Рабочая программа по геометрии, 8 класс, углубленный уровень
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 класса разработана на основе:
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- авторской программой по математике: Математика: рабочие программы: 7 – 11 классы с углубленным изучением математики/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017. – 150 с.
-учебника «Геометрия»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.М.Поляков – М.: Вентана-Граф, 2017. – 384 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_8kl-uglublennyy_uroven.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 класса разработана на основе:
-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;
- авторской программой по математике: Математика: рабочие программы: 7 – 11 классы с углубленным изучением математики/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2017. – 150 с.
-учебника «Геометрия»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.М.Поляков – М.: Вентана-Граф, 2017. – 384 с.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса геометрии
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.
В направлении личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т.п.);
6) умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
7) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
В метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники;
2) умение самостоятельно определять цели своего обучения и приобретать новые знания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение определять понятия, выявлять и доказывать свойства и признаки объектов, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
7) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
10) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной;
11) умение обрабатывать и анализировать полученную информацию;
12) умение использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать и реализовывать гипотезы при решении геометрических задач;
14) понимание сущности алгоритмических действий и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
15) умение находить различные способы решения геометрической задачи, решать познавательные и практические задачи;
16) приобретение опыта выполнения проектной деятельности.
В предметном направлении:
- осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
- представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением геометрической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- умение оперировать понятиями по основным разделам содержания; умение проводить доказательства геометрических утверждений;
- умение анализировать, структурировать и оценивать изученный предметный материал;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о фигурах и их свойствах;
- практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и периметры фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
- классифицировать геометрические фигуры;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
- оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- доказывать теоремы;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки, использовать метод ГМТ в задачах на построение;
- решать планиметрические задачи.
Ученик получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;
- приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
- использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, многоугольников, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность научиться:
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Ученик научится:
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка, координаты точки, делящей отрезок в данном отношении;
- составлять уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой, проходящей через две данные точки;
- определять положение прямой на координатной плоскости, использовать угловой коэффициент прямой;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Ученик получит возможность:
- использовать координатный метод для решения задач на вычисление и доказательство;
- приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
- приобрести опыт выполнения проектов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигур, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры.
Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса и её свойства, виды углов, многоугольники, окружность и круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Многоугольники.
Многоугольник, его элементы и его свойства. Правильные многоугольники. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Треугольник. Сумма углов треугольника. Равнобедренный треугольник, свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Медианы, биссектрисы, высоты треугольников. Замечательные точки в треугольнике. Неравенство треугольника.
Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Теорема Вариньона.
Окружность, круг
Их элементы и свойства. Хорды и секущие, их свойства. Касательные и их свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников. Вписанные и описанные окружности для четырехугольников. Вневписанные окружности. Радикальная ось.
Фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамидах, параллелепипедах, призмах, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Равенство фигур
Свойства и признаки равенства треугольников. Дополнительные признаки равенства треугольников. Признаки равенства параллелограммов.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Первичные представления о евклидовых геометриях. Теорема Фалеса.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности прямых. Наклонные, проекции, их свойства.
Подобие
Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Отношение площадей подобных фигур.
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения геометрических величин
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длин. Единицы измерения длины.
Величина угла. Градусная мера угла. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Понятие от площади плоской фигуры и её свойства. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Представление об объёме пространственной фигуры и его свойства. Измерение объёма. Единицы измерения объёма.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей, вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Площади. Формулы площадей треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула Герона, формула площади выпуклого четырёхугольника, формулы длины окружности и площади круга. Площадь кругового сектора, кругового сегмента. Площадь правильного многоугольника.
Теорема Пифагора. Пифагоровы тройки. Тригонометрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции тупого угла.
Теорема косинусов. Теорема синусов.
Решение треугольников. Вычисление углов. Вычисление высоты, медианы и биссектрисы треугольника. Ортотреугольник. Теорема Птоломея. Теорема Менелая. Теорема Чевы.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Равновеликие и равносоставленные фигуры.
Свойства (аксиомы) длины отрезка, величины угла, площади и объёма фигур.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений. Циркуль, линейка.
Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному.
Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, по другим элементам.
Деление отрезка в данном отношении.
Основные методы решения задач на построение (метод геометрических мест, метод параллельного переноса, метод симметрии, метод подобия).
Этапы решения задач на построение.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Многоугольники. Четырехугольники (24 часа) | |||||
1 | Многоугольник и его элементы | 1 | |||
2 | Многоугольник и его элементы | 1 | |||
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | |||
4 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | |||
5 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | |||
6 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 1 | |||
7 | Признаки параллелограмма | 1 | |||
8 | Признаки параллелограмма | 1 | |||
9 | Признаки параллелограмма | 1 | |||
10 | Необходимые и достаточные условия | 1 | |||
11 | Необходимые и достаточные условия | 1 | |||
12 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |||
13 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |||
14 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |||
15 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |||
16 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |||
17 | Средняя линия треугольника | 1 | |||
18 | Средняя линия треугольника | 1 | |||
19 | Средняя линия треугольника | 1 | |||
20 | Трапеция. Виды и свойства трапеции | 1 |
| ||
21 | Трапеция. Виды и свойства трапеции | 1 | |||
22 | Трапеция. Виды и свойства трапеции | 1 | |||
23 | Трапеция. Виды и свойства трапеции | 1 | |||
24 | Контрольная работа №1 | 1 | |||
Описанная и вписанная окружности четырехугольника (18 часов) | |||||
25 | Центральные и вписанные углы | 1 | |||
26 | Центральные и вписанные углы | 1 | |||
27 | Центральные и вписанные углы | 1 | |||
28 | Центральные и вписанные углы | 1 | |||
29 | Применение свойств центральных и вписанных углов при решении задач | 1 | |||
30 | Применение свойств центральных и вписанных углов при решении задач | 1 | |||
31 | Применение свойств центральных и вписанных углов при решении задач | 1 | |||
32 | Применение свойств центральных и вписанных углов при решении задач | 1 | |||
33 | Применение свойств центральных и вписанных углов при решении задач | 1 | |||
34 | Описанная окружность четырехугольника. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
35 | Описанная окружность четырехугольника. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
36 | Описанная окружность четырехугольника. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
37 | Описанная окружность четырехугольника. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
38 | Описанная окружность четырехугольника. Метод вспомогательной окружности | 1 | |||
39 | Вписанная окружность четырехугольника | 1 | |||
40 | Вписанная окружность четырехугольника | 1 | |||
41 | Вписанная окружность четырехугольника | 1 | |||
42 | Контрольная работа № 2 | 1 | |||
Подобие треугольников (25 часов) | |||||
43 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
44 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
45 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
46 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
47 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
48 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | |||
49 | Теорема о медианах треугольника. Теорема о биссектрисе треугольника | 1 | |||
50 | Теорема о медианах треугольника. Теорема о биссектрисе треугольника | 1 | |||
51 | Теорема о медианах треугольника. Теорема о биссектрисе треугольника | 1 | |||
52 | Подобные треугольники | 1 | |||
53 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
54 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
55 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
56 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
57 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |||
58 | Теорема Менелая. Теорема Чевы | 1 | |||
59 | Теорема Менелая. Теорема Чевы | 1 | |||
60 | Теорема Менелая. Теорема Чевы | 1 | |||
61 | Прямая Эйлера. Окружность девяти точек | 1 | |||
62 | Прямая Эйлера. Окружность девяти точек | 1 | |||
63 | Прямая Эйлера. Окружность девяти точек | 1 | |||
64 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | |||
65 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | |||
66 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 | |||
67 | Контрольная работа № 3 | 1 | |||
Решение прямоугольных треугольников (15 часов) | |||||
68 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | |||
69 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | |||
70 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | |||
71 | Теорема Пифагора | 1 | |||
72 | Теорема Пифагора | 1 | |||
73 | Теорема Пифагора | 1 | |||
74 | Теорема Пифагора | 1 | |||
75 | Теорема Пифагора | 1 | |||
76 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | |||
77 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | |||
78 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | |||
79 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | |||
80 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | |||
81 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | |||
82 | Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Площадь многоугольника (15 часов) | |||||
83 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | 1 | |||
84 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | 1 | |||
85 | Площадь параллелограмма | 1 | |||
86 | Площадь параллелограмма | 1 | |||
87 | Площадь треугольника | 1 | |||
88 | Площадь треугольника | 1 | |||
89 | Площадь треугольника | 1 | |||
90 | Площадь треугольника | 1 | |||
91 | Площадь треугольника | 1 | |||
92 | Площадь треугольника | 1 | |||
93 | Площадь трапеции. Равносоставленные многоугольники | 1 | |||
94 | Площадь трапеции. Равносоставленные многоугольники | 1 | |||
95 | Площадь трапеции. Равносоставленные многоугольники | 1 | |||
96 | Площадь трапеции. Равносоставленные многоугольники | ||||
97 | Контрольная работа № 5 | 1 | |||
Повторение и систематизация учебного материала (8 часов) | |||||
98 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
99 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
100 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
101 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
102 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
103 | Контрольная работа № 6 | 1 | |||
104 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 | |||
105 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры 8 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) 7 класс
Рабочая программа по английскому языку 7 класс составлена в соответствии со всеми требованями ФГОСа...
Рабочая программа 8-9 класс углубленный уровень ФКГОС к УМК Афанасьева О.В.
Сквозная рабочая программа 8-9 класс включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и календарно-поурочное планирование....
Рабочая программа по русскому языку (углубленный уровень), 10 класс
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ (углублённый уровень ) и составлена на основе материалов Федерального государстве...
Рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) для учащихся 8-х классов на домашнем обучении
Данная рабочая программа по английскому языку для учащихся 8 класса, находящихся на домашнем обучении (МБУ СОШ №89, г. Тольятти), составлена на основе авторской рабочей программы В.Г.Апалькова (Англий...
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г.
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г....
Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс
Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...