Понятие многогранника. Призма.
план-конспект занятия по геометрии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Понятие многогранника. Призма.
Определение. Прямая призма - это такая призма, у которой боковое ребро перпендикулярно плоскости основания.
Рассмотрим треугольную призму АВСА1В1С1 (рис. 1). Ребро АА1 перпендикулярно плоскости основания (АВС). Значит, призма – прямая. Значит, все боковые рёбра перпендикулярны плоскости основания и каждая боковая грань – это прямоугольник.
Рис. 1
Определение. Правильной называется такая прямая призма, в основании которой лежит правильный n-угольник. Тогда, мы имеем правильную n-угольную призму.
Рис. 2
1) Площадь полной поверхности призмы равна сумме площади её боковой поверхности и удвоенной площади основания.
Sполн = Sбок + 2Sосн
2) Площадь боковой поверхности прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
Sбок = Росн ∙ h
- Площадь боковой поверхности наклонной призмы равна произведению периметра перпендикулярного сечения на боковое ребро.
Задача 1
Основанием прямой призмы является равнобедренная трапеция с основаниями 21см и 9 см и высотой 8 см (рис. 3). Найдите площадь боковой поверхности, если боковое ребро равно 10 см.
Дано: AD ∥ BC, AB = CD,
AD = 21см, BC = 9см, BH = 8 см,
АА1 ⊥ АВС, АА1 = 10 см. (рис. 4)
Найти: Sбок
Рис. 4
Решение:
Рассмотрим трапецию ABCD (рис. 5). ВН и CG – высоты трапеции. AD = 21см, BC = 9см. Так как трапеция ABСDравнобокая, то HG = BC = 9 см, (см).
Рис. 5
Рассмотрим треугольник ∆АВН и найдем сторону АВ по теореме Пифагора:
Найдем периметр основания.
Применяем формулу для площади боковой поверхности:
Ответ: 500 см2
Задача2
Сторона основания правильной четырехугольной призмы равна а, диагональ призмы образует с плоскостью основания угол 45°. Найдите:
а) диагональ призмы;
б) угол между диагональю призмы и плоскостью боковой грани;
в) площадь боковой поверхности призмы.
Дано: ABCD – квадрат,
АВ = а, АА1⊥ АВС.
∠(АС1, АВС) = 45°.
Найти:
а) АС1;
б) ∠(АС1, АDD1);
в) Sбок
Рис. 10
Решение:
а) ABCDA1B1C1D1 - правильная четырехугольная призма. Это означает, что в её основании лежит квадрат АВСD.
Сторона квадрата АВСD по условию равна а, тогда диагональ АС = а√2.
Угол между диагональю АС1 и плоскостью основания ABC равен 45°. Угол между диагональю АС1 и плоскостью основания ABC – это угол между прямой АС1 и её проекцией на плоскость ABC, то есть угол С1АС, значит, ∠С1АС = 45°. Так как треугольник С1АС прямоугольный, то и угол АС1С равен 45°. Значит, треугольник С1АС – равнобедренный. Значит, СС1 = АС = а√2.
Из прямоугольного треугольника АС1С находим по теореме Пифагора АС1.
Ответ: 2а.
б) Прямая С1D1 перпендикулярна всей плоскости АDD1. Угол между прямой АС1 и гранью АDD1 - это угол между прямой АС1 и её проекцией АD1 на плоскость АDD1. Значит, искомый угол - ∠С1АD1.
Прямая С1D1 перпендикулярна всей плоскости АDD1, а значит, и прямой АD1. Найдем ∠С1АD1 из прямоугольного треугольника С1АD1.
Значит, ∠С1АD1 = 30°.
Ответ: 30°.
в) Площадь боковой поверхности равна произведению периметра основания на высоту призмы.
Ответ: .
Задания
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 10 классе «Понятие многогранника. Призма»
Урок, цель которого - организовать деятельность учащихся по формированию у них понятия «многогранник», представление об элементах многогранника, видах многогранника, понятия «призма», предс...
Урок геометрии 10 класс "Понятие многогранника. Призма"
К сожалению, пространственное мышление развито не у всех ребят в одинаковой мере. Поэтому, чтобы облегчить восприятие стереометрического материала, на помощь приходит компьютер со всеми своими возможн...
Понятие многогранника. Призма. Пирамида.
Разработка урока в 10 классе по геометрии с использованием презентации Power Point....
Методическая разработка по теме: "Понятие многогранника. Призма", с использованием элементов технологий развития критического мышления и диалогового взаимодействия.
Урок на тему: "Понятие многогранника. Призма" с использованием универсальных учебных действий (УУД), а именно, развитие криьтического мышления и диалоговое взаимодействие....
Разработка урока по геометрии для 10 класса "Понятие многогранника. Призма"
Урок изучения новой темы. К уроку предлагается презентация....
Сценарий урока по геометрии в 10 классе с использованием информационных технологий «Понятие многогранника. Призма»
Тема: Понятие многогранника.ПризмаЦели урока: - расширить знание уч-ся о многогранниках, рассмотрев понятия призма и их элементов...
Презентация к уроку по теме: « Понятие многогранника. Призма»
Геометрия 10 классТема урока: « Понятие многогранника. Призма»Продолжительность: 1 урок – 45 минутТехнологии: MC PowerPointКонспект урокаТип урока: урок изучения нового материала.Цел...