стороны равны и параллельны.

Доказательство:

   1. Рассмотрим треугольник JGH:

MK – средняя линия, т.к. M–середина GJ, K–середина GH.

       Следовательно, MK || JH; и MK = JH.

2. Рассмотрим треугольник JIH:

NL – средняя линия, т.к. L–середина HI, N–середина JI.

Следовательно, NL || JH; и NL=JH.

   3. MK || NL, т.к. MK || JH, и NL || JH.

   4. MK = NL т.к. MK = JH и NL=JH.

   5. MKLN– параллелограмм, т.к. MK = NL и MK || NL. (по признаку параллелограмма)

Ч.т.д.

   Отвечают на поставленные учителем вопросы.

VI.    Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Цель: осуществление самоконтроля и самооценки действий.

Форма работы: индивидуальная.

Формируемые УУД:

   личностные: формирование правильной самооценки; умение признавать свои ошибки;

   регулятивные: контроль, коррекция.

   коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      У каждого на столе лежит лист для самооценки, называется «Дерево успехов»

Выберите изображение «яблоко» - если на уроке нам удалось выполнить все задания правильно;

   «цветочек» - если неплохо поработал на уроке, но что-то не совсем получилось;

   «листок» - если сегодня многое не получилось, но вы не отчаиваетесь.

   Оценивают свою деятельность на уроке:

VII.   Подведение итогов урока.

Цель: обобщение изученного на уроке материала.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые УУД:

   личностные: саморегуляция достижений;

   регулятивные: оценивание собственной деятельности;

   коммуникативные: умение вести диалог;

   познавательные: систематизирование и обобщение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чем мы занимались сегодня на уроке?

   Какой отрезок называют средней линией треугольника?

   Какими свойствами обладает средняя линия треугольника?

  Средняя линия треугольника встречается только в задачах, где речь идет о треугольниках?

   Встречались ли мы сегодня с такими задачами?

   Какой отсюда можно сделать вывод?

   Выставление оценок за урок.

   Сегодня на уроке мы рассматривали понятие «средняя линия треугольника», а также познакомились с ее свойствами.

   Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

   Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны.

  Средняя линия встречается не только в таких задачах.

   Да, встречались. Тогда речь в задаче шла о четырехугольниках.

   Применение свойств средней линии треугольника возможно для решения любых задач, где можно найти треугольники.

VIII.    Этап информации о домашнем задании.

Цель: повторение, закрепление изученного материала.

Форма работы: фронтальная.

Формируемые УУД:

личностные: воспитание волевых качеств;

   регулятивные: умение учитывать ориентиры данные учителем;

   коммуникативные: умение вести диалог.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:

  с. 159, вопросы 8,9.

  № 565, 566.

   Открывают дневники и записывают задание на следующий урок.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции"

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Средняя линия треугольника. Средняя линия трапеции" в 8 классе с использованием ИКТ....

Устный счет на уроках геометрии в 8 классе.Повторение темы «Равнобедренный треугольник», «Средняя линия треугольника», «Теорема Пифагора», «Подобие треугольников», «Ромб», «Площадь параллелограмма».

Устный счет на уроках геометрии в 8 классеПрезентация содержит практические устные задачи по геометрии, которые учитель может предложить на этапе устной работы на уроке. При решении данных задач повто...

«Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника».

laquo;Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника»....

Самостоятельная работа 8 класс «Свойства биссектрисы, медиан, средней линии треугольника, высоты прямоугольного треугольника; sin, cos, tg острого угла»

Самостоятельная итоговая работа состоит из 2-х вариантов разного уровня сложности: 1 вариант простой, 2 вариант - сложный. Это позволит провести срез ЗУН учащихся по темам с разным уровнем подготовки....

​Презентация к уроку геометрии "Средняя линия треугольника"

​Презентация к уроку по новой теме с построением средней линии, выводом определения. Также есть свойство с доказательством. И задачи на усвоение новых знаний....

Разработка урока и презентация к уроку по геометрии в 8 классе "Средняя линия треугольника."

Средняя линия треугольника." разработка урока и презентация к уроку по геометрии в 8 классе к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др. «Геометрия 7 – 9 классы&ra...