Горные породы , минералы и полезные ископаемые, 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

 

Цели: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_23_gornye_porody_mineraly_i_poleznye_iskopaemye.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 23

Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Цели: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании

Личностные УУД: 

- развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

- работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства.

Познавательные УУД:

- сравнивают горные породы различного происхождения;

- овладевают простейшими навыками определения горных пород по их свойствам

Коммуникативные УУД:

- умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, сотрудничество

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах

Техническое оборудование: атласы, учебник, ИКТ.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности

Учитель зачитывает стихотворение:

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки - это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету-

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах сегодня пойдёт речь?

-С чем мы сегодня познакомимся?

Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют тему урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

-Где еще можно встретить горные породы?

-Сколько минералов может входить в состав горных пород?

-Что мы знаем о горных породах?

-Какие горные породы вы знаете?

-Что такое полезные ископаемые?

-Для чего людям нужны  полезные ископаемые?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

3.Первичное усвоение новых знаний

В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами.

- Чем горная порода отличается от минерала? Найдите ответ на с. 71 в учебнике.

- Сформируем представление о происхождении и видах горных пород.

Задание: Пользуясь схемой «Виды горных пород» с.71 и текстом учебника с. 72 составьте рассказ о происхождении и видах горных пород»:                                                                 1 ряд – магматические                                            2 ряд – осадочные                                                    3 ряд – метаморфические

2. Фронтальная беседа:

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископае-мыми.

- А почему они полезные? (Ответы детей)

Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металличес-кие) и нерудные (строите-льные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо?

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

С помощью презентации и текста учебника, пытаются ответить на вопросы.

Горные породы – это вещества, которые слагают земную кору, они состоят из нескольких минералов.

Минералы – это природные образования, однородные по составу и свойствам.

Работают с текстом учебника.

Магматические горные породы образуются из магмы. Бывают глубинные (гранит, габбро) и излившиеся (базальт, вулканический туф, пемза, обсидиан)

Осадочные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения. Выделяют: обломочные породы (галька, песок, глина), химические (гипс, доломит, соль), органические (уголь, мел, нефть, торф).

Метаморфические породы образуются в результате изменения магматических и осадочных пород под воздействием высоких температур и давления (мрамор, кварцит, гнейс, глинистый сланец)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Личностные: рассуждение

4.Первичное закрепление

Выполните задание 8 на с. 73 в учебнике.

Учащиеся выполняют задание.

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Регулятивные: формулирование ответов, применяя полученные знания.

5.Практикум

Выполните задания 3 и 6 на с. 34-35 в тетради «Мой тренажёр»

Учащиеся выполняют задания, используя полученные знания.

Коммуникативные:

- формирование умения самостоятельно  выполнять задание;

- формирование умения работать в парах.

Регулятивные: формулирование ответов, применяя полученные знания.

6.Рефлексия деятельности

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

7.Задание на дом

П. 21, задания 5, 8, 10 на с. 35 - 36 (Мой тренажёр)

Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Разработка урока по географии 5 класс на тему:"Горные породы, минералы и полезные ископаемые"...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

Урок по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

География.  5 класс Тема.  Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных,   мет...

конспект урока " Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

- ввести понятия: магматические, осадочные, метаморфические горные породы;- продолжить развитие умения работать с текстом учебника;- способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы пр...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...