5 кл. Раздел 1. Географическое изучение Земли
презентация к уроку по географии (5 класс)
Данный материал (презентации) предназначены для уроков географии в 5 кл. по первому разделу учебной программы «Географическое изучение Земли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир в котором мы живем | 2.9 МБ |
Науки о природе | 2.12 МБ |
География наука оЗемле | 2.67 МБ |
Методы географических исследований | 69.83 КБ |
Подведение итогов | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Мир живой и неживой природы. 2. Явления природы. 3. Человек на Земле.
— Благодаря чему на нашей планете есть жизнь? — В какой форме существует жизнь? — Что общего между воробьем и грибом, между львом и березой? — Что это значит — живые? Вывод. Все живые организмы образуют мир живой природы. — Что еще есть на Земле, кроме живой природы? Вывод. Реки, горы, леса, воздух, почва, океаны составляют мир неживой природы. — Как связаны между собой эти два мира? Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы.
— Какие изменения могут происходить в неживой природе? — Как называются такие явления? — Какие изменения могут происходить в живой природе? — Как называются такие явления? — Какие явления природы изображены на рис. 5? Вывод. Процессы, происходящие в природе и изменяющие се, называют явлениями природы.
— Какое влияние на природу оказывает человек? — Что такое техногенные катастрофы? — Можно ли прогнозировать изменения в природе и управлять ими? — Как сохранить природу? — Как защитить людей от техногенных катастроф? — Что необходимо, чтобы ответить на эти вопросы?
Подведение итогов урока — Прочитайте вывод на с. 10 учебника. — С какими понятиями вы сегодня познакомили
Домашнее задание 1. Прочитать § 1. 2. Ответить на вопросы раздела «Подумайте».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка Д/З Что такое природа? — На какие две группы делится природа Земле? — Какие объекты относятся к миру живой природы? — Назовите части неживой природы. — Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? — Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему?
Что такое явление? — Назовите биологические явления природы. - Назовите физические явления природы
Тема урока: «Науки о природе». План урока 1. Астрономия. 2. Физика. 3. Химия. 4. География. 5. Биология. 6. Экология.
Естественные науки изучают тела и вещества природы, а так-же процессы, которые с ними происходят, т. е. явления. Познакомимся с науками, которые изучают природу.
Астрономия
От каких греческих слов произошло название науки астро-номии ? — Что изучает астрономия? — Какие небесные тела вы знаете? — Что такое Вселенная? — Какое небесное тело более всего изучено? — Какие явления мы можем наблюдать во Вселенной? Вывод. Астрономия — наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве.
Физика
— От какого греческого слова произошло название науки физики? — Какое физическое явление показано на рисунке? — Какие явления изучает физика? — Для чего нужно знание физики? Вывод. Физика — наука, изучающая разнообразные явления природы.
Химия
От какого греческого слова произошло название науки химии— Какие вещества вы знаете? Какие вещества мы используем в быту? Какие вещества мы смешиваем каждый день? Вывод. Химия — наука о веществах и их превращениях.
География
От каких греческих слов произошло название науки географии? Назовите современных путешественников. Назовите знаменитых путешественников и мореплавателе! Вывод: география – наука о Земле.
Биология
От каких греческих слов произошло название науки биологии? Частями биологии являются: ботаника - наука о растениях; зоология — наука о животных; микология — наука о грибах. Вывод: Биология — наука о живой природе.
Экология
От каких греческих слов происходит название науки экологии? Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и природы? Вывод: Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.
Наука о взаимоотношениях человека и природы. Наука, изучающая и объясняющая явления природы. Наука, изучающая небесные тела. Наука о веществах и их превращениях. Наука о живых организмах. Наука, изучающая Землю. 1) Астрономия. 2) Биология. 3) География. 4) Экология. 5) Физика. 6) Химия.
Домашнее задание 1. Прочитать § 2. 2. Выполнить задания на стр.2 и 3 в контурных картах
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что является предметом исследования географии? География исследует природу и хозяйственную деятельность людей. Природу изучает раздел физической географии, а деятельность человека и ее результаты — экономическая география.
1. Физическая география — Как переводится слово « физис »? Физическая география — это целая «семья» наук о природе Земли. Геоморфология изучает рельеф Земли — горы, как они образуются, как меняется рельеф? Какой он будет через десятки, сотни и тысячи лет? — Какая карта создана геоморфологами? Задание. На физической карте найдите пять гор и пять равнин
Биогеография — наука о распространении растений на Земле. — На каком материке обитают сумчатые живота — Где обитают ягуары? — Вспомните книгу «Пятнадцатилетний капитан; Паганель — участник экспедиции — увидел муху цеце и понял, что они оказались в Африке. — Почему?
Растения и животные, встречающиеся только на одном материке, называются эндемики. Задание. Найдите в учебнике сведения о других разделах физической географии. Запишите их в тетрадь. (Картография — наука о создании и использован карт; геология — наука об истории возникновения и строении земной коры, образовании и размещении в ней полезных ископаемых. Климатология — наука о климатах земного шара; океанология – наука о природных процессах, происходящих в Мировом океане. Вывод. Физическая география состоит из наук, которые детально изучают природу Земли.
2. Социально-экономическая география Другой крупный раздел географии — социально-экономическая география — изучает разнообразие мира людей и его хозяйство. — Почему так называется этот раздел географии? (название произошло от греческих слов « социо » — общество», «экономия» — управление хозяйством.)
Социально-экономическая география также состоит из большой «семьи» наук — политической географии, исторической географии, демографии, военной географии, меди графии.
В 5 классе мы будем изучать физическую географию посмотрите на оглавление учебника, назовите разделы, которые предстоит изучить. Найдите раздел, посвященный астрономии, картографии, геологии, гидрологии, геологии, экологии.
Закрепление материала Ответьте на вопросы раздела «Подумайте на стр. 21 Домашнее задание: ПАРАГРАФ 3 + ответьте на вопросы «Проверьте свои знания» (устно).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— Что значит слово «метод»? 1. Географическое описание — Как изучали нашу планету первые географы? — Кем они были? — На какие вопросы можно ответить, используя метод географического описания? — Используется ли этот метод сейчас? — Кто сейчас использует этот метод? — Можем ли мы использовать этот метод при изучении природы окружающей нас местности?
Картографический метод Карта — важный источник знаний для географа. М ы с вами будем использовать карты для описания Земли, стран, материков. — Кто создает карты? Какие карты создают картографы? — Пользовались ли вы компьютерными картами? — Какие карты есть в вашем атласе? — Покажите на карте Арктику, Антарктиду, Африку.
3. Сравнительно-географический метод — Найдите Древнюю Грецию на карте Эратосфена. Почему на его карте нет ни Америки, ни Антарктиды? Задание. Используя карту Эратосфена и современную карту, найдите расхождение в названиях географических объектов. — Мы сейчас воспользовались с вами сравнительно-географическим методом. Этот метод позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.
4. Аэрокосмический метод Аэрокосмический метод самый современный и важный в географии. — С помощью каких технических средств проводят исследования этим методом? Съемка Земли позволяет увидеть очаги лесных пожаров, косяки рыб, нефтяные пятна, изменения, происходящие на нашей планете, планетах Солнечной системы, в Галактике и даже во Вселенной.
5. Статистический метод Статистический метод используют для анализа цифровых данных. По цифрам можно сделать не только количественные выводы, но и качественные. Задание. Используя статистический метод, проанализируйте круговую диаграмму (рис. 17). Сделайте выводы о площади океанов и материков. — Что занимает большую площадь на Земле — океаны или материки? — Какой океан самый большой? — Какой материк самый большой? — Назовите самый маленький материк.
— Сколько раз материк Австралия может поместиться на площади Тихого океана? — Могут ли все материки разместиться на территории Тихого океана? — Площадь какого материка примерно равна площади Северного Ледовитого океана? — В каком виде может быть представлен статистический материал? — Как определить, какое место в мире занимает Россия по численности населения?
Закрепление изученного материала 1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания» на с. 26 учебника.
Домашнее задание 1. Прочитать § 5. Повторить параграфы 1-4 Задание на выбор одно из двух: 2. Подготовить сообщение о современных географических исследованиях. 4. Найти информацию в Интернете и других источниках о численности населения стран мира и месте, которое занимает Россия в этом списке (записать в тетрадь). + тест перейди по ссылке и ответь на вопросы небольшого теста https://tests.dnevnik.ru/?test=105764&view=details&context=school
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Подготовить сообщение о современных географических исследованиях. Найти информацию в Интернете и других источниках о численности населения стран мира и месте, которое занимает Россия в этом списке (записать в тетрадь).
«Я чувствую себя ребенком, который бродит весь день у кромки воды, находя то раковину, то отшлифованный волной камешек, тогда как огромный океан истины простирается перед ним, безграничный, неисследованный». (Исаак Ньютон) — Как можно объяснить эти слова великого ученого?
Задание I. • Живая природа — неживая природа. Приведите примеры. • Физические явления природы. Приведите примеры. • Биологические явления природы. Приведите примеры. • Естественные науки. Приведите примеры. • Два основных раздела географии. Приведите примеры. • Методы географических исследований. Приведите примеры.
Задание 2. Заполните таблицу «Семья географических наук». География физическая География социально-экономическая
Задание 3. О какой науке идет речь? 1) Наука, изучающая природные процессы, происходящие в Мировом океане, 2) Наука, изучающая процессы, происходящие в грунтах, на которых строят сооружения. 3) Наука, изучающая рельеф земной поверхности. 4) Наука, изучающая влияние особенности территорий на состояние здоровья проживающего там населения. 5) Наука, изучающая историю возникновения, состав и строение земной коры, образование и размещение на ней полезных ископаемых. 6) Наука, изучающая климат Земли.
Задание 4. Составьте вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы, а география могла бы помочь вам.
Задание 5. Какие науки могли бы изучать объекты, которые находятся на территории вашего населенного пункта: завод, озеро, дорога, деревья в городе, птицы, овраг, население, воинская часть, стройка многоэтажного жилого здания?
Задание 7. Сравните карту Эратосфена с современной физической картой мира и найдите современные названия объектов: Столбы Геракловы , Понт Эвксинский , Ливия, Аравийский залив, Эритрийское море
Выполните тест: Критерии оценивания: 9 верных ответов – отметка «5» 8-7 – «4» 6-5 (среди них верно выполненное задание 9) – «3» Менее 5 – «2»
Домашнее задание Подготовить сообщение по темам (на выбор) 1) Пифей . 2) Эратосфен. 3) Марко Поло. 4) Бартоломео Диаш . Васко да Гама (Работа может выполняться в паре или малой группе, Подготовить презентацию в программе Powerpoint )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Географические модели Земли" 6 класс
Урок проводится в форме игры. В процессе путешествия учащиеся решают различные географические задачи....
Контрольная работа по теме: "Географические модели Земли"
2 варианта контрольной работы. Состоит из двух частей: 1. Теоретичаская. 2. Практическая...
Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли".
Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 1: "Географическая оболочка Земли". ...
Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли".
Материал для подготовки к зачёту по географии в 6 классе. Зачётный раздел № 2: "Географическая оболочка Земли". ...
Открытый урок «Обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле»
Данная технологическая карта представляет собой разработку интеллектуальной игры для кадетов 5-х классов на тему «Развитие географических знаний о Земле». Игра проводится на заключительном уроке разде...
Проверочная работа по разделу "Географические модели Земли"
География, 5 класс, раздел "Географические модели Земли"...
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала по темам « География –одна из наук о планете Земля. Наблюдение- метод географической науки.Земля среди других планет Солнечной системы»
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме...