- Сократическая беседа Сократовский диалог. Материалы Сетевого метод.семинара 2023 г
учебно-методический материал по географии

Белявская Юлия Николаевна
•Сократовский диалог – это прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: «Для получения положительного решения по вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени».

В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.

Материалы Сетевого методического семинара, проведенного в  МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»,  в рамках реализации исследовательского проекта «Сетевой коллайдер как средство развития наставничества»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сократическая беседа Сократовский диалог Учитель географии МАОУ СОШ №19 Белявская Юлия Николаевна Улан-Удэ, 2022

Слайд 2

Мастером ведения такой беседы был философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) Сократ никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Он разбивал мысль, к которой хотел подвести собеседника, на короткие отрезки и задавал к ним соответствующие вопросы, подводя участника беседы либо ученика к тому или иному выводу. Сократ утверждал, что продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность. Сократическая беседа

Слайд 3

Метод Сократа

Слайд 4

Сократовский диалог Сократовский диалог – это прием эффективной коммуникации известен очень давно и звучит так: «Для получения положительного решения по вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени». Такой подход – деловая модификация метода Сократа. Сократ, философ древних Афин, чьи диалоги записал Платон, вел дискуссии необычным образом, преимущественно задавал собеседнику вопросы. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал, как правило, утвердительный ответ. Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными .

Слайд 5

Современное понимание В современном варианте метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.

Слайд 6

Принцип трех «ДА» Модификация метода Сократа - принцип трех-четырех «Да», вариант, где вопросы строятся даже не разумным, а просто случайным образом, лишь бы собеседник ответил: "Да!". Интересно, что даже в таком варианте эффект все равно есть

Слайд 7

Пример принципа В о время урока постоянно отвлекался, разговаривая с соседями по парте и сидящими сзади него, мешая тем самым вести урок преподавателю. На просьбу преподавателя дать дневник для записи замечания и выйти из класса ответил грубостью . Классный руководитель проводит с нарушителем беседу. - За что тебя попросили выйти из класса? – Я ничего такого не делал, обсуждал с ребятами решение примеров, а она придралась. - А как ты думаешь, если все в классе будут обсуждать с соседями решение примеров, это будет мешать учительнице вести объяснение? – Ну, наверно будет. - Значит, ты нарушил правила поведения на уроке? – Ну , нарушил, кажется. - Ты нарушил правила поведения на уроке, значит, учительница справедливо попросила у тебя дневник для записи замечания? – Ну, получается, что справедливо. - А без «ну» можно отвечать? – Можно. - В ответ ты нагрубил, учительница попросила тебя выйти из класса, а ты опять нагрубил. Значит, ты повторно нарушил правила поведения на уроке? – Получается, что опять нарушил. - Какими же должны быть твои дальнейшие действия? – Надо пойти извиниться за свое неправильное поведение.

Слайд 8

Почему в России – стране занимающей 1 место в мире по площади территории, осуществляется дефицит почвенных ресурсов и существует необходимость мелиорации земель? 1.Действительно ли Россия - зто страна занимающая 1 место по площади? (ДА) 2.Площадь большая, а значит и много земельных ресурсов? (ДА) 3.Почвы – это верхний плодородный слой земельных ресурсов? (ДА) 4. Все ли почвы плодородны? (не все, приводят примеры) 5.Можно ли сказать, что плодородные почвы являются почвенными ресурсами? (ДА) 6.Каким рискам и неблагоприятным изменениям подвержены почвы? (овраги, дефляция, заболачивание)

Слайд 9

Пример Урок географии в 8 классе по теме «Почвенные ресурсы и человек» Почему в России – стране занимающей 1 место по площади территории, - осуществляется дефицит почвенных ресурсов и существует необходимость мелиорации земель?

Слайд 10

Определение Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ.

Слайд 11

определение Ме́тод Сокра́та — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск.

Слайд 12

Типы и примеры сократических вопросов Тип сократических вопросов Пример Уточняющие вопросы Что вы имеете в виду? Могли бы вы сказать это другими словами? Что, по вашему, является главной проблемой? Могли бы вы привести пример? Могли бы вы развить эту точку зрения? Вопросы о появлении вопроса или проблемы Почему этот вопрос так важен? Сложно или просто ответить на данный вопрос? Почему вы так думаете? Какие предположения мы можем сделать на основании данного вопроса? Ведет ли этот вопрос к другим важным проблемам и вопросам? Вопросы – предположения Как можно такое предположить? Что иначе мы могли бы предположить?



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\9scSU8PSnboKRa4ziY8KYLW3INmVxSVhB3onuTKfmVSgG0m8-RXNm2TotTLtrnnH-K-e-8dmBJh1d_ifv37clH7q.jpg   

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\p6O-ntMvtf2aVHDiDcB_estKNkN-OKS-bpFCLYKsgCssDj9OETBwF8_RVna7rJC8Fu--rTW6bw5IdjLIIMrrrweU.JPG 

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\h5gM5Q7l0pe-mt3XSnIZ9_npE8S7eF-HSAEy6VLfhj0sGY3nwZwpibutp4aEv66o0-ET4wtY6BnJUHmMzprRgj8f.jpg

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

C:\Users\user\Desktop\семинар директоров\логотип школы ДИАЛОГ.png

Программа

сетевого методического семинара

в  МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»  

в рамках реализации исследовательского проекта

«Сетевой коллайдер как средство развития наставничества»

Дата проведения: 15.02.2023г

 C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG20230118133355.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\EaFqAC41r6e2dEM7h48zgpDDy1P-SooSdfWJLhCIwtpyf7fzu85atrwqCUBg5e4oYg0UNzjwcu8JBQntmy7W4PcC.JPG

Куратор семинара: кафедра гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

Участники: педагоги сетевых школ г. Улан-Удэ, районов РБ и Монголии.

Цель:  осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.

Задачи:  

  1. Повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе
  2. Организовать интерактивное взаимодействие участников мероприятия в режиме онлайн-семинара
  3. Обмен опытом учителей сетевых школ.

Начало семинара в 16ч00

Ссылка для подключения:

https://us06web.zoom.us/j/9419521470?pwd=VjNnZTZnUFFadkJPc3VOVTh3K21Idz09 

Идентификатор 9419521470   Код доступа 003

Рады вас видеть на нашем семинаре!

ПРОГРАММА

мероприятий семинара

Время

Мероприятия

Ответственный

16-00

  1. Открытие семинара. Вступительное слово «Задачи методического сопровождения педагогов - наставников»

Хамнуев Владимир Иванович, директор СОШ № 19

16-10

Новые педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации школьного проекта «Педагогический круг»

Бадмаева Мэдэгма Гончиковна,  зам. директора по НМР СОШ № 19

16-20

Сущность понятия технология «Педагогический круг»  и ее применение в начальных классах.      

Гуданцева Елена Григорьевна, учитель нач. классов СОШ № 19

16-35

Технология «Мировое кафе» в школе.  

Миронова Жаргалма Николаевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 19

16-50

Постерная технология на уроках английского языка

Писарева Татьяна Викторовна, учитель английского языка СОШ 19

17-05

Круги Сократа как форма развития творческого потенциала и практических навыков учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Белявская Ю.Н., учитель географии, зам. директора по УВР СОШ № 19

17-20

Обмен опытом учителей сетевых школ. Подведение итогов.

Школы исследовательского проекта «Сетевой коллайдер»;

 Сетевые школы международного проекта

«Селенга- Байкал».

                                                                                                              



Предварительный просмотр:

Сетевой методический семинар в  МАОУ «СОШ №19 г. Улан-Удэ»  в рамках реализации исследовательского проекта «Сетевой коллайдер как средство развития наставничества»

Дата проведения: 15.02.2023г

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

 если в это же время усердно не учатся сами»

                      (Али Апшерони)

Куратор семинара: кафедра гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

Участники: педагоги сетевых школ г. Улан-Удэ, районов РБ и Монголии.

Цель:  осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.

Задачи:  

  1. Повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе
  2. Организовать интерактивное взаимодействие участников мероприятия в режиме онлайн-семинара
  3. Обмен опытом учителей сетевых школ.

В рамках мероприятия с докладами по новым педагогическим технологиям выступили учителя СОШ № 19:

1. «Новые педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации школьного проекта «Педагогический круг», зам. директора по НМР Бадмаева Мэдэгма Гончиковна;

2. «Сущность понятия технология «Педагогический круг»  и ее применение в начальных классах», Гуданцева Елена Григорьевна, учитель нач. классов СОШ № 19;

3. «Технология «Мировое кафе» в школе», Миронова Жаргалма Николаевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 19;

4. «Постерная технология на уроках английского языка», Писарева Татьяна Викторовна, учитель английского языка СОШ 19;

5. «Круги Сократа как форма развития творческого потенциала и практических навыков учащихся на уроках и во внеурочной деятельности», Белявская Юлия Николаевна, учитель географии, зам. директора по УВР СОШ № 19.

Используя те или иные  педагогические технологии либо элементы этих технологий  в своей  практике,  учителя школы № 19 творчески подходят к их применению. Такой подход  обеспечивает возможность саморазвития, самореализации, раскрытия творческого потенциала обучающихся с помощью имеющихся педагогических возможностей.

Применение педагогических технологий в учебно-воспитательном  процессе — дело перспективное. Но оно сталкивается с рядом сложностей и проблем. Педагогу приходится адаптировать теоретически и практически оправданную технологию и апробировать ее в условиях своей образовательной организации. Например, учителя СОШ№ 19 используют в своей работе новые педагогические технологии такие как «Круги Сократа», основанной на диалектическом методе Сократа, технологию «Мировое кафе», постерную технологию  и ряд других. В работе учителя очень важно знать, понимать и уметь применять педагогические технологии, адаптируя для себя, для своего класса и т.д. А учителя- наставники, это учителя стажисты, им надо не только применять пед. технологии  но  еще и  суметь передать опыт молодым учителям, направить их, научить.

Выступление учителя географии, заместителя директора по УВР Белявской Ю.Н.

Круги Сократа как форма развития творческого потенциала и практических навыков учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Сократовский диалог как современный метод обучения в школе.

Мы не учим детей ходить или говорить,

мы просто создаем для этого условия

Современный учитель должен обладать знаниями, использовать передовые педагогические технологии, но главное – создавать мотивацию обучения. Ученики должны осознать, что знания – это капитал, от которого зависит их будущая карьера, материальный достаток, а главное – свобода и смысл жизни. Но знания какого материала?

Для решения этой задачи учитель становится партнером и организатором диалога с учащимися. Вести диалог можно при соблюдении следующих условий:

 1.Учитель должен видеть в ученике личность,

 2. Учитель должен принимать ученика таким, каков он есть его таким, каков он есть,

 3. Учитель должен учитывать потребности ученика и открывать ребенку его самогоВедь главная потребность ребенка - «познать самого себя», раскрыть для самого себя свой внутренний потенциал, возможности получить опыт успешности.

Именно для раскрытия внутренних способностей и резервов ребенка можно использовать метод сократовского диалога.

Метод сократовского диалога наука определяет, как развернутое рассмотрение множества вариантов решения проблемы при множестве условий во имя единственного принципиального решения, то есть предъявлении участникам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. В сократовском диалоге учитель и ученик выступает как равные.

Сократический метод — это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задает вопросы, а другой отвечает на них. Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашел правильный ответ.

Сущность работы учителя по организации этого метода работы заключается в следующих действиях.

Роль учителя при таком обучении чрезвычайно сложна. Во-первых, он должен генерировать вопросы, находить проблемную формулировку, и способ ее подачи. Эта работа сродни поиску рекламного слогана и художественного оформления. Во-вторых, необходимо создать атмосферу доброжелательности, подчеркнуть право учащихся на ошибку и собственное суждение.

В ходе применения данного метода, учащиеся получают навыки дискуссии, вырабатывают приемы обобщения., но главное - учатся видеть, ставить и отвечать вопросы. В чем главное отличие вопросов обычного воспроизводства знаний и сократовского диалога. В обычной беседе вопросы предполагают ответы по учебнику: кто, когда, что сделал, а в сократовском диалоге: объясните, могло ли быть иначе, найдите… А цель обучения и знания, и путь к ним.

Пример принципа:

Во время урока постоянно отвлекался, разговаривая с соседями по парте и сидящими сзади него, мешая тем самым вести урок преподавателю. На просьбу преподавателя дать дневник для записи замечания и выйти из класса ответил грубостью. Классный руководитель проводит с нарушителем беседу.

  •  - За что тебя попросили выйти из класса?
  • – Я ничего такого не делал, обсуждал с ребятами решение примеров, а она придралась.
  •  - А как ты думаешь, если все в классе будут обсуждать с соседями решение примеров, это будет мешать учительнице вести объяснение?
  •  – Ну, наверно будет.
  •  - Значит, ты нарушил правила поведения на уроке?
  •  – Ну, нарушил, кажется.
  •  - Ты нарушил правила поведения на уроке, значит, учительница справедливо попросила у тебя дневник для записи замечания?
  •  – Ну, получается, что справедливо.
  •  - А без «ну» можно отвечать?
  • – Можно.
  •  - В ответ ты нагрубил, учительница попросила тебя выйти из класса, а ты опять нагрубил. Значит, ты повторно нарушил правила поведения на уроке?
  •  – Получается, что опять нарушил.
  •  - Какими же должны быть твои дальнейшие действия?

Приведу пример урока по географии:

Пример
Урок географии в 8 классе по теме «Почвенные ресурсы и человек»

Почему в России, стране занимающей 1 место в мире по площади территории, осуществляется дефицит почвенных ресурсов и существует необходимость мелиорации земель?

1.Действительно ли Россия - это страна занимающая 1 место по площади? (ДА)

2.Площадь большая, а значит и много земельных ресурсов? (ДА)

3.Почвы – это верхний плодородный слой земельных ресурсов? (ДА)

4. Все ли почвы плодородны? (не все, приводят примеры)

5.Можно ли сказать, что плодородные почвы являются почвенными ресурсами? (ДА)

6.Каким рискам и неблагоприятным изменениям подвержены почвы? (овраги, дефляция

дефляция, заболачивание)

Типы и примеры сократических вопросов

Тип сократических вопросов

Пример

Уточняющие

 вопросы

Что вы имеете в виду?

Могли бы вы сказать это другими словами?

Что, по-вашему, является главной проблемой?

Могли бы вы привести пример?

Могли бы вы развить эту точку зрения?

Вопросы о

 появлении вопроса или проблемы

Почему этот вопрос так важен?

Сложно или просто ответить на данный вопрос?

Почему вы так думаете?

Какие предположения мы можем сделать на основании данного вопроса?

Ведет ли этот вопрос к другим важным проблемам и вопросам?

Вопросы – предположения

Как можно такое предположить?

Что иначе мы могли бы предположить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация метод семинар

презентация метод семинар...

Презентация к метод.семинару "Интегрированный урок"

Презентация к метод.семинару "Интегрированный урок как средство развивающего обучения"...

Мастер-класс "Выгодно ли брать кредит?" Проблемный диалог. Материалы педагогического совета.

Презентацию можно использовать для уроков экономики в 8-11 классах...

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2023 года по английскому языку

В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы. Все задания, ...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по английскому языку

В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы....