Опорные сигналы
материал по географии

Терехова Татьяна Николаевна

Теоретический материал на тему: Опорные сигналы на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opornye_signaly.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы рассмотрим ряд  примеров, как я работаю с учащимися – визуалами.

У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу,  значимое можно выделять особенными значками (рамками, стрелками, буквами и т. д.). Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ.

Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна.   Опорный сигнал – это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение.

Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов- новаторов. Но  дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и придумываю свои

Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал:

  • сжимает информацию;
  • облегчает понимание новой информации;
  • активизирует учащихся;
  • экономит время;
  • упрощает процесс запоминания новых терминов;
  • наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
  • помогает выделять главное;
  • благотворно действует на психологический климат урока.

Проведенный мною опрос показал, что учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго.

Виды и формы опорных сигналов бывают разные

Виды:

  • смысловые;
  • ассоциативные;
  • аббревиатурные;
  • вербальные;
  • графические.

Формы:

  • схемы;
  • таблицы;
  • диаграммы;
  • ассоциативное поле;
  • опорные конспекты;
  • алгоритмы.

Практическое применение технологии:

  • на уроках и во внеурочное время;
  • на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных);
  • на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, проверки знаний;
  • делюсь опытом с коллегами (на ШМО, ГМО);
  • разработала авторскую программу элективного курса «Развитие образной памяти при работе с географической картой».

Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.

Я приведу примеры применения опор на уроках географии.

При объяснении природного комплекса дается большой объем информации. Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю схему природного комплекса. Как правило, данная опора запоминается на долгие годы и легко воспроизводится детьми спустя много лет.

Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.

Применяя опоры, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т.е. запоминать его.

Чтобы показать, как я применяю опорные сигналы на уроках, предлагаю вам побывать на уроке географии в 7 классе.

Тема «Географическое положение Евразии». Наша задача на данном этапе урока найти, показать и постараться запомнить полуострова Евразии. Задача трудная, так как береговая линия Евразии сильно изрезана, полуостровов много. Но я думаю, что у нас все получится!  Давайте представим, что материк Евразии –это часы. А полуострова  - это деления на часах. Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова. Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить.

Давайте проверим себя.Молодцы!

Можно запоминать, применяя другие виды опор, например; ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Придумайте ассоциацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные сигналы по курсу Виленкина математика 5 класс

Все, что дается, по Шаталовской системе....

Опорные сигналы по курсу Виленкина математика 6 класс

Все, что дается по Шаталовской системе...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

опорные сигналы по математике

В помощь детям с визуальной памятью...

Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики

Самообразование - "Использование  опорных сигналов с целью повышения  эффективности обучения на уроках физики"...