Геометрический съезд для учащихся 7-8 классов
материал по геометрии (7,8 класс) по теме
Данное внеклассное мероприятие активизирует познавательную деятельность учащихся,творческие способности, чувство коллективизма, развивает интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskiy_sezd.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
* Повышение уровня математического мышления.
* Углубление теоретических знаний.
* Расширение кругозора воспитанников.
* Возникновение интереса к геометрии.
* Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний.
* Способ организации досуга воспитанников.
* Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы.
* Формирование дружеских, товарищеских отношений.
* Выявление творческих и организаторских способностей воспитанников.
ЦЕЛИ.
* Способствовать активизации познавательной деятельности воспитан-
ников, развитию процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
обогащению словарного запаса.
* Развивать творческие способности, логическое мышление, учебную
мотивацию, монологическую речь.
* Воспитывать дисциплинированность, математическую грамотность,
ответственность за дело коллектива, культуру чувств.
ЗАДАЧИ:
* Представить основные составляющие элементы геометрии, показать
значимость геометрии, её применение.
* Развивать психические процессы (память, мышление, воображение,
речь, умения сравнивать, сопоставлять геометрические понятия).
* Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, ответственности
за порученное дело, артистизм.
ОБОРУДОВАНИЕ:
* Ноутбук.
* Проектор.
* Магнитофон.
ХОД ЗАСЕДАНИЯ:
* Приветствие делегатов съезда и гостей.
* Выборы председателя и секретаря съезда.
* Открытие съезда.
* Устный журнал (выступления делегатов съезда).
* Мини – спектакль: «Треугольник и квадрат».
* Чтение стихотворений: « Круг» и « О задаче – неудаче».
* Геометрия и архитектура (показ слайдов).
* Математическая викторина.
* Выступления делегатов съезда.
* Подведение итогов. Торжественное закрытие съезда.
Награждение делегатов. ( Сладкий стол для гостей и
делегатов съезда).
ВСТУПЛЕНИЕ.
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня заседанье.
Не случайно геометрии почет
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о геометрии молва,
Что она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, геометрия, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою ученик
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
СЦЕНКА: « ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ»
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему, смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У ТЕБЯ ИХ ВСЕ ЧЕТЫРЕ.
Но квадрат ответил: « Брат!
Я ЖЕ СТАРШЕ, Я – КВАДРАТ».
И СКАЗАЛ ЕШ\ЩЕ НЕЖНЕЙ:
« НЕИЗВЕСТНО, КТО НУЖНЕЙ!»
НО НАСТАЛА НОЧЬ, И К БРАТУ,
НАТЫКАЯСЬ НА СТОЛЫ,
МЛАДШИЙ ЛЕЗЕТ ВОРОВАТЬ
СРЕЗАТЬ СТАРШЕМУ УГЛЫ.
Уходя , сказал: « Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был
Квадратом, а проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет квадрата…
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
СТИХОТВОРЕНИЕ « КРУГ «
Сказали кругу жизнь твоя – движенье
Ты весь всегда в безудержном стремленье
Твой путь и тысячи путей венец
Твой каждый шаг - начало и конец
Ответил круг -« Увы, мое движенье
Не бег вперед, а только возвращенье
Кусочек малый мне судьбою отведен
Навеки в нем как узник заключен.
СТИХОТВОРЕНИЕ « О ЗАДАЧЕ - НЕУДАЧЕ»
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не могу решать задач,
Потому что нет удачи
На противные задачи.
Может быть задачник скверный,
Может быть, терпенья нет?
Но нашел я способ верный-
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил.
Но зачем читать условие,
Раз – умножил, два – сложил.
Сколько чашек, сколько ложек?
Можно просто, без затей.
Я сложил часы и кошек,
Перемножил на людей.
И к Свердловску город Нальчик
Ближе стал, чем Камышев.
И один индийский мальчик
Съел 125 слонов.
В общем, не хитра наука,
Если посмотреть в ответ.
Только дед моложе внука
Оказался на 100 лет.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ.
Сообщения о великих математиках.
( выступления учащихся).
I. РАССКАЗ ОБ АРХИМЕДЕ
Жителей Сиракуз трудно было удивить неожиданностями. Но то, что случилось в жаркий полдень лета, поразило их. По главной улице города по раскаленным от жаркого солнца плитам мостовой, «задирая», кверху бороду, бежал старик и с восторгом выкрикивал слово «Эврика». Старик был почти совершенно гол, бурая пена покрывала его спину и время от времени падала наземь собранная быстрым и резким движением.
Вслед за стариком бежала шумная орава ребятишек, создавая шум,
который был слышен на морском берегу. На этот шум сбежались с
разных сторон сиракузяне. Часть из них устремилась вслед за мальчишками,
часть с недоумением глазели на это забавное зрелище. Другая часть,
оставаясь на местах, пыталась у таких же зевак выяснить причину переполоха. Бег закончился перед домом Пирона. Бежавший, впереди остановился, принял немножко театральную позу, произнес немного театральным голосом: ЦАРЬ ! ЭВРИКА ! Я, узнал, сколько золота находится в короне. Никто не отозвался. ЦАРЬ! - ПОВЫСИЛ ГОЛОС СТАРИК. Я нашел, способ узнать обманул тебя ювелир или нет.
Это случилось 111 веке до нашей эры. Говорят, что примерно так вел себя Архимед, когда открыл закон о погружении тел в жидкость.
II. РАССКАЗ О ГИПАТИИ АЛЕКАНДРИЙСКОЙ.
Вот она хватайте ее! Архиепископ Кирилл властным жестом
Указал на паланкин, в котором лежала молодая красивая женщина.
Толпа, окружавшая архиепископа с диким ревом, бросилась на паланкин.
Четверо рослых носильщиков были вмиг опрокинуты и десятки грязных
грубых рук протянулись к женщине. Сюда ее сюда! Продолжал неисто-ствовать Кирилл. Тащи ее проклятую чернокнижницу и язычницу.
Гипатия тщательно пыталась прикрыть свою голову от ударов
обезумевших христиан. Схватив ее за волосы, звероподобный фракиец
растолкал ударами своей руки толпу и поволок несчастную женщину к
тому месту, где стоял Кирилл. Бросив ее перед архиепископом, он
стоял рядом с нею, широко расставив ноги и скрестив руки, готовый уничтожить каждого, кто посмел бы прийти к ней на помощь.
-Братья мои во Христе! – закричал Кирилл, стараясь перекрыть шум
возбужденной толпы. – Возлюбленные братья мои! Эта мерзкая язычница
не признала учения нашего божественного учителя. Много лет пропове-дывает она догмы математики и философии. Пришла пора рассчитаться
с ней. – Учить ее!
Звериный рев потряс площадь, оборванные, грязные, десятки
лет не мытые и не чесаные пустынники, утратившие человеческий
разум ринулись на женщину. Это случилось в Александрии в 415 году.
Гипатия Александрийская была первой известной нам женщиной-матема-
тиком. Она была растерзана толпой франков-христиан по указанию архи-
епископа Кирилла. За то что, не побоявшись угроз, продолжала препо-
давать в Александрийском музее философию и математику.
III. ПИФАГОР САМОССКИЙ.
Пифагор- математик, древнегреческий философ, основатель пифагореизма,
религиозный и политический деятель.
Родился Пифагор около 570 г. до н. э., на самосском острове. У Пифагора
была страсть к музыке. День он начинал с пения одной из песен Гомера.
Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о
пропорциях звуков. Среди учителей юного Пифагора были старец
Гермодамант и Ферекид Сиросский. Пифагор посетил множество стран,
учился у многих мыслителей того времени.
В кротоне Пифагор открыл свою школу, которая просуществовала
около тридцати лет. Школа Пифагора, иначе пифагорейский союз, была
одновременно философской школой, политической партией, и религиозным
братством. Статус союза был очень суровым: отказ от личной собственно-
сти в пользу союза, обязательство не проливать крови, не употреблять мясо,
беречь тайну учения своего учителя, обучение в школе длилось 15 лет.
Знаменитая теорема Пифагора изначально была сформулирована
следующим образом: « В прямоугольном треугольнике площадь квадрата,
построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построен-
ных на катетах».
В научной литературе существует 367 способов доказательства
теоремы Пифагора. Самые известные из них: доказательства методом
площадей, аксиоматические и экзотические доказательства.
СПОСОБЫ:
* ПРОСТЕЙШЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
* ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕВКЛИДА.
* АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
* ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕРЕЗ КОСИНУС УГЛА.
* ВЕКТОРНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.
* ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МЕТОДОМ ГАРФИЛДА.
Данная теорема была известна задолго до Пифагора, важно то, что он сумел выделить её, дополнить собственными исследованиями,
повысить её значимость в мире математических открытий. Из неё или
с её помощью выводятся большинство теорем геометрии. Эта теорема
на протяжении многих веков продолжает оставаться источником красоты,
совершенства творчества для новых и новых поколений увлечённых
математическими открытиями. Результатом таких исследований являются
ПИФАГОРОВЫ тройки – наборы из трёх натуральных чисел, из которых
сумма квадратов двух чисел равна квадрату третьего числа. Пифагор
впервые разделил числа на чётные и нечётные, составные и простые, ввёл
понятие совершенных чисел (числа равные сумме своих делителей, например
6, 28, 499..), дружественные числа ( пары чисел, из которых каждое
равнялось сумме делителей другого, например 220 и 284), (слайд№1- 8).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СЪЕЗД.
ШАР – председатель.
ЦИЛИНДР – секретарь.
.
Я открываю заседанье
и должен вам сказать, что очень рад
приветствовать почтенное собранье.
Опросим всех гостей подряд
И выясним их званья …
Пусть младшие начнут.
Председатель--- кто тут. Я ничего не вижу.
ТОЧКА Я невидимка.
Меня нельзя измерить. Настолько я мала
Но все собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла
Двух линий я пересеченье,
Служу вершиною угла.
Председатель (к секретарю) Чья дальше очередь
Секретарь. По списку линия прямая,
Прямая. Я здесь!
Сейчас я вертикальна.
Могу принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально
Меж точек двух – отрезок я
Имею измеренье.
Председатель. А рядом кто с тобой
Прямая. Моя сестра кривая.
Кривая. И так зовусь я линия кривая.
В двух точках встречаясь с прямой
Всегда тянусь над ней дугой.
Перпендикуляр. А я почтенный шар …. ПЕРПЕНДИКУЛЯР.
Докажет всякий школьник без труда
Что я всегда короче, чем наклонная любая.
Вот в чем особенность моя. .
( Появляется Окружность- девочка с обручем)
Окружность А я окружность. Вы моя родня.
Произошли вы от меня
При помощи вращения.
Внутри меня есть точка.
ШАР И кто сей важный пункт.
ОКРУЖНОСТЬ Он зовется ЦЕНТРОМ
От точек всех моих он равноудален.
ШАР В каких ты отношениях с прямой
Окружность. Меня в двух точках рассекая,
Ее СЕКУЩЕЙ линией зовут
Ее отрезок – Хордою зовется.
ЦИЛИНДР А чей сейчас черед
Прошу ВАС параллели!
Скажите нам ,к какой идете цели?
ПАРАЛЛЕЛИ. Откуда мы идем куда?
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно
Как две сестры мы рядом.
Нас под прямым углом прямая рассекает,
Ее отрезок слиться нам мешает.
( появляется угол)
УГОЛ. Когда встречаются прямые
Всегда мы будем между ними.
ШАР. Так кто же ты? (насмешливо)
Ну, свойства, же твои какие?
УГОЛ Мы – разные углы.
Я, например прямой. Бывают острые углы, тупые
.
ШАР А, сколько градусов в тебя?
УГОЛ. Как будто б девяносто.
ШАР. От градусов зависишь ты таков закон
И ни причем длина твоих сторон
Продолжи их хоть до конца Вселенной
Раствор твой будет неизменный.
Кто за тобой?
ТРЕУГОЛЬНИК СО мной хлопот не оберется школьник
По- разному всегда я называюсь
Бываю я равносторонним – когда все стороны равны . Когда все разные они – то я разносторонний
И если, наконец, две стороны равны
То равнобедренным я называюсь.
В зависимости от углов бываю я тупоуголен,
Остроуголен и прямоуголен.
ШАР. Ну, кто же следующий у нас.
(появляется Квадрат)
КВАДРАТ. Зовут меня Квадратом.
Любую площадь я измерить рад
Ведь у меня все стороны равны,
Равны мои диагонали.
ПРЯМОУГОЛЬНИК (перебивая)
И у меня равны диагонали!
ШАР Постой, дружок, тебя не вызывали.
РОМБ (вмешивается)
Мои хотя и не равны,
Но под прямым углом пересекаются!
Совсем как у квадрата.
ШАР Постой ведь ты черед не соблюдаешь свой!
ПАРАЛЛЕЛОГРАМ (перебивая)
Я – параллелограмм. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны.
Но все же я в печали, ведь
Не равны мои диагонали.
КВАДРАТ (язвительно) Да и углы они не делят пополам.
ШАР (кричит) Нет это просто срам !
( звонит колокольчиком)
К порядку, граждане, нельзя же так!
Вы превратили заседанье в кавардак!
ЦИЛИНДР Я думаю, что вы утомлены
Пора кончать нам заседанье.
ШАР НУ что ж, друзья мои, не возражаю я
МЫ от собравшихся гостей
Узнали много новостей
Все дружно в гости к нам явились
И честно потрудились
Все свои свойства съезду пояснить.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.
- Как называется, треугольник, у которого две стороны равны.
( Равнобедренный)
2. Может ли быть в треугольнике два тупых угла (нет)
3. Как называется прибор для измерения углов (транспортир)
4. Могут ли в треугольнике два угла быть прямыми (нет)
5. Чем можно измерить отрезок (линейкой)
6. Чему равна сумма смежных углов (180 градусов)
7. Как называется, треугольник, у которого все стороны равны.
8. Четырехугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
9. Чем можно измерить отрезок (линейкой)
10. Чему равна сумма смежных углов (180 градусов)
11.Как называется, треугольник, у которого все стороны равны
12.Чему равна площадь прямоугольника (произведению длины и ширины)
13. Как называются прямые, которые не пересекаются (параллельные)
14. Какие прямые пересекаются под прямым углом? (перпендикулярные)
15. Треугольник, у которого есть прямые углы (прямоугольный)
16. Отрезок, который соединяет точку окружности с центром, называется
радиус.
- Простейшая линия в геометрии (прямая)
- Наука, изучающая свойства геометрических фигур (геометрия)
20. Часть прямой (луч)
21.Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противо-
положную сторону (высота).
22. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам
(биссектриса)
23.Чему равна площадь квадрата (квадрату стороны)
- Фигура образованная двумя лучами, исходящими из одной точки (угол)
- Ее можно измерить с помощью линейки (длина)
- Как называются два угла, у которых одна сторона общая (смежные)
- Сумма сторон треугольника (периметр)
- Простейшее геометрическое понятие (точка)
- Величина прямого угла (90 градусов)
- Отрезок, проведенный, из вершины угла и делящий противоположную сторону пополам называется (медиана)
- Прибор для построения окружности (циркуль).
- Одна сто восьмидесятая развернутая угла (Градус).
33. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя математики в школе. Математический вечер «Геометрический съезд» в 7 и 8 классах
Повторение свойств геометрических фигур. Знакомство с разными гипотезами возникновения арабских цифр ( в том числе гипотеза А.С.Пушкина). Изготовление Листа Мёбиуса....
Внеклассное мероприятие «Геометрический съезд»
ПЛАН: I. Прохождение по постамII. ДокладIII. «Геометрический съезд» геометрических фигур и линийIV. Песня «Математика нужна»V. Отгадывание математических загадокVI. Стихотворение – шутка «Т...
Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса
Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его основная цель познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Электронный справочник по геометрии для учащихся 7,8 классов "Геометрические фигуры и их свойства"
Электронный справочник содержит определения основных геометрических фигур, свойства и признаки треугольников и практические задания для оценки знаний учащихся по данным темам....
Геометрический съезд
Презентация. Внеклассное мероприятие в рамках недели математики. Выполнено при участии ребят....
Мультимедийная презентация по предмету "Математика" на тему: "Геометрические фигуры" для учащихся 5-х классов
Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Геометрические фигуры» Название ЭОР: Презентация на тему «Геометрические фигуры»Тип ЭОР: през...