Опорные сигналы
материал по географии
Теоретический материал на тему: Опорные сигналы на уроках географии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_signaly.docx | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня мы рассмотрим ряд примеров, как я работаю с учащимися – визуалами.
У таких детей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, они пропускают в мозг почти в пять раз больше информации, чем органы слуха. Но для этого учащимся, а особенно визуалам необходимо выделить из общего материала наиболее значимое глазу, значимое можно выделять особенными значками (рамками, стрелками, буквами и т. д.). Именно это сохранится в памяти как некий кодированный символ.
Технология опорных сигналов в данном случае наиболее оптимальна. Опорный сигнал – это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение.
Методику применения и сами опорные сигналы я заимствовала у педагогов- новаторов. Но дополняю опоры, изменяю, адаптируя к ситуации, и придумываю свои
Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. Сигнал:
- сжимает информацию;
- облегчает понимание новой информации;
- активизирует учащихся;
- экономит время;
- упрощает процесс запоминания новых терминов;
- наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
- помогает выделять главное;
- благотворно действует на психологический климат урока.
Проведенный мною опрос показал, что учащиеся запоминают материал, представленный с использованием опоры более осмысленно и надолго.
Виды и формы опорных сигналов бывают разные
Виды:
- смысловые;
- ассоциативные;
- аббревиатурные;
- вербальные;
- графические.
Формы:
- схемы;
- таблицы;
- диаграммы;
- ассоциативное поле;
- опорные конспекты;
- алгоритмы.
Практическое применение технологии:
- на уроках и во внеурочное время;
- на уроках разного типа (традиционных и нетрадиционных);
- на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, проверки знаний;
- делюсь опытом с коллегами (на ШМО, ГМО);
- разработала авторскую программу элективного курса «Развитие образной памяти при работе с географической картой».
Применяя технологию опорных сигналов, я заметила, что она помогает развивать память, логическое мышление, раскрывает творческий потенциал учащихся и помогает осуществлять самоконтроль за результатами учебной деятельности у учащихся с разными уровнями усвоения учебного материала.
Я приведу примеры применения опор на уроках географии.
При объяснении природного комплекса дается большой объем информации. Для облегчения записи в тетради и для лучшего запоминания я даю схему природного комплекса. Как правило, данная опора запоминается на долгие годы и легко воспроизводится детьми спустя много лет.
Многие темы можно объяснить с помощью опор, совсем не используя записей.
Применяя опоры, я даю возможность учащимся «видеть» объект или понятие, которое уже исчезло из поля восприятия, т.е. запоминать его.
Чтобы показать, как я применяю опорные сигналы на уроках, предлагаю вам побывать на уроке географии в 7 классе.
Тема «Географическое положение Евразии». Наша задача на данном этапе урока найти, показать и постараться запомнить полуострова Евразии. Задача трудная, так как береговая линия Евразии сильно изрезана, полуостровов много. Но я думаю, что у нас все получится! Давайте представим, что материк Евразии –это часы. А полуострова - это деления на часах. Каждому делению будет соответствовать один или два полуострова. Смотрим на экран, повторяем полуострова, находим их на карте и стараемся запомнить.
Давайте проверим себя.Молодцы!
Можно запоминать, применяя другие виды опор, например; ассоциации. На что похожи полуострова Евразии? Придумайте ассоциацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные сигналы по курсу Виленкина математика 5 класс
Все, что дается, по Шаталовской системе....
Опорные сигналы по курсу Виленкина математика 6 класс
Все, что дается по Шаталовской системе...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"
P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...
опорные сигналы по математике
В помощь детям с визуальной памятью...
Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики
Самообразование - "Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики"...