Атмосферное давление
план-конспект урока по географии (6 класс)

Штучкина Наталья Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_atmosfernoe_davlenie.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Атмосферное давление.

Цели:

1. Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

2. Развивать навыки работы в паре, группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

Образовательные задачи:

1. Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

2. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

3. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

Развивающие задачи:

1. Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.

2. Приучать учащихся коллективно и индивидуально добывать знания.

3. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

4. Создать условия для совершения учащимися «малых открытий».

Воспитательные задачи:

1. Повышать активность учащихся раскрывать их возможности.

2. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: изучение нового материала. Географическая лаборатория.

Оборудование: учебник, барометр-анероид, атлас,

Методы обучения: Проблемный метод, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся:

Интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;

Социальные – работа в парах, взаимный контроль;

Эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.

                           

                                                         Структура  и ход урока

Этап занятия, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний учащихся

Проверить знания о нагревании атмосферного воздуха.

Предлагаю тест «Температура воздуха»

Предлагаю взаимопроверку теста

Выполняют задания теста

Взаимопроверка

2. Целеполагание

Определение учащимися темы урока, целей и задач

Создание проблемной ситуации.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух) 
-
 Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Воздушную оболочку атмосферу). 
-
 Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур). 
-Почему “броней”?
 (Защищает от метеоритов). 
-
 А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений). 
-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной?
 (Из воздуха - смеси газов). 
- Каков состав воздуха?
 (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др). 
- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле?
 (Кислород). 
- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они?
 (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью). 
-Какие части выделяют в атмосфере?
 (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы). 
- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас?
 (Тропосфера). 
- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить?
 (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться). 
- Имеет ли воздух вес?
 (Да). 
- Изменяется ли вес воздуха? Как?
 (Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый).

-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так? 
Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол? 

-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя? 
Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться. 

- Давайте, определим тему урока

- Цель нашего урока?

-Задачи?

- Каким способом можно решить эти задачи?

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока и записывают в тетрадь.

Определяют цели и задачи урока: изучить особенности природы и населения материка

Находят пути решения – использование разных источников географической информации.

3. Открытие новых знаний

Сформировать представления об атмосферном давлении

Продолжаем работу. 
1) Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу? 
Запишем в своих тетрадях: 
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. 
Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением. 

2) Как измеряли давление атмосферы в далёком прошлом?

Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. Зачитайте вслух.

Физкультминутка.

Географию мы любим! Шеей вправо, влево крутим. Воздух-это атмосфера, если правда - топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. Мы друг к другу повернемся, дружно вместе улыбнемся.

3) Приборы для измерения атмосферного давления.

Ртутный барометр и барометр-анероид В XVII в Роберт Гук предложил усовершенствовать барометр. Ртутным барометром пользоваться неудобно и небезопасно, поэтому изобрели барометр-анероид

4) Изменение давления с высотой. 

760 мм рт.ст. – нормальное атмосферное давление.

На 10,7 м подъема давление падает на 1 мм рт.ст. до 5 км высоты. С высоты 5 км давление падает на 1 мм рт.ст. на каждые 20 м.

5) Обозначение температуры воздуха и атмосферного давления на карте.

Изотерма - линия,  соединяющая на карте точки с одинаковой температурой.

ИЗОБАРА – линия,  соединяющая на карте точки с одинаковым давлением.

На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт. ст.

Записывают в тетрадь.

Находят опыт Торричелли и зачитывают.

Записывают  в тетрадь определение и виды барометров.

Записывают  в тетрадь определение.

4. Закрепление изученного

Решение задач на определение высоты и атмосферного давления

  1. Решение задач

А) Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт. ст.?

Алгоритм решения задачи

2000 м : 10,7м = 187 мм

750 мм – 187мм = 563 мм рт.ст.

Ответ: 563 мм рт.ст.

Б)  Какова высота горы, если у ее подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине – 720 мм рт. ст.?

Алгоритм решения задачи

1) 765 мм – 720  мм = 45 мм;

2) 45 мм х 10,7 м = 481,5 м.

Ответ: 481,5 м.

  1. Выполнение практической работы.
  2. Самостоятельная работа

А) Шахта, глубиной 200 м. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты?

200 м: 10,7 м = 18,7 мм

752 мм +18,7 мм = 770,7 мм рт.ст.

Ответ: 770,7 мм рт.ст.

Б)  На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

780 мм – 760 мм = 20 мм

20 мм х 10,7 м = 214 м

Ответ: 214 м

Решают задачи совместно с учителем

Выполняют практическую работу

Выполняют самостоятельную работу

5. Рефлексия.

Выводы:

1. Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы. Нормальным атмосферным давлением называют давление 760 мм рт.ст. на уровне моря при температуре 0°С.

2. С подъемом вверх давление падает, так как уменьшается толщина слоя атмосферы.

3. Неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности Земли связано с ее неодинаковым нагревом, охлаждением и движение воздуха.

4. Подъем воздуха вверх приводит к образованию области низкого давления. Опускание воздуха вызывает образование области высокого давления.

5. Человек не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. В то же время при изменении атмосферного давления самочувствие людей может ухудшаться

Учащиеся подводят итоги урока совместно с учителем

6. Домашнее задание

Параграф 25, придумать задачи на определение атмосферного давления и высоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия».

7 класс.Задания по физике на чтение и понимание учебного и научно-популярного текста  по темам: «Строение атома»,«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»,«Атмосферное давление»,«Энергия»....

Презентация по теме-Атмосферное давление "Доказательство существования атмосферного давления"

Презентация рассказывает о строении атмосферы,даёт понятие атмосферного давления,его существоание,полностью описывает опыт Торричелли,а также описывает роль давления в жизни человека. Цель презентации...

урок физики в 7 классе "Методы измерения атмосферного давления. Атмосферное давление на различных высотах."

В феврале 2013 года проведен открытый урок физики в 7 классе по теме «Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах». Это урок изучения нового материала комбинированного типа....

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Вес воздуха. Химический состав воздуха. Атмосферное давление и его измерение....

Разработка для подготовки к ОГЭ по физике. Тема "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление. Гидростатика"

Материал для подготовки к ОГЭ по физике в 9 классе. Представляет собой теорию, представленную в виде таблицы и подборку задач по теме  "Масса. Плотность. Давление. Атмосферное давление....