Задания на формирование читательской грамотности на уроках географии
учебно-методический материал по географии
Варианты заданий на формирование читательской грамотности на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
варианты заданий | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №1.
Учебные задачи на формирование логических умений учащихся.
- Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.
Континентальный | Муссонный | Умеренно-континентальный | Умеренный |
Деятельность учащихся направлена на выделение признаков понятий и их сравнение.
Континентальный - тип климата
Муссонный- тип климата свойственный областям Земли, в которых атмосферная циркуляция имеет муссонный характер (муссоны).
Умеренно-континентальные- Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири. В эти районы часто поступает атлантический воздух, поэтому зима здесь не так сурова, как в более восточных районах. Умеренный континентальный климат формируется только в Северном полушарии.
Умеренный – климатический пояс. Умеренный климат, или климат умеренных широт, характерен для умеренного географического пояса преимущественно Северного полушария, Умеренный климат бывает разнообразным по свойствам зимы и лета, но обычно умеренный климат делят на:
морской
умеренно-континентальный климат
резко континентальный климат
муссонный климат
Если сформулировать более точный вопрос, то изменится содержание деятельности учеников. Например, «Назовите тип климата характерный для Русской равнины»
2 Сравните два типа климата России (по выбору) и объясните, какие признаки вы выбрали для сравнения и почему?
Деятельность ученика будет направлена на формулирование «логического закона»: содержание понятия обратно пропорционально его объему
3 Проанализировать текст, проследить цепочку изменений в погоде характерные для прохождения циклонов и антициклонов и составить прогноз на следующий день:
« К вечеру усилился ветер, появились перистые облака, а утром кучевые. Они растут и принимают форму высоких башен или гор.»
Конкретизируем вопросы.
- Какой фронт, приближается?
- С какой областью высокого или низкого давления связано усиление ветра?
- Как изменится погода в ближайшие сутки.
4. Для нашей области характерен Континентальный климат умеренного пояса. Что вы можете сказать о его свойствах.
- исходя из особенностей природных условий формирования климата и его свойств, предложите и обоснуйте использование этой территории в сельском хозяйстве.
Задание №2.
Учебные задачи на формирование читательской грамотности учащихся.
1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Эрозия почвы разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах. Водная и ветровая (дефляция) эрозия почвы уменьшает площадь пашни, снижает плодородие почвы, затрудняет обработку полей, разрушает дороги и другие сооружения, заиливает каналы и водохранилища. Меры борьбы: почвозащитные севообороты, правильная обработка почвы, снегозадержание, защитные насаждения, террасирование склонов, оврагоукрепительные работы и др
Общая характеристика эрозии почв на территории России. Неблагоприятное воздействие на почвенный покров оказывает эрозия почв, которая заключается в разрушении и сносе почвы и подстилающих пород потоками воды или ветра. Это процессы, приводящие к нарушению экологического равновесия. Эрозия невероятно активизировалась в связи с антропогенной деятельностью, которая связана с неправильным ведением хозяйства. Ускорение эрозии почв может быть обусловлено многими причинами. Это использование слишком обширного поля, неправильная его обработка, отсутствие противоэрозионных мероприятий или их неверное проведение, уничтожение растительного покрова при распашке, строительстве, добыче полезных ископаемых, перевыпасе скота и т.д. Для России характерны следующие закономерности. Наибольшее распространение получила водная эрозия. Она проходит широкой полосой через всю территорию страны и присуща достаточно увлажненным земледельческим землям. Южнее, на более засушливых территориях, располагается зона распространения ветровой эрозии. Очень сложная ситуация складывается в областях совместного распространения водной и ветровой эрозий. В этих регионах разрушение почвенного покрова наиболее интенсивно. Охарактеризуем типы эрозии почв и их распространение в пределах России.
О степени пораженности территории оврагами можно судить: а) по проценту площади, непосредственно занимаемой оврага7 ми; б) по суммарной протяженности оврагов на 1 км2; в) по количеству оврагов, находящихся на площади 1 км2; г) по степени расчлененности склонов оврагами, определяемой по среднему расстоянию между двумя оврагами.
В составе земель всех учетных категорий России овраги занимают площадь 1,7 млн га. По данным [18], ежегодный рост площади оврагов составляет 80—100 тыс. га. Е.Ф. Зорина и коллеги [23] предлагают разделять территорию России по степени за-овраженности на основании совместного анализа густоты (в километрах на 1 км2) и плотности (в единицах на 1 км2) оврагов. На карте (9, цв. вкл.) ясно видно, что наиболее подвержены овражной эрозии южные возвышенные территории европейской части России, а также северные области Западной Сибири. Это связано с интенсивной антропогенной деятельностью, наложившейся на благоприятные для развития эрозионных процессов природные условия.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.
разъедать
эрозия
муть
2. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром.
разрушение
эрозия
размытие
3. Эрозия, разрушающая почву под действием ветра.
водная
ветровая
пылевая
4. Эрозия почв - зто
А) природное явление
Б) жизнедеятельность человека
Эрозия почв –это
А) разрушительные последствия окружающей среды
Б) процессы в почве не приводящие к изменениям окружающей среды.
Эрозия почв это- это
А) процесс их разрушения
Б) разрушение водой и ветром верхнего слоя почвы, смыв или развеивание его частиц и осаждение в новых местах
Часть В.
Допишите предложения.
-Чтобы повысить плодородность почвы, необходимо…
ТРАДИЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
-Сформулируйте определение, что такое «Эрозия почв»?
- Что является причиной «эрозии почв»?
- В чем проблемы расширения эрозии почв в России?
- Какие виды эрозии можно выделить?
Такие задания формируют простейшие сопоставление текста вопроса и предложенного текста.
Прочитайте текст « Эрозия почв России» и ответе на вопросы.
-почему распространение эрозии почв стало актуальной проблемой человечества?
-Какие последствия для могут быть если не принимать никаких мер для предотвращения эрозий?
- Эрозия почв – это проблема всего человечества или отдельных государств
Форма такого типа заданий позволяет формировать у учащихся читательскую грамотность, путем извлечения и анализа информации из текста, которая не сообщается на прямую.
Формирует умение различать в тексте главное и второстепенное, устанавливать взаимосвязи( пространственные, временные, причинно –следственные)
Прочитайте текст « Эрозия почв России».
Ответьте на вопросы.
- Разделяете ли вы угрозу распространения эрозии почв или это всего лишь преувеличение
- Исходя из особенностей природных условий нашей местности предложите наиболее эффективные меры по борьбе с эрозией почвы. Обоснуйте свои предложения.
Доступность, конкретность и прикладная направленность задач на внимание читательской грамотности у учащихся предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Такие задачи развивают и повышают уровень подготовки, а так же интерес к географии.
Эрозия почв — это процесс их разрушения. Различают водную и ветровую эрозию.
Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.). Различают плоскостную, или поверхностную, и линейную, или глубинную, водную эрозию.
Плоскостная эрозия проявляется в сносе поверхностными водами верхних, наиболее богатых гумусом и элементами питания горизонтов почвы. В результате этого процесса почва лишается самого плодородного слоя, а на поверхность выходит материнская порода.
Линейная эрозия — это размыв почвы с образованием вначале небольших промоин, развивающихся впоследствии в громадные овраги. Некогда ценные сельскохозяйственные угодья расчленяются многочисленными рытвинами и оврагами и переходят в разряд бросовых земель. Линейная эрозия развивается вслед за плоскостной и охватывает незначительную площадь, но более заметна, чем эрозия плоскостная.
Разрушение почвы текущими водами наблюдается и в условиях орошаемого земледелия. Здесь оно проявляется в систематическом выносе почвенных частиц оросительными водами, за что этот вид эрозии и получил название ирригационный.
Водная эрозия распространена в районах с сильнорасчлененным рельефом. У нас она наиболее выражена в лесостепной и степной зонах и в горных областях страны.
Ветровая эрозия, или дефляция, сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки. Такие бури называют пыльными (или черными) они могут возникать в любое время года.
Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт. В то же время, по подсчетам X. Беннета, на восстановление гумусового слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет.
Втровая эрозия наиболее распространена в слабооблесненных и открытых для ветров степных районах.
Причин возникновения эрозии много. Основная из них — нерациональное использование сельскохозяйственной территории, выражающееся прежде всего в уничтожении естественной растительности.
Растительный покров предохраняет почву от чрезмерного иссушения, резко снижает скорость ветра у поверхности почвы, защищает почвенные агрегаты от механического разрушения каплями дождя. Корневая система растений не только скрепляет почвенные частицы, препятствуя их выдуванию и смыву, но и способствует образованию водопрочной структуры. Накапливающийся на поверхности почвы слой влагоемких органических остатков в виде лесной подстилки или дернины препятствует возникновению потоков текущих вод даже в период обильного увлажнения. Этому благоприятствует также хорошая водопроницаемость почв, которые под покровом растений меньше промерзают зимой и быстрее оттаивают весной.
Существенное влияние на интенсивность проявления эрозии почв оказывают также рельеф территории, климат, состав и свойства почв. Пересеченность местности, обилие ливневых осадков, высокая скорость ветра, сильное иссушение почвы и незначительное содержание гумуса в ней, содержание в почве большого количества пылеватых и песчанистых частиц, карбонатность материнских пород усиливают процессы разрушения почв.
Для борьбы с эрозией почв необходим комплекс мер: землеустроительных (распределение угодий по степени их устойчивости к эрозионным процессам), агротехнических (почвозащитные севообороты, контурная система выращивания сельскохозяйственных культур, при которой задерживается сток, химические средства борьбы и т. д.), лесомелиоративных (полезащитные и водорегулирующие лесные полосы, лесные насаждения на оврагах, балках и т. д.) и гидротехнических (каскадные пруды и т. д.).[ ..
Задание №3.
Учебные задачи на формирование речевого развития учащихся.
Задачи работы по развитию речи учащихся на уроках географии сводятся к следующему:
1. Развитие географической речи;
2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
3. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;
4. Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи;
5. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
В 8 классе при изучении темы «Климат » предлагаю задание: сделайте художественное или научное описание погоды за окном.
Например
Научное описание
Сейчас безоблачно. Небо ясное, температура воздуха около ноля градусов, ветер отсутствует, давление выше нормы. Это признаки антициклонального типа погоды. Так как давление растёт, то, скорее всего, в ближайшие дни такая погода сохранится.
Художественное описание
За окном ясный весенний день. Солнце улыбается и так нагревает класс, что хочется скорее на улицу. Но эта погода обманчива: и небо ясное, и ветерочка нет, но воздух очень холодный. У нас в Сибири так часто бывает: кажется, что пасмурно и холодно, а на самом деле тепло. Думаешь, что за окном день солнечный, жаркий, а там – Арктика холодом дохнула или Азиатский антициклон своего посланника к нам отправил.
В 6 шестом классе при изучении темы «Гидросфера» даётся задание «Путешествие капельки». Дети должны не только образно представить себе, какой путь пройдёт капелька по пути к океану, но и написать об этом путешествии рассказ-сказку, который они потом зачитывают всему классу.
Опережающее задание:
Подбери дома и запиши в тетрадь 10 характерных слов для составления рассказа о Сахаре, Западной Сибири и т.п.
Для пополнения словарного запаса, развития эмоциональной сферы детей и формирования географического мышления огромное значение имеет использование художественной литературы. Чтение вслух на уроке отрывков из произведений Джека Лондона (о белом безмолвии Арктики), Н.В. Гоголя (описание степи), Стефана Цвейга (о странствиях Магеллана и разочаровании Роберта Скотта) – отличный и многофункциональный материал! Даже «Маугли» Р. Киплинга помогает отлично показать смены сухого и влажного сезонов года (сюжет о водяном перемирии).
Художественный текст может стать на уроке предметом обсуждения и исследования.
Газеты и журналы сегодняшнего дня изобилуют географической терминологией и топонимами.
отрывок текста из учебника для 7 класса об Амазонке:
«…В Атлантический океан несёт свои воды Амазонка, имеющая самый большой речной бассейн в мире, площадь которого равна площади всей Австралии. Амазонка отличается сложным режимом. Подъём воды в её северных и южных притоках происходит в разное время года. Это сглаживает колебания уровня Амазонки, поэтому она полноводна круглый год. Воды Амазонки поднимаются на 12-15 м, разливаются на десятки и даже стони километров, затопляя обширные пространства, образуя непроходимые болота.
Если считать от главного истока, который питает реку Укаяли и несёт воду в Амазонку, то её длина превышает длину Нила. У Амазонки много полноводных притоков (Мадейра, Риу-Негру, Тапажос и др.); 20 из них имеют длину от 1500 до 3500 км; более сотни притоков Амазонки судоходны. Океанские пароходы поднимаются по амазонке из Атлантики до Икитоса, расположенного близ Анд.
Ширина русла Амазонки в среднем течении 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье достигает 320 км. Устье Амазонки очищается от наносов морскими приливами и отливами.
Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях растёт кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Число видов рыб в реке, как полагают некоторые учёные, больше, чем во всём тихом океане. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной до 4 м. В реке водятся кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины. Стоит ли удивляться, что столь могучая и необъятная река породила множество легенд и мифов».
Приёмы работы с текстом:
1. Прочитай текст.
2. Подчеркни слова, значения которых тебе не ясно.
3. Найди значение этих слов в словаре.
4. Вспомни значение терминов: речной бассейн, режим реки, исток, устье. При необходимости, загляни в словарь.
5. Найди на карте атласа названные в тексте географические объекты.
6. Обозначь Амазонку и её притоки на контурной карте.
7. Найди в каждом абзаце ключевые слова, подчеркни их волнистой линией.
8. Запиши в тетрадь тему рассказа и выпиши в столбик ключевые слова.
9. Прочитай текст ещё раз и подготовь связный рассказ, используя свои записи.
«Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономическихсвязей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.
Диалог — это не просто разговор. Это — совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.
Задачи на формирование читательской грамотности учащихся
6 класс
Прочитайте текст «Воздухоплаватели» и ответьте на вопросы.
«Воздухоплаватели»
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.
Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.
Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. Выше облаков было еще холоднее – на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.
На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было - 24 мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью, и трава пестрела цветами.
Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
- Как изменяется температура воздуха? (С высотой становится холоднее; в зависимости от угла падения солнечных лучей.)
- Почему происходят эти изменения температуры? (Поскольку воздух, как стекло, сам почти не нагревается от проходящих сквозь него лучей солнца, а нагревается от поверхности суши или воды. Вот почему с подъемом вверх в тропосфере температура понижается.)
- Что из себя представляют облака, почему исследователи, пролетая сквозь облака, дрожали от холода и сырости? ( То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман – водяной пар, поэтому одежда исследователей стала мокрой.)
- Предположите, от чего один из исследователей потерял сознание? Вспомните смесь газов образующих воздух. (На высоте воздух разреженный – содержание кислорода уменьшается. Воздух – представляет собой смесь газов, в котором 78% - азот, около 21% - кислород, а 1 % приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды.)
- Почему на высоте 5 км замерзла вода? (Видимо температура воздуха стала ниже температуры замерзания воды.)
Выполняя это задание, ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Возможно, что – то вспомнить из ранее изученного или жизненного опыта. Вопросы, составленные к тексту, являются закрепляющими знания предыдущей темы. Отстающим учащимся, отвечающим на вопросы, можно разрешить воспользоваться текстом предыдущей темы.
7 класс
Прочитайте текст «Климатические условия Индийского океана» и ответьте на вопросы.
«Климатические условия Индийского океана»
Индийский океан – самый теплый и самый соленый. Наиболее значительное влияние оказывает высокогорная и теплая в этих широтах Азия и гористая, и очень холодная Антарктида. Широкое сообщение с Атлантическим и Тихим океанами, атмосферная и океаническая циркуляция также существенно влияют на климат океана. Северная часть сильно подвержена континентальному воздействию. Крайние южные районы подвержены влиянию Антарктиды. В результате в Индийском океане наблюдается заметное различие климатических условий. Зимой над северной частью океана господствует северо – восточный муссон. В полосе между 10 – 30 градусами ю. ш. в течение всего года господствуют пассаты юго – восточного направления, скорость которых не превышает 5 м/с.
Южнее, между 40 и 60 градусами ю. ш. находится зона постоянных, сильных западных ветров, скорость которых 10 м/с. В приантарктической зоне преобладают восточные ветры со скоростью 7 – 8 с/м.
Над Индийским океаном атмосфера хорошо прогрета. Температура воздуха в декабре – феврале изменяется от +20 на севере до +27 на экваторе. Южнее она несколько понижается до + 15 на 30 ю. ш. и до 0 … +5 на 50 ю.ш., а в приантарктических районах – до -5…-6 Температура воздуха в июне – августе в открытых районах океана достигает +27 …+26 , у экватора +30 …+31 . Наблюдается понижение температуры в направлении Антарктиды до -18…-20 . Вблизи восточных берегов Африки температура воздуха ниже, чем на этой же широте над Красным и Аравийским морями. Над Персидским заливом температура более высокая, чем над прилегающей территорией океана. Крайняя, северо – восточная часть океана (Бенгальский залив и Андаманское море) – один из переувлажненных районов Индийского океана, а северо – западная часть, наоборот, самая засушливая.
1)Почему вблизи восточных берегов Африки температура воздуха ниже, чем на этой же широте над Красным и Аравийским морями? (В районах, где протекают холодные течения, температура воздуха на несколько градусов ниже.)
2)Назовите места в Индийском океане, имеющие самую высокую и низкую соленость. Предположите причины получившейся картины солености.
(Зная особенности увлажнения северо – восточной и северо – западной частей Индийского океана можно выявить прямую зависимость: где больше осадков там меньше соленость и наоборот.) Широтную закономерность солености нарушают морские течения. Например, в умеренных широтах соленость больше у западных побережий материков, куда поступают тропические воды, меньше – у восточных берегов, омываемых полярными водами. Наибольшей соленостью обладают прибрежные воды близ устьев рек. Максимальная соленость наблюдается в тропических внутренних морях, окруженных пустынями – Красное море.)
3)Морская вода служит для получения пресной воды. Почему в Кувейте тонна нефти недавно стоила дешевле тонны воды, привезенной из Ирака? (Кувейт расположен на Аравийском полуострове в районе Персидского залива, а эта территория имеет минимальное количество осадков.)
4)Какие климатообразующие факторы оказали наибольшее влияние на климатические условия Индийского океана? (Географическое положение, конфигурация материков, атмосферная и океаническая циркуляция)
5)Какое направление имеют течения в Индийском океане, каковы они по происхождению? (Основываясь на ранее изученном материале: Одной из причин возникновения течений – являются постоянные ветры. Теплые тропические ветры толкают воду с востока на запад (Южное пассатное течение). Около полярных областей холодные ветры толкают воду с запада на восток (Течение западных ветров). На течения влияют материки и вращение земли. Севернее от экватора течения изгибаются вправо, южнее – влево. Теплые, как правило, направлены от экватора к полюсам, холодные – от полюса к экватору. Зная влияние муссонов и пассатов, можно предположить направление пассатных течений и противотечений.)
Работу можно сначала предложить выполнить без атласов, те вопросы, которые вызвали большее затруднение можно вместе обсудить и вспомнить, отстающим учащимся можно разрешить пользоваться атласами при ответах на вопросы.
8 класс
Прочитайте текст «Тундра» и ответьте на вопросы.
«Тундра»
Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5 – 2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит и воздух. Почвообразование замедлено. Вечная мерзлота сохраняется из – за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков.
Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Но в тундре есть и деревья, только они карликовые – березка и ива.
Тундра красива дважды в год. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Второй раз – в сентябре.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти, правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15 – 30 см. Самое приятное для грибников обстоятельство – грибы не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек. Но и здесь деревья невысоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму. Стволы деревьев часто имеют густую поросль веток внизу, а выше 10 – 15 см ствол голый.
- Почему грунты тундры оттаивают летом лишь на 0,5 – 2 м? (Низкие температуры зимой, тонкий снежный покров способствуют промерзанию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на значительную глубину.)
- Почему в сентябре тундра становится желтой? ( Желтеют листья березки и ивы. Карликовая березка и ива ведут себя так же, как и их «сестры» - береза и ива в лесной зоне России.)
- Почему в тундре грибы не червивые? (Из – за прохладной погоды.)
- Почему в тундре настоящий лес растет лишь в долинах рек? (Долины рек – это понижение рельефа и они защищены от ветра.)
- Почему в тундре деревья имеют флаговую форму? (Ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра.)
- Почему стволы чаще имеют густую поросль веток внизу? (Эту часть ствола зимой укрывает снег.)
Выполняя это задание, ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для отстающих учащихся можно составить вопросы по теме соответствующие первому уровню читательских умений.
9 класс
Прочитайте текст «Кавказ» и ответьте на вопросы.
«Кавказ»
Кавказские горы расположены к югу от Русской равнины. От нее отделяются условно Кумо – Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с северо – запада на юго – восток через перешеек, отделяющий Азовское и Черное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказские горы – самые высокие горы России. Высочайшая вершина – гора Эльбрус высотой 5642 м. Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы – не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Макуш, Бештау. Кавказ испытывает и землетрясения. По гребню водораздельного (Главного) хребта проходит граница между Россией и соседними государствами.
Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники. Сложены горы разнообразными горными породами – известняками и мергелями, песчаниками, а в центре Главного хребта на поверхности расположены – граниты, габбро, пегматиты и другие. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют асимметричные склоны. Южные их склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами (гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий). В основании Предкавказья лежит плита, осадочный чехол которой состоит из лессовых и лессовидных суглинков.
- Почему Кавказ – высокие горы? (Это область новой, кайнозойской (альпийской) складчатости.)
- О чем говорят пикообразные вершины, снежные шапки и крутые склоны? (О возрасте гор – говорят пикообразные вершины и острые гребни – это молодые горы. А также о том, что горы складчатые. А снежные вершины и горное оледенение говорят о большой высоте гор.)
- В центре Главного хребта расположены породы – граниты, габбро, пегматиты, какой из этого можно сделать вывод? (На поверхность выходят древние кристаллические породы.)
- В основании Предкавказья лежит плита, осадочный чехол которой состоит из лессовых и лессовидных суглинков, какой из этого можно сделать вывод? (Это молодая плита.)
- Какое можно сделать предположение о породах слагающих куэсты? (Куэсты образовались из пластов сложенных разными по твердости породами.)
Выполняя это задание, ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Сильные ученики выполняют это задание без атласа, а отстающим - можно позволить воспользоваться картой «Тектоника и минеральные ресурсы». Пользуясь картой, и зная, что ископаемые магматического происхождения характерны для древних форм, эти учащиеся смогут ответить на 3 вопрос. Сопоставив понятие Предкавказье и территорию на карте, севернее Кавказа смогут определить возраст плиты – 4 вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....
Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории
Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....
«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».
Данные задания по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....
Методическая разработка заданий "Открытая тайна природы". Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии.
Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии....