Урок №2 по теме «Теорема Пифагора»
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Урок в 8 классе по геометрии по учебнику Л.С.Атанасяна. Урок отвечает современным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_geometriya.docx | 24.9 КБ |
презентация к уроку | 538.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №2 по теме «Теорема Пифагора»
Цель урока: повторить теорему Пифагора, научить учащихся применять полученные знания о прямоугольных треугольниках на практике – решать геометрические задачи с использованием теоремы.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся, продолжить формирование умений записывать и использовать теорему Пифагора. Создать условия для закрепления данной теоремы, научить применять теорему Пифагора к решению задач.
Развивающие: совершенствовать умения школьников решать задачи;, совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление; развивать кругозор.
Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе решения задач, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Формирование потребности в знаниях, интереса к математике.
Форма учебного процесса: классный урок.
Тип урока: повторение и закрепление знаний учащихся.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование для презентации
- Документ- камера .
ХОД УРОКА.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | Время |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу, постепенно заполняя таблицу. Приложение 1. | Приветствие. | 1 мин. |
| «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора…» Иоганн Кеплер Тема нашего урока «Решение задач с помощью теоремы Пифагора». Сегодня на уроке мы должны систематизировать полученные вами знания. Научиться решать задачи, используя теорему Пифагора. И может быть воспользоваться заповедями Пифагора. Внимание на экран.( слайд №1-6) Заповеди Пифагора - Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться. - Не делай никогда того, чего не знаешь. - Но научись всему, что следует знать... -Не пренебрегай здоровьем своего тела. - Помогай не тому, кто ношу сваливает, а тому, кто её взваливает. Не забывая об этих заповедях, мы переходим к уроку, на котором будем решать задачи на использование теоремы Пифагора | Ребята записывают тему урока в тетрадь. | 4 мин. |
| Фронтальная беседа.
| Ученик: Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным. Ученик: Стороны прямоугольного треугольника называются: катет, катет, гипотенуза.. Ученик: Гипотенуза- сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла. Ученик: В прямоугольном треугольнике гипотенуза большая сторона. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90⁰ Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 30⁰, равен половине гипотенузы. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол .лежащий против этого катета, равен 30⁰, Ученик: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов. Ученик. Треугольник со сторонами 3,4,5 часто называют египетскими, так как он был известен еще древним египтянам. Ученик: Диагональ находим ,как гипотенузу в прямоугольном треугольник. Ученик: алгоритм решения
| 5 мин. |
III. Обобщение и систематизация понятий.
Этап – . « Устная работа по рисункам».
Физминутка для глаз.
|
Записать теорему Пифагора для треугольника :
А В 2) В С А М Д Е 3)АВСД – ромб В А С
Д 4) АВС-равнобедренный В А Д С Оцените свою работу.
. Решить № 483(а), 484(а), 486(а), 888(а).
| До урока оформляются домашние задачи на обратной стороне доски. Оценивают домашнюю работу. Задают вопросы. . При решении задач ученики действуют по алгоритму, проговаривая теорему Пифагора. Сильные дети решают самостоятельно, остальные вместе (с комментариями у доски) Делается рисунок и записывается решение. Другие возможные решения демонстрируются через документ-камеру Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде по часовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5 Ученики записывают только решение, самопроверка. Оцените свою работу. | 5 мин. 4 мин. 12 мин 1 мин. 8 мин. |
| Повторить п.54,55. Решить №483(б), 484(б), 486(б), 888(б)
| Запись домашнего задания. | 2 мин |
| Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Теорема Пифагора» И я думаю, что в дальнейшем вам не составит труда решать задачи. Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу
Оценивание ответов учащихся, оглашение оценок за урок. Заполните таблицу. Приложение 1. И закончить урок я бы хотела словами Пифагора: «Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума». Будьте благоразумными. Урок окончен. Всем спасибо . | . рефлексия Ученики заполняют таблицу. | 3 мин. |
Приложени 1.
Лист оценивания__________________________________
Ученик: знаю, умею; правильно | |
1. Какой треугольник называется прямоугольным? | |
2.Как называются стороны прямоугольного треугольника? | |
3. Как называются стороны прямоугольного треугольника? | |
4.Какой треугольник называется египетским? | |
5. Какие свойства прямоугольного треугольника вы знаете? | |
6.Формулировка теоремы Пифагора | |
7.Алгоритм решения задач на применение теоремы Пифагора | |
8.. Решение домашнего задания. | |
9. Самостоятельная работа | |
10.Рефлексия | |
а) Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа): а) отличный, интересный, захватывающий; б) хороший, содержательный, заставляющий работать; в) нормальный обычный; г) скучный, работа без интереса; д) бесполезный, совсем не интересный. е) твой вариант ответа _ | |
б) Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе?
| |
в) Урок помог задуматься…. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заповеди Пифагора
Делай лишь то, что в последствии не огорчит тебя и не принудит раскаяться….
Не делай ничего того, чего не знаешь…
Но научись всему, что следует знать…
Не пренебрегай здоровьем своего тела…..
Помогай не тому , кто ношу сваливает, а тому кто ее взваливает…
Прямоугольный треугольник Угол С = 90° A C B катет катет гипотенуза
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. A B C b с а a² + b²=c²
При решении задач с применением теоремы Пифагора нужно: Указать прямоугольный треугольник; Записать для него теорему Пифагора; Выразить неизвестную сторону через две другие; Подставить известные значения; Вычислить неизвестную сторону.
Самостоятельная работа вариант 1 вариант 2 1 )треугольник АВС -прямоугольный. Найти АВ 2) ABCD -прямоугольник. Найти АС. 3)тр.АВС-равнобедренный, BD -высота,АС-основание.Найти АС,если BD =12, BA =13 . 1)треугольник АВС – прямоугольный. Найти СВ. 2)ABCD -прямоугольник. Найти BA . 3) тр.АВС-равнобедренный, BD- высота, АС- основание. Найти АВ, если АС=20, BD=24 . C A B A D B C A B C D C A B A B C D A B C D 20 15 4 3 6 10 10 8
Решение: Вариант 1. 1) AB²=AC²+CB² AB²=20²+15² AB²=625 AB=25 2) ACD- прямоуг. AC²=AD²+DC² AC²=4²+3² AC²=25 AC=5 3) ABD прямоуг. AD²=AB²-BD² AD²=13²-12² AD²=25 AD=5 AC=2AD=2*5=10 Вариант 2 1) AB²=AC²+CB² BC²=AB²-AC² BC²=10²-6² BC²=64 BC=8 2) BAD- прямоуг. BA²=BD²-AD² BA²=10²-8² BA²=36 BA=6 3) AD=½AC=10 ABD прямоуг. AB²=AD²+BD² AB²=10²+24² AB²=676 AB=26
Задачи древнекитайского ученого Цзинь Киу-чау Бамбуковый ствол 9 футов высотой переломлен бурей так, что если верхнюю часть его нагнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии 3 футов от основания ствола. На какой высоте переломлен ствол? В центре квадратного пруда , имеющего 10 футов в длину и ширину, растет тростник, возвышающийся на 1 фут над поверхностью воды .Если его пригнуть к берегу, к середине стороны пруда, то он достигнет своей верхушкой берега.Какова глубина пруда?
Задача индийского математика XII века Бхаскары "На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?" ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача из учебника "Арифметика" Леонтия Магницкого «Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать." ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача из китайской "Математики в девяти книгах" "Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?" ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Причина популярности теоремы Пифагора триедина – это красота, простота и значимость!
Домашнее задание: Повторить п.54,55 Решить задачи №483(б), 484(б)486(б), 488(б)
Итог урока: Сформулируйте теорему Пифагора, Как найти катет прямоугольного треугольника, зная гипотенузу и другой катет.
Источники материалов http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/ppifagor.jpg 2. http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8b.jpg 3. http://festival.1september.ru/articles/568169/ 3. Учебник «Геометрия» 7-9 кл., Атанасян Л.С., -М.: Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок геометрии по теме: Теорема Пифагора.
Разработка включает в себя конспект урока, презентацию и самостоятельную работу....
Урок - зачет по теме: "Теорема Пифагора"
Урок по геометрии...
Урок закрепление по теме:"Теорема Пифагора"
Урок закрепление по теме"Теореме Пифагора" автор учебника Погорелов...
Урок-проект по теме теорема Пифагора
Данная форма урока актуальна на современном уровне.Урок содержит презентацию, составленную учащимися....
Конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
Конспект содержит подробное описание каждого этапа урока с целями, презентацию...