Конспект урока "Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Конспект урока по географии для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_geografii.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии «Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс».
Учитель географии МОУ Заворонежская СОШ – Носов В.В.
2024 год
Эпиграф: «Цифры и проценты, отражающие развитие экономики, о многом говорят вдумчивому человеку…»
Н.Н. Баранский.
Цели урока:
Образовательная - сформировать у девятиклассников представление о комплексах, производящих конструкционные материалы, о значении металлургического комплекса и его роли в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики.
Развивающая – продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации, статическим материалом, умение использовать и решать проблемные ситуации.
Воспитательная – продолжать формировать интерес к изучению страны, анализируя хозяйство, сопоставляя и сравнивая проблемы, искать пути выхода из кризиса, профориентационная функция урока.
Учебно-наглядный комплекс: карта России, экономическая карта (в атласах), схемы, таблицы.
Основные представления и понятия: конструкционный материал, концентрация, комбинирование, прокат, биотехнология, геотехнология.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала.
Сегодняшний урок мы проведём с вами в два этапа. На первом этапе мы проверим, как вы усвоили материал по теме «Электроэнергетика», а второй этап урока будет посвящён новой теме «Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс» (тема на доске). При изучении новой темы мы рассмотрим строение этой сложной системы комплексов, более подробно остановимся на изучении металлургического комплекса и отраслях, которые в него входят, а так же выясним общие черты этих отраслей.
Итак, начнём повторение пройденного материала. Один ученик будет работать у доски по карточке, в которой требуется выполнить задание в виде небольшого теста. Ещё два ученика также получат индивидуальные задания, которые они выполнят на контурных картах. На выполнение этих работ вам потребуется несколько минут. А с остальными учащимися мы побеседуем по теме прошлого урока.
Вопросы для проверки знаний (фронтальный).
1) Какие типы электростанций вам известны? Какой из них является ведущим и почему? (ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС и др.; ТЭС является ведущим типом электростанций, так как у него самая высокая доля в производстве электроэнергии).
2) В каких районах страны сосредоточена подавляющая часть российского гидроэнергетического потенциала? Покажите на карте (В Восточной Сибири – 41% и на Дальнем Востоке – 35%).
3) Для чего необходимо создание единых энергосистем? (Создание единых энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией).
4) Назовите районы страны, где производство экологически чистой энергии наиболее перспективно? Покажите на карте (Использование энергии ветра – северные районы страны: среднегодовая скорость ветра 6-9 м/с; солнечной энергии – юг европейской части страны и Западной Сибири: суммарная солнечная радиация – более 100ккал/см2; термальных вод – полуостров Камчатка, Забайкалье, Западная Сибирь, Северный Кавказ; энергии приливов – Дальний Восток и Европейский Север).
Учащиеся сдают свои работы на контурных картах учителю.
Ученик, который выполнял задание по карточке у доски, объясняет свой ответ всему классу.
Задание: Установите, каким типам электростанций соответствуют основные черты их размещения? Типы электростанций: а) ТЭС, б) ГЭС, в) АЭС; основные черты размещения: 1) используют возобновимые виды энергоресурсов; 2) дают много твердых и газообразных отходов 3) для их работы в течение нескольких лет требуется всего 20-30 т топлива; 4) производят самую дешёвую электроэнергию; 5) являются источником самых опасных загрязнений; 6) их строительство длительное и обходится очень дорого; 7) могут работать на разных видах топлива.
Ответ: а) ТЭС – 2,7; б) ГЭС – 1,4,6; в) АЭС – 3,5.
Теперь мы с полным правом можем сказать, что всё узнали про топливно-энергетический комплекс или почти всё. Проверим это с помощью теста.
Тест «Топливно-энергетический комплекс».
II.Изучение нового материала.
Итак, мы с вами закончили изучение такого интересного и важного комплекса, как топливно-энергетический, который имеет большое значение для развития экономики России, особенно на современном этапе. Но, кроме рассмотренных нами ранее научного, машиностроительного, военно-промышленного, топливно-энергетического комплексов, есть и другие межотраслевые комплексы, без которых не может существовать экономика нашей страны. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся, пожалуй, с самым сложным по составу комплексом, комплексом по производству конструкционных материалов.
Ученики открывают тетради, записывают число и тему.
Обратите внимание на эпиграф к теме сегодняшнего урока. Эти слова известного учёного-географа, автора многих школьных учебников Николая Николаевича Баранского, могли бы стать эпиграфом к любому из уроков по курсу экономической географии России. Потому что на каждом уроке мы анализируем развитие экономики нашей страны сквозь призму цифр и процентов.
1) Состав и значение комплексов (в тетрадь).
Некоторые межотраслевые комплексы настолько сильно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, что их объединяют в более крупные системы. Подобную систему образуют комплексы, производящие конструкционные материалы (схема на доске).
Вопросы к ученикам:
1. Перечислите комплексы, входящие в эту крупную систему?
2. Назовите основных потребителей, приведите примеры потребляемой продукции (по вашему выбору).
Объединение этих комплексов целесообразно по ряду причин:
1. Все они участвуют в производстве конструкционных материалов (определение на странице 131 прочитать и записать в тетрадь).
2. Их продукция часто взаимозаменяема: на место традиционным материалам (металл, древесина) приходят новые (полимеры, пластики), которые обладают лучшими свойствами, дешевле обходятся, снижают вес изделий (схему зарисовать в тетрадь).
Конструкционные материалы
традиционные новые
металлические неметаллические металлические неметаллические
сталь, кирпич, специальные пластики,
чугун древесина сплавы полимеры
2) Металлургический комплекс (в тетрадь).
Среди всех конструкционных материалов особое место занимают различные металлы, без которых не может обойтись современное хозяйство. Производство разнообразных металлов – это главная задача металлургического комплекса, который состоит из двух крупных отраслей: чёрной и цветной металлургии.
Несмотря на большие различия, эти отрасли имеют ряд общих черт:
1. Высокий уровень концентрации – большая часть металла производится на нескольких наиболее крупных предприятиях; при этом три крупнейших предприятия металлургии выпускают более 1/3 всего металла;
2. Высокий уровень комбинирования – основная часть чёрных и цветных металлов производится на комбинатах – предприятиях, включающих не только все стадии металлургического процесса, но также связанные с ними производства других отраслей (посмотреть рисунок 45 учебника под буквой «А»). На этом рисунке можно увидеть, что для производства стального проката необходимы два исходных продукта: железная руда и коксующийся уголь. Также можно увидеть основные стадии производственного процесса в чёрной металлургии (рисовать схему):
руда чугун сталь прокат комбинат полного цикла
Однако существует более совершенный способ получения металла. Об этом способе мы узнаем из сообщения ученика.
Сообщение ученика.
Ученик рисует схему (зарисовать в тетрадь):
руда сталь прокат бездоменное производство
При бездоменном производстве металла отсутствует стадия производства чугуна.
Из специально подготовленной руды в электропечах выплавляют сразу сталь. Это снижает себестоимость полученного металла, повышает его качество. Кроме того, снижается неблагоприятное воздействие на природную среду, так как не используется коксующийся уголь. Пока в России имеется только один сталеплавильный завод в городе Старом Осколе (показывает на карте).
3. Металлургия – крупный загрязнитель окружающей среды – загрязняются: атмосфера – более 20% выбросов всей промышленности, гидросфера – около 10% загрязненных сточных вод. Учитывая расположение металлургических предприятий непосредственно в городах, это очень сильно отражается на экологической ситуации этих городов и на уровне заболеваемости населения в них. Но металлургия загрязняет не только воздух и воду; при открытой добыче руд происходит нарушение ландшафтов. А можно ли добывать руду, не нарушая ландшафты?
Послушаем сообщение ученика.
Сообщение ученика.
Добывать руду, не нарушая ландшафта можно с помощью гео- и биотехнологий.
В геотехнологиях в одну из пробуренных скважин закачивают растворитель руды. По другой скважине полученный под землёй рудный раствор выкачивают на поверхность. При биотехнологических методах добычи вместо растворителя в скважину закачивается бактериальный раствор. Содержащиеся в нём бактерии способны накапливать в своих телах добываемый металл. Добыча руды с помощью этих методов позволяет снизить стоимость металла в 2 раза, а затраты – в 4 раза, возрастает производительность труда. В России эти способы добычи руд практически не используются из-за отсутствия современных технологий.
А теперь настало время сделать вывод по теме сегодняшнего урока (учащиеся самостоятельно пытаются сделать вывод).
Вывод: Металлургический комплекс – один из важнейших комплексов, который производит разнообразные металлы для хозяйства страны. Для повышения эффективности металлургического производства необходимо использовать современные технологии.
III. Закрепление нового материала.
В качестве закрепления материала учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд.
IV. Подведение итогов.
На сегодняшнем уроке вы узнали:
1. о составе комплекса по производству конструкционных материалов;
2. о видах конструкционных материалов;
3. об общих чертах отраслей металлургического комплекса;
4. о современных технологиях, которые надо шире использовать в металлургическом производстве.
V. Задание на дом: § 24, 25, записи в тетради.
VI. Резервное задание: изобразить в тетради схему «Состав комплекса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Металлургический комплекс России.
Краткий материал по теме....
Тестирование: Металлургический комплекс, 9 класс
Карточки - тесты для текущего контроля знаний по теме "Металлургический комплекс" для 9 класса....
Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"
Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...
Презентация по географии. 9 класс.Металлургический комплекс.
Тему начинаем с проблемы. в течении урока решаем проблему. Знакомство с отраслями металлургии: черная и цветная. Состав и значение отрасли. Практическая работа: определить центры металлургически...
Интегрированный урок по теме: "Металлургический комплекс. Чёрная металлургия"
Интегрированный урок географии и химии в 9 классе расщитан на 2 часа.При подготовке к уроку класс делится нагруппы и распределяются задания. Дети готовят самостоятельно презентацию согласно тема...
Тест на обобщение и контроль знаний по теме "Металлургический комплекс России. 9 класс"
Тестовая работа рассчитана на проверку знаний по теме "Металлургический комплекс России" в 9 классе, время проведения 15-20 минут....
Конспект урока географии по теме «Металлургический комплекс. Черная металлургия» 9 класс
Тип урока: комбинированный Форма урока: урок с использованием ИКТ и ЛОС Цель урока: -дать знания о составе металлургического комплекса; -выявить значение и роль ...