Главные вкладки
Технологическая карта урока "Природные ресурсы и экологические проблемы Урала"
план-конспект урока по географии (8 класс)
В технологической карте урока "Природные ресуры и экологические проблемы Урала" материал расскрывается при помощи последовательного выполнения заданий по функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.04 МБ |
конспект урока | 389.5 КБ |
Приложение | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Урал-жемчужина минерального царства» А.Е.Ферсман 52% чугуна и 56% стали 43% рафинированной меди и около 65% цинка, золота, серебра
Ведущие отрасли урала «МЕЧЕЛ»- Челябинский металлургический завод «УРАЛМАШ» - машиностроительный завод, г.Екатеринбург
Природные ресурсы и экологические проблемы урала Тема урока:
Задание 1 Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе на Урале. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?»
Выявить взаимосвязь промышленности региона и его экологического состояния и найти пути решения Цель урока: Проблемы Причины Пути решения
Задание 2 Уральский район является бесспорным лидером России по степени загрязнения воздуха вредными выбросами со стационарных источников: они здесь составляют более 20% от общего количества загрязнителей атмосферы. С каждым годом здесь растёт уровень заболеваемости населения. Многие города Уральского района официально признаны вредными для проживания; среди них: Челябинск, Уфа, Курган, Екатеринбург, Нижний Тагил и прочие . Какие заболевания могут быть вызваны данными загрязнителями?
Задание 3 Из предложенного списка вариантов решения экологической ситуации на Урале, выберите не более 2 вариантов. Ответ обоснуйте. 1. Уменьшить количество заводов 2. Совершенствовать очистные сооружения на заводах 3. Выделять больше денежных средств на строительство больниц, поликлиник, санаториев 4. Строить заводы в отдалении от людей 5. Использовать технологию замкнутого цикла воды
ВЫВОДЫ: Проблемы Причины Пути решения
Выявить взаимосвязь промышленности региона и его экологического состояния и найти пути решения Цель урока:
Домашнее задание: Как вы считаете есть ли в нашем городе проблема загрязнения воздуха? По схеме: ПРОБЛЕМЫ-ПРИЧИНЫ-ПУТИ РЕШЕНИЯ, определите загрязнители воздуха нашего города .
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе на Урале. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?»
Она нашла информацию в Интернете:
Природные процессы и деятельность людей могут сильно влиять на состав воздуха.
Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных примесей: СО, СО2, NO2, SO2, твёрдые частицы и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий и транспорта. Газы – загрязнители атмосферы наносят большой вред окружающей среде
Задание 1
Загрязнение воздуха в каждом городе имеет различный состав и определяется многими причинами: числом жителей, количеством транспорта, присутствием тепловых электростанций, промышленных предприятий
Загрязнитель | Источники |
Углекислый газ (СО2) | Сжигание топлива, выбросы транспорта, процессы гниения |
Угарный газ (СО) | Выбросы транспорта |
Соединения серы (SO2,H2S) | Выбросы металлургических заводов заводов, угля, древесины |
Челябинск
Какие вещества являются главной причиной загрязнения воздуха в Челябинске?
Челябинск
1.CO2
2.CO
3. H2S
4. CH4
5. SO2
Задание 2
Уральский район является бесспорным лидером России по степени загрязнения воздуха вредными выбросами со стационарных источников: они здесь составляют более 20% от общего количества загрязнителей атмосферы.
С каждым годом здесь растёт уровень заболеваемости населения. Многие города Уральского района официально признаны вредными для проживания; среди них: Челябинск, Уфа, Курган, Екатеринбург, Нижний Тагил и прочие.
В таблице показаны основные загрязнители воздуха на Урале.
Загрязнитель | Источники |
Углекислый газ (СО2) | Сжигание топлива, выбросы транспорта, процессы гниения |
Угарный газ (СО) | Выбросы транспорта |
Соединения серы (SO2,H2S) | Выбросы металлургических заводов заводов, угля, древесины |
Какие заболевания могут быть вызваны данными загрязнениями?
Задание 3
Из предложенного списка вариантов решения экологической ситуации на Урале, выберите не более 2 вариантов. Ответ обоснуйте.
1. Уменьшить количество заводов
2. Совершенствовать очистные сооружения на заводах
3. Выделять больше денежных средств на строительство больниц, поликлиник, санаториев.
4. Строить заводы в отдалении от людей.
5. Использовать технологию замкнутого цикла воды.
Приложение 2.
Что я знаю об Урале (да, нет)
1.Урал- самые высокие горы России?
2.Урал- это рубеж между Европой и Азией?
3. Урал богат водными ресурсами?
4. Урал граничит с Казахстаном?
5. Урал имеет выход к морям России?
6. Урал- это сельскохозяйственный район?
7. Урал- это самые протяженные горы РФ?
8. На Урале много природных ресурсов?
9. Урал- сейсмоопасный район?
10. Город Челябинск- самый чистый город РФ?
Что я знаю об Урале (да, нет)
1.Урал- самые высокие горы России?
2.Урал- это рубеж между Европой и Азией?
3. Урал богат водными ресурсами?
4. Урал граничит с Казахстаном?
5. Урал имеет выход к морям России?
6. Урал- это сельскохозяйственный район?
7. Урал- это самые протяженные горы РФ?
8. На Урале много природных ресурсов?
9. Урал- сейсмоопасный район?
10. Город Челябинск- самый чистый город РФ?
Приложение 3.
Лист самооценки
Этап | Я справился | Я затрудняюсь |
Игра «ДА-НЕТ» | ||
Решение задачи №1 | ||
Решение задачи №2 | ||
Способы решения проблем |
Лист самооценки
Этап | Я справился | Я затрудняюсь |
Игра «ДА-НЕТ» | ||
Решение задачи №1 | ||
Решение задачи №2 | ||
Способы решения проблем |
Лист самооценки
Этап | Я справился | Я затрудняюсь |
Игра «ДА-НЕТ» | ||
Решение задачи №1 | ||
Решение задачи №2 | ||
Способы решения проблем |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||||||||||||||
Предмет - география | Класс - 8 | |||||||||||||||||||
Тема урока – «Природные ресурсы и экологические проблемы Урала» | ||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||
учащиеся научатся выявлять характерные экологические проблемы Урала | самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. | ||||||||||||||||||
Словарь урока: Антропогенный ландшафт, промышленные «грязные» города Урала | ||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: проектор, презентация, атласы, листы с заданиями | ||||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ | ||||||||||||||||||||
1 этап. Орг. Момент (1-2 мин.) | Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок, на котором будут присутствовать гости. Но я надеюсь, что это не помешает нам выполнить все, что запланировано. | |||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация знаний (5 мин.) | Деятельность учителя Демонстрация слайд-шоу о природе Урала, его уникальности и красоте. Игра «Данетка»: Что я знаю об Урале (да,нет) 1.Урал-самые высокие горы России? 2. Урал- это рубеж между Европой и Азией? 3. Урал богат водными ресурсами? 4. Урал граничит с Казахстаном? 5. Урал имеет выход к морям России? 6. Урал- это сельскохозяйственный район? 7. Урал- это самые протяженные горы РФ? 8. На Урале много природных ресурсов? 9. Урал-сейсмоопасный район? 10. Город Челябинск- самый чистый город РФ?
| Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя, дают ответы на вопросы в игре «Данетка» | ||||||||||||||||||
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (4 мин.) | «Урал-жемчужина минерального царства» А.Е.Ферсман Ну, всем богат Урал и живописна его природа. Еще в XVIII веке слава Урала гремела на весь мир. Его тогда называли железным. Но с таким же основанием его могли назвать и медным и золотым и платиновым. Богатства Урала начали осваивать еще в XV веке. И на протяжении нескольких веков Урал остается главной кузницей нашей страны. К чему же это привело? Разобраться в этом вопросе нам сегодня помогут задания, которые мы с вами будем решать Итак, к чему же это привело? (К интенсивной добыче полезных ископаемых, высокой концентрации промышленных предприятий по их переработке и нарушению экологии). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об экологии) Давайте запишем ТЕМУ УРОКА: «Природные и ресурсы и экологические проблемы Урала» | Деятельность учащихся Размышляют над цитатой, отвечают на вопросы учителя | ||||||||||||||||||
4 этап. Целеполагание и планирование (5-6 мин.) | Внимание на экран: Задание 1 Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе на Урале. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?» Какую цель мы поставим перед собой? Выявить взаимосвязь промышленности региона и его экологического состояния и найти пути решения Что нам нужно сделать для того, чтобы лучше узнать об экологической обстановке на Урале?
Работаем по такой схеме: ПРОБЛЕМЫ- ПРИЧИНЫ- СЛЕДСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ-ПУТИ РЕШЕНИЯ | |||||||||||||||||||
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) (10 мин.) | Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. | |||||||||||||||||||
Задание 2: Уральский район является бесспорным лидером России по степени загрязнения воздуха вредными выбросами со стационарных источников: они здесь составляют более 20% от общего количества загрязнителей атмосферы. С каждым годом здесь растёт уровень заболеваемости населения. Многие города Уральского района официально признаны вредными для проживания; среди них: Челябинск, Уфа, Курган, Екатеринбург, Нижний Тагил и прочие. Какие заболевания могут быть вызваны данными загрязнителями? В таблице показаны основные загрязнители воздуха на Урале.
Какие заболевания могут быть вызваны данными загрязнениями? ПРОБЛЕМЫ- ПРИЧИНЫ- СЛЕДСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ-ПУТИ РЕШЕНИЯ ФИЗМИНУТКА (1 мин.) Река Чусовая, гора Народная, гора Эльбрус, река Кубань, Кунгурская пещера, гора Ямантау, остров Вайгач, озеро Селигер, река Сосьва, река Терек, гора Казбек, гора Белуха, Екатеринбург, Нижний Новгород Если объекты есть на Урале, то поднимаем руки вверх, если нет- перекрестить руки | Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя. Работают по предложенной схеме. Анализируют картосхему в учебнике. Слушают сообщения выступающих. | |||||||||||||||||||
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (10 мин.) | Задание 3: Из предложенного списка вариантов решения экологической ситуации на Урале, выберите не более 2 вариантов. Ответ обоснуйте. 1. Уменьшить количество заводов 2. Совершенствовать очистные сооружения на заводах 3. Выделять больше денежных средств на строительство больниц, поликлиник, санаториев 4. Строить заводы в отдалении от людей 5. Использовать технологию замкнутого цикла воды ВЫВОДЫ: ПРОБЛЕМЫ- ПРИЧИНЫ- СЛЕДСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ-ПУТИ РЕШЕНИЯ | |||||||||||||||||||
8 этап. Рефлексия и оценивание (2 мин.) | Деятельность учителя Давайте подведем итог. Посмотрите на задачи, которые мы ставили в начале урока. Мы их достигли? Какую цель мы перед собой ставили? Достигли мы ее? Лист самооценки
| Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). | ||||||||||||||||||
9 этап. Домашнее задание (1 мин.) | Домашнее задание: Как вы считаете есть ли в нашем городе проблема загрязнения воздуха? По схеме: ПРОБЛЕМЫ- ПРИЧИНЫ- СЛЕДСТВИЕ ПРОБЛЕМЫ-ПУТИ РЕШЕНИЯ определите загрязнители воздуха нашего города. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала"
Открытый урок проводился по географии в 8 классе, с целью обобщения темы "Урал"...
Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"
Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"...
Интегрированный урок "«По следам хозяйки Медной горы». (Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.)
Интегрированный урок (география и литература)...
Технологическая карта урока географии «Создание экономического образа Урала»
Технологическая карта урока географии с использовнием проектно-исследовтельской технологии....
Организация и проведение самостоятельных работ учащихся в курсе экономической и социальной географии мира в теме: «География природных ресурсов мира. Экологические проблемы».
Обобщение опыта работы...
Экологические проблемы урала.
Загрязнение атмосферы Екатеринбург, Краснотурьинск, Курган, Магнитогорск, Первоуральск, Радужный, Челябинск – эти города входят в число городов - главных загрязнителей атмосферы.В окрестнос...
Презентация "Города и экологические проблемы Урала"
Презентация предназначена для уроков географии в 7 классе специальной (коррекционной) школы....