рабочие программы
рабочая программа по геометрии (10 класс) на тему

Нефедова Светлана Михайловна

рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_geometriya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Парабельская гимназия

Рабочая программа

по геометрии

10 класс

(68 ч.)

                                      Составитель:

Нефедова Светлана Михайловна,

учитель математики

с. Парабель 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № ФЗ-273;
  2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного среднего (полного) общего образования
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
  4. Программы:  Бурмистрова Т.А. Геометрия.  10 - 11  классы. Программы  общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010г.
  5. Программа по геометрии. Л.С.Атанасян и др., 2010г.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ( в неделю – 2 ч).

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

Содержание тем учебного курса

1.Введение – 4 часа

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель — познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

2.Параллельность прямых и плоскостей – 21 час
     
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр
и параллелепипед.

Основная цель — сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.

3.Перпендикулярность прямых и плоскостей – 21 час

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель — ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

4.Многогранники – 13 часов

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель — познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

5. Векторы в пространстве – 6 часов

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные и компланарные векторы. Разложение вектора по некомпланарным векторам.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием вектора в пространстве, рассмотреть сложение и вычитание векторов в пространстве, умножение вектора на число. Рассмотреть понятия коллинеарности и компланароности векторов, разложения вектора по некомпланарным векторам.

6.Повторение. Решение задач – 3 часов

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники. Векторы в пространстве.

Основная цель - обобщить и систематизировать курс алгебры и начала анализа за 10 класс, решая тестовые задания по сборникам тренировочных заданий по подготовке к ЕГЭ; создать условия для плодотворного участия в работе в группе; формировать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

Учебно – тематический план

 

содержание учебного материала

Кол-во часов

по рабочей программе

1.

Аксиомы стереометрии

4

2.

Параллельность прямых и плоскостей   

21

3.

Перпендикулярность прямых и плоскостей 

21

4.

Многогранники   

13

5.

Векторы в пространстве

6

6.

Повторение   

3

 

Итого:

 68

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условиям задач;
  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Формы и средства контроля.

Методические рекомендации и примерное планирование к учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М:Мнемозина, 2002. Авторы: Жохов В. И., Карташев Г. Д., Крайнева Л. Б.

Тема контрольной работы

Дата

1.

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми

17.10

2.

Тетраэдр и параллелепипед 

28.11

3.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17.02

4.

Многогранники  

27.04

5.

Векторы в пространстве

12.05

Критерии и нормы оценивания знаний обучающихся по математике.

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

 При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка 
95% и более - отлично 
80-94%% - хорошо 
66-79%% - удовлетворительно  

 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  •  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Примерное тематическое планирование по геометрии в 10 классе

2 часов в неделю, всего 68 часов

№п/п

Содержание учебного материала

Кол-во уроков

Дата по плану

Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия (4 ч)

1

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии

1

02.09

2

Некоторые следствия из аксиом

1

05.09

3-4

Решение задач на применение аксиом стереометрии и  их следствий

2

09.09-12.09

Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей (21 уроков)

5

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых

1

16.09

6

Параллельность прямой и плоскости

1

19.09

7-9

Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости

3

23.09-30.09

10

Скрещивающиеся прямые. Проведение через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой

1

03.10

11

Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми

1

07.10

12-13

Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми»

2

10.10-14.10

14

Контрольная работа по теме № 1

1

17.10

15

Анализ контрольных работ.  Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей.

1

21.10

16

Свойства параллельных плоскостей

1

24.10

17-18

Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда

2

28.10-31.10

19-21

Задачи на построение сечений

3

11.11-18.11

22-23

Решение задач по теме «Тетраэдр и параллелепипед»

2

21.11-25.11

24

Контрольная работа по теме № 2

1

28.11

25

Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1

02.12

Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 ч)

26

Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

05.12

27

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

09.12

28

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

12.12

29-31

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

3

16.12-23.12

32

Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах

1

26.12

33

Угол между прямой и плоскостью

1

34-37

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью

4

38-39

Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей

2

40-41

Прямоугольный параллелепипед

2

42-44

Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

3

45

Контрольная работа по теме № 3

1

46

Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

Глава 3. Многогранники (13 ч)

47-50

Понятие многогранника. Призма, площадь поверхности призмы

4

51-55

Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности пирамиды.

5

56-57

Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников

2

58

Контрольная работа по теме № 4

1

59

Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Многогранники»

1

Глава 4. Векторы в пространстве (6 ч)

60

Понятие вектора. Равенство векторов

1

61-62

Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число.

2

63

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.

1

64

Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

1

65

Контрольная работа по теме № 5

1

66-68

Итоговое повторение курса геометрии 10 класса

3

Литература и средства обучения:

  1. Контрольные работы по геометрии: 10 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна, В,Ф, Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. «Геометрия10-11» / Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  2. Геометрия: дидакт. материалы для 10 кл. / Б.Г.Зив. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самосоятельне и контрольные работы по алгебре и геометрии для 10 класса. – М.: ИЛЕКСА, - 2011.

      4. Поурочные разработки по геометрии: 11 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2012.

      5. Поурочные разработки по геометрии: 10 класс / Сост. В.А.Яровенко. – М.: ВАКО, 2010.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник: «Геометрия, 10-11: учеб. для общеобраз.учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев   и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2006г.
  2. Нечаев М.П. «Разноуровневый контроль качества знаний по математике: практические материалы: 5-11 классы. М., «5 за знания», 2007г.
  3. Саакян С.М.»Изучение геометрии в 10-11 классах: кн. для учителя. М, Просвещение, 2010г.
  4. В.Я.Яровенко. Поурочные разработки по геометрии. 10 класс. М., ВАКО, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...