Урок геометрии по теме "Построение прямых углов на местности"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Необычный урок – урок вне стен классной комнаты. Урок проходит на школьной площадке. У каждого учащегося имеются измерительные инструменты и подручные материалы, необходимые для построения углов на местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок геометрии вне стен классной комнаты | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО | Пимкина Вера Ивановна | |
Место работы | Муниципальное общеобразовательное учреждение Волосатовская средняя общеобразовательная школа Селивановского района Владимирской области | |
Должность | Учитель математики высшей квалификационной категории | |
Предмет | Геометрия | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | Построение прямых углов на местности, 8 урок по теме «Начальные геометрические сведения» (40 минут) | |
Базовый учебник | Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9. Учебн. для ОУ – М.: Просвещение, 2011 |
- Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах
- Необходимое оборудование: линейка, веревка, деревянные бруски, экер, астролябия, ноутбук, планшеты, смартфоны. Карточки самооценивания.
Цели
- практическое применение теоретических знаний учащихся;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков построения прямых углов, умения вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы, умения построения прямых углов на местности;
- развивающие: развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; развивать логическое мышление и творческую сторону мыслительной деятельности, математически грамотную речь; через ИКТ повышать интерес к изучаемому предмету; развивать навыки работы по готовым чертежам; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, памяти, внимания.
- воспитательные: способствовать совершенствованию навыков коллективной и групповой работы, умению ориентироваться при работе в группах, контролировать внимание на всех этапах урока, ответственности к учебному труду.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие перпендикулярные прямые | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать задачи, используя начальные геометрические сведения | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение | |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | закрепляют навыки и умения по решению задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Начальные геометрические сведения». | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Улыбнуться друг другу. Встреча на школьной площадке | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Девиз урока: Я услышал и забыл Я увидел и запомнил Я сделал и понял. (Конфуций) | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Беседа «Измерение углов. Перпендикулярные прямые», «Измерительные инструменты».
| Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы (использует ноутбук) | Определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на измерение углов и построение прямых углов, решаемых в жизни. | Организация и контроль над процессом решения задач. | Работают в группах над поставленными задачами. Решают учебно-практические задачи, используя различные измерительные инструменты, подручные материалы, записывают свои действия на планшеты, смартфоны | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Сегодня у нас необычный урок – урок вне стен классной комнаты. Мы идем на школьную площадку. У каждого из вас имеются измерительные инструменты и подручные материалы, необходимые сегодня нам для урока. Класс предварительно разбит на 3 группы. | Учащиеся слушают учителя |
2. Актуализация знаний | Беседа « Измерение углов» по вопросам: -Какие углы бывают? -Назовите измерительные инструменты. -Какие инструменты можно применить при измерении длин отрезков? Измерения углов? | Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы. |
3. Этап применения знаний в новой ситуации | Проблема. - Как можно построить прямой угол на местности: на школьной игровой площадке? Тема нашего урока: Построение прямых углов на местности. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Измерение углов и перпендикулярные прямые» и применить их при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос. Формулируют тему и цель урока, задачи. |
4. Этап первичное осмысление и закрепление знаний | - Итак, приступаем к решению задач, которые нам приходится решать в жизни. 1. Построение прямых углов на школьной игровой площадке Для построения прямых углов на местности применяют специальные приборы, простейшим из которых является экер. Экер представляет собой два бруска, расположенных под прямым углом и укрепленных на треножнике (рис. 7). На концах брусков вбиты гвозди так, что прямые, проходящие через них, взаимно перпендикулярны. Чтобы построить на местности прямой угол с заданной стороной ОА, устанавливают треножник с экером так, чтобы отвес находился точно над точкой О, а направление одного бруска совпало с направлением луча ОА. Совмещение этих направлений можно осуществить с помощью вехи, поставленной на луче. Затем провешивают прямую линию по направлению другого бруска (прямая ОВ на рисунке 7). Получается прямой угол АОВ. В геодезии для построения прямых углов используются более совершенные приборы, например теодолит. 2. Задания группам. 1 группа – разметка участка под фундамент здания 3*4м 2 группа – разметка песочницы для малышей 2*3м 3 группа – разметка участка под огород прямоугольной формы 5*6м | Учащиеся в группах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы. Используют планшеты, смартфоны для записи результатов. |
Пауза | 5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Далее встаем и продолжаем работу. | Учащиеся собираются в круг, повторяют действия за учителем. |
Этап закрепление изученного материала. | Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие затруднения у вас были при выполнении данных задач и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
Рефлексия. Подведение итогов | Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания |
Домашнее задание | Подготовить отчет о проделанной работе на уроке - мини-проект. Решить задачу №85, № 86(по группам). | Записывают задание в дневники |
Карточка самооценивания.
Ф. И. _______________________________________________
Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
№ задания | Задание | Оценка |
1 | Устный опрос | |
2 | Целеполагание | «+», «-» |
3 | Степень участие в решении групповой задачи | |
4 | Итого: ваша оценка за урок |
Если у вас: 5- 4, + - ставим оценку «5»;
4- 3, + - «4»;
3- 2,5 «+» - «3».
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия - Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации - Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия -Актуализация знаний об измерении углов, построении прямых углов. -Определение основных направлений в изучении темы |
| 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают измерительные приборы. 2. Учитель приводит самый «яркий» пример: в поселке недавно велась газификация… 3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить… |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания об измерении углов - Применение понятия построение прямых углов при решении жизненных задач - Анализ информации по теме «Перпендикулярные прямые» |
| 1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает группы или пары учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. 4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
Стадия Рефлексии | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов - Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия - Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов - Предметные действия - Применение знаний об измерении углов при решении практических заданий - Способность использовать полученные знания на практике |
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы | 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме 3. Обратить внимание учеников на стр. 20, 23-24 учебника, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока геометрии "Смежные и вертикальные углы"
В разработке урока на основе презентации рассматриваются смежные и вертикальные углы, доказываются их свойства, вырабатываются умения применять эти свойств к решению задач. Учащиеся имеют возможность ...
Урок геометрии 7 класс "Сумма углов треугольника"
Урок геометрии в 7 классе, тема урока "Сумма углов треугольника" , с использованием мультимедийного оборудования....
разработка урока геометрии по теме "Смежные углы".
урок геометрии в 7 классе (конспект + презентация)...
Конспект урока, геометрия в 10 классе "Углы между прямыми и плоскостями"
При моделировании урока использованы цифровые образовательные ресурсы из единой коллекции, а также авторские демонстрационные презентации...
Конспект урока геометрии по теме "Сумма углов треугольника".
Архив включает в себя конспект открытого урока и презентацию. В начале урока учениками проводится небольшое исследование по материалам домашнего задания, в результате которого они самостоятельно вывод...
Конспект урока геометрии 8 класс "Вписанные углы"
Коенспект урока геометрии по теме "Вписанные углы" для учащихся 8 класса...
Презентация к уроку геометрии в 7 классе "Углы при пересечении двух прямых секущей"
Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Определение параллельных прямых. Секущая. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей"...