Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме "Движения"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Данный урок удобно проводить в конце изучения темы. Игра рассчитана на 40-45 минут и предполагает активную работу всех учеников либо за игровым столом, либо на рабочих местах. Специально подобранные вопросы способствуют не только демонстрации связи математики с жизнью и другими учебными предметами, но и развитию мышления учащихся, заставляют их выдвигать и обосновывать свои предположения, обобщать и делать выводы. Игра рассчитана на широкий круг учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizheniya_8_klass.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра «Что? Где? Когда?»
по теме «Движения»
(8 класс)
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма урока: игра «Что? Где? Когда?»
Цели урока:
- демонстрация применения полученных знаний для решения прикладных и практических задач;
- формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание эстетических качеств личности.
Оборудование: волчок, 12 конвертов с номерами вопросов, черный ящик, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами.
Ход урока
- Организационный этап (5 минут)
Правила игры. Игра идет до 6 очков. Из присутствующих учеников выбирается команда «знатоков» в количестве 6 человек. Они приглашаются за игровой стол, оборудованный как в соответствующей телепередаче (волчок, поле с секторами, 12 вопросов). Выбирается капитан команды, именно он и только он после обсуждения каждого вопроса имеет право дать ответ от лица всей команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает учитель, оно может быть разным для разных вопросов, поскольку уровень их сложности также различен.
В случае победы каждый ученик из команды награждается отличной отметкой. Такое решение является вполне справедливым, поскольку победа свидетельствует не только о широком кругозоре учащихся, но и об умении рассуждать и применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Оставшаяся часть класса также активно принимает участие в игре. На столе у каждого ученика лежит несколько небольших чистых листочков бумаги, на которых они пишут ответы на вопросы, доставшиеся знатокам. Времени на размышления у них равно столько же, сколько у «знатоков». Перед тем как команда знатоков дает свой ответ, учитель собирает подписанные листочки у «зрителей» с ответами. Если ученик не знает ответ на вопрос и даже не имеет никаких предположений, он свой лист не сдает. Листы проверяет учитель после игры. Отметки озвучиваются на следующем уроке. Если ученик дал в течение игры 5 правильных ответов, его также можно поощрить отличной отметкой. При меньшем количестве правильных ответов или иных условиях проведения учитель может оценить работу на свое усмотрение.
- Применение знаний и умений (35 минут)
На столе конверты с 12 вопросами. Игроки крутят волчок.
- Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называется бордюром. Это может быть настенная роспись, чугунное литье, гипсовые барельефы. Как будет выглядеть бордюр, если к следующему элементу применить два вида движения: симметрию относительно горизонтальной прямой и параллельный перенос вдоль этой прямой?
- Как вы думаете, что в переводе с греческого языка означает термин «симметрия»?
- Одним из красивейших природных объектов является снежинка. С точки зрения математики она является также очень красивым и интересным объектом, обладающим свойством симметрии. Поворотная симметрия какого порядка «спрятана» в снежинке?
- Музыку можно рассматривать как в определенной мере и определенным образом упорядоченную во времени систему звуков – их высоты, длительности, громкости. Как вы думаете, в чем проявляется симметрия песни? А в чем асимметрия песни?
- Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Как вы думаете, какое отношение имеют стихи Пушкина к симметрии?
- Большинство красивейших архитектурных сооружений в мире обладают свойством осевой симметрии. Приведите примеры таких сооружений (не менее 5).
- Вспомните арабские цифры и назовите те, которые имеют ось симметрии. Есть ли среди них такие, которые имеют 2 оси симметрии?
- Поворотную симметрию 5 порядка называют симметрией жизни, поскольку она наиболее часто встречается в живой природе и никогда не встречается в неживой. Подтвердите это примерами из жизни.
- Что общего у бабочки, волка и кленового листа с математической точки зрения?
- Блиц. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему следующие понятия.
Асимметрия – отсутствие симметрии.
Антисимметрия - сохранение одного свойства объекта и замена другого свойства на противоположное.
Диссимметрия – частичное отсутствие симметрии.
- Амбиграмма – это надпись, читаемая в нормальном и перевернутом виде. Искусство симметричной надписи несимметричного слова.
Придумайте слово, которое одинаково читается в прямом и перевернутом виде.
- Винтовая симметрия – это симметрия, представляющая комбинацию двух преобразований – поворота и параллельного переноса вдоль оси поворота (например, молекула ДНК). Приведите известные вам примеры природных винтов.
- Резерв. Что в «черном ящике»? То, что лежит в черном ящике имеет
- центр симметрии,
- 6 осей поворота,
- в природе это встречается часто, в огромном количестве, но каждый объект уникален по-своему,
- в комнатных температурных условиях можно увидеть только модели этого объекта.
Ответы к игре по теме «Симметрия»
- Соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
- симметрия 6-го порядка
- Симметрия песни проявляется в ритме, определенном периодическим повторением высоты и длительности звучания (трансляционная симметрия). Могут использоваться ритмы, обращенные во времени (инверсия), параллелизм (одновременное исполнение песни двумя голосами), мелодии с повторениями (речитативы). Асимметрия проявляется в импровизации, вариации ритма, мелодии, созвучия.
- Симметрия проявляется в различной рифмовке строчек.
- Ответы могут быть любые – Эйфелева башня, Тадж-Махал, пирамиды, храмы и т.п.
- 0;8. При определенном написании 3 и 1.
- Цветки с 5 лепестками, морская звезда.
- Они все обладают свойством симметрии относительно прямой.
- Асимметрия – например, храм Василия Блаженного.
Антисимметрия – проявленная фотопленка.
Диссиметрия – объекты, содержищие и симметричные и асимметричные элементы.
- ОНО
- Рога барана, ракушка улитки, моллюска.
- Снежинка.
- Подведение итогов урока (5 минут)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"
Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики. игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...