Конспект урока геометрии в 8 классе
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Урок формирования новых знаний и умений. Сведения о четырехугольниках широко применяются при изучении последующих разделов курса, а также в курсе стереометрии. Урок проводится с применением ИКТ, и в частности УМК «Живая математика», что позволяет создавать красочные, легко варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними.
Учебные возможности учащихся определяются репродуктивной и частично-поисковой деятельностью, открываются перспективы творческого применения знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_8_klass.doc | 137 КБ |
konspekt_uroka_geometrii_v_8_a_klasse.pptx | 224.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока геометрии в 8А классе
Тема урока: Трапеция
Дата проведения 02.10.2012
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Реализуемая педагогическая технология: ИКТ, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение.
Оценка педагогической ситуации: преподавание ведется по учебнику Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение. Данный урок первый в теме «Трапеция». Урок формирования новых знаний и умений. Сведения о четырехугольниках широко применяются при изучении последующих разделов курса, а также в курсе стереометрии. Урок проводится с применением ИКТ, и в частности УМК «Живая математика», что позволяет создавать красочные, легко варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними.
Учебные возможности учащихся определяются репродуктивной и частично-поисковой деятельностью, открываются перспективы творческого применения знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная – ввести понятие трапеции и ее элементов, познакомить учащихся с равнобедренной и прямоугольной трапециями, свойствами равнобедренной трапеции.
- Воспитательная – воспитывать настойчивость, целеустремленность, творческую активность и самостоятельность.
- Развивающая – развивать наблюдательность, умения сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому либо признаку.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Репродуктивные.
- Частично-поисковые.
Оборудование: компьютер, проектор, УМК «Живая математика», презентация.
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация знаний и умений –4 мин
- Формирование новых знаний и умений – 16 мин
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала – 8 мин
- Закрепление знаний – 8 мин
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин
Ход урока
- Организация начала урока.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение целей и плана урока.
- Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала.
Учащиеся вспоминают определение параллелограмма. В процессе устного выполнения следующего задания, с целью подготовки к изучению нового материала, повторяют свойства и признаки параллельных прямых. По данным рисунка (слайд 2) найдите x, y.
- Изучение нового материала.
Формирование понятия трапеции организуется следующим образом. Учащимся предлагается рисунок (слайд 3) и ставится вопрос: какие из фигур, изображенных на рисунке, имеют общие свойства?
Учащиеся замечают, что в четырехугольниках а), б), г), д), з), и) две стороны параллельны, а две другие нет. Им сообщается, что такой четырехугольник называется трапецией. С помощью УМК «Живая математика» вводятся элементы трапеции: основания, боковые стороны, средняя линия. Вводятся понятия равнобедренной трапеции, прямоугольной трапеции. Сообщается, что греческое слово трапеция означает обеденный стол, однокоренные слова трапеза, трапезная.
Учащиеся выполняют в тетрадях рисунки и делают записи
АВСD – трапеция, если ВС || АD
АВ и СD – боковые стороны
ВС и АD - основания
Равнобедренная трапеция Прямоугольная трапеция
M – середина AB, N – середина CD,
MN – средняя линия трапеции
Далее учащимся предлагаются задания:
- Исследовать углы равнобедренной трапеции.
- Исследовать диагонали равнобедренной трапеции.
Результаты исследований выслушиваются. Проводится эксперимент (с помощью УМК «Живая математика»). Формулируются свойства равнобедренной трапеции и перед учащимися ставится вопрос: как доказать равенство углов и диагоналей. Обсуждаются все предложенные способы доказательства. В тетрадях учащиеся делают следующие записи.
Свойства равнобедренной трапеции (слайд 4,5)
- В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны.
Доказательство: Проведем CE || AB.
ABCE – параллелограмм (CE || AB, BC || AD).
CD = AB = CE, CDE – равнобедренный, ∟1 = ∟2.
AB || CE, тогда ∟1 = ∟2.
∟1 = ∟2 = ∟3.
∟ ABC = 180° - ∟3 = 180°- ∟1 = ∟BCD.
- В равнобедренной трапеции диагонали равны.
Доказательство: ABC = DCB (AB = DC, BC – общая сторона, ∟ABC = ∟DCB), тогда AC = BD.
IV. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Усвоение определения трапеции осуществляется в процессе выполнения упражнений на распознавание трапеций. Учащимся предлагаются следующие вопросы:
- Какие из четырехугольников, изображенных на рисунке, являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны (слайд 6).
а) б)
в)
2. В трапеции MHPK проведен отрезок PE, параллельный MH. Определите вид четырехугольника MHPE (слайд 7).
3. Решение задач на готовых чертежах (устно).
1) Рис. 1. ABCD – трапеция. Найти углы А и D.
2) Рис. 2. ABCD – равнобедренная трапеция. Найти углы трапеции
(слайд 8)
Рис.1 Рис. 2
4. Учащиеся рассуждают, отвечая на следующие вопросы:
1) Сколько острых, прямых и тупых углов может иметь трапеция?
2) Верно ли утверждение: если два угла трапеции равны, то она равнобедренная?
V. Закрепление знаний (самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой).
Выделяются два варианта - уровня дидактического материала для самостоятельного решения задач. Выбор уровня предоставляется самому ученику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждого ученика. Применяются следующие формы работы: индивидуальное консультирование и помощь на уроке.
1 уровень.
В трапеции ABCD ВС – меньшее основание. На отрезке АD взята точка Е так, что
ВЕ || CD, ∟АВЕ=70°, ∟ВЕА=50°. Найдите углы трапеции.
2 уровень.
В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 120°. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции (слайд 9)
Ответы и указания для самопроверки (слайд 10,11).
1 уровень
Решение:
∟А = 60°; ∟АВС = 120°; ∟D = ∟BEA = 50°; ∟C = 13
2 уровень
Решение:
∟C + ∟CDA = 180°, тогда ∟1 + 120° + 2 · ∟1 = 180°, ∟1 = 20°, значит,
∟A = ∟CDA = 40°, ∟ABC = ∟C = 140°.
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Выставление оценок и их комментирование.
Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свое участие на уроке по следующим позициям:
Сегодня на уроке
- я все понял, могу помочь другим
- я понял не все, мне нужна помощь
- ничего не понял
Домашнее задание:
- П. 44, уметь отвечать на вопросы 10, 11 к главе V, выучить свойства равнобедренной трапеции.
- Решить задачи №386, 387, 390
Заместитель директора по УВР________________/Е.Н. Романенко/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По данным рисунка найдите x , y
К акие из фигур, изображенных на рисунке, имеют общие свойства?
Свойства равнобедренной трапеции В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны. Доказательство: Проведем CE || AB . ABCE – параллелограмм ( CE || AB , BC || AD ). CD = AB = CE , CDE – равнобедренный, ∟1 = ∟2. AB || CE , тогда ∟1 = ∟2. ∟1 = ∟2 = ∟3. ∟ ABC = 180° - ∟3 = 180°- ∟1 = ∟ BCD .
2. В равнобедренной трапеции диагонали равны. Доказательство: ABC = DCB ( AB = DC , BC – общая сторона, ∟ ABC = ∟ DCB ), тогда AC = BD .
Какие из четырехугольников, изображенных на рисунке, являются трапециями? Назовите их основания и боковые стороны
В трапеции MHPK проведен отрезок PE , параллельный MH . Определите вид четырехугольника MHPE
Решение задач 1) Рис. 1. ABCD – трапеция. Найти углы А и D . 2) Рис. 2. ABCD – равнобедренная трапеция. Найти углы трапеции
Самостоятельная работа 1 уровень. В трапеции ABCD ВС – меньшее основание. На отрезке А D взята точка Е так, что ВЕ || CD , ∟АВЕ=70°, ∟ВЕА=50°. Найдите углы трапеции. 2 уровень. В равнобедренной трапеции диагональ составляет с боковой стороной угол в 120°. Боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции.
1 уровень Решение : ∟А = 60°; ∟АВС = 120°; ∟ D = ∟ BEA = 50° ; ∟ C = 130°
2 уровень Решение : ∟ C + ∟ CDA = 180°, тогда ∟1 + 120° + 2 · ∟1 = 180°, ∟1 = 20°, значит, ∟ A = ∟ CDA = 4 0° , ∟ ABC = ∟ C = 14 0°.
Домашнее задание П. 44, уметь отвечать на вопросы 10, 11 к главе V , выучить свойства равнобедренной трапеции. Решить задачи №386, 387, 390
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора
План конспект урока №1 по геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна...
Конспект урока геометрии 8 класс Теорема Пифагора
Конспект урока+презентация...
Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"
Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики. Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...
Конспект урока геометрии 8 класс "Вписанные углы"
Коенспект урока геометрии по теме "Вписанные углы" для учащихся 8 класса...
Конспекты уроков геометрии 7 класса УМК Атанасяна Л.С. по теме "Треугольники"
5 конспектов уроков к главе второй " Треугольники" УМК Л.С. Атанасяна...
конспект урока геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"
Урок содержит организацию различных видов деятельности на развитие УУД, прослеживаются межпрежметные связи ....
Конспект урока Геометрия 10 класс
Конспект двух уроков по геометрии по теме "Пирамида". Учимся моделировать пирамиду....