ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С УЧАЩИМИСЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ (6 КЛАСС)
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме
Работа с многогранниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnaya_rabota_na_urokah_geometrii_s_uchashchimisya_2_stupeni.doc | 636.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С УЧАЩИМИСЯ ВТОРОЙ СТУПЕНИ (6 КЛАСС)
Купцова И.Н.
учитель математики
МБОУ СОШ №22
г. Южно-Сахалинска
Объект изучения : «Многогранники»
Проблема: Отсутствие достаточно развитого пространственного воображения у учащихся 2 ступени
Задачи:
- Формирование и развитие личности учащихся
- Сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка
- Формирование положительной мотивации к урокам геометрии
- Развитие творческих способностей учащихся
Организация исследований на уроках геометрии:
Этапы:
- Умение работать с текстом и учебной литературой самостоятельно ( поиск ответов на поставленный вопрос) :
- Где и как осуществляется сбор фактического материала
- Как производится его систематизация и анализ.
- Как составить конспект и т.д.
- Перед учеником поставить задачу, которую он должен решить и предложить ему уже самому поставить вопросы, на которые он должен найти ответ (удобно использовать темы, связанные с решением задач различными способами; составлением новых задач и тд.)
- Умение работать в парах (для сильной пары можно ограничиться лишь постановкой задачи; для слабой – предложить сначала решить подобранные задания, а потом обобщить полученные результаты и сделать вывод.)
- Организация работы в группах (Работа с моделями; защита кластеров, исследовательских проектов).
Выдвижение гипотезы:
Если в условиях действующих школьных программ организовывать тренинги учащихся путем решения разноуровневой системы уп ражнений и тестов, позволяющих кор ректировать или видоизменять «маршруты» освое ния практических заданий, то у учащихся второй ступени будет развиваться пространственное воображение и некоторые качества пространственного мышления.
Существует немало детей и взрослых, которые не узнают объект по его зеркальному отображению или по изображению, повернутому на некоторый угол. Многие взрослые плохо ориентируются на местности, например, теряют место, из которого начали движение (особенно часто это происходит после поворота на 180°).
Учителя начальных классов отмечают, что опре деленная доля учащихся допускают ошибки при списывании с доски или с вертикально стоящего на парте учебника, а вот списывание с того же учеб ника, лежащего на парте, осуществляется ими без ошибок. Причина этого явления кроется в том, что мысленный перенос символов с вертикальной по верхности на горизонтальную для некоторых лю дей не так тривиален, как может показаться.
В свою очередь, учителям математики часто при ходится наблюдать за тем, как восьми-девятиклассники, рассматривая чертеж, выполненный на дос ке, начинают наклонять головы, чтобы фигуры за няли более привычное для глаз положение (напри мер, чтобы один из катетов прямоугольного тре угольника располагался параллельно линии глаз).
К сожалению, на сегодняшний день школьная программа по математике организована таким об разом, что в первых—девятых классах школьники изучают в основном плоские фигуры и лишь в деся том классе приступают к изучению объемных тел. К этому времени без должной тренировки у многих полностью атрофируется трехмерное воображение и его не удается восстановить средствами стереомет рии за последние два года обучения в школе.
Проверка гипотезы :
До основной системы упражнений пред лагаю дифференцированные задания по группам учащихся. Они позволяют дать при ближенную оценку тому, каков уровень развитости пространственного воображения человека, их вы полняющего, Ниже приведу некоторые задания для учащихся 2 ступени:
1.
2. В калейдоскопе Дима увидел такую фигуру.
Всего он насчитал:
треугольников,
четырехугольников ?
3. Как называется каждая пирамида? Сколько у нее граней, вершин и ребер?
Граней | |||
Вершин | |||
Ребер |
4. Изобразите невидимые ребра каждого прямоугольного па раллелепипеда
5. Раскрасьте видимые грани призмы.
6. Раскрасьте основания призмы.
7. Запишите названия фигур:
1._______________ 2._______________
3._________________ 4._______________
8. Заполните таблицу 1, найдя для каждой призмы значение выражения, которое получается, если из суммы вершин и граней призмы вычесть число ее ребер. Сделайте вывод
Таблица 1.
Название призмы | Число | в + г- р | ||
вершин | граней | ребер | ||
Треугольная | ||||
Четырехугольная | ||||
Пятиугольная | ||||
Шестиугольная |
9. Деревянный брусок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, мастер распилил на две фигуры так, как показано на рисунке. Какие фигуры получились? Какую фигуру представляет сечение?
10. На поверхности куба (рис. 6) найдите кратчайший путь:
а) из точки А в точку С через точку В;
б) из точки А в точку С, который пересекал бы все боковые ребра куба, кроме ребра АС.
11. Вырежьте из плотной бумаги фигуры, изображенные на рисунке 31, и склейте фигуры, изображенные на рисунке 32. Эти фигуры называют призмами. У прямой призмы боковые грани — прямоугольники, а верх нее и нижнее основания — равные многоугольники. На рисунке 32, а изо бражена треугольная призма, а на рисунке 32, б — четырехугольная. Каж дый прямоугольный параллелепипед — это четырехугольная призма.
12. Какие из фигур (рис. 33) являются развертками:
а) четырехугольной призмы;
б) треугольной призмы;
в) треугольной пирамиды?
13. Известно, что объем пирамиды в 3 раза меньше объема призмы такой же высоты и с таким же основанием (рис. 38). Вычислите объем четырехугольной пирамиды, в основании которой прямоугольник со сторонами дм и дм, а высота равна 5 дм.
14. Из рисунка 67 видно, что куб можно составить из шести одинако вых четырехугольных пирамид, у которых вершина О, а основаниями слу жат грани куба. Найдите объем пирамиды, если ребро куба 1,2 см. Найдите ребро куба, если объем одной пирамиды см3
15 На рисунке 71 под цифрой 1 показан вид фигуры спереди, а под цифрой 2 — вид сверху. Какая это фигура?
Работа с моделями:
Каждой группе выдаются модели многогранников. Модели распределяются между членами группы, каждый ученик выполняет своё задание, затем проводится обсуждение и проверка. Ответ от каждой группы: на сколько удалось достичь поставленных целей.
Некоторые задания из диагностического теста на развитие пространственного воображения у учащихся 2 ступени:
1. На каждой карточке (рис. 1 и 2) изображен один и тот же куб: на фрагменте а) — до поворота, на фрагменте б) — после поворота вокруг оси, прохо дящей через середины противоположных граней. Отметьте на фрагменте б) каждой карточки новое положение точек А и В».
Теоретической основой постановки большинст ва заданий методики «Вращающиеся кубики» ста ла идея самосовмещения правильного многогранника после его определенного поворота вокруг оси симметрии. У куба, например, три оси симметрии четвертого порядка, проходящие через середины противоположных граней. После поворота вокруг каждой из таких осей на 90° он занимает в пространстве совпадающее с предыдущим положение (куб самосовмещается).
Эта идея дает возможность сделать абсолютно простои постановку решения задачи о повороте многогранника в пространстве.
2. Какие из данных фигур (фрагменты а)—е)) мож но и совместить с фигурой А (Б, В), передвигая их в плоскости листа?
Фигуру Ф повернули в плоскости листа. На рис. 1-3 отметьте новое положение точки А.
На фигуру Ф посмотрели из положений А и В. На каком из рисунков изображен вид из положе ния А, а на каком - из положения В?
Куб с выделенными вершинами А, В и С насадили на ось, проходящую через середины про тивоположных граней, и повернули вокруг этой оси. Новое положение точки А отмечено на втором рисунке. Отметьте на нем новое положение точек В и С.
Развертка приклеена к столу окрашенной гранью. Мысленно сверните ее. Представьте, что вы смот рите на многогранник со стороны, указанной од ной из стрелок. Какую грань вы видите ?
Для организации обратной связи на уроках развития умений и навыков, на уроках тематического контроля учащиеся придержи ваются следующего порядка:
ознакомление с критериями знаний и уме ний по изучаемой теме;
- выбор уровня сложности заданий;
- самооценка знаний;
- выполнение заданий;
- экспертная оценка учителя;
- самоанализ; коррекция знаний учащимися;
- фиксирование итогового результата
На уроке нужно повторить контроли руемый учебный материал. После чего учащиеся выставляют самооценку. Оценивая себя, школь ники задумываются над уровнем своих знаний по изучаемой теме, самостоятельно оценивают, еще до решения задач, свои силы и границы их при менения. А после выставления оцен ки учащиеся проводят самоанализ и составляют индивидуальный план корректировки знаний по изучаемой теме.
Работу дополняет рефлексивный этап после выставле ния оценки, а иногда и в качестве до машнего задания.
Варианты рефлексии, которые я использую. Мои действия — «Взгляд назад».
Что делал правильно? | ||
Что делал неправильно? Почему? | ||
Сколько раз двигался вперед наугад и менял свои ошибочные действия (какие) на другие? Что помогло исправиться? | ||
Что было легко сделать? Почему? |
Мои чувства — «Взгляд назад».
В работе меня порадовало (что) потому что | |
Меня огорчило (что) потому (что) | |
Другие чувства, которые у меня появились |
Рассматриваемая система отслеживания до стижений учащихся позволяет учителю: получать информацию о том, как идет процесс обучения в целом и по отдельным показателям; своевременно выявлять затруднения у отдельных учащихся; корректировать процесс обучения. Кроме того, учащиеся овладевают умениями общеучебного характера, приобретают опыт планирования учебной деятельности, поиска, анализа и класси фикации информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа геометрии старших классов в значительной степени опирается на запас наглядных представлений и конструктивных навыков, сформированных в 5-6 классах, именно на этой ступени обучения и следует закладывать основу пространственного воображения учащихся.
Для повышения эффективности обучения школьников желательно, чтобы работа на уроках математики была скоординирована. Учитель математики должен учитывать, что на уроках учащимися пройден первый этап подготовки к курсу стереометрии. Теперь ученики должны научиться сравнивать простейшие пространственные тела друг с другом, выполнять измерения, подводящие к первым дедуктивным выводам.
Наиболее эффективными средствами развития пространственного воображения являются: демонстрирование фигур, моделирование, грамотное чтение чертежа и его выполнение. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе. На каждом уроке нужно искать и устанавливать связи между понятиями планиметрии, пространственными геометрическими фигурами и предметами окружающей действительности. Иногда считают, что средства наглядности достигают своих целей в младших классах, а по мере взросления учащихся необходимость в наглядности уменьшается. Это ошибочное мнение. С каждым возрастом учащийся смотрит на модель геометрической фигуры по-новому. Становясь старше, он знакомится с теми свойствами геометрических фигур, которым он не придавал значения ранее.
Исходя из всего перечисленного выше, предлагается проводить, инновационную работу, посвященную рассмотрению, описанию и построению моделей правильных многогранников.
Литература
- Береславский Л.Я. Логические задачи [Текст] / Л.Я. Береславский // Развитие логического мышления учащихся при решении задач на построение – М.: Вып. 1, 1995. – 105 с.
- Боно Э. Серьезное творческое мышление [Текст] / Э. Боно. – М.: АРКТИ, 2005. – 140 с.
- Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопрсы психологии, 1999. - №1. – С. 60-68
- Конопак И.А. Теория и практика рационального мышления [Тест] / И.А. Конопак. – М.: АРКТИ, 2005. - 192 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум [Текст] / К.К. Платонов. - М. – Высш. Шк., 1980. – 112 с.
- Хаяперн Д.А. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии [Текст] / Д.А. Хаяперн. – М.: Педагогика, 2000. – 104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педсовету "Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"
Формирование приемов умственной деятельности учащихся второй ступени как фактор развития орфографической и речевой компетентности на уроках углубленного изучения русского языка"...
"Формирования навыков самостоятельности на уроках физической культуры у учащихся второй ступени "
В данной работе отрожены основные моменты по формированию навыков самостоятельности на уроках физическая культура....
"Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание учебных ситуаций на уроках физики".
АПО учителя физики...
Презентация "Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики".
Презентация к выступлению....
Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения
Педагогическая техника- совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. Каждый учитель использует свои приемы при общении и управлении детьми, н...
Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.
Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний у учащихся второй ступени обучения на уроках физической культ...
«Педагогические технологии развития УУД у учащихся второй ступени обучения ( из опыта работы учителя математики)»
Содержанием деятельности учителя в работе с учащимся в формировании личностных УУД...