Понятие многогранника. Призма.
план-конспект занятия по геометрии (10 класс) на тему

Понарьина Евгения Валентиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятие многогранника. Призма.357.94 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие многогранника. Призма.

Определение. Прямая призма - это такая призма, у которой боковое ребро перпендикулярно плоскости основания.

Рассмотрим треугольную призму АВСА1В1С1 (рис. 1). Ребро АА1 перпендикулярно плоскости основания (АВС). Значит, призма – прямая. Значит, все боковые рёбра перпендикулярны плоскости основания и каждая боковая грань – это прямоугольник.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111606/2da96b00_917c_0131_ad42_12313c0dade2.jpg

Рис. 1

Определение. Правильной называется такая прямая призма, в основании которой лежит правильный n-угольник. Тогда, мы имеем правильную n-угольную призму.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111607/2f777870_917c_0131_ad43_12313c0dade2.jpg

Рис. 2

1) Площадь полной поверхности призмы равна сумме площади её боковой поверхности и удвоенной площади основания.

Sполн = Sбок + 2Sосн

2) Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.

Sбок = Росн ∙ h

  1. Площадь боковой поверхности наклонной призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.

 Задача 1 

Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция с основаниями 21см и 9 см и высотой 8 см (рис. 3). Найдите площадь боковой поверхности, если боковое ребро равно 10 см.http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111609/319d00e0_917c_0131_ad45_12313c0dade2.jpg

Дано: AD  BC, AB = CD,

AD = 21см, BC = 9см, BH = 8 см,

АА1  АВС, АА1 = 10 см. (рис. 4)

Найти: Sбок

Рис. 4

Решение:

Рассмотрим трапецию ABCD (рис. 5). ВН и CG – высоты трапеции. AD = 21см, BC = 9см. Так как трапеция ABСDравнобокая, то HG = BC = 9 см, http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111610/32b65900_917c_0131_ad46_12313c0dade2.png (см).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111611/33ca1400_917c_0131_ad47_12313c0dade2.jpg

Рис. 5

Рассмотрим треугольник ∆АВН и найдем сторону АВ по теореме Пифагора:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111612/3547e600_917c_0131_ad48_12313c0dade2.png

Найдем периметр основания.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111613/367a1410_917c_0131_ad49_12313c0dade2.png

Применяем формулу для площади боковой поверхности:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111614/37964860_917c_0131_ad4a_12313c0dade2.png

Ответ: 500 см2

Задача2 

Сторона основания правильной четырехугольной призмы равна а, диагональ призмы образует с плоскостью основания угол 45°. Найдите:

а) диагональ призмы;

б) угол между диагональю призмы и плоскостью боковой грани;

в) площадь боковой поверхности призмы.

Дано: ABCD – квадрат,http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111624/4298dc10_917c_0131_ad54_12313c0dade2.jpg

АВ = а, АА1 АВС.

(АС1, АВС) = 45°.

Найти:

а) АС1;

б) (АС1, АDD1);

в) Sбок

Рис. 10

Решение:

а) ABCDA1B1C1D1 - правильная четырехугольная призма. Это означает, что в её основании лежит квадрат АВСD.

Сторона квадрата АВСD  по условию равна а, тогда диагональ АС = а√2.

Угол между диагональю АС1 и плоскостью основания ABC равен 45°. Угол между диагональю АС1 и плоскостью основания ABC – это угол между прямой  АС1  и её проекцией на плоскость ABC, то есть угол С1АС, значит, С1АС = 45°. Так как треугольник С1АС прямоугольный, то и угол АС1С равен 45°. Значит, треугольник С1АС – равнобедренный. Значит, СС1 = АС = а√2.

Из прямоугольного треугольника АС1С находим по теореме Пифагора АС1.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111625/43ac7b50_917c_0131_ad55_12313c0dade2.png

 

Ответ: 2а.

б) Прямая С1D1 перпендикулярна всей плоскости АDD1. Угол между прямой АС1 и гранью АDD1 - это угол между прямой АС1 и её проекцией АD1 на плоскость АDD1. Значит, искомый угол - С1АD1.

Прямая С1D1 перпендикулярна всей плоскости АDD1, а значит, и прямой АD1. Найдем С1АD1 из прямоугольного треугольника С1АD1.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111626/44c78e80_917c_0131_ad56_12313c0dade2.png

Значит, С1АD1 = 30°.

Ответ: 30°.

в) Площадь боковой поверхности равна произведению периметра основания на высоту призмы.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111627/45e1ab30_917c_0131_ad57_12313c0dade2.png

Ответ: http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/111628/47044260_917c_0131_ad58_12313c0dade2.png.

 

Задания

1.

C:\Users\WiiRUS36\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок.png

2.

C:\Users\WiiRUS36\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок1.png

3.

C:\Users\WiiRUS36\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок2.png

4.

C:\Users\WiiRUS36\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок4.png

5.

C:\Users\WiiRUS36\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 10 классе «Понятие многогранника. Призма»

Урок, цель которого - организовать деятельность учащихся по формированию у них понятия «многогранник», представление об элементах многогранника, видах многогранника, понятия «призма», предс...

Урок геометрии 10 класс "Понятие многогранника. Призма"

К сожалению, пространственное мышление развито не у всех ребят в одинаковой мере. Поэтому, чтобы облегчить восприятие стереометрического материала, на помощь приходит компьютер со всеми своими возможн...

Понятие многогранника. Призма. Пирамида.

Разработка урока в 10 классе по геометрии с использованием презентации Power Point....

Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.

Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....

Разработка урока по геометрии для 10 класса "Понятие многогранника. Призма"

Урок изучения новой темы. К уроку предлагается презентация....

Сценарий урока по геометрии в 10 классе с использованием информационных технологий «Понятие многогранника. Призма»

Тема: Понятие многогранника.ПризмаЦели урока:        - расширить знание уч-ся о многогранниках, рассмотрев понятия призма и их элементов...

Презентация к уроку по теме: « Понятие многогранника. Призма»

Геометрия 10 классТема урока: « Понятие многогранника. Призма»Продолжительность: 1 урок – 45 минутТехнологии: MC PowerPointКонспект урокаТип урока: урок изучения нового материала.Цел...