ПРОЕКТ "КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ"
проект по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Перкова Наталья Викторовна

ПРОЕКТ "КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ"  Начинался как проект, в настоящее время работа со школьным музеем продолжается, экспозиция пополняется. в документе представлен паспорт школьного музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

 городского округа Дегтярск

Проект «Краеведческий школьный музей»

Пояснительная записка

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания причастности к определенной культурно - исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей.

Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный краеведческий музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

В 2012 году мы решили с ребятами создать в школе краеведческий музей. В 2013 году работали над проектом «Школе – 75».  Готовясь к празднованию юбилея, все учителя, ученики, родители, выпускники проделали огромную работу. Было собрано много материала по истории создания школы, интересные сведения о её выпускниках, оформлены различные переносные стенды. К празднику была выставлена первая экспозиция, посвященная юбилею школы. Сейчас идет работа над экспозициями

  • «Руднику - 100 лет»;
  • «Великой Отечественной войне – 70 лет»;
  • «Городу Дегтярску – 60 лет».

Работая над поисками и оформлением материалов для музея, ребята готовят презентации о городе. Проект краеведческого музея находится в стадии разработки. Отрадно, что администрация школы поддерживает нас.

Музей увековечил память об учителях – ветеранах, истории создания школы, началась активная работа по сбору материала об истории города и участников Великой Отечественной войны. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, бабушек и дедушек, общественности.

Изучая общественное мнение, мы разработали вопросник  и провели анкетирование среди старшеклассников, учителей,  родителей и местного населения. Нами было опрошено 362 человека. Большинство их поддержали инициативу создания школьного музея.

351 человек, что составляет 82%, готовы были оказать посильную помощь в создании музея. Многие из принявших участие в анкетировании внесли свои предложения по организации музея истории школы.

Предложения по реализации проекта обсуждались на совместном заседании педагогического коллектива и Совета старшеклассников. Были внесены следующие предложения:

  • Обратиться к директору школы по поводу создания школьного краеведческого музея и выделения помещения под музей.
  • Создать совет музея и спланировать работу по оформлению стендов, витрин.
  • Продолжить работу по сбору материалов, изучению и хранению музейных экспонатов.

Для разработки проекта была сформирована команда.  В ее состав вошли учащиеся 7,8, 9, 10,11 классов. Свой проект мы обсудили с директором школы Авериной Ларисой Ивановной, которая нас поддержала и пообещала свою помощь в реализации проекта. Самая главная проблема, с которой мы встретились по реализации проекта, - это выделение помещения под музей. В школе не хватает помещений даже для кабинетов. Но было принято решение разместить материалы экспозиции музея в кабинете географии.

Целью нашего проекта является:

  1. Совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования через развитие музейного дела.
  2. Создание экспозиции музея истории школы на базе МАОУ «Средняя образовательная школа № 16».

Задачи:

  1. Эффективное использование образовательно-воспитательного потенциала музея для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
  2. Приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию наших отцов и дедов.
  3. Документирование истории школы путем выявления, сбора, изучения и хранения материала.
  4. Организация просветительской, методической, информационной деятельности;
  5. Развитие детского самоуправления.

План реализации проекта «Краеведческий школьный музей»

  1. Изучение общественного мнения.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Изучение возможностей команды – Совета старшеклассников.
  4. Постановка целей и задач проекта.
  5. Распределение обязанностей.
  6. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.

Наши деловые партнеры: администрация школы, ИП Шумкова Н.В., родительский комитет школы.

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Данный проект мы планируем реализовать в течение трех лет: 2014 – 2016 года. В результате должен быть открыт краеведческий музей школы, изготовлены и оформлены стенды, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав музея. 

 Описание работ, которые должны быть выполнены в рамках проекта:

«Краеведческий школьный музей»

  1. Выбрать помещение под музей истории школы.
  2. Получить разрешение и согласие от директора школы.
  3. Сформировать актив школьного музея, выбрать совет музея.
  4. Составить текстовое описание экспозиции музея.
  5. Собрать материалы по истории школы, пионерской и комсомольской организаций, о судьбах выпускников школы.
  6. Оформить материал.
  7. Провести комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.

В музее хранятся школьная форма, пионерский галстук, горн, значки, фотоматериалы, документы и другие подобные экспонаты.

Используемые ресурсы:

  1. Первоначально сформированный музейный фонд
  2. Медиаресурсы

Программа выполнения работ по проекту

№ пп

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Работа с документами

1.

Составление тематически-экспозиционного плана.

январь-февраль

(каждого текущего года)

2.

Оформление фондового материала

в течение года

2013-2017гг

Расширение материально-технической базы музея, в том числе для использования в учебном процессе

3.

Использование мультимедийной  установки  в учебной и  внеучебной  деятельности.

в течение года

4.

Приобретение сканера для создания копий материала.

в течение года

5.

Установка  проектора для показа на мероприятиях.

в течение года

Формирование фонда музея по новым разделам  «Опаленные войной»,  «Руднику – 100 лет», «Городу Дегтярску – 60лет».

6.

Приобретение стендов и стеклянных стеллажей

в течение года

7.

Изготовление витражей.

в течение года

8.

Проведение работ по улучшению физического состояния некоторых предметов музейного фонда (реставрация).

в течение года

9.

Проведение историко-поисковых исследований.

в течение год

10.

Приобретение коллекций мемориальных предметов и документов, личных вещей, бытовых предметов и мебели.

в течение года

Использование школьного музея в образовательном процессе

11.

Использование музейных ресурсов в урочной деятельности (история, окружающий мир, география, музыка, ИЗО, технология и др.).

в течение года

12.

Организация внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий на базе школьного музея (памятные даты).

в течение года

13

Пополнение фонда краеведческого раздела музея. Организация выставки работ.

Экскурсии в течение года

Ожидаемые результаты:

  1.  Расширение материально-технической базы музея (приобретение необходимого оборудования, музейного инвентаря)
  2. Формирование фонда музея по новым разделам. Пополнение фонда краеведческого раздела.
  3. Увеличение процента посещаемости музея не только школьниками, но и жителями города.
  4. Систематизация музейных уроков, тематических экскурсий. Представление материала на сайте школы.
  5. Повышение эффективности включения музейных элементов в урочную и внеурочную деятельность.
  6. Укрепление сотрудничества с родителями, общественностью.
  7. Повышение творческой активности учащихся, занятых в работе школьного музея и объединениях дополнительного образования.

Оценка качества деятельности по проекту

  1. Отчетная документация независимыми экспертами.
  2. Участие в городских и областных конкурсах школьных музеев.
  3. Результаты анкетирования учащихся, родителей, общественности.
  4. Оформленный фондовый материал.

Итоги работы над проектом.

           1. Анализ результатов работы над проектом.

           2. Информирование общественности в газете «За большую Дегтярку» о результатах работы.

3.Сообщение о проекте «Краеведческий школьный музей» и результатах работы на сайте школы. 

4. Выполнение музейной образовательной средой не только воспитательных функций, но и формирование практических навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитие инициативы общественной активности школьников, предоставление больших возможностей для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Дальнейшее развитие проекта

 В классных кабинетах могут быть сформированы музейные уголки, отвечающие тематике данного предмета. Конечным этапом изучения темы является написание учащимися проектов по предмету: связь с прошлым – экскурс в будущее.

Директор ________________________Л.И. Аверина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей А.С.Пушкина.

Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...

Школьный музей.

Созданный в школе музей 5 дивизии народного ополчения помогает при изучении истории и проведении внеклассных мероприятий....

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"

Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой  тематики дает уникальное сочетание научных ...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...