Матер-класс
методическая разработка по географии (7 класс)

Чернова Наталья Николаевна

Использование приёма составления ментальных карт на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx16.15 КБ
Файл priem_mentalnaya_karta.pptx980.86 КБ
Файл yuzhnaya_amerika.docx126.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПО ГЕОГРАФИИ

Тема: Использование приёма составления ментальных карт на уроках географии

Добрый день, уважаемые коллеги! На каждом уроке мы используем географические карты различного масштаба, содержания, назначения. А сегодня будем разговаривать о таком приёме, как создание ментальной карты.

1 слайд. Звучит интригующе и загадочно. Но на самом деле, если разобраться, мы с вами давно используем эти приёмы в своей практике. Просто в какой-то определённый момент нашёлся человек, который систематизировал эти знания, разработал теорию использования этих приёмов и вывел рекомендации по их применению.

2 слайд. Наша с вами задача на сегодня: познакомиться с этим приёмом, а кто знаком, отшлифовать наши знания и показать, как можно их использовать при работе с учащимися.

Основная задача современного образования – это качественные знания. Знания являются качественными только в том случае, если ими можно пользоваться. Знания являются качественными только в том случае, если они создают базу, основу для дальнейшего развития, прежде всего, личности учащегося.

И рассматриваемый нами приём будет способствовать тому, что у учащихся создается определенная база знаний, которые можно использовать в постоянно изменяющихся условиях жизни, т.е. использовать эту базу можно как основу, а далее на эту основу цеплять «ветви» новых знаний, новых аргументов, для того, чтобы принять решение

3 слайд. Буквально слово майн «mind» означает «ум», а слово меп «maps» - «карты». Ментальные карты – это, в буквальном смысле, карты ума, при составлении которого задействованы непосредственно память, ассоциативное и творческое мышление.

Идея майн мепинга принадлежит английскому психологу Тони Бьюзену. Хотя мы использовали этот приём и до этого, но инициатором считается именно Тони. Он систематизировал знания по составлению карт, разработал принципы и правила их конструкции.

4 слайд. Поток информации, обрушивающийся на учащихся, огромен. Для всех нас, практиков, известно, что информация, представленная в виде слов и сопутствующих картинок, запоминается в несколько раз лучше, чем просто текст, оформленный одним шрифтом, построчно, одним цветом.

Ментальная карта помогает систематизировать те знания, которые учащиеся получают из огромного количества источников и синтезировать какие-то новые знания.

5 слайд. Составление карты – дело увлекательное. В процессе создания карты возникает много дискуссий, споров. Дети – любители яркости. Им нравится оформлять свои знания в той форме, которая интересна им. При составлении ментальной карты возникает много творческих и инновационных идей. Не только систематизируются знания, но и возникают совершенно новые (или спонтанные) способы решения определённых проблем, на основе тех, которые были получены. Умственная карта даёт возможность широко охватить какое-то любое явление, на которой можно расположить большой объём информации, большое количество данных, помогающих решить проблему. Для уроков географии это наиболее приемлемо: изучаем ли материк, регион, природную зону и т.д. Карту ума можно создавать на нескольких уроках. Активизируется деятельность ребят.

6 слайд. Карта представлена в виде лучей, исходящих из центра, который можно назвать солнцем. Отходящие от него лучи должны иметь разную толщину и разный цвет, который определяется важностью аспекта. Значение лучей идёт с правого верхнего угла по часовой стрелке. Чем наполнить эти лучи и какие ответвления – это уже дело детей или учителя.

7 слайд. В ментальных картах слова пишутся не в кругах, не в прямоугольниках, в отличие от кластера. В кластерах в виде гроздьев винограда, а в ментальных картах она гибкая, болтается. Это даёт возможность учащимся варьировать: можно дополнять, заполнять, выбирать что-то, или что-то исключать.

Ментальная карта предусматривает использование разных технических фигур, разного шрифта, цвета, разного оформления, рисунков (как наклейки, так и собственноручно нарисованные) для того, чтобы была образность.

Создание интеллект-карты подразумевает сотрудничество в двух сферах: это учитель – учащийся, либо учащийся – учащийся.

8 слайд. Результатом интеллект-карты должен стать какой-то творческий продукт

(Практическая работа. Создание ментальной карты по теме «Южная Америка»)

9 слайд. Составить карту можно индивидуально, парами, группой. Можно делать у доски: учитель или ученик оформляет, а дети набрасывают аспекты.

Для оценивания обмениваются своими работами, выделяют минусы и плюсы.

Специальные программы для построения ментальных карт есть в Интернете. Но мне кажется, что наиболее ценится то, что создано своими руками.

10 слайд. Составление ментальной карты – это деятельность, которая предусматривается на разных этапах урока; и в процессе получения, освоения знаний, закреплении и этим занимаются непосредственно на уроке при активном участии учащихся. Ребята имеют возможность проявить себя, свою индивидуальность, своё отношение к тому, что они делают.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС Использование приема составления ментальных карт на уроках географии Подготовила: учитель географии МБОУ « Тюмеревская СОШ» Янтиковского района ЧР Чернова Наталья Николаевна

Слайд 2

Цель: передача опыта по развитию критического мышления обучающихся при составлении ментальных карт на уроках географии Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые, продуманные решения

Слайд 3

Английский психолог Тони Бьюзен

Слайд 4

Из книги Тони Бьюзена « Супермышление » «Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей»

Слайд 5

Последовательность составления ментальных карт

Слайд 6

Последовательность составления ментальных карт В центре листа рисуется ядро – основное понятие/ тема/ ключевой образ Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня (на которых пишутся слова, раскрывающие ядро) От веток первого уровня отходят ветки второго уровня – уточнения Слова по возможности пишутся печатными буквами Записываются только ключевые слова Разные уровни (ветки) выделяются цветами. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы, пиктограммы 1 2 3 4 5 6

Слайд 7

При составлении ментальной карты важно Помещать слова именно на ветках, а не в кругах и прямоугольниках Использовать гибкие ветки. Рисование в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты Писать на каждой линии одно ключевое значение, а не целые предложения Все сложные понятия сводить к простым Записи вести печатными буквами, чётко и ясно Все повторяемые элементы обозначать одним символом Размер букв и толщину линий изменять в зависимости от степени важности ключевого слова Использовать различные цвета для основных ветвей Не оставлять пустого места, но и не создавать ветви слишком плотно

Слайд 8

Примеры ментальных карт

Слайд 9

Оптимальные интервалы в ремени для повторения пройденного материала Спустя 10 минут ( п овторение в течение 10 мин.) Спустя 1 сутки ( повторение в течение 2-4 мин.) Спустя 1 неделю (повторение в течение 2 мин.) Спустя 1 месяц (повторение в течение 2 мин.) Спустя 3 месяца ( п овторение в течение 2 мин.) Спустя 6 месяцев ( повторение в течение 2 мин.) Спустя 1 год (повторение в течение 2 мин.)

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Южная Америка – материк, расположенный в Западном полушарии нашей планеты. Его пересекает линияэ экватора и делит этот континент на две части. Одна часть (наибольшая) – относится к Южному полушарию, а вторая (наименьшая) – к Северному полушарию.

Материк занимает 4 место среди континентов по своей площади — 17, 8 млн.км². Численность населения примерно составляет около 400 млн. человек.

На западе континент омывает Тихий океан, на востоке – Атлантический океан, на севере – Карибское море, являющееся рубежом между Северной Америкой и Южной Америкой.

Протяжённость материка Южная Америка составляет 7350 км. с севера на юг и 5180 км. с запада на восток.

Крайние точки:

  • северная — мыс Гальинас;

  • южная (материковая) — мыс Фроуард;

  • южная (островная) — мыс Горн;

  • западная — мыс Париньяс;

  • восточная — мыс Кабу-Бранку.

Рельеф Южной Америки

Материк Южная Америка по рельефу делится на Горный Запад и Равнинный Восток.

Западная часть материка состоит из горной системы Анд, протянувшихся через семь государств Южной Америки, а восточная из равнин. На Севере находится Гвианское плоскогорье длиной 1930 км и высотой – от 300 – 1000м.

На востоке материка расположено Бразильское нагорье, площадь которого около 4 млн. км2. Здесь проживает 95% населения Бразилии. Высшей точкой этого нагорья является гора – Бандейра. Её высота – 2897 метров. Из – за огромного природного разнообразия Бразильское нагорье делят ни три части: Атлантическое, Центральное и Южное плато.

Южнее Бразильского нагорья расположена Ла-Платская низменность. Площадь низменности более 3 млн км2.

Амазонская низменность – низменность, занимающая площадь свыше 5млн км2. Она является самой огромной низменностью на нашей Планете.

Климат Южной Америки

В Южной Америке 6 климатических поясов: северный и южный субэкваториальный пояс, экваториальный, тропический, субтропический и умеренный пояс.

Климат Южной Америки в большей её части субэкваториальный и тропический, при котором четко выражены сухие и влажные сезоны. Экваториальный влажный климат характерен только для Амазонской низменности. На юге континента преобладает субтропический и умеренный климат. В северных равнинах температура круглый год 20-28 градусов. В Андах с высотой температура понижается. Возможны даже морозы. На Бразильском плоскогорье температура зимой может снижаться до 10 градусов, а на плато Патагонии до нуля градусов.

Речные системы Южной Америки

На материке расположены следующие речные системы: Парана, Ориноко, Амазонка, Парагвай, Уругвай.

Амазонка – крупнейшая в мире река по площади бассейна (7180 тыс. км²), образованная слиянием рек Укаяли и Мараньон. Считается одним из семи природных чудес света. Бразилии принадлежит большая часть бассейна. Протекает она в основном по Амазонской низменности и впадает в Атлантический океан.

Парана – вторая река по длине на этом континенте, протекающая в южной части континента. Протекает по территории Аргентины, Бразилии, Парагвая. Так же как и Амазонка впадает в Атлантический океан.

Парагвай – река, является правым притоком Параны. Делит республику Парагвай на Северный и Южный Парагвай, а также в южной своей части является государственной границей между Парагваем и Аргентиной.

Уругвай – река, берущая свое начало в Бразилии и образованная слиянием рек Каноас и Пелотас. Является границей между Бразилией и Уругваем. Её речная система является главным источником водоснабжения страны. Здесь же расположена крупнейшая гидроэлектростанция страны.

Ориноко – река, протекающая через Венесуэлу и впадающая в Атлантический океан. Её особенность – это раздвоенность реки. От неё отделяется река Касикьяре, которая впадает в реку Риу — Негру. В этой реке водится белый речной дельфин или Амазонский и один из самых крупных — Оринокский крокодил.

Озёра Южной Америки

Маракайбо (в переводе «Земля Мары») – крупное озеро с солоноватой водой, расположенное в Венесуэле. Глубина этого озера существенно отличается в южной и северной его частях. Северная – мелкая, а южная достигает (по разным источникам) от 50 — 250 метров. Это озеро также является одним из древнейших озер.

Титикака (тити – пума, кака — скала)– самое большое озеро по запасам пресной воды и второе по площади после Маракайбо. Более трехсот рек впадает в это озеро. Оно является судоходным. Археологические исследования показывают, что на дне озера располагается город Ванаку.

Патус – озеро, расположенное на побережье в Бразилии. Его длина 280 км, а ширина 70 км. От океана его отделяет песчаная коса шириной 8 км. На нем расположены крупные ГЭС. Здесь добывают соль, рыбу и нефть.

Растительный мир Южной Америки

Благодаря теплому климату и огромному количеству осадков — мир растений в Южной Америке очень разнообразен. Для каждой климатической зоны характерна своя флора. Большую площадь занимают джунгли, которые расположены в тропическом поясе. Здесь растут: шоколадное и дынное дерево — папайя, каучуковые деревья, разные пальмы, орхидеи.

Южнее джунглей в экваториальных лесах растут лиственные и вечнозеленые растения. Здесь растет такое дерево как квебрахо, имеющее очень прочную древесину. В субтропической зоне можно встретить лианы и кактусы. Далее, продвигаясь на юг, расположена зона степей, где растет ковыль и разные травы. За этой зоной начинаются пустыни и полупустыни, где растут сухие кустарники.

Растительный мир можно считать главным богатством материка. Картофель, помидоры каучуковое и шоколадное дерево открыли именно здесь.

Животный мир Южной Америки

Животный мир материка также разнообразен, как и растительный. В тропиках обитают обезьяны, ленивцы, ягуар, муравьеды, попугаи, колибри, туканы и многие другие животные. В Амазонской сельве водятся крокодилы, анаконды, пираньи, грызун – капибару, речные дельфины. Только здесь можно встретить дикую кошку – оцелот, похожую на леопарда. В саванне обитают: броненосцы, свиньи — пекари, очковый медведь, страусы, пумы, лисица и гривистый волк. В зоне равнин проживают: олени, ламы, пампасная кошка. Только в Южной Америке можно встретить оленей – пуду, высотой всего 30-40 см. На Галапагосских островах, принадлежащих Южной Америке, обитают огромные черепахи.

Страны материка Южная Америка

На континенте расположено 15 стран. Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента. Также в Южной Америке изъясняются и на других языках: в Суринаме говорят по-голландски, в Гайане — по-английски, а во Французской Гвиане — соответственно по-французски.

Южная Америка стала безвизовой для россиян!

Южная Америка стала безвизовой для россиян!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Классы неорганических соединений"

Дидактический материал  к уроку обобщения по теме "Классы неорганических соединений" 8 класс...

Матер-класс на тему «Коммуникативная методика преподавания английского языка в условиях ФГОС»

Мастер-класс был показан на секционном заседании учителей английского языка Новошешминского муниципального района. Выступление составлено на личном опыте. Выступление сопровождается презентацией...

презентация к материалам матер-класса "Барыбызга да таныш Шүрәле"

Презентация по материалам матер-класса "Барыбызга датаныш Шүрәле"...

Матер класс по изготовлению куклы в "скульптурно- текстильной технике"

Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическим работникам образо...

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...

матер-класс с родителями

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»          Мастер-класс на тему«...