Урок геометрии в 7-м классе по теме "Второй признак равенства треугольника"
методическая разработка по геометрии на тему

Калюжная Милена Руслановна

План-конспект урока геометрии в 7-м классе по теме  «Второй признак равенства треугольников» с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_urok.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока геометрии в 7-м классе по теме

«Второй признак равенства треугольников»

(с использованием технологии системно-деятельностного подхода)

Цели урока:

  1. Содержательная: 
  • с помощью практических знаний обеспечить понимание учащимися отличия между первым и вторым признаками равенства треугольников, а также между определением равных треугольников и признаком равенства треугольников.

  1. Деятельностная:

  • формировать у учащихся навыки доказательства утверждений с помощью   ранее изученных понятий  и теорем.;
  • формировать у учащихся умения применять второй признак равенства при определении равенства треугольников;

  1. Развивающая:

  • формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы), проблемную (умение ставить проблемы и с помощью имеющихся знаний  находить выход из ситуации); коммуникативную ( умение работать в группах, умение слушать и слышать других, принимать мнение других)

Результаты обучения:

На данном уроке учащиеся должны:

  • усвоить признак равенства треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам;
  • усвоить алгоритм доказательства первого признака равенства треугольников;
  • научиться находить в задаче равные элементы и использовать их при применении второго признака;

Содержание учебного материала: второй признак равенства треугольников и простейшие задачи на его применение.

Единица содержания образования:

  • способ доказательства теоремы - наложение треугольников;
  • способ решение задачи- анализ данных ( равные стороны и прилежащие к ним углы) и применение второго  признака равенства треугольников.

Подготовительный этап.

Шаг 1.  Мотивирование.

Слайд №1:  план урока:

  • Я  уже умею?
  • Я   хочу узнать?
  • Я узнаю сам!
  • Попробую применить!
  • Я справлюсь!
  • Мои успехи.
  • Что мне предстоит?

Сегодня вы поставите каждый себе оценку в карточке самооценки.

Самооценка работы на уроке:

Решение задачи №1 ( макс.3 балла)

Самостоятельная работа ( макс.- 12  баллов)

Экспресс-диагностика ( макс.-2 балла)

Активность на уроке ( макс- 3 балла)

Итого

Итак,  начнем урок с первого пункта плана:

  1. Вопросы для устной работы:
  • Какие треугольники называются равными?
  • Как можно  узнать, равны ли данные треугольники? (наложением и по первому признаку равенства треугольников)

        

  • Какие элементы достаточно рассмотреть для доказательства равенства треугольников? ( две стороны и угол между ними)
  • Сформулируйте первый признак равенства треугольников.

  1. Решение задач по готовым чертежам.

 Слайд № 2,3: Задача 1. ( с краткой записью решения)

                                                                                               

           

  • Можем ли мы сразу найти угол АВО?
  • Равенство каких треугольников мы можем доказать?
  • Что последует из равенства треугольников?
  • Как найти угол ОСД?

Решение:

ВО=ОС (по условию)

 АО=ОД (по условию) ∟ВОА=∟ДОС (вертикальные)  

 

      ΔАОВ=ΔДОС                 ∟АВС=   ∟  ВСД,

а    ∟ВСД=  ∟    АСА-  ( ∟АСВ+ ∟ДСА)=180°-(42°+68°)=70°                                          

Сравнение решения с эталоном. ( эталон записан на доске)

  • Какие равные элементы треугольников мы использовали для доказательства равенства ΔАОВ и ΔДОС?
  • Равенство  каких элементов нам понадобилось для последующего решения задачи?

 3.Самооценка этапа урока.

 Оцените свое решение с эталоном ( мах=3 б)

Шаг 2. Актуализация опорных знаний и выдвижение гипотезы; фиксирование затруднения в пробном действии, определение границы между знанием и незнанием.

Слайд 4, 5: Задача 2. С помощью транспортира и линейки постройте треугольник АВС, в котором 

∟А=45°, ∟С=75°, АВ=6см.

Можно ли задать алгоритм построения для такого треугольника?

Что нужно поменять в данных, чтобы треугольник можно было построить? ( Задать величину угла В=75°)

  • Какие шаги выполнить при построении?
  1. Строим отрезок АВ
  2. Строим ∟А=45°
  3. Строим ∟В=75°

  • Измерим стороны ВС и АС. Какие длины у вас получились? ( АС=7 см; ВС=5,5 см.)
  • Можно ли воспользоваться этим алгоритмом для построения треугольника, у которого известны

Шаг3.     Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Вопросы учащимся:

  • Почему у всех получились равные стороны?
  • Что можно сказать о ваших построенных треугольниках?
  • Почему же получились равные треугольники?
  • Какой же признак равенства вы  можете сформулировать?

Гипотезе: треугольники равны, если у них равна одна сторона и два угла.

Учащиеся ставят перед собой цели:

  • Выяснить по какому еще  признаку можно судить о равенстве треугольников?
  • Доказать или опровергнуть собственную гипотезу равенства двух треугольников по сторона и двум углам.
  • Научиться применять новый признак при решении задач.

Основной этап – открытие новых знаний. ( Слайд 6,7)

Шаг4. Разработка проекта выхода из затруднений.   

  1. Попробуем доказать или опровергнуть наше предположение.
  2. Выполним чертеж.
  3. Запишем, что  дано и что требуется доказать.
  4. Каким способом будем доказывать наше утверждение? ( наложением)
  5. Обсуждение в группах : составить алгоритм действий при наложении треугольников

Шаг5.  Реализация готового проекта - открытие новых знаний

Учащиеся  после обсуждения в группах выполняют доказательство признака, выполняя по очереди пункты плана доказательства признака.

Алгоритм действий:

  1. Вершину А совместим с вершиной А1.
  2. Наложить сторону АВ на сторону А1В1.
  3. Угол ВАС совместится с углом  В1А1С1
  4. Угол  АВС совместится с углом А1В1С1
  5. Вершина С совместится с вершиной С1.

Шаг6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Прочитать признак в учебнике.
  2. Проговорить в парах формулировку теоремы
  3. Проговорить формулировку и доказательство теоремы.( сильный учащийся)

Заключительный этап –применение знаний и рефлексия.

Шаг7 .  Включение в систему знаний и повторение.

 

Задача 3.

Доказать , что Δ АВС и Δ А1В1С1 равны, если  АВ= А1В1, ∟А= ∟А1;

∟С= ∟С1. ( по готовому чертежу)

 

Шаг8. Дифференцированная самостоятельная работа. ( по готовым чертежам с самопроверкой по эталону ответа) (Слайд 8,9)

По готовым чертежам заполнить таблицу:

  • Оценить по эталону ответа самостоятельную работу, выставив в таблицу самооценки  по одному баллу за каждую  правильно решенную задачу. ( макс.- 3 балла)

1. Для средних учащихся( каждый ответ -3 балла):

Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях.

АС- биссектриса угла ВАД.

ΔАВС= ΔАСД, т.к.:

ΔДВС=СЕА, т.к.

ΔАВД= ΔАСД, т.к.

1. …        =…

1. …        =…

1. …        =…

2……      =……

2……      =……

2……      =……

3.

3.

3.

Эталон ответа:

АС- биссектриса    угла ВАД.  

ΔАВС= ΔАСД, т.к.:

ΔДВС=САЕВСД, т.к.:

ΔАВД= ΔАСД, т.к.:

1. ∟1 =∟2

1. ВС  =СА

1. ∟ВАД = ∟АДС       =…

2. ∟ВАС=∟САД(т.к. АС-биссектриса)

2. ∟ДВС   =∟САЕ

2. ∟ДАС    =∟ВДА

3. АС-общая

3. ∟ВСД=∟ЕСА( вертикальные)

3. АД- общая

2. Для слабых учащихся (каждый ответ .-2.балла)

Докажите, что треугольники равны, воспользовавшись подсказками и заполнив пропуски в решении.

АС- биссектриса угла ВАД.

ΔАВС= ΔАСД, т.к.:

ΔДВС=СЕА, т.к.

ΔАВД= ΔАСД, т.к.

1. 1=…

1.    ∟ДВС     =∟…

1. ∟ВАД =∟….

2. ВАС  =…(т.к. АД-

2. ∟ВСД  =∟….(т.к. это углы ……………………)

2.  ∟ВДА   =……

3. АС-………

3. ВС=……..

3. АД-…………….

3. Для наиболее подготовленных учащихся(каждый верный ответ -4 балла):

Найдите на рисунках равные треугольники и докажите, что они равны:

АС- биссектриса угла ВАД.

∟САВ=∟ДВА

Δ……= Δ…….., т.к.:

Δ….. …=Δ ……., т.к.

Δ….. …=Δ ……., т.к.

1. …        =…

1. …        =…

1. …        =…

2……      =……

2……      =……

2……      =……

3.

3.

3.

Эталон ответа:

Найдите на рисунках равные треугольники и докажите, что они равны:

АС- биссектриса угла ВАДС.

∟САВ=∟ДВА

ΔАВС= ΔАСД, т.к.:

ΔДВС=САЕВСД, т.к.:

ΔАВС= ΔАВД, т.к.:

1. ∟1 =∟2

1. ВС  =СА

1. ∟САВ=∟ДВА

2. ∟ВАС=∟САД(т.к. АС-биссектриса)

2. ∟ДВС   =∟САЕ

2. ∟АВС   =∟ДАВ

3. АС-общая

3. ∟ВСД=∟ЕСА( вертикальные)

3. АВ- общая

Или:

ΔВОС= ΔОСД, т.к.:

1. ∟1 =∟2

2. ∟ВОС=∟СОД=90°

3. ОС-общая

Или:

ΔВОАС= ΔОАД, т.к.:

1. ∟ВАО =∟ОАД ( т.к. АС –биссектриса)

2. ∟ВОА=∟АОД=90°

3. ОА-общая

Шаг9. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 10)

Экспресс-диагностика:  найдите на чертеже равные треугольники:

1

2

3

4

5

6 

Эталон ответа: равные треугольники на рис. 1 и 5; 4 и 2.  

Итоги урока.

  • Заполнить таблицу самооценки.(Слайд 10)
  • от 7 до 13 баллов
  • от 14 баллов до 16 баллов
  • от 17 баллов и выше
  • менее 7 баллов
  • 3
  • 4
  • 5
  • очень плохо!
  • Какие открытия сделали на уроке?
  • Что научились делать?
  • Сколько способов знаете, чтобы определить, равны ли треугольники?

Домашнее задание.(Слайд 11)

§3, п 19. выучить теорему и доказательство;

1. №122;№121-1 уровень

2. №124; №125;№128.-2 уровень

Решение задачи №1 ( макс.3 балла)

Самостоятельная работа ( макс.- 12  баллов)

Экспресс-диагностика ( макс.-2 балла)

Активность на уроке ( макс- 3 балла)

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки геометрии в 7 классе по теме "Первый признак равенства треугольников"

Разработка двух спаренных уроков по геометрии в 7 классе по теме "Первый признак равенства треугольников". Уроки формирования и совершенствования новых знаний. В разработку включены слайды из учебной ...

План-конспект урока в 7 классе на тему "Второй признак равенства треугольников"с применением сингапурской методики обучения

Урок изучения нового материала. В ходе урока используются некоторые обучающие структуры сингапурской методики обучения....

Урок геометрии В 7 классе Тема: «Второй признак равенства треугольников».

Тип урока:   комбинированный Цель урока: познакомиться с  формулировкой и доказать второй признак равенства...

Геометрия,7 класс. Презентация к уроку по теме "Второй признак равенства треугольников"

ТЕМА УРОКА: Второй признак равенства треугольников. Цели урока:Изучить второй признак равенства треугольников;Уметь применять признак к решению простейших задач;Продолжить развитие умений проводи...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме: "Второй признак равенства треугольников"

Презентация к уроку по геометрии в 7 классе по теме: "Второй признак равенства треугольников" - уроку изложения нового материала....

Конспект урока геометрии 7 класс по теме "Второй признак равенства треугольников"

Цели:ознакомление обучающихся с теоремой о втором признаке равенстве треугольников;совершенствование навыков решения задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников;показ обуча...