вычисление площадей различных фигур
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
вычисления площадей различными способами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_geometrii.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по геометрии :
« Решение задач с использованием свойств площадей»
Цели урока:
развивающие- формирование и развитие:
а) мыслительных операций (сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, анализа, синтеза);
в) форм мышления: умозаключений по индукции и аналогии;
образовательные – формирования навыков решения сюжетных задач;
воспитательные - формирование предприимчивости (успешной стратегии поведения при наличии выбора решений); интереса к математике.
План урока:
1) Сообщение учителя
2)Задача: «Смотри»
3)Задача: «Не верь глазам своим»
4)Задача с центроидом в прямоугольном треугольнике
5) Рефлексия
Ход урока:
1)Мотивация:
При решении геометрических задач, как правило, алгоритмов нет, и выбрать наиболее подходящую данному случаю теорему не просто. Поэтому желательно в каждой теме выбрать общие положения полезные каждому из нас. Для успеха в наших поисках повторим ранее изученные свойства площадей и познакомимся с некоторыми полезными свойствами (слайд 1)
1.Если Ф1 = Ф2 ,то S1 = S2
2. Sф = S1 + S2 +S3 + …..+Sn
3.Если а- сторона квадрата и а=1,то S=1
4. а)Медиана треугольника делит его на два равновеликих треугольника (равновеликими называют фигуры ,площади которых равны)
б)Три медианы треугольника делят его на 6 меньших треугольников, имеющих одинаковую площадь. Точка пересечения медиан называется центроидом (в физике это называется - цент масс)
в)Центроид, начиная от вершины, делит медиану на отрезки в соотношении 2:1
Историческая справка:
Оставим на некоторое время эти свойства и вспомним историю зарождения науки – геометрии. Возникла в Вавилоне, и за тысячу лет до рождения Пифагора, вавилоняне знали теорему , которую принято называть теоремой Пифагора. Многое из Вавилона ушло потом в другие страны, в том числе в Индию.
Итак- первая задача:
В одной из древнейших рукописей сохранился чертеж, никаких рассуждений не написано, кроме одного слова «СМОТРИ»- вот такой метод решения. Попробуем и мы посмотреть и догадаться, в чем тут дело? (слайд3)
после рассуждений приходим к выводу:
1.Sкв = S1 + S2 + 4Sтреуг. 2. Sкв = S3 + 4Sтреуг. Следовательно
S1 + S2 = S3 или a2 + b2 =c2 ,так как S1 и S2 – площади квадратов, построенных на катетах a и b ; S3- площадь квадрата , построенного на гипотенузе c.
Итак –первый путь – опора на чертеж, т.е.- смотри и рассуждай(к слову сказать – «теорема» , «театр» происходят от греческого «теорео», означавшего «рассматриваю»)
Вторая задача: « Сравните площади квадрата и прямоугольника с помощью свойств площадей» (квадрат и прямоугольник у каждого на парте). Решим задачу двумя способами:
1)Разрежем квадрат и положим полученные части на прямоугольник, другими словами « замостим» прямоугольник частями квадрата. Весь прямоугольник замощен? Вроде да? Вывод: Sкв. = Sпр.
2) Но давайте обратимся к теории (к расчетным формулам)
Sкв. = a2 т.к. а=8, то S= 64
Sпр. = a * b ; т.к. a=5 , b = 13 , то S=5* 13 = 65 ?
Вывод: Sпр. > Sкв.?? Мистика ? В чем дело? (рассуждаем… и для тех, кто не догадался , приводим доводы) Оказывается нас подвел рисунок. Нам показалось, что когда эти части квадрата кладутся на прямоугольник , то отрезки EF и DH дважды ложатся на диагональ A1C1. На самом деле это не так, и эти отрезки попадают на стороны очень вытянутого четырехугольника A1F1C1H1 ,площадь которого равна 1см. В такой неожиданный результат!
Итак: Не всегда верь своим глазам!
А теперь решим задачу с использованием двух путей – опору на чертеж и теорию, применяя свойства медиан треугольника.
Задача: В прямоугольном треугольнике AKC проведены медианы AD, KB и CF. Из точки О прoведена высота OH к катету AK. AK =12 , KC = 18;
Найти : площадь треугольника BOC; длину отрезка AO; площадь треугольника FOH
Решение:
1.Назовите свойство одной медианы треугольника.
2. Назовите свойство трех медиан.
3.Найдите площадь AKC, затем – OBC (решена первая часть задачи SOBC = 18 )
4.Как называется точка О ? (центроид), как делит он медиану?
5. Как найти медиану AD ? (по теореме Пифагора)
6.Найдите теперь AO (AO= 10)
7. Чему равна площадь AOK ?(36) По какой формуле можно еще определить площадь этого треугольника? (S= ½ AK*OH) Найдите теперь OH (OH= 6)
8.Посмотрите на треугольник AHO. Что можете о нем сказать? (это египетский треугольник),тогда OH =6, значит FH= 2. Ну а теперь осталось найти площадь FOH по известной нам формуле
(S FOH = 6)
Ответ: SBOC = 18 ; AO = 10 ; SFOH = 6
Итак : теория подтвердила опору на чертеж!
Итог урока:
Что нам помогло решать задачи? Что нового узнали?
Чертеж –это наглядность.
Опора на чертеж – дело не всегда надежное.
Нужно при решении хорошо знать теорию , чтобы выбрать наиболее подходящий к данной задаче способ.
Заключение:
В древней Греции всех ораторов учили геоиетрии. На дверях школы было написано «НЕ ЗНАЮЩИЙ ГЕОМЕТРИИ, ДА НЕ ВОЙДЕТ СЮДА!»
Почему? Да потому, что геометрия учит доказывать, а речь человека убедительна только тогда, когда он доказывает свои выводы и умеет отстоять свою точку зрения. Такой человек может очень много добиться в жизни!
Сапасибо за урок, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вычисление площадей геометрических фигур (8 класс)
Применение знаний на практике...
Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "
Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Презентация к уроку алгебры и началам анализа 11 класса по теме: "Вычисление площадей плоских фигур"
Презентация к уроку алгебры и началам анализа в 11 классе по теме: "Вычисление площадей плоских фигур" представляет материал для обучения одиннадцатиклассников. Использование этого материала дает возм...
Урок обобщения по теме "Вычисление площадей плоских фигур"
Урок закрепления и углубления знаний учащихся по теме "Интеграл" (алгебра 11 класс Колмогоров). Презентация...
Презентация на тему : "Вычисление площадей плоских фигур"
Урок обобщения по теме "Вычисление площадей плоских фигур"...