Урок геометрии в 9-м классе по теме "Движение. Поворот."
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме
В дааном материале разбирается понятие движения - поворот через построения и на примере работ художников-графиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Движение. Поворот." | 55.5 КБ |
Презентация к уроку "Движение. Поворот." | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 9-м классе по теме
"Движение. Поворот и параллельный перенос."
Цели:
- ввести понятие движения – поворот;
- развивать умения выполнять построения при повороте;
- прививать любовь к геометрии через картины художника Мориса Эшера
Задачи:
- научить строить виды движений (поворот).
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация;
- карточки для работы в классе и дома;
- цветной картон;
- геометрические фигуры разного цвета для выполнения картин;
- оформлена доска
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Учащиеся рассаживаются на свои места).
2. Ввод темы и целей урока:
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним видом движения – поворотом, научитесь строить фигуры с помощью поворота. И ,я думаю, без труда сумеете определять этот вид движения на рисунках, в природе и т.д..
Но сначала повторим, какие виды движения мы уже изучили на предыдущих уроках. Посмотрите на слайд. Здесь изображены различные виды движения. Назовите известный вам вид движения и соотнесите к нему рисунок.
Ученики: (Ответы учащихся)
- Осевая симметрия 2,4,6,7,9;
- Центральная симметрия 1,3,10.
- Параллельный перенос 5,8,11.
Учитель: - Если проанализировать виды отображений рисунков, то можно сделать вывод, что на одном из них кроме известного нам движения есть еще один вид отображения, с которым вы еще не знакомы.. Как вы считаете под каким номером этот рисунок(8).Итак, давайте определим, что это за отображение. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
3. Изучение нового материала.
Учитель: - Преобразование , при котором каждая точка фигуры поворачивается на один и тот же угол вокруг заданной точки, называется поворотом. (слайды)
Учитель: - Точное определение поворота есть в вашем учебнике на странице 301, и есть на слайде.
Сейчас вы в тетрадях построите поворот точки М на угол в 60 0 вокруг точки О. При построении вы можете опираться на слайд.
- Отметим точки М и О.
- Проведем луч ОМ .
- Отложим с помощью транспортира угол в 60 0.
- На проведенном луче циркулем отложим отрезок, равный ОМ.
- Поставим точку М1.
Учитель просматривает работы учащихся.
Учитель: - А теперь попытайтесь на листах, которые лежат у вас на партах произвести более сложное построение - поворот отрезка АВ на угол в 120 0 . Если вы испытываете затруднение, обратитесь к алгоритму на экране ( появляется алгоритм весь полностью).
Учитель: - Отлично, большинство из вас справились с этой задачей. . А теперь посмотрите на слайд где выполняется поворот многоугольника, и попробуйте определить на какой угол нужно повернуть многоугольник вокруг своего центра, чтобы его вершины совпали.
Ученики: Квадрат на 90 0. Равносторонний треугольник на 1200. Правильный шестиугольник на 600.
Учитель: - Давайте, выполним 2 задание на листах. Поверните предложенный вам треугольник на угол в 900 вокруг одной из его вершин и вокруг точки О в его внутренней области( два чертежа). Можно показать порядок выполнения на доске с чертежным угольником.
Учитель: - Давайте посмотрим на экран и доску и сравним эти отображения .Что общего вы заметили в них?
Ученики: (Ответы учеников)
Учитель: Правильно. Фигуры при преобразовании перешли в равные фигуры. Значит, поворот также как и параллельный перенос является движением.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам посмотреть, на картины художника Мориса Эшера, (слайд №5, если есть время можно рассказать учащимся о творческом пути художника гиперссылка на слайде) который создавал свои работы, используя виды движений. Далее вдохновленные мультипликаторы видами движений, картинами Эшера создают свои работы, которые я вам предлагаю посмотреть. Скажите, какие виды движений вы увидели на этой анимации?
Ученики: (Поворот. Параллельный перенос. Центральная симметрия.)
4. Итог урока.
Учитель подводит итоги урока, опираясь на цели.
Учитель: Итак, с каким новым видом движения мы сегодня познакомились? ( Поворот) С помощью каких чертежных инструментом мы строили повороты фигур? (Транспортир, линейка, циркуль).Как называется точка, вокруг которой производят поворот?( центр поворота). Я , думаю, что все вы научились определять этот вид движения и поэтому легко справитесь с домашним заданием. Всем ученикам выставляются оценки.
5. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, а теперь и мы с вами вдохновленные видами движений, картинами Эшера, работами мультипликаторов попробуем самостоятельном замостить плоскость геометрической фигурой (фигура прилагается), используя виды симметрии, а получившиеся работы рассмотрим на следующем уроке с вашими комментариями об использованных видах симметрии.
Задания к уроку: п.117. №1167. Творческое задание - Замостить плоскость фигурой.
Фамилия, имя - , класс - .
№ 1.Построить поворот отрезка АВ на угол в 1200 относительно точки О против часовой стрелки.
А
О
В
№2. а). Построить поворот на 900 треугольника вокруг его вершины.
б). Построить поворот на 900 треугольника вокруг точки О, лежащей в его внутренней области.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ Преобразование, при котором каждая точка А фигуры преобразуется в симметричную ей относительно некоторой оси l точку А, при этом отрезок АА ┴ l , называется осевой симметрией.
Осевая симметрия в природе
Осевая симметрия в искусстве
Осевая симметрия в фигурах
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры в точку А, симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием центральной симметрии или просто центральной симметрией.
Примеры центральной симметрии
Подобие – это отображение плоскости на себя, которое не является движением.
ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ Зеркало не просто копирует объект, а меняет местами (переставляет) передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. Зеркальный двойник оказывается "вывернутым" вдоль направления перпендикулярного к плоскости зеркала.
Параллельный перенос Преобразование, при котором каждая точка фигуры перемещается в одном и том же направлении на одно и то же расстояние, называется параллельным переносом.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
Параллельный перенос
СКОЛЬЗЯЩАЯ СИММЕТРИЯ Скользящей симметрией называется такое преобразование, при котором последовательно выполняются осевая симметрия и параллельный перенос.
Определите виды движения 1 2 3 4 5 7 6 8 9 10 11
ПОВОРОТ Преобразование, при котором каждая точка Х фигуры поворачивается на один и тот же угол α вокруг заданного центра О, называется вращением или поворотом плоскости. Точка О называется центром вращения , а угол α - углом вращения.
ПОВОРОТ
O Поворотом плоскости вокруг точки О на угол называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1 так, что ОМ = ОМ 1 и угол МОМ 1 равен . М М 1
10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Угол поворота 60 0 М О М 1
Поворот отрезка. O
10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 О В А В 1 А 1 Угол поворота 120 0
O При повороте многоугольника надо повернуть каждую его вершину.
O Центр поворота фигуры может быть во внутренней области фигуры и во внешней…
Поворот отрезка. O O
ПОВОРОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии (математики) в 5 классе по теме "Построение и измерение углов"
Презентация может быть использована на уроках геометрии или математики в 5 классе при изучении темы "Построение и измерение углов". Всем известно, что большинство учащихся 5 класса допускают ...
Урок геометрии в 11-м классе по теме "Конус"
Предложен заключительный урок по теме "Конус" с решением нестандартных задач...
Применение УМК "Живая математика" на уроках геометрии в 7-9 классах
В статье рассказывается о некоторых действительно уникальных возможностях УМК "Живая математика" и их применении на уроках геометрии. Этот электронный УМК позволяет оживить статичные чертежи,наг...
Вводный урок геометрии в 7-м классе "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"
Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа"Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"Тип: комбинированный, с приме...
Презентация к уроку геометрии "Невыпуклые многогранники" 10 класс
При изучении геометрии десятиклассники часто задают вопрос - "Какие многогранники являются невыпуклыми и какими свойствами они обладают?" Данная работа даёт ответ на поставленный вопрос.В презентации ...
Презентация для урока геометрии в 7 коррекционном классе (VII вида) "Геометрия в жизни и в искусстве"
Знакомство с постоянным присутствием геометрических объектов не только в повседневной жизни, но и в искусстве. Воспитание ...
Вводный урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения"
Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, «лежать между» («лежать на») для точек прямой, с их условными обозначениями; с п...