Разработка урока "Сумма углов треугольника"
учебно-методический материал по геометрии (7 класс)
Пояснительная записка
Знание теоремы о сумме углов треугольника находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, равенства и подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделять значительное внимание формированию умений использовать эту теорему.
1. Тема урока: Сумма углов треугольника.
2. Возраст обучающихся: 13 лет.
3. Название предмета: геометрия
4. Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев
5. Вид урока: урок приобретения нового знания
6. Тип урока: комбинированный
7. Цель урока:
Дать систематические сведения о сумме углов треугольника, первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Проверить знания учащихся формулировки и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; проверить их умения объяснять по рисункам, как найти величину угла треугольника по заданным условиям;, а также применять теорему о сумме углов треугольника при решении задач; развивать у учащихся самостоятельность; внимание; активность, научить видеть различные способы при решении одной задачи.
8. Проблемы, решаемые обучающимися Развитие личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД.
9. Планируемые результаты:
Предметные : применять признаки параллельности прямых при решении задач.
регулятивные УУД :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
познавательные УУД: самостоятельные выделения и формулирования познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
личностные УУД: установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом.
10. Оборудование: таблицы, слайды, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summa_uglov_treugol.docx | 171.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сумма углов треугольника.
- Здравствуйте ребята!
-Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если же у нескольких человек есть по одной идее, и они обменяются ими, то… (у каждого будет уже по несколько идей)
Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке каждый из нас обогатится новыми идеями и знаниями.
- - Давайте вспомним, что изучает наука геометрия?
(Геометрия- наука о свойствах геометрических фигур)
- В данном облаке слов прочитайте определение и скажите, о каком
геометрическом объекте идет речь(слайд).
- Как вы считаете почему именно с треугольника мы начали изучение геометрии (Треугольник – сама простая замкнутая фигура, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни (строительстве и земледелии).
- Действительно, хотя треугольник и самый простой многоугольник,, но по количеству свойств он опережает многие более сложные фигуры.
Вспомните, что важного о треугольнике мы уже знаем? (Признаки равенства треугольников, виды треугольников, новые элементы треугольников- биссектриса, медиана и высота).
- Да, мы умеем строить треугольники, умеем их сравнивать, знаем названия его элементов.
- Давайте рассмотрим такую задачу:
Дано: Доказательство:
∆АВС;
∟А=38°,
∟В-72°
Найти ∟С.
- Как вы считаете, можем ил мы решить эту задачу?(Можем)
-Что нужно знать для нахождения угла С? (Сумму всех углов треугольника).
-То есть для решения этой задачи нам надо знать величину суммы углов треугольника. Как вы можете сформулировать тему урока?
(Сумма углов треугольника)
- Какую цель необходимо поставить перед собой? (выяснить чему равна сумма углов треугольника)
- А какие задачи мы себе поставим на сегодняшнем уроке? ( Выяснить чему равна сумма углов треугольника, научиться решать задачи на эту тему, а так же выяснить где в практике используется данное свойство)
- У каждого из вас на столе лежат треугольники.
Необходимо отрезать(оторвать) уголки моделей треугольников и соединить вершины углов в одной точке.
- Скажите, какой угол вы получили? ( Развернутый)
- А сколько градусов составляет развернутый угол? (180°)
- Какой вывод можем сделать из проделанной работы? (что сумма углов треугольника равна 180°)
- Теперь давайте проведем измерительные работы. Изобразите у себя в тетрадях произвольные треугольники и с помощью транспортира измерьте его углы. (Один из учеников проделывает эту работу у доски)
Теперь найдите сумму углов вашего треугольника.
- Скажите, какие числа у вас получилось? (180°, 181°, 179°)
- Вокруг какого числа вертятся все эти числа? (180°)
То есть мы можем сделать вывод, что сумма углов треугольника =180°
- На основе проделанных опытов мы можем выдвинуть гипотезу, что сумма углов треугольника = 180°. Но это ведь всего лишь предположение.
- А как называется гипотеза, которая требует доказательства? ( Теорема)
5. Так давайте сформулируем и докажем теорему о сумме углов треугольника. ( Сумма углов треугольника = 180°)(К доске для оформления выходит один из учеников.)
- Можем ли мы теперь решить нашу задачу? (Можем. Один из учеников выходит записать решение на доске, а остальные оформляют решения у себя в тетрадях.)
- Как вы думаете, где может иметь применение эта теорема?
Представьте себе, что вы строите дом. А у любого дома должна быть крыша. Оказывается, что самой практичной и экономичной является двускатная крыша. Но двускатные крыши могут быть разными, например, более заострёнными и более пологими. Для выбора необходимо учитывать специфику местности, где мы проживаем. Например, при наличии обильных осадков и достаточно холодного климата нужен один тип крыши, а при сухом и жарком климате - другой тип, а в зонах с частыми и сильными ветрами - третий. На какой климат будем ориентироваться мы. При наличии обильных осадков идеальной считается двускатная крыша в виде равнобедренного треугольника с углом между стропилами, равному 100 градусам. На такой кровле не так накапливается снег, что позволяет избежать повышенного давления на перекрытия. Итак, нам нужно установить крышу с углом между стропилами, равным 100 градусам.
Кровля в зависимости от материала, из которого она сделана, должна быть наклонена к горизонтальной линии под различными углами. Какой угол в каждом случае составляют стропильные ноги двускатной крыши?
кровля | угол |
Железная | 30 |
Черепичная | 40 |
Тёсовая | 45 |
Соломенная | 35 |
- Задача о стремянке:
Стремянка установлена так, что ее длина её ножек совпадает с расстоянием между ними. Угол между стремянкой и полом составляет 60°. Расчитайте угол раскрытия стремянки?
- Какой вывод мы можем сделать? ( В равностороннем треугольнике все углы по 60 °)
- Самостоятельная работа с дальнейшей коллективной проверкой в классе.
(Контрольные вопросы на раздаточных листах лежат на партах. Ответы на вопросы запишите в тетрадь.)
1) Существует ли треугольник с углами:
а) 30о , 60о , 90о;
б) 46о , 160о , 4о;
в) 75о , 90о , 25о?( Обоснуйте)
2) Может ли в треугольнике быть:
а) два тупых угла;
б) тупой и прямой углы? (обоснуйте ответ)_
3) Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о.
4) В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике?
5) Измерить углы можно у любого треугольника? (приведите примеры)
Ответ на вопрос №5: нет. Например, существует Бермудский треугольник, который находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида, у которого невозможно измерить углы.
- Один из самых загадочных и интересных треугольников
“Бермудский треугольник”. Еще это место называют аномальной зоной.
На самом деле это место, которое традиционно считается самым ужасным, самым жутким местом планеты. Здесь бесследно исчезало множество кораблей и самолетов - большинство из них после 1945 года. Здесь погибло более тысячи человек. Однако при поисках не удалось обнаружить ни одного трупа или обломка.
.
Хотя существование инопланетян до сих пор не доказано, некоторые приписывают именно им все происходящее в районе Бермудского треугольника. В 2009 году в ночном небе над этой зоной появились неизвестные огни, которые даже сформировали нечто похожее на водоворот.
Так же пропажу кораблей и самолетов приписывают морскому чудовищу и дыре в магнитном поле Земли.
Бермудский треугольник не имеет четких границ, нельзя найти на карте его точное обозначение. Разные ученые определяют его местоположение на свое усмотрение. Самое распространенное его определение - это область в Атлантическом океане между Бермудами, Пуэрто-Рико и Майами. Общая площадь - 1 млн. квадратных километров. Однако название этой области тоже условное, поэтому название “Бермудский треугольник” не является географическим
В свою очередь, каждая пентаграмма делится на треугольники большие и треугольники помельче. Таким образом, поверхность Земли предстает в виде в пересечении вершин треугольников, в которых образуются “энергетические узлы”. Эта идея разработана русскими исследователями Н. Гончаровым, В. Морозовым. В пересечении вершин треугольников образуются особенно богатые запасы полезных ископаемых, в некоторых “узлах” порой исчезают материальные предметы.
Вам желаю никогда не попадать в «Бермудский треугольник непонимания»!
- У этой теоремы существует несколько красивых доказательств.
Доказательством этой теоремы занимались древнегреческие учёные Пифагор, Евклид, Прокл. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания провести ещё исследование по поиску и изучению различных доказательств этой теоремы, и оформить их в виде проектов, презентаций, а можно и просто записать доказательства в рабочую тетрадь. Пусть каждый сам выберет свой уровень. Главное вы получите это знание сами. Я думаю, что на следующем уроке будет очень интересно рассмотреть эти доказательства и оценить их.
- Рефлексия
Спасибо всем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
Кому всё было понятно на уроке –поднимите красный корабль и приколите к моему Бермудскому треугольнику. Кто испытывал затруднение, но уверен, что преодолеет трудности сам - поднимите зелёный корабль. Кому нужна моя помощь - поднимите синий корабль.
1) Существует ли треугольник с углами:
а) 40о , 50о , 90о;
б) 45о , 160о , 5о;
в) 70о , 90о , 30о?( Обоснуйте)
2) Может ли в треугольнике быть:
а) два острых угла;
б) прямой и тупой углы? (обоснуйте ответ)_
3) Определите вид треугольника, если один угол 50о, другой 90о.
4) В каком треугольнике сумма углов больше: в прямоугольном или тупоугольном треугольнике?
5) Измерить углы можно у любого треугольника? (приведите примеры)
1) Существует ли треугольник с углами:
а) 30о , 60о , 90о;
б) 46о , 160о , 4о;
в) 75о , 90о , 25о?( Обоснуйте)
2) Может ли в треугольнике быть:
а) два тупых угла;
б) тупой и прямой углы? (обоснуйте ответ)_
3) Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о.
4) В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике?
5) Измерить углы можно у любого треугольника? (приведите примеры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольники. Сумма углов треугольника."
Урок обобщения по теме «Треугольники. Сумма углов треугольника». Цель урока - закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме, учится применять полученные знания для выполнения практиче...
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"
С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....
Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника
Урок-закрепление с использованием пространственного воображения и логического мышления, развития геометрической интуиции....
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....