Подготовка учащихся к ОГЭ по географии (дидактические материалы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)
Дидактические материалы для пошаговой подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_podgotovka_k_oge.docx | 705.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №3» с.п. Сармаково
Зольский район Кабардино- Балкарская Республика
Подготовка учащихся к ОГЭ по географии
(дидактические материалы)
Барокова Фатимат Тутовна - учитель географии
С.п. Сармаково
2021г.
Аннотация
Актуальность состоит в том, география является одним из популярных предметов для прохождения ОГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, ученику нужны теоретические знания и практические умения. В этих целях данный дидактический материал позволит учителю преподнести материал в более доступной и легкой форме.
Целью данного дидактического материала является методическая помощь учителям в подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации по географии, обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена.
Задача состоит в формирование навыков, которое обеспечит удовлетворительное прохождение ОГЭ по географии.
Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше экзаменационных заданий прошлых лет будут решать учащиеся, тем больше у них будет опыта, и успешнее сдадут экзамен.
Ожидаемые результаты
-успешно сдать экзамен по географии;
-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий. В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания;
-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии 5-9 класса.
Содержание
Вариант 1.
1. Какое из перечисленных озёр относится к числу глубочайших?
- Чад
- Верхнее
- Ладожское
- Танганьика
№1. | Алгоритм действий 1. В задании говорится о озерах мира, поэтому мы можем открыть атлас 7 класса. 2. Открываем по очереди карты каждого материка 3. Находим озеро и отметку глубины рядом с ним(подписано синим, см.условные знаки в начале атласа) 4. Рядом с каждым озером подписываем глубину 5. Сравниваем и записываем ответ Справочные материалы Особенности природы мира и народов Земли. Атлас 7 класса Первые 10 стран по численности населения (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Мексика). Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан. Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб (Тихий океан); самая высокая t – Триполи (Сев. Африка), Волгоградская область (Россия); самая низкая t - Антарктида, в РФ Оймякон; самое влажное место – Черапунджи (Индия); самое сухое место – пустыня Атакама (Юж. Америка); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка), Амазонка (Ю.Америка); самое высокогорное озеро – Титикака (Юж. Америка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая наименьшая высота- уровень Мертвого моря (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка);самые протяженные горы – Анды (Юж.Америка); самые высокие горы - Гималаи (Евразия); самая большая пустыня – Сахара (Африка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия); самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка). По материкам. Евразия (стр. 38 – 39): самый высокий вулкан – Ключевская Сопка; самое глубокое озеро – Байкал; самая высокая точка – Джомолунгма (Эверест); самая наименьшая высота - уровень Мертвого моря. Крайние точки: С.- м. Челюскин (РФ, п/о Таймыр); В.- м. Дежнева (РФ, Чукотский п/о); Ю. – м. Пиай (Малайзия, п/о Малакка); З.- м. Рока (Португалия, Пиренейский п/о). Растения: сосна, липа, дуб, береза, маслины, кипарис. Животные: индийский слон, леопард, носорог, бурый медведь, белый медведь, зубр, верблюд, панда. Европа – стр. 42-43; Азия – стр. 46-47. Африка (стр.24-25): самая высокая точка – влк. Килиманджаро; самая низкая точка – оз. Ассаль; самая большая пустыня – Сахара; самая длинная река – Нил. Крайние точки: С.- м. Бен- Секка; В. – м. Рас – Хафун; Ю. – м. Игольный; З. – м. Альмади. Растения: финиковая пальма, банановая пальма, баобаб,олива, инжир, цитрусовые растения. Животные: африканский слон, буйвол, бегемот, жираф, зебра. Австралия (стр. 28 - 29). НЕТ ДЕЙСТВУЮЩИХ ВУЛКАНОВ! КРИКИ- это пересыхающие реки. Самая высокая точка- г. Косцюшко; самая низкая точка – оз. Эйр – Норт. Крайние точки: С. – м. Йорк; В. – м. Байрон; Ю. – м. Саут – Ист- Пойнт; З. – м. Стип – Пойнт. Растания: эвкалипт, карри, баобаб. Животные: ехидна, утконос, собака Динго, кенгуру, страус Эму, коала, Южная Америка (стр. 30-31): самая высокая точка – г. Аконкагуа; самая низкая точка – п/о Вальдес; самый высокий вулкан – влк. Льюльяйльяко; самые протяженные горы – Анды; самая большая низменность – Амазонская; самая полноводная и крупнейшая река – Амазонка; самое сухое место – пустыня Атакама. Крайние точки: С. – м. Гальинас; В- м. Кабу – Бранку; Ю. – м. Фроуард; З. – м. Париньяс. Растения: гевея, каучуконосное дерево, бутылочное дерево, мангровое дерево, како – дерево. Животные: ленивец, броненосец, тукан, муравьед, пираньи, альпака, капибара, опоссум, колибри. Северная Америка (стр. 34-37): самая высокая точка – г. Мак- Кинли; самая низкая точка – впадина Долина Смерти; самый большой остров – Гренландия. Крайние точки: С. – м. Мерчисон; В- м. Сент -Чарльз; Ю. – м. Марьято; З. – м. Принца Уэльского. Растения: секвойя, кактус, агава. Животные: медведь Гризли, рысь, вилогор, пекари, бизон, койот. Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»). |
2. Вставьте название государства на место пропуска.
Пролив Лаперуза отделяет Российский остров Сахалин от острова Хоккайдо, являющегося частью территории____________
№2 | Алгоритм действий 1. Используем атлас 8 или 9 класса, карта «Административное устройство» (Федеративное, Политико-административное устройство), там, где обозначены и подписаны все регионы РФ и страны- соседи. 2. Внимательно читаем, что нужно указать в ответе 3. В бланк пишем ответ в именительном падеже, без предлогов, т.е. Японии. Справочные материалы Страны, граничащие с Россией. Крайние точки. Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России». Страны, граничащие с Россией: Норвегия (Мурманская область), Финляндия (Карелия, Ленинградская область) , Эстония (Ленинградская обл., Псковская обл.), Латвия (Псковская обл.), Литва и Польша (Калининградская обл.), Белоруссия (Псковская обл., Смоленская обл., Брянская обл.), Украина (Брянская обл., Курская обл., Ростовская обл., Крым), Грузия (Карачаево- Черкесская Республика, Кабардино –Балкарская республика, Ингушетия, Чечня, Дагестан), Азербайджан (Дагестан), Казахстан (11 субъектов, самая протяженная граница с Оренбургской обл.) , КНР (Китай)(Алтай, Забайкальский Край, Амурская обл., Еврейская ОА, Хабаровский Край, Приморский Край), Монголией (Алтай, Тыва, Бурятия, Забайкальский Край), КНДР (Корея) (Приморский Край), по морю -Япония ( пр. Лаперуза) и США (пр. Дежнева). Крайние точки России: Северная — м. Челюскин (материковая) (Красноярский Край), м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю (Республика Дагестан), Западная точка —Гданьская коса (Калининградская обл.) , Восточная точка — м. Дежнёва (материковая) (Чукотский АО), о. Ратманова (островная). Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии!!! |
3. Комфортность климатических условий для жизни людей во многом определяется степенью континентальности климата. Расположите перечисленные города России в порядке увеличения степени континентальности климата в них, начиная с города с наименее континентальным климатом. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Чита
2) Томск
3) Нижний Новгород или
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории, начиная с региона с наиболее высоким естественным плодородием. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Карелия
2) Калужская область
3) Ростовская область
№3 | Особенности природы России. Алгоритм действий Континентальность климата в России усиливается с запада на восток. Используя административную карту России, располагаем города с запада на восток. Определяем самый восточный город, где более континентальный климат. или по другому заданию см. карту «Почвы» (стр. 18-19) атласа 8 класса: чем южнее, тем плодороднее, затем располагаем субъекты с севера на юг по административной карте России и определяем регион с высоким плодородием почв. Справочные материалы. Атлас 8 класс. Климатическая карта (стр. 6-7), (стр. 14-15) Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана. Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутск. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск. Континентальность климата усиливается с запада на восток. Атлас 8 класс. Почвы (стр. 18-19). Самые плодородные почвы – черноземы (в степях). |
4. Группа студентов географического факультета занимается исследованием экосистем речных дельт в условиях арктического климата. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?
1) Путоранский
2) Магаданский
3) Усть-Ленский
4) Астраханский
ИЛИ
К традиционным занятиям, какого из перечисленных народов России относятся, резьба по кости морского зверя и рыболовство?
1) татары
2) чукчи
3) буряты
4) карачаевцы
№4 | Природные ресурсы, их использование и охрана. Алгоритм действий 1. Определяем заповедник, который находится в дельте реки, которая впадает в море в условиях арктического климата, по карте ООПТ 8 класс, стр. 26-27, ответ на другое задание найти в справочных материалах. Справочные материалы. Атлас 8 класс. ООПТ. Памятники всемирного наследия (стр. 26-27). Традиционные занятия народов России: Оленеводство, рыболовство, охота – ненцы, коми, карелы (Север Русской равнины); ханты, манси (Западная Сибирь); эвенки, якуты, юкагиры (Восточная Сибирь); чукчи, коряки (Северо – Восток Сибири). Земледелие, бортничество, животноводство, охота, в степях кочевое скотоводство- мордва, марийцы, удмурты, чуваши, башкиры, калмыки, татары (русская равнина); алтайцы, тувинцы, хакасы, буряты, эвенки (Южная Сибирь). Охота пушная и мясная, сезонное рыболовство, собирательство - нанайцы, удэгейцы, орочи, эвенки, нивхи (Приамурье, Приморье, Сахалин). Земледелие, отгонное скотоводство, садоводство, виноградарство, виноделие, обработка шерсти - черкесы, чеченцы, ингуши, лезгины, осетины и др. (Северный Кавказ). |
Задания 5 и 6 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды
5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Магадан
2) Иркутск
3) Анадырь
4) Петропавловск-Камчатский
№5 | Географические явления и процессы в геосферах. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона. Алгоритм действий 1. Найти по синоптической карте В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление) |
6. Карта погоды составлена на 20 августа. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Владивосток
2) Петропавловск-Камчатский
3) Иркутск
4) Улан-Удэ
№6 | Алгоритм действий 1. По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление). 2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его 3. Найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта. 4. Помнить: Антициклон на карте отмечается буквой В, так как в центре антициклона - высокое дав- ление. Циклон на карте отмечается буквой Н, так как в центре циклона – низкое давление. |
7. Определите, какой город — столица государства — имеет географические координаты 10° с. ш. 67° з. д.
№7 | Определить координаты Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира (стр. 16-17). Если город, являющийся столицей республики в составе РФ - Атлас 8 класс – Федеративное устройство РФ (стр. 6-7). Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия) Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д. Широта: северная и южная, отсчитывается от экватора Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого) с.ш. з.д. в.д. ю.ш | ||
Алгоритм действий 1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие. 2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть). 3. Найдите параллель, на которой лежит объект. 4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России). 5. Найдите меридиан, на котором лежит объект. 6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект. | |||
8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) глина
2) суглинок с валунами
3) песок
№8 | Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего) Алгоритм действий Чем выше слои горных пород – тем моложе. |
9. Определите по карте , расстояние на местности по прямой, от родника до точки В. Измерение проводите между центром условного знака и точкой. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
№9 | Алгоритм выполнения Определите по карте, расстояние на местности по прямой от родника до точки В. Измерение проводите от центра родника до точки В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
|
10. Определите по карте, в каком направлении от родника находится точка А.
№10 | Алгоритм выполнения Определи по карте, в каком направлении от родника находится точка А.
|
11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
№11 | Алгоритм выполнения Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.) Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу - тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа. |
12. Школьники выбирают место для катания на санках с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
№12 | Алгоритм выполнения Определить, какой из участков подходит для: - Катания на санках, горных лыжах (1. Есть склон 2. Нет кустарников, ям) - футбольного поля, волейбольной секции (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса). - фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога). |
13. При подъеме в тропосфере температура воздуха понижается в среднем на 0,6 ºС через каждые 100 м. Определите температуру на вершине горы А с абсолютной высотой 6000 м, если у ее подножия, расположенного на уровне моря, температура составляет 30 ºС. Ответ запишите в виде числа.
№13 Задачи на расчеты. Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%. 20 – 100% х= 8 х100 8 - х% 20 Относительная влажность= меньшее большее Определить t на вершине горы. 1) высоту горы /1000, результат умножить на 6. 2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1). Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5 Определить соленость- количество солей в граммах, растворенное в 1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле %0, если соленость 15‰ то в литре воды растворено 15 грамм солей). Т.е число ‰* на кол-во литров. | |
Теория на 5 примерах, встречающихся в экзаменах 1. Соленость показывает содержание солей в воде. Обратите внимание, что соленость измеряется в промилле (‰ - знак похож на проценты, однако показывает одну тысячную долю от целого), 5 и показывает, сколько граммов соли приходится на один литр воды. Если соленость морской воды составляет 8‰, значит в одном литре такой воды растворено 8 граммов соли. 2. С высотой атмосферное давление падает. В тропосфере с подъемом на каждые 10 м давление уменьшается примерно на 1 мм рт. ст. 3. С высотой температура падает. С увеличением высоты на каждые 100 метров температура воздуха уменьшается на 0,6°С. . Это означает, что можно узнать, во сколько раз изменится температура воздуха с подъемом на вершину горы. 4. Падение реки = исток –устье. Уклон реки = падение/длину. 5. Доля …. (меньшее число: большее число) х 100 %. |
14. Глобальное потепление климата может привести к повышению уровня Мирового океана и вследствие этого — к затоплению территорий некоторых стран. Определите, части территорий, каких двух из перечисленных стран могут оказаться затопленными из-за повышения уровня Мирового океана. Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти страны.
1) Австрия 2) Франция 3) Словакия 4) Афганистан 5) Нидерланды
№14 | Природные и техногенные явления (землетрясения, вулканы, снежные лавины, цунами ) Справочные материалы По России. Землетрясения- г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян; вулканы – Камчатка, Курильские о-ва, о. Сахалин; пыльные бури, засухи, суховеи – Астраханская обл., Волгоградская обл. Р.Калмыкия; лавины, обвалы, сели – - г. Кавказ, г. Атлай, г. Западный и Восточный Саян, Уральские горы; цунами – около Охотского моря: Камчатский край, Сахалинская обл. Магаданская обл. ; таяние ледников – на берегу морей – Калининградская обл., Ленинградская обл.(Санкт – Петербург), и т.д.; многолетняя мерзлота –северная часть страны: Мурманская обл., Архангельская обл., Ямало – Ненецкий АО, Ненецкий А.О., Красноярский край, Р.Саха (Якутия), Чукотский АО. Каскады ГЭС – реки: Кама, Волга, Енисей, Лена, Ангара. По миру. Землетрясения, вулканы, сейсмическая активность- Юж. Америка (Панама, Перу, Колумбия, Эквадор, Чили); Сев. Америка (Мексика, острова Карибского моря,США); Африка (Камерун, Кения, Танзания); Европа (Исландия, Италия, Турция, Греция,РФ); Азия (Пакистан, Индия, Непал, Китай, Япония, Индонезия, Филиппины), Австралия (НЕТ ВУЛКАНОВ, НЕТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ). Цунами – Тихий океан (Япония, Таиланд, Филиппины, Индонезия, Китай, Малайзия, Мальдивы, Гавайи, Аляска (США), Россия (Курильские о-ва и о. Камчатка), Чили, Мексика. |
15. Какие два из перечисленных видов деятельности служат примерами рационального природопользования? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные примеры рационального природопользования.
1) продольная распашка склонов холмов
2) создание полезащитных лесополос в степной зоне
3) рекультивация земель в местах добычи полезных ископаемых
4) создание терриконов в местах добычи бурого угля
5) осушение болот в верховьях малых рек
№15 | Влияние деятельности человека в природе. Рациональное (правильное) и нерациональное (неправильное) природопользование. Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива) Смог образуется в центрах черной металлургии Природные ресурсы Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов) Невозобновимые Возобновимые (полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира) |
16. Учащиеся проанализировали собранные данные для выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из них сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Глеб: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки».
2) Ольга: «Чем восточнее расположен пункт, тем реже в нем выпадают атмосферные осадки».
3) Надежда: «Чем дальше на север, тем больше годовая амплитуда температур».
4) Иван: «Чем меньше высота пункта над уровнем моря, тем холоднее в нем в январе».
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя Температура воздуха, °С | Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками, мм | |
июль | январь | ||||
Ижевск | 57° с. ш. 53° в. д. | 155 | +18,7 | –13,5 | 110 |
Балахна | 57° с. ш. 44° в. д | 63 | +19,0 | –11,6 | 116 |
Иваново | 57° с. ш. 41° в. д. | 111 | +18,4 | –9,5 | 118 |
Псков | 57° с. ш. 28° в. д. | 42 | +17,4 | –6,9 | 121 |
№16 | Выявление эмпирических зависимостей. Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяем, в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки). |
17. В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце позже всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
1) Ижевск 2) Балахна 3) Псков 4) Иваново
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Высота над уровнем моря, м | Средняя Температура воздуха, °С | Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками, мм | |
июль | январь | ||||
Ижевск | 57° с. ш. 53° в. д. | 155 | +18,7 | –13,5 | 110 |
Балахна | 57° с. ш. 44° в. д | 63 | +19,0 | –11,6 | 116 |
Иваново | 57° с. ш. 41° в. д. | 111 | +18,4 | –9,5 | 118 |
Псков | 57° с. ш. 28° в. д. | 42 | +17,4 | –6,9 | 121 |
21 марта №17 | Географические следствия движения Земли. Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом. - Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените) 23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором) 22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком) 21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором) 22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком) Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш -Где наиболее длинный день или длинная ночь? 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь. 22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь. 22 июня Лучше освещено северное полушарие Лучше освещено южное полушарие 22 декабря Летний тип освещения 23 сентября Зимний тип освещения |
18. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) A 2) B 3) C 4) D
№18 | Анализ информации о разных территориях. Климатограммы. Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс (стр. 10-11) «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков. Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало. Умеренный - t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района. Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория) Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни) Алгоритм действий 1. Изучить график хода температур. Выявить есть ли различия в сезонах года. Если летние температуры, выше зимних - Северное полушарие. Если зимние выше летних - Южное полушарие. Если примерно одинаковые - район экватора. 2. Изучить столбиковую диаграмму осадков за год. Если осадки выпадают равномерно в течение года -район экватора. Если больше летом - Северное полушарие, районы близ Тихого океана имеют большоеколичество осадков, особенно летом; районы Европы расположенные рядом с Атлантическим океаном получают много осадков в течение всего года. Если больше зимой - Южное полушарие или Средиземноморское побережье, где распространен субтропический средиземноморский тип климата. |
#8239; России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Иркутская область 2) Смоленская область 3) Приморский край
№19 | Алгоритм действий 1. Найти города на карте (административная карта России) 2. Солнце «идёт» с востока на запад, поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее. |
#8239; Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СЛОГАНЫ
A) Полюбуйтесь суровой красотой Белого моря, гранитными скалами Кий-острова — уникального памятника природы Онежской губы!
Б) Живописные склоны Кавказских гор, ледники, заповедные леса — все это вы сможете увидеть сами, посетив наш регион!
РЕГИОНЫ
1) Архангельская область
2) Ямало-Ненецкий АО
3) Кемеровская область — Кузбасс
4) Республика Адыгея
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
№20 | Особенности природно-хозяйственных зон и районов России. Справочные материалы Слоган – субъект РФ, то Атлас 8 класса стр. 4-5, а если слоган- страна, то Атлас 7 класса, стр.2-3.
|
#8239; В каких двух из приведенных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.
1) На 1 января 2022 г. численность мужчин составляла 67,7 млн человек, женщин — 77,9 млн человек; на 1000 мужчин к началу 2022 г. приходилась 1151 женщина.
2) В 2022 г. возраст каждого седьмого россиянина, т. е. 16,0% (на начало 2021 г. — 15,8%) жителей страны, составлял 65 лет и более.
3) В 2022 г. в большинстве регионов России наблюдалась естественная убыль населения.
4) В период январь–ноябрь 2022 г. в Северо-Кавказском федеральном округе число родившихся превышало число умерших на 44 397 человек.
5) Численность населения трудоспособного возраста на начало 2022 года составила 83,2 млн человек.
№21 | Выбор верных утверждений о базовых географических понятиях Справочные материалы Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан) Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства) Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло) Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны. Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье). Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами. Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением. Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее. Паводок - поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней. Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением. Карстовые процессы - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер). Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время. Климат – многолетний режим погоды определенной территории. |
22. В каком году, из показанных на графике на постоянное место жительства в Россию из других стран прибыло наибольшее число людей? Ответ запишите в виде числа.
Международная миграция в России в 2015–2021 гг.
№22 | Территориальная обеспеченность ресурсами. Определить по графику, таблице необходимую величину. |
#8239;Определите величину миграционного прироста населения России в 2021 г. Ответ запишите в виде числа.
№23 | Разные территории Земли, их обеспеченности ресурсами. Справочные материалы Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э Иммигранты – приехавшие, эмигранты - уехавшие МП= Приехавшие – Уехавшие Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения разделить на Площадь Густота сети железных (авто) дорог = Длина железнодорожных путей разделить на Площадь территории Естественная убыль – самый отрицательный ЕП. |
24. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Новосибирская область 2) Ленинградская область 3) Красноярский край
4) Магаданская область 5) Архангельская область
№24 | Особенности населения России. Алгоритм действий Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири). |
25. Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Красноярск 2) Кострома 3) Игарка
№25 | Разные территории Земли: анализ карт. Города – миллионеры! Москва, Санкт – Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов – на Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград. Алгоритм действий Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) и административную карту. По кружочку определить численность населения в городе, чем крупнее значок, тем больше численность. |
26. В каких двух из перечисленных субъектов РФ наиболее развита автомобильная промышленность? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти субъекты РФ.
1) Нижегородская область 2) Республика Татарстан 3) Смоленская область
4) Республика Коми 5) Республика Бурятия
№26 | Основные географические объекты России. Алгоритм действий По карте «Машиностроение» атласа 9 класса найти центры автомобилестроения. Справочные материалы Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д. Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север -лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х. |
Задания 27-29 выполняются с использованием приведённого ниже текста. «ОРМЕТ» перешёл на летний экологический режим АО «ОРМЕТ», расположенное в городе Орске, занимается добычей и первичной переработкой медных и медно-цинковых руд. В весенне-летний период наблюдается перенос большого количества пыли, поднимаемой ветром с земной поверхности, в слое высотой несколько метров со значительным ухудшением видимости. Экологическую ситуацию осложняет движение большегрузного автотранспорта от рудников до обогатительной фабрики.
В 2019 г. АО «ОРМЕТ» приступило к реализации комплексных мероприятий по содержанию гравийно-насыпных участков на пути следования автотранспорта, доставляющего медно-цинковую руду от карьеров «Весенний» и «Джусинский» до обогатительной фабрики. Мероприятия по предотвращению локального загрязнения воздушной среды вследствие движения большегрузного автотранспорта предприятия продлились до завершения весенне-летнего периода. Наиболее эффективным способом борьбы с пылью стало орошение дорог водой в ночное время, когда нет интенсивного испарения.
27. Назовите субъект РФ, на территории которого находится г. Орск.
№27 | Анализ текста о природных особенностях Земли. Алгоритм действий По административной карте России найти субъект, в котором находится г. Орск. |
28. Как называется атмосферное явление, описанное в тексте?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
№28 | Алгоритм действий (C2). Проанализировать текст и найти природное явление. |
29. Объясните, какая особенность климата делает необходимым проведение в летнее время мероприятий по подавлению пыли, о котором говорится в тексте.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания.
№29 | (C3). Анализ текста о природных особенностях Земли |
30. Определите страну по её краткому описанию.
Эта страна граничит только с двумя странами, не имеет выхода к морю. Природные комплексы разнообразны — тайга на севере последовательно сменяется лесостепями, степями, полупустынями и пустынями. Средняя плотность населения низкая — около 2 человек на 1 км2.
№30 | Выявление признаков географических объектов и явлений. Алгоритм действий 1. Выбрать в тексте главные особенности в описании территории. 2. Подобрать страны подходящие к каждой из особенностей описания. 3. Методом исключения найти искомый объект. Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира», определение города или региона РФ - Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ» |
Список литературы:
1. Барабанов В.В., Жеребцов А.А. География. Типовые варианты экзаменационных заданий – М.: Экзамен, 2019. - 104с.
2. Кузнецова Т.С. В помощь выпускнику. ОГЭ. География.:справочник с комментариями ведущих специалистов/Т.С.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2019. – 189с.
3. Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. Я сдам ОГЭ! География. Типовые задания. Технология решения.: учебное пособие для общеобразовательных организаций/В.В.Барабанов., Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. – М.: Просвещение, 2018. – 206с.
Интернет – ресурсы:
1. Официальный сайт Сдам Гиа. Решу ОГЭ/Электронный ресурс/Режим доступа geo-
2. Официальный сайт Федерального института педагогических измерений /Электронный ресурс/Режим доступа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейская часть России.дидактические материалы по географии 9 кл.
Для создания образа экономических районов и городов России использую разные виды дидактических работ. При их выполнении ученик обращается к различным источникам. Создает подобные работы сам...
Дидактические материалы по географии.
Материалы по разным разделам географии материков....
Дидактические материалы для проведения школьного этапа ВсОШ по географии
Дидактические материалы для проведения школьного этапа ВсОШ по географии в 2017/2018 учебном году: задания, ответы и листы ответов для учеников 5 - 11 классов...
Дидактические материалы по географии (7 класс)
Дидактические материалы для организации самостоятельных и практических работ обучающихся на уроках географии...
Дидактические материалы по географии 6 класс к учебнику под ред. А.А. Лобжанидзе
В данном разделе представлен дидактический материал по Географии /Планета Земля в виде раздаточных карточек для самостоятельной работы обучающихся на уроке....
Дидактические материалы по географии 8 класс к учебнику "География. Природа России" под ред. И.И.Бариновой
Дидактические материалы...
Дидактические материалы по географии 9 класс "География: население и хозяйство"
Дидактические материалы...