Сумма углов треугольника
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме

Модель урока математики (геометрии)

Учебный план: 5 часов в неделю

Класс: 7

Тема: Теорема о сумме углов треугольника

УМК: геометрия 7 – 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Тип урока: урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл summa_uglov_treugolnika.pptx226.81 КБ
Файл plan_konspekt_uroka_summa_uglov_treugolnika.docx159.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сумма углов треугольника 1 Шабанова Татьяна Александровна учитель математики МОУ «СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»

Слайд 2

«…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» . 2 Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс

Слайд 3

ПОВТОРИТЬ НАУЧИТЬСЯ ДОКАЗАТЬ 3 Признаки параллельности двух прямых; Определение смежного угла Теорему о сумме углов треугольника Решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ Чему равна сумма углов треугольника

Слайд 4

Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. 1 2 3 4 5 6 Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°. 4

Слайд 5

Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными. 5 1 2

Слайд 6

2 3 1 A B C < А + < В + < С = ? < 1 + < 2 + < 3 = 180 о < А + < В + < С = 180 о 6

Слайд 7

a B C A 4 5 2 1 3 <1 = <4 , <5 = <3, <4 + <2 + <5 = 180° <1 + <2 + <3 = 180°

Слайд 8

Сумма углов треугольника равна 180° A B C

Слайд 9

Внешний угол треугольника 1 2 3 4 9

Слайд 10

Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним <3 смежный с <4 <4 + <3 = 180° (<1 + <2) + <3 = 180° <1 + <2 = <4 1 2 3 4 10

Слайд 11

А В С 40° 60° ? 11

Слайд 12

А С В

Слайд 13

А В С 27° ? 73° 13

Слайд 14

14 30 70 ?

Слайд 15

А В С 5 0° ? ? 15

Слайд 16

А В С ? 50° ? 120° 16

Слайд 17

А В С ? 50° ? 120° 17

Слайд 18

№ 228 (а) 18 40 40 40

Слайд 19

«…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» . 19 Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс

Слайд 20

Домашнее задание Изучить пункт 30; Ответить на вопросы 1,2 на стр.89; Решить задачи № 223(в), 228 (б). 20

Слайд 21

21 ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Слайд 22

ЛИТЕРАТУРА Геометрия 7-9: учебник/ Л.С. Атанасян и др.; Геометрия 7 класс. Поурочные планы/ Т.Л. Афанасьев, Л.А. Тапилина ; Изучение геометрии в 7 – 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/Л.С. Атанасян и др . http:// klub-drug.ru/blog/smajliki/kartinki-shkola-animacii-knigi-shkolnye.html 22



Предварительный просмотр:

Модель урока математики (геометрии)

Учебный план: 5 часов в неделю

Класс: 7

Тема: Теорема о сумме углов треугольника

УМК: геометрия 7 – 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:  

Образовательные: доказать  теорему о сумме углов треугольника;
обучить применять доказанную теорему при решении задач.

Развивающие: совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух;
способствовать развитию  сообразительности.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию своих знаний;
воспитывать интерес к предмету.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность

учителя

обучающихся

  1. Организационный момент

1-2

Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие учебных принадлежностей),

Сообщение темы урока

Проверяют готовность к уроку.

Запись числа в тетрадях, темы урока

  1. Постановка цели урока

1-2

Управление слайдами презентации, сообщение цели

Ответы на вопросы учителя

  1. Повторение

3

Управление слайдами, вопросы обучающимся

Отвечают на вопросы, формулируют признаки

  1. Практическая  работа

5

Предлагает измерить углы треугольников, управляет слайдами, подводит итог

Измеряют углы треугольников, делают записи в тетрадях, делают вывод

  1. Доказательство теоремы

7-8

Задает наводящие вопросы, формулирует теорему

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях

  1. Физ. минутка

1-2

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения

  1. Устная работа

3-4

Управляет слайдами, задает вопросы

Отвечают на вопросы

  1. Закрепление нового материала

15

Дает задания, вызывает к доске, помогает при необходимости

Работают у доски и в тетрадях, объясняя решение

  1. Итог урока

1-2

Подводит итог урока

Подводят итог урока вместе с учителем

  1. Домашнее задание

1

Дает задание на дом, комментирует

Записывают задание в дневники, задают вопросы по необходимости

Ход урока

  1. Организационный момент

1 слайд.

Учитель. Добрый день, ребята!

2 слайд.

Учитель. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

 Так давайте на уроке будем активны, внимательны и поглощать знания будем с большим желанием.

Тема нашего урока: Теорема о сумме углов треугольника.

Запишите в тетради число и тему урока, положите ручки  и ответьте на вопрос: С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника? Проверьте свою готовность к уроку, у всех есть транспортир, карандаш, линейка?

  1. Постановка цели урока

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами сделать следующее:  

3 слайд (управление по щелчку).

Повторить признаки параллельности двух прямых.

Провести исследование и определить, чему равна сумма углов треугольника.

Доказать теорему о сумме углов треугольника.

Научиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.

  1. Повторение

Учитель. Назовите признаки параллельности двух прямых

4 слайд (управление по щелчку).

На слайде появляется рисунок, обучающийся  называет соответствующий признак.

  1. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.
  2. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные  углы равны.
  3. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°.

5 слайд (управление по щелчку)

Два угла, у которых одна сторона  общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.

  1. Практическая работа (приложение 1)

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы с практической работой. Возьмите их и с помощью транспортира измерьте углы треугольников и запишите результаты в таблицы.

Обучающиеся выполняют задание, после выполнения которого дети произносят, что у них получилось.

Учитель. Какой же вывод мы можем сделать после данной практической работы?

Обучающиеся делают вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Учитель. Давайте посмотрим как еще можно увидеть, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.

6 слайд.

Пронумеруем углы треугольника, а затем разделим его на два треугольника и четырехугольник и разрежем, а затем переместим эти фигурки так, чтобы пронумерованные уголки были рядом. Что мы получим?

Ответы обучающихся: в сумме пронумерованные углы дают развернутый угол, о он равен 180 градусов.

  1. Доказательство теоремы.

Учитель. Давайте посмотрим на следующий рисунок.

7 слайд.

Учитель. Нам дан треугольник АВС, проведем через вершину В прямую а, параллельную стороне АС. Какими будут углы 1 и 4? Углы 3 и 5?

Обучающиеся поясняют, что они равны как накрест лежащие.

Учитель.  Итак мы получили: <1 = <4        <5 = <3     <4 + < 2 + <5 = 180 ° (так как в сумме они дают развернутый угол)                                           <1 + < 2 + < 3= 180°

Вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов. (Вывод могут сделать сами обучающиеся).

8 слайд.

Учитель. Ребята, можете вы сформулировать теорему о сумме углов треугольника?

Формулировка теоремы обучающимися.

9 слайд.

Учитель. Посмотрите на рисунок. Какими будут углы 3 и 4?  

Да, они смежные. Так вот, угол, смежный с каким-нибудь углом треугольника, называется внешним углом треугольника. Значит угол 4 – внешний угол треугольника.

Учитель. Внешний угол треугольника равен сумме двух углов, не смежных с ним. Давайте это докажем.

10 слайд.

Доказательство проводится вместе с обучающимися по слайду 10.

  1. Физ. минутка

Учитель. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Земля, воздух, огонь, вода». Я называю одно из этих состояний, а вы постарайтесь его изобразить.

  1. Воздух.

Учитель. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. А теперь попробуйте несколько раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.

  1. Земля.

Учитель. Установите контакт с землей, почувствуйте уверенность, что вы крепко стоите на земле. Можно потопать, подпрыгнуть, покрутиться на месте.

  1. Огонь.

Учитель.  Представьте, что вы – огонь, вы – пламя. Изобразите его.

  1. Вода.

Учитель.  Представьте, что вы в воде, в реке или бассейне, изобразите, что вы плывете.

  1. Устная работа.

Учитель.  Итак, мы с вами в ходе активной игры расслабились, восстановили силы, повысили уровень энергии. Теперь садитесь и с новыми силами продолжим работу. А предстоит нам найти неизвестный угол в треугольнике.

11, 12, 13, 14 слайды.

  1. Закрепление нового материала.

15 слайд.

Обучающиеся перечерчивают рисунок в тетрадь, один из них комментирует решение:

На рисунке видно, что треугольник равнобедренный, а по свойству равнобедренного треугольника – углы при основании равны, значит

Ответ: < B = 80°? < C = 50°.

16 слайд.

Один из обучающихся комментирует решение:

Смежные углы в сумме дают 180 градусов, следовательно < АСВ = 180° – 120° = 60°. Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов, значит < A = 180°- 50° - 60° = 70°.

Ответ:

Учитель.  Ребята, а я решила задачу другим способом. Посмотрите.

17 слайд.

Учитель.  Выполним № 224 из учебника.

Один обучающийся решает на доске с объяснением, остальные в тетрадях

Дано: ∆ АВС

Найти:

<А, <В, <С.

Решение: пусть х – 1 часть, тогда

2х + 3х + 4х = 180,

9х = 180,

Х = 180/9,

Х=20,

Ответ: 40°, 60°, 80°.

Учитель.  Выполним № 228 (а), здесь необходимо рассмотреть два случая (условие показать на слайдах)

18 слайд.

Решение:

Рассмотрим два случая:

  1. Угол при основании равен 40°, тогда второй угол при основании равнобедренного треугольника тоже равен 40°; значит, угол при вершине равен 180° - (40° + 40°) = 100°.
  2. Угол при вершине равен 40°, тогда углы при основании равны

(180° - 40°):2 = 70°.

Ответ: 40°, 40°,100°  или 40°,70°, 70°.

  1. Итог урока

18 слайд.

Учитель.  Ребята, в начале урока я вспомнила слова французского писателя Анатоля Франса «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Представьте себе, что сегодняшний урок вы провели в ресторане, употребляя различные блюда, и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (вопросы на карточках у каждого учащегося на столе):

- Я съел бы еще…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Пожалуйста, допишите свои пожелания (карточки сдаются учителю).

Затем учитель подводит итог урока в целом, работу каждого обучающегося, объявляет оценки.

  1. Домашнее задание

19 слайд.

Учитель.  Изучить пункт 30; ответить на вопросы 1,2 на стр.89; решить задачи № 223(в), 228 (б).

20 слайд.

Спасибо за урок, всем желаю удачи!

   

Приложение 1.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание 1.

На рисунке изображены три треугольника

3

2

1

  1. С помощью транспортира измерьте углы каждого из треугольников. Результаты измерения занесите в таблицу.
  2. Найдите сумму углов 1 + 2 + 3 каждого из треугольников. Результаты занесите в таблицу.

№ п/п

1

2

3

1 + 2 + 3

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.

Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....

Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"

С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....

Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника

Урок-закрепление с использованием пространственного воображения и логического мышления, развития геометрической интуиции....

Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"

Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....

Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника»

Разработка урока по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника" с использованием цифровых образовательных ресурсов....