ПИРАМИДЫ ВОКРУГ НАС
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему
ПИРАМИДЫ ВОКРУГ НАС
Цель:
- повторение и обобщение понятия пирамиды, ее площади поверхности, решение задач с целью подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
- сформировать навыки решения задач по изученной теме, подготовка к ЕГЭ;
- учить искать нужные сведения в огромных информационных массивах и развивать способность обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
- учить применять полученные знания, умения, навыки и информацию в организации процесса собственного труда для плодотворной работы.
Тип урока:
- комбинированный
Вид урока:
- исследовательская работа
Методы и приемы работы:
- наглядный метод
- исследовательский метод
Оборудование:
- Учебник геометрии для 10-11х классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие;
- Раздаточный материал;
- Презентация Microsoft Office PowerPoint;
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Нетбук;
- Иллюстрации;
- Энциклопедические словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piramidy_vokrug_nas.docx | 80.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИРАМИДЫ ВОКРУГ НАС
Цель:
- повторение и обобщение понятия пирамиды, ее площади поверхности, решение задач с целью подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
- сформировать навыки решения задач по изученной теме, подготовка к ЕГЭ;
- учить искать нужные сведения в огромных информационных массивах и развивать способность обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
- учить применять полученные знания, умения, навыки и информацию в организации процесса собственного труда для плодотворной работы.
Тип урока:
- комбинированный
Вид урока:
- исследовательская работа
Методы и приемы работы:
- наглядный метод
- исследовательский метод
Оборудование:
- Учебник геометрии для 10-11х классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие;
- Раздаточный материал;
- Презентация Microsoft Office PowerPoint;
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Нетбук;
- Иллюстрации;
- Энциклопедические словари.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
1 | Организационный момент. |
|
| 1 |
2 | Подведение к теме и постановка целей урока. |
|
| 1 |
3 | Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности. |
|
| 4 |
4 | Организация исследовательской работы |
| 1 | |
5 | Исследовательская работа |
|
| 10 |
6 | Результаты исследовательской работы:
|
информации
|
| 15 |
7 | Задача. Пирамида Хеопса |
|
| 3 |
8 | Подведение итогов и результатов урока. |
|
| 1 |
9 | Рефлексия |
|
| 1 |
10 | Домашнее задание. |
|
| 1 |
Ход урока
- Организационный момент.
- Подведение к теме и постановка целей урока.
Уважаемые ребята! Наш урок проходит в рамках естественно-математической недели и посвящен уже знакомому нам и в тоже время загадочному геометрическому телу - пирамиде.
Вы прекрасно знаете, что на экзамене в формате ЕГЭ часто встречаются задачи на пирамиды. Некоторые такие задачи мы с вами уже решали и будем, конечно же, решать.
Но сегодня на уроке мы постараемся ответить на один вопрос: "Что представляет собой пирамида и почему она вызывает у нас такой большой интерес у человечества?" и научимся решать задачи уровня С2.
Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Пирамида вокруг нас»
- Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности.
Давайте для начала вспомним.
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Определение пирамиды.
- Покажите на эскизе все элементы пирамиды и назовите их.
Выходят к интерактивной доске и показывают на чертеже.
- Какие виды пирамид мы знаем? (правильные и неправильные)
- Какая пирамида называется правильной?
- Что можно сказать о боковых гранях такой пирамиды?
- Дайте определение апофемы правильной пирамиды.
- Как найти площадь основания?
- Как найти площадь боковой поверхности пирамиды?
- Что значит найти площадь полной поверхности пирамиды?
- Организация исследовательской работы.
На прошлых уроках мы с вами изучали пирамиду как объёмную геометрическую фигуру, т.е. как геометрическое тело. Сегодня же мы рассмотрим пирамиду с такой знакомой, но всё-таки еще неизведанной для нас стороны. И напоминаю, что мы должны сегодня ответить на вопрос: «Почему же пирамида вызывает такой интерес у человечества?»
Сейчас вы делитесь на три группы: Историки, Мировая система пирамид, Пирамидально-географическая система.
К вам на помощь дополнительная информация от меня и нетбук с интернетом .
Группа «Историки» находят информацию об истории египетских пирамид, о их строительстве.
Группа «Мировая система пирамид» расскажет нам, какие еще пирамиды существуют.
Группа «Пирамидально-географическая система» - раскройте секрет мировых пирамид. Главным помощником в этом вопросе будет исследование ученых.
- Исследовательская работа.
- Результаты исследовательской работы.
Арабский писатель XIII века сказал: "Все на свете боится времени, а время боится пирамид". Эти слова, как нельзя, кстати. Дело в том, что пирамиды - это единственное из семи чудес света чудо, дожившее до нашего времени, до эпохи телевидения и компьютерных технологий.
Обратимся к истории возникновения пирамид и предоставим слово вашим одноклассникам.
- Сообщение 1 группы: «История египетских пирамид».
- Сообщение учителя: «Золотое сечение пирамиды Хеопса»
Изучением пирамид занимались многие археологи, историки, географы ученые, математики и каждый из них открывал новые свойства этих сооружений. По сей день существует еще много загадок, связанных с пирамидами. Разгадать их еще предстоит будущим поколениям ученых и исследователей.
Наиболее значительным открытием стал факт присутствия в геометрии пирамиды Хеопса принципа Золотого Сечения. Этот принцип впервые был сформулирован Евклидом:
- отношение целого к большей его части должно равняться отношению большей части к меньшей.
Если разделить отрезок прямой на две неравные части таким образом, чтобы его длина (а+в) относилась к большей части (а) так, как эта большая часть к меньшей (в), это и будет графическим изображением принципа Золотого Сечения.
Принципу Золотого Сечения подчинено всё, что связано с природными системами - это пропорции человеческого тела, структура генетического кода – молекул ДНК и РНК, по этому принципу построены звуковой и цветовой ряды, система химических элементов и периоды обращения планет Солнечной системы.
Всё, что даёт человеку ощущение гармонии, создано по этому «золотому принципу».
В пирамиде Хеопса принцип Золотого Сечения отражён в треугольнике сечения по оси симметрии в вертикальной плоскости.
- Сумма 2-х равных сторон равнобедренного треугольника GCF относится к его основанию также как сумма равных сторон и основания к сумме равных сторон, т.е.:
Такое равенство возможно только в том случае, если угол наклона граней пирамиды CFG составляет 53 градуса. Именно такой наклон имеет место в пирамиде Хеопса, которую условно можно назвать классической.
Но в нашем мире существуют не только египетские пирамиды…
- Сообщение 2 группы «Мировая система пирамид».
И главный момент нашего урока – тайна мировых пирамид.
- Сообщение 3 группы «Пирамидально-географическая система»
В результате наших исследований мы пришли к выводу, что на Земле существует строгая пирамидально-географическая система пирамид.
Пока никто не может сказать, для чего существует эта система, созданная с изумительной математической точностью. Но в последнее время все больше ученых склоняются к мысли, что она предназначена для связи Земли с удаленным уголком космоса.
- Решение задачи «Пирамида Хеопса».
Задача.
Пирамида Хеопса – h = 146,6 м, длины сторон основания – 230,25x230,35x230,38x230,4 метров, крупнейшая пирамида. Найдем площадь полной поверхности пирамиды Хеопса.
Решение:
Мы видим, что в основании не лежит квадрат, но это я так думаю размеры изменились со временем. Допустим, погрешность. И сторону основанию примем за 230, 3.
Высота (сегодня): ≈ 138,75 м.
Воспользуемся формулой для нахождения площади полной поверхности пирамиды и решим данную задачу. Ответ сравним с данным в энциклопедиях или в интернете.
- Подведение итогов и результатов урока.
Уважаемые ребята, позвольте поблагодарить вас за труд, который вы проделали, за ваши исследования. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (зачитать). Сегодня вы приоткрыли завесу тайн, которые скрывают пирамиды. Однако они остаются для нас загадками.
- Рефлексия.
Сегодня на уроке…
Мне понравилось…
Я узнал(а)…
- Домашнее задание.
Раздать домашнее задание (индивидуальные задачи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)
Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...
Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.
Использование инновационных технологий, кейс технология....
Пирамиды вокруг нас
Пирамиды вокруг нас...
Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"
Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....
Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"
Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...
Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Пирамида. Развёртка пирамиды".
Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...
Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»
Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...