Методическая разработка по геометрии. "Аксиома параллельных прямых"
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Методическая разработка по геометрии. "Аксиома параллельных прямых". Целевая аудитория : 7 класс. Методическая копилка для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок геометрии  в 7 классе

Тема: Аксиома параллельных прямых

                                                                                             

 Цели урока.

Дидактические:

- дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых и следствия из нее. ;

 – продолжить формирование умений и навыков по решению задач;

 – стимулировать учащихся к овладению решением задач.

Развивающие:

 – совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;

 – развивать логическое мышление, учить анализировать и обобщать;

 – продолжить работу по развитию математической речи и памяти.

Воспитательные:

 – продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;

 – приучать к умению общаться и выслушивать других;

 – воспитание сознательной дисциплины;

 – развитие творческой самостоятельности и инициативы;

 – стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: параллельные прямые, аксиома, теорема, доказательство.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации.

Методы обучения:  - наглядный (метод демонстрации)  - частично-поисковый                                                                   

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                           

Ход урока:

   Этапы урока

Деятельность учителя.

Задания, вопросы.

Последовательность демонстрации  слайдов (Примечание)

Форма организации ДЕ учащихся

1.Организационный этап. Постановка целей урока

Организует формирование групп.

Учитель предлагает разгадать кроссворд. Слайд 2 и выделить основное слово… Контроль - слайд 3.

Предлагает определить тему и цели урока.

Корректирует ответы учащихся /групп/

Слайд 2, 3

Формирование групп /разделение класса на группы по 3 человека/

Решают кроссворд, предлагают свое решение…

Пробуют определить тему и цели урока

2. Этап изучения н/м.

1) Введение понятия аксиомы. Проблемный вопрос.

2) Введение определения аксиомы. Работа с определением.

- Работа с учебником как с источником информации.

3) Знакомство с аксиомой параллельных прямых.

 

-  Изучая свойства геометрических фигур, мы доказали ряд теорем. При этом мы опирались, как правило, на доказанные ранее теоремы.

А на чем основаны доказательства самых первых теорем геометрии?

Выделите ближайший род и отличительные признаки понятия.  

1. Беседа об аксиомах геометрии (использовать материал пункта 27 учебника и Приложение 1 на с. 344–348 учебника, Приложение 2 на с. 349–351, а также книгу: Глейзер Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982).

2. Записать в тетрадях:

Аксиомами называются те основные положения геометрии, которые принимаются в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и строится вся геометрия.

1)  Прочитайте §2 п.27.   Какие интересные факты вы узнали из истории геометрии?

2) Предлагает решить задачу: через точку М, не лежащую на прямой а, провести прямую, параллельную прямой а. Решение этой задачи доказывает существование прямой, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой.

 

3)  Рассказывает учащимся о том, что в геометрии Евклида, изложенной им в книге «Начала» ответ на данный вопрос следует из знаменитого пятого постулата, и этот ответ таков: через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. Пятый постулат знаменит тем, что долгие годы его пытались доказать на основе остальных аксиом Евклида. И лишь в прошлом веке, во многом благодаря великому русскому математику Н. И. Лобачевскому, было доказано, что пятый постулат не может быть выведен из остальных аксиом. Поэтому утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, принимается в качестве аксиомы.

. Заострить внимание учащихся на том, что в аксиоме утверждается, что через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной (единственность прямой), а существование такой прямой доказывается.

4) Разъяснение смысла понятия «следствия». Знакомит со  Следствиями 1,2. Записать в тетрадях: следствиями называются утверждения, которые выводятся непосредственно из аксиом или теорем.

Слайд 4.

 Демонстрация проблемного вопроса.

 Слайд 5.  Определение аксиомы.

Формулирование ранее изученных утверждений геометрии (аксиом)

Слайд 6. Демонстрируется как обобщающий слайд и как слайд для самоконтроля.

Слайд 7. Аксиомы Евклида.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10

Сочетание парной  и групповой форм:

1.Объединиться в группы по вариантам или в пары  и обсудить данный вопрос.

2. Если пришли к общему мнению, озвучить свой вариант ответа.

Работа с учебником.

Делают записи в тетрадях

Сочетание парной  и групповой форм

  1. Работа с учебником

 

  1. Решат задачу в группе: предлагают свое решение.

  1. Слушают учителя. Делают записи и чертеж в тетрадях.

  1.  Слушают учителя. Делают записи в тетрадях

3. Этап закрепления н/м.

Решение задач на применение аксиомы параллельных прямых и следствий из неё.

  1. Работа в рабочих тетрадях: № 105
  2. Устно: № 196- 197 /учебник/
  3. № 218 /учебник/, решение запишите в тетрадь.

Корректировка решения…

Слайд 11

Слайд 12 /решение задачи//

КРД (коллективно – распределённая деятельность)

Сочетание индивидуальной и групповой форм.

 1.Объединиться в группы по вариантам и проверить.

2. Если пришли к общему решению, вынести решения на доску (можно вдвоём).

Решают задачи, записывают решение в тетрадь… Решение демонстрируют у доски

  1. Итог урока.

5. Д/з.

Закончи предложение…

Оцени работу своей группы; кто работал лучше остальных?

Изучить пункты 27 и 28; ответить на вопросы 7–11 на с. 68 учебника; решить задачи №№ 217, 199 /пояснения к заданию/

Слайд 13

Слайд 14

Отвечают…

Высказывают свою точку зрения.

Запись задания в дневники

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс Геометрия Аксиома параллельных прямых Урок 2

7 класс Геометрия Аксиома параллельных прямых Урок 2...

Решение задач. Подготовка к контрольной работе по геометрии "Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости. 10 класс

повторить аксиомы, признак параллельности прямой и плоскости, свойство транзитивности, угол между скрещивающимися прямыми...

Урок по геометрии на тему «ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ»

Литература: учебник Геометрия, 7-9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2010Тема: Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель уро...

Тест по геометрии "Аксиомы параллельных прямых"

Тест по геометрии по теме "Аксиомы параллельных прямых" 7класс состоит из 10 вопросв с вариантами ответов....

Методическая разработка урока математики «Свойства параллельных плоскостей»

Методическая разработка урока изучения нового материала по дисциплине «Математика» по теме «Свойства параллельных плоскостей».Рассмотрены основные вопросы:1. повторение: взаимн...