Конспект урока геометри в 7 классе
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Курносова Наталья Николаевна

Урок геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника". Урок разработан с применением технологии системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geometrii1.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»

 Учитель математики МБОУ Краснорогская ООШ Выгоничского района Курносова Наталья Николаевна.

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»
Китайская мудрость

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим
.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • вместе с ребятами “открыть” и доказать теорему о сумме углов треугольника;
  • обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме;
  • познакомить учащихся с историческим материалом по изучаемой теме;
  • сформировать навыки, умения в решении геометрических задач;
  • научить решать задачи, применяя полученные знания.

Развивающие:

  • развить внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;
  • рассмотреть нескольких способов доказательства теоремы, обобщить с использованием элементов исследования, развить математическую речь;
  • сформировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия;
  • развить сотрудничество при работе в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе;
  • воспитывать такие черты характера, как настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и дисциплинированность;
  • привить навыки аккуратности при построении чертежей;

ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. На доске тема урока и высказывание:

…Как для смертных истина ясна,
Что в треугольник двум тупым не влиться.
Данте А.

  1. Определение задач урока.

Ребята, как вы думаете, о какой фигуре пойдет речь на этом уроке? Какие задачи урока?

“открыть” и доказать теорему о сумме углов треугольника;

научить решать задачи, применяя полученные знания.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сформулируйте определение треугольника. (Треугольник это геометрическая фигура, образования тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.)

Назовите элементы треугольника. (Углы, стороны, вершины.)

Дайте названия треугольников по сторонам. (Равносторонний, равнобедренный, разносторонний.)

Один из учащихся выбирает и показывает классу треугольники, заготовленные и лежащие на столе у учителя.

http://festival.1september.ru/articles/575075/1.gif

Треугольники различаются и по углам. Попробуем назвать треугольники по углам. (Другой учащийся выбирает: остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники.)

Давайте ответим на ряд вопросов:

Может ли треугольник иметь:

  1. два прямых угла;
  2. два тупых угла;
  3. один прямой и один тупой угол?

К доске вызывается один ученик и выполняет следующие рисунки:

http://festival.1september.ru/articles/575075/2.gif

Далее идет «коллективное обсуждение». Построенные лучи не пересекаются, значит, треугольник не получится. Сумма односторонних углов в первом случае равна 180°, во втором и третьем случае больше, чем 180°. В первом случае прямые параллельны, а во втором и третьем случае прямые расходятся. Делаем вывод: треугольники не могут иметь два прямых, два тупых. А также в треугольнике не может быть одновременно один тупой и один прямой углы.

Практическая работа (способствует актуализации знаний и навыков самопознания).

У каждого из вас есть на парте по одному треугольнику разных цветов. Ребята, мы с вами измеряли углы и с помощью транспортира и находили их сумму еще в 5 классе. Сумма углов у всех получалась разная (так может получаться потому, что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

Я предлагаю найти сумму углов треугольника двумя другими способами: возьмите треугольники, которые лежат у вас на парте. Они желтого или розового цвета. Обозначьте углы треугольника числами 1, 2, 3.

Учащиеся с желтыми треугольниками: оторвите два угла треугольника и приложите их к сторонам третьего угла так, чтобы все вершины были в одной точке. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

Учащиеся с розовыми треугольниками: сложите углы во внутрь треугольника. Заметим, что перегибать треугольник надо по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать первым, а данный угол должен касаться данной стороны. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол.

Чему равна градусная мера развернутого угла?

К какому выводу мы пришли?

Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.

В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.

Какую теорему нам нужно доказать?

Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

  1.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Прежде, чем доказать эту теорему решим две задачи устно они помогут нам при доказательстве теоремы:

1)
http://festival.1september.ru/articles/575075/3.gif

Дано: MK || AC
Укажите:
а) пару накрест лежащих углов;
б) пару внутренних односторонних углов.
Найдите углы треугольника ABC

2)
http://festival.1september.ru/articles/575075/4.gif

Дано: NC || MK
Найдите
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3 и http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4

  1.  Этап усвоения новых знаний, умений, навыков.

  • (Возможны три способа доказательства).
  • Доказательство теоремы (развивает способность анализировать, обобщать и делать логические выводы, используя ранее изученный материал).
  • Один учащийся доказывает теорему у доски, по ходу комментируя свои действия. Остальные учащиеся работают в тетрадях. В случае неточности, учитель проводит корректировку.
  • Учитель: Что нам дано?
  • Учащийся: Дан треугольник.
  • Учитель: Постройте у себя в тетрадях произвольный треугольник и обозначьте его вершины А, В и С. Что требуется доказать?
  • Учащийся: Что сумма углов треугольника равна 180°.

http://festival.1september.ru/articles/575075/5.gif

Дано: ∆ ABC
Доказать:
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

План доказательства:
1) Через вершину B проведем прямую DE || AC
2) Доказать, что
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4 =http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1 , http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif5 = http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3
3) Доказать, что если
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif5=180°, значит, http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3=180° или в ∆ ABC http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

  • Но такой способ доказательства не единственный. Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.) В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Слайд 10. 
  • Ребята доказывают устно:

http://festival.1september.ru/articles/575075/6.gif

Доказательство:
1) Через вершину B проведем луч BD|| AC.
2)
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifhttp://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3- накрест лежащие при BD||AC и секущей BC.
3) BD|| AC и AB- секущая, то
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifABD=180° – односторонние углы.
4) тогда
http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4=180° , т.к http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif4=http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3 ,то http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif1+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif2+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gif3=180° или http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifA+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifB+http://festival.1september.ru/articles/575075/angl.gifC=180°

  • Попробуйте доказать дома эту теорему, используя чертеж учеников Пифагора. (Ребятам раздается лист с чертежами всех трех доказательств на дом.)  
  • http://festival.1september.ru/articles/575075/7.gif
  1. Физкультминутка. 

VII. Закрепление изученного материала.

Теперь, пользуясь теоремой, можно обосновать, почему в треугольнике не может быть двух прямых углов, двух тупых углов, двух углов, один из которых тупой, а другой прямой.

Следствие из теоремы о сумме углов треугольника (выводится учащимися самостоятельно; это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее).

В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой.

Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным. Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным. Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным.

Устная работа: (планшеты) Слайд 15.

http://festival.1september.ru/articles/575075/8.gif

Графический диктант

  1. В треугольнике может быть два тупых угла.
  2. Утверждение, которое необходимо доказать, называется теоремой.
  3. Угол, равный 90˚ называется прямым.
  4. Угол, равный 98˚ - острый.
  5. Треугольник, в котором два тупых угла , называется тупоугольным.
  6. Утверждение, не требующее доказательства,  называется аксиомой.
  7. Угол, смежный с углом треугольника, называется внешним.

Самопроверка

Итак, ребята этот урок пополнил ваши знания о треугольнике, но это еще не предел. На следующих уроках мы продолжим изучение треугольников, и вы узнаете еще много интересного и познавательного об этой геометрической фигуре.

IIX.  Задание на дом.

Пункт 30. № 223 (б),  № 228 (а).

IX. Итог урока.

Рефлексия:

Продолжите фразу:

  • “Сегодня на уроке я узнал…”
  • “Сегодня на уроке я научился…”
  • “Сегодня на уроке я познакомился…”
  • “Сегодня на уроке я повторил…”
  • “Сегодня на уроке я закрепил…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока геометрии 9 класс Понятие вектора

План конспект урока №1 по  геометрии 9 класс. Понятие вектора. Учебник Атанасяна...

Конспект урока геометрии 8 класс "Площадь многоугольника"

Площадь – одно из важнейших понятий школьного курса математики.  Практические умения и навыки, которые получают школьники при изучении этой темы, необхо...

Конспект урока геометрии 8 класс "Вписанные углы"

Коенспект урока геометрии  по теме "Вписанные углы"  для учащихся 8 класса...

Конспекты уроков геометрии 7 класса УМК Атанасяна Л.С. по теме "Треугольники"

5 конспектов уроков к главе второй " Треугольники" УМК Л.С. Атанасяна...

конспект урока геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"

Урок  содержит организацию различных видов деятельности на развитие УУД, прослеживаются межпрежметные связи ....

Конспект урока Геометрия 10 класс

Конспект двух уроков по геометрии по теме "Пирамида". Учимся моделировать пирамиду....