Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
- Ввести новые понятия «проекция катета на гипотенузу», «среднее пропорциональное между двумя числами»;
- Сформулировать теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- Формировать умения применять полученные знания к решению практических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 909.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
План - конспект урока в 8 классе
Составила учитель математики
Смирнова Анастасия Юрьевна
город Санкт - Петербург
2013 - 2014
Дата: 10.02.14
Предмет: геометрия
Класс: 8а
Тема: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
- Создать условия для самостоятельного вывода соотношений, связывающих пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
- Обеспечить закрепление полученных знаний при решении задач.
Развивающие:
- Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения в микрогруппе.
- Воспитывать умения принимать решения и нести за них ответственность.
Задачи урока:
- Ввести новые понятия «проекция катета на гипотенузу», «среднее пропорциональное между двумя числами»;
- Сформулировать теоремы о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- Формировать умения применять полученные знания к решению практических задач
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления понятия «среднее пропорциональное», совершенствования умений находить пропорциональные отрезки с опорой на подобие треугольников, проверки уровня усвоения знаний и умений по теме.
Оборудование: учебник, доска, цветные мелки.
Учебник «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, карточка-опора для парной работы, карточка для рефлексии, и тест на карточке.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- Умение определять границу знания и незнания.
- Умение математически грамотно излагать мысли.
- Умение распознавать некорректные высказывания.
Метапредметные
- Умение планировать свою деятельность по решению учебной задачи.
- Умение строить цепочку логических рассуждений.
- Умение давать словесную формулировку факту, записанному в виде формулы.
Предметные
- Умение находить подобные треугольники и доказывать их подобие.
- Умение выражать катеты прямоугольного треугольника и высоту, проведенную из вершины прямого угла, через отрезки гипотенузы.
- Умение читать математическую запись, используя понятие «среднее пропорциональное».
План-конспект урока
№ | Этап урока | Описание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые ресурсы |
1 | Организационный момент | Организация внимания; волевая саморегуляция | Эпиграф урока: «Орешек знания тверд, Но все же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Девиз урока – хочу все знать!» Что Вы ждете от сегодняшнего урока? Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я хочу…» | Школьники продолжают предложение в карточке для рефлексии. | Карточка для рефлексии. |
2 | Целеполагание и мотивация | Актуализация требований современной жизни; выработка внутренней готовности к реализации этих требований | В жизни часто приходится находить площадь чего-либо. Чтобы поклеить обои, нужно знать площадь стены, чтобы покрасить какой-то участок, нужно знать его площадь. Умеете ли вы находить площадь фигур? Чтобы убедиться в этом, выполним небольшую работу: Найти площадь фигур, представленных на рисунках.
4) Проверьте в парах ваши решения. Какие есть затруднения? Уточним, что известно, что неизвестно. Уточним цель урока. Цель нашего урока: установить соответствие между высотой, проведенной из вершины прямого угла, и отрезками гипотенузы. Предложите тему урока. | Да. Выполняют самостоятельно. Проверяют в парах ответы. В задании №4 не можем найти площадь, так как не знаем высоту треугольника. Известно, треугольник прямоугольный. Известны отрезки гипотенузы, на которые ее делит высота, проведенная к основанию. Нужно найти высоту. Учащиеся формулируют цель. Предлагают. | |
3 | Актуализация | Анализ учебной задачи. Актуализация изученных способов действий, достаточных для решения учебной задачи. Создание плана решения учебной задачи. | Решим задачу в общем виде, введем общепринятые обозначения. Проанализируем задачу:
Учитель записывает пункты плана на доске. | Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся на карточках отмечают необходимые понятия из ранее изученных(признаки подобия треугольников, пропорциональные отрезки) Учащиеся предлагают свой вариант плана:
| |
4 | Первичное усвоение учебного материала | Установление причинно-следственных связей. | Как будем работать? Проверим, что у вас получилось. | По пункту 1 – фронтально, затем 3 ученика у доски, остальные в паре заполняют пропуски в карточке-опоре. Рассказывают решение. | Карточка-опора |
5 | Осознание и осмысление учебного материала | Рефлексивная оценка результата и работы в паре. Использование нового термина для формулирования результата. | Получили ли что хотели? Сравните результат с целью урока. Сможем ли решить задачу №6? Как мы получили результат? Оцените деятельность в парах по критериям:
Что помешало работе в паре? Продолжите предложение: «Работе в паре мне помешало …» Мы получили формулы, а как их прочитать? Как сформулировать? Общепринято понятие «среднее пропорциональное» Кто выразит мысль точнее? Сравнение с нормой. | Сравнивают, высказывают свое мнение. Решают. Оценивают, высказывают свое мнение о работе. Формулируют, используя новый термин. Работа с учебником (стр. 142-143). Читают про себя. | Карточка для рефлексии |
6 | Применение полученных знаний | Решение стандартных заданий на новый материал с проговариванием способа решения. | Вычислить по готовым чертежам высоту, катеты | Фронтальная работа. | Рабочий лист ученика |
7 | Информирование о домашнем задании | о домашнем задании
| Определяют свой уровень выполнения домашнего задания. Записывают задание в дневник. | ||
8 | Рефлексия | Рефлексия содержания, способов деятельности, эмоционального состояния. | Что нового вы сегодня узнали? Уточним тему урока (Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике). Продолжите предложения. | Учащиеся высказывают свое мнение. Продолжают предложения: «На уроке я узнал (а)…» «На уроке я научился (лась)…» | Карточка для рефлексии |
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА
А D B
Катет АС | Катет ВС | Гипотенуза АВ | Высота СD | АD | BD | |||
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла делит его на_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АС =____________________________ СВ =___________________________________
Катет прямоугольного треугольника есть среднее пропорциональное между____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
CD =______________________________________
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между________________________________________________ _____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике""
Презентация к уроку геометрии в 8 классе " Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/27/picture-71540.jpg)
Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике"
На изучение темы отводится мало часов, а на ЕГЭ в 11 классе с помощью этих формул задачи решаются быстро и легко....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183896-1358692248.jpg)
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Презентация к уроку геометрии в 8 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-179823-1359474643.jpg)
презентация к уроку геометрии 8 класса по теме: "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике".
Данная презентация сопровождает урок по данной теме в виде квеста. Квест - поиск, решение задач для продвижения по сюжету.Так перед учащимися ставится задача обнаружения в прямоугольном треугольнике п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-181937-1393657495.jpg)
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Урок изучения нового материала. Презентация к уроку.Цели урока: рассмотреть задачу о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, закрепить изученный материал в ходе решения задач...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-472310-1409083182.jpg)
Презентация для урока по теме "Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике". 8 класс.
Презентация содержить весь теоретический материала по данной теме. А также 2 задачи для закрепления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-168930-1481837609.jpg)
Самостоятельная работа по геометрии 8 класс по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»
Самостоятельная работа составлена из двух вариантов по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике»...