Конспект урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему
Материалы урока содержат элементы исследовательской работы учащихся , практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_pifagora.docx | 53.43 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель математики Костюкова Ольга Владимировна
Республика Крым, Сакский район, с.Уютное
Тема: Теорема Пифагора
Цель: а) сделать исторический экскурс; расширить кругозор знаний у учащихся;
б) доказать теорему Пифагора; рассмотреть ее решение на примере одинаковых задач; вывести формулы нахождения катетов;
в) рассмотреть решение задач с помощью теоремы Пифагора;
г) развивать умение аккуратно вести и выполнять чертежи, умение самостоятельно работать с учебником и конспектом.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности: теорема Пифагора – основа евклидовой геометрии. Она издавна применяется в разных областях науки, техники, практической жизни. Большинство задач решается с помощью этой теоремы.
II. Устный журнал (2 ученика делают доклады о Пифагоре и его теореме).
III. Актуализация опорных знаний.
Вспоминаем формулы, необходимые для доказательства теоремы:
S = a2 – площадь квадрата;
S = 1/2ab – площадь прямоугольного треугольника.
IV. Изучение новой темы.
- Постройте прямоугольный треугольник с катетами длиной a и b.
- Постройте квадрат со стороной, равной сумме длин катетов a и b.
- На сторонах квадрата отметьте по одной точке, делящей эти стороны на отрезки длиной a и b так, чтобы к каждой вершине примыкали отрезки a и b.
- Соедините соседние точки отрезками.
- Посмотрите, на какие фигуры разбит квадрат?
- Докажите, что полученные треугольники равны исходному (укажите признак).
- Чему равны стороны полученного четырехугольника? (стороне с).
- Найдите градусную меру его углов. Что можно сказать о внутреннем четырехугольнике?
а с
в
Рассмотрим теперь как связаны между собой площади полученных квадратов и треугольников.
Обозначим: S – площадь квадрата;
S∆ - площадь треугольника;
S ◊ - площадь внутреннего четырехугольника.
- Установите связь между площадями.
S = 4 S∆ + S ◊
- Чему равны площади этих фигур?
S∆ = 1/2ab; S ◊ = ; S = (a+b) 2;
Имеем: (a+b)2 = 4*1/2ab + с2
a2 + 2ab + b2 = 2ab + с2
a2 + b2 = с2
12) Сведения о египетском треугольнике.
V. Исследовательская работа.
1. В каком треугольнике можно применять теорему Пифагора?
2. Можно ли из теоремы Пифагора вывести формулы для нахождения катетов?
a2 = с2 - b2 a =
b2 = с2 - a2 b =
VI. Устная работа.
Найти неизвестные стороны:
4 ? 8 ? 5 ?
3 6 3
? 5 13
5 3 ?
12 ?
1
VII. Разбор задачи с комментариями учителя.
Задача: Найдите стороны ромба, если его диагонали равны 6см и 8 см.
В Дано: АВСД - ромб
АС = 6см
ВД = 8 см
А С Найти: АВ - ?
1. Какие свойства ромба мы знаем?
Д 2. Какие треугольники образовались?
3. Чему равны стороны треугольника АОВ ?
4. Чем в этом треугольнике является сторона АВ?
АО = 1/2АС, АО = 6:2 = 3 (см)
ВО = 1/2ВД, ВО = 8:2 = 4 (см)
∆ АОВ, АОВ = 90 0
АВ = = = 5 (см)
а | в | с |
6 | 8 | |
1 | 1 | |
12 | 15 | |
12 | 20 |
Задача : Найдите сторону прямоугольника ,если его сторона и диагональ равны соответственно 40см и 41 см.
VIII. Самостоятельно ( работа в группах )
По таблице найти неизвестные величины.
IX. Итог урока: (в виде кроссворда)
- Сторона, лежащая против угла 90.
- Основатель геометрии.
- Выражение, с помощью которого определяют неизвестное.
- Стороны треугольника, образующие прямой угол.
- Для вычисление сторон какой фигуры применяется теорема Пифагора?
- Утверждение, которое необходимо доказать.
- Учебником какого автора мы пользуемся.
г | и | п | о | т | е | н | у | з | а | ||
е | в | к | л | и | д | ||||||
ф | о | р | м | у | л | а | |||||
к | а | т | е | т | |||||||
т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к | |
т | е | о | р | е | м | а | |||||
п | о | г | о | р | е | л | о | в |
Ключевое слово «Пифагор»
X. Домашнее задание: Подготовить различные способы доказательства теоремы Пифагора, сообщение о жизни Пифагора, решить задачу:
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 13см, а высота, проведенная к основанию, равна 5 см. Найдите стороны треугольника и его периметр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора».
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме «Решение задач с использованием теоремы Пифагора». Целью урока является закрепление знаний теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора; прим...
План - конспект урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
Урок изучения нового материала. Содержит сведения из истории математики, старинные задачи на закрепление теоремы Пифагора, элктронную презентацию ее доказательства....
Конспект урока геометрии 8 класс Теорема Пифагора
Конспект урока+презентация...
Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Конспект содержит подробное описание каждого этапа урока с целями, презентацию...
конспект урока геометрии 8 класс "Теорема Пифагора"
Урок содержит организацию различных видов деятельности на развитие УУД, прослеживаются межпрежметные связи ....
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"
Данный урок является уроком изучения нового материала. Цель урока: создав проблемную ситуацию, подвести учащихся к «открытию» теоремы Пифагора; научить формулировать теорему Пифагора и следствия из не...