Сумма углов треугольника
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
Модель урока математики (геометрии)
Учебный план: 5 часов в неделю
Класс: 7
Тема: Теорема о сумме углов треугольника
УМК: геометрия 7 – 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Тип урока: урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summa_uglov_treugolnika.pptx | 226.81 КБ |
plan_konspekt_uroka_summa_uglov_treugolnika.docx | 159.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» . 2 Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс
ПОВТОРИТЬ НАУЧИТЬСЯ ДОКАЗАТЬ 3 Признаки параллельности двух прямых; Определение смежного угла Теорему о сумме углов треугольника Решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ Чему равна сумма углов треугольника
Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны. 1 2 3 4 5 6 Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°. 4
Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными. 5 1 2
2 3 1 A B C < А + < В + < С = ? < 1 + < 2 + < 3 = 180 о < А + < В + < С = 180 о 6
a B C A 4 5 2 1 3 <1 = <4 , <5 = <3, <4 + <2 + <5 = 180° <1 + <2 + <3 = 180° Сумма углов треугольника равна 180° A B C Внешний угол треугольника 1 2 3 4 9 Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним <3 смежный с <4 <4 + <3 = 180° (<1 + <2) + <3 = 180° <1 + <2 = <4 1 2 3 4 10 А В С 40° 60° ? 11 А С В А В С 27° ? 73° 13 14 30 70 ? А В С 5 0° ? ? 15 А В С ? 50° ? 120° 16
Предварительный просмотр:
Модель урока математики (геометрии)
Учебный план: 5 часов в неделю
Класс: 7
Тема: Теорема о сумме углов треугольника
УМК: геометрия 7 – 9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
Образовательные: доказать теорему о сумме углов треугольника;
обучить применять доказанную теорему при решении задач.
Развивающие: совершенствовать умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух;
способствовать развитию сообразительности.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию своих знаний;
воспитывать интерес к предмету.
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность | |
учителя | обучающихся | ||
| 1-2 | Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие учебных принадлежностей), Сообщение темы урока | Проверяют готовность к уроку. Запись числа в тетрадях, темы урока |
| 1-2 | Управление слайдами презентации, сообщение цели | Ответы на вопросы учителя |
| 3 | Управление слайдами, вопросы обучающимся | Отвечают на вопросы, формулируют признаки |
| 5 | Предлагает измерить углы треугольников, управляет слайдами, подводит итог | Измеряют углы треугольников, делают записи в тетрадях, делают вывод |
| 7-8 | Задает наводящие вопросы, формулирует теорему | Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях |
| 1-2 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения |
| 3-4 | Управляет слайдами, задает вопросы | Отвечают на вопросы |
| 15 | Дает задания, вызывает к доске, помогает при необходимости | Работают у доски и в тетрадях, объясняя решение |
| 1-2 | Подводит итог урока | Подводят итог урока вместе с учителем |
| 1 | Дает задание на дом, комментирует | Записывают задание в дневники, задают вопросы по необходимости |
Ход урока
- Организационный момент
1 слайд.
Учитель. Добрый день, ребята!
2 слайд.
Учитель. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Так давайте на уроке будем активны, внимательны и поглощать знания будем с большим желанием.
Тема нашего урока: Теорема о сумме углов треугольника.
Запишите в тетради число и тему урока, положите ручки и ответьте на вопрос: С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника? Проверьте свою готовность к уроку, у всех есть транспортир, карандаш, линейка?
- Постановка цели урока
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы должны с вами сделать следующее:
3 слайд (управление по щелчку).
Повторить признаки параллельности двух прямых.
Провести исследование и определить, чему равна сумма углов треугольника.
Доказать теорему о сумме углов треугольника.
Научиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
- Повторение
Учитель. Назовите признаки параллельности двух прямых
4 слайд (управление по щелчку).
На слайде появляется рисунок, обучающийся называет соответствующий признак.
- Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.
- Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны.
- Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180°.
5 слайд (управление по щелчку)
Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.
- Практическая работа (приложение 1)
Учитель. Ребята, у вас на столах лежат листы с практической работой. Возьмите их и с помощью транспортира измерьте углы треугольников и запишите результаты в таблицы.
Обучающиеся выполняют задание, после выполнения которого дети произносят, что у них получилось.
Учитель. Какой же вывод мы можем сделать после данной практической работы?
Обучающиеся делают вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Учитель. Давайте посмотрим как еще можно увидеть, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
6 слайд.
Пронумеруем углы треугольника, а затем разделим его на два треугольника и четырехугольник и разрежем, а затем переместим эти фигурки так, чтобы пронумерованные уголки были рядом. Что мы получим?
Ответы обучающихся: в сумме пронумерованные углы дают развернутый угол, о он равен 180 градусов.
- Доказательство теоремы.
Учитель. Давайте посмотрим на следующий рисунок.
7 слайд.
Учитель. Нам дан треугольник АВС, проведем через вершину В прямую а, параллельную стороне АС. Какими будут углы 1 и 4? Углы 3 и 5?
Обучающиеся поясняют, что они равны как накрест лежащие.
Учитель. Итак мы получили: <1 = <4 <5 = <3 <4 + < 2 + <5 = 180 ° (так как в сумме они дают развернутый угол) <1 + < 2 + < 3= 180°
Вывод: сумма углов треугольника равна 180 градусов. (Вывод могут сделать сами обучающиеся).
8 слайд.
Учитель. Ребята, можете вы сформулировать теорему о сумме углов треугольника?
Формулировка теоремы обучающимися.
9 слайд.
Учитель. Посмотрите на рисунок. Какими будут углы 3 и 4?
Да, они смежные. Так вот, угол, смежный с каким-нибудь углом треугольника, называется внешним углом треугольника. Значит угол 4 – внешний угол треугольника.
Учитель. Внешний угол треугольника равен сумме двух углов, не смежных с ним. Давайте это докажем.
10 слайд.
Доказательство проводится вместе с обучающимися по слайду 10.
- Физ. минутка
Учитель. Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Земля, воздух, огонь, вода». Я называю одно из этих состояний, а вы постарайтесь его изобразить.
- Воздух.
Учитель. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. А теперь попробуйте несколько раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
- Земля.
Учитель. Установите контакт с землей, почувствуйте уверенность, что вы крепко стоите на земле. Можно потопать, подпрыгнуть, покрутиться на месте.
- Огонь.
Учитель. Представьте, что вы – огонь, вы – пламя. Изобразите его.
- Вода.
Учитель. Представьте, что вы в воде, в реке или бассейне, изобразите, что вы плывете.
- Устная работа.
Учитель. Итак, мы с вами в ходе активной игры расслабились, восстановили силы, повысили уровень энергии. Теперь садитесь и с новыми силами продолжим работу. А предстоит нам найти неизвестный угол в треугольнике.
11, 12, 13, 14 слайды.
- Закрепление нового материала.
15 слайд.
Обучающиеся перечерчивают рисунок в тетрадь, один из них комментирует решение:
На рисунке видно, что треугольник равнобедренный, а по свойству равнобедренного треугольника – углы при основании равны, значит
Ответ: < B = 80°? < C = 50°.
16 слайд.
Один из обучающихся комментирует решение:
Смежные углы в сумме дают 180 градусов, следовательно < АСВ = 180° – 120° = 60°. Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов, значит < A = 180°- 50° - 60° = 70°.
Учитель. Ребята, а я решила задачу другим способом. Посмотрите.
17 слайд.
Учитель. Выполним № 224 из учебника.
Один обучающийся решает на доске с объяснением, остальные в тетрадях
Дано: ∆ АВС
Найти:
<А, <В, <С.
Решение: пусть х – 1 часть, тогда
2х + 3х + 4х = 180,
9х = 180,
Х = 180/9,
Х=20,
Ответ: 40°, 60°, 80°.
Учитель. Выполним № 228 (а), здесь необходимо рассмотреть два случая (условие показать на слайдах)
18 слайд.
Решение:
Рассмотрим два случая:
- Угол при основании равен 40°, тогда второй угол при основании равнобедренного треугольника тоже равен 40°; значит, угол при вершине равен 180° - (40° + 40°) = 100°.
- Угол при вершине равен 40°, тогда углы при основании равны
(180° - 40°):2 = 70°.
Ответ: 40°, 40°,100° или 40°,70°, 70°.
- Итог урока
18 слайд.
Учитель. Ребята, в начале урока я вспомнила слова французского писателя Анатоля Франса «…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Представьте себе, что сегодняшний урок вы провели в ресторане, употребляя различные блюда, и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (вопросы на карточках у каждого учащегося на столе):
- Я съел бы еще…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Пожалуйста, допишите свои пожелания (карточки сдаются учителю).
Затем учитель подводит итог урока в целом, работу каждого обучающегося, объявляет оценки.
- Домашнее задание
19 слайд.
Учитель. Изучить пункт 30; ответить на вопросы 1,2 на стр.89; решить задачи № 223(в), 228 (б).
20 слайд.
Спасибо за урок, всем желаю удачи!
Приложение 1.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1.
На рисунке изображены три треугольника
3
2
1
- С помощью транспортира измерьте углы каждого из треугольников. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Найдите сумму углов 1 + 2 + 3 каждого из треугольников. Результаты занесите в таблицу.
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 1 + 2 + 3 |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»...
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Билетик на выход: Неравенство треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника.
Самостоятельная работа по темам: неравенство треугольника, сумма углов треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника....
Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"
С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....
Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника
Урок-закрепление с использованием пространственного воображения и логического мышления, развития геометрической интуиции....
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника»
Разработка урока по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника" с использованием цифровых образовательных ресурсов....