Дальневосточный экономический район
план-конспект урока по географии (9 класс)
Данный материал является блочно-модульным уроком по теме "Пространство Дальнего Востока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пространство Дальнего Востока
Цели урока:
- Сформировать образ Дальнего Востока.
- Определить состав и географическое положение Дальнего Востока.
- Оценить особенности природных условий и ресурсов Дальнего Востока.
- Формировать отношение к району как уникальной территории России.
Средства обучения: карты «Физическая карта России», «Политико-административная карта России», учебники, атласы, компьютерная техника.
Ход урока
I. Организационный момент
а) - Добрый день дорогие ребята, Разрешите представиться. Меня зовут Чернова Наталья Николаевна. Я учитель географии Тюмеревской школы.
- Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с экономическими районами нашей страны. Прочитайте стихотворение и скажите, про какой экономический район здесь говорится?
Слайд 1
Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,
И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.
(Шило Н.)
- Скажите, о каком районе России говорится в этом стихотворении?
- Верно, наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих в России – Дальневосточный экономический район. Запишите тему в тетрадь: Пространство Дальнего Востока (Слайд 2)
- А из каких строк стихотворения вы об этом догадались?
б) Составление кластера «Дальний Восток – это …»
- Ребята, с чем у вас ассоциируется Дальний Восток?
Слайд 3
Дальний
Восток
в) Просмотр слайдов «Что мы знаем о Дальнем Востоке»
Слайд 4 Лососевые
- Здесь находятся основные российские ресурсы красной рыбы (лососевые) – горбуша, кета, нерка, семга, чавыча и другие. Знаменитая красная икра лососевых рыб.
Слайд 5 Дары моря
- Богатство рыбными ресурсами – это одно. Разнообразные морепродукты тоже добываются в морях Дальнего Востока: крабы, кальмары, мидии, трепанги, гребешки.
Слайд 6 Природная сокровищница – уссурийская тайга.
-Здесь встречаются северные и южные виды растений (ель и дикий виноград, сибирский кедр и субтропические лианы) и уникальные – женьшень, лимонник, амурский бархат, аралия и др.
Слайд 7 Амурский тигр – обитатель хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока
- Амурский тигр занесён в Красную книгу России. На территории нашей страны сосредоточено 90% общей популяции амурских тигров.
Слайд 8 Долина гейзеров (на Камчатке)
- Уникальный природный объект, где находится около 40 крупных и средних гейзеров, и множество источников, периодически выбрасывающих фонтаны почти кипящей воды и горячего пара.
Слайд 9 Курило-Камчатский вулканический пояс
- Здесь насчитывается 68 действующих вулканов, или 12% от общего числа действующих наземных вулканов. Самые крупные и мощные вулканы расположены на Камчатке. Ключевская Сопка – наиболее высокий (4688 м) и один из самых активных вулканов Евразии.
II. Изучение новой темы
а) Целеполагание
- План изучения района нам уже известен, мы не будем нарушать последовательность знакомства с Дальним Востоком.
- Что нам предстоит узнать?
Ответы учащихся: Определить состав и географическое положение Дальнего Востока.
Оценить особенности природных условий и ресурсов данного ЭР.
Слайд 10
- На уроке, чтоб облегчить вашу работу, мы будем использовать карточки-модули.
- Просмотрите видеоматериал, ознакомьтесь с текстом учебника (§46, стр. 186-191)
б) Просмотр видеоматериала
в) Знакомство с § 46 учебника.
- У каждого ученика на партах имеются карточки-модули, по которым мы с вами изучим данную тему пошагово.
Модуль 1. Состав Дальневосточного экономического района
Используя 8 пункт § 46 заполните схему и обозначьте субъекты на контурной карте.
Модуль 2. Экономико-географическое положение Дальнего Востока
- Оцените экономико-географическое положение района по карте.
1. Самый ______________ по площади ЭР России - ____________ млн. км².
2. Части Дальнего Востока:
- материковая часть,
- полуостровная часть - ___________________,
- островная часть - ____________________ .
3. Дальний Восток наиболее _____________________ район от _______________ России.
4. Связи Дальнего Востока с Центром по _______________________ магистрали.
5. Дальний Восток имеет обширный, открытый выход к __________ океану и к странам __________________ Азии.
6. Дальний Восток граничит со странами: _________________ и __________________, граница проходит по реке ___________ и её притоку ________________.
7. Какие виды транспорта играют важную роль в жизни населения Дальнего Востока? _____________________________________________________________________________
#1057;делайте вывод об особенности ЭГП Дальнего Востока. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Давайте немного отвлечемся, отдохнем. Встаньте напротив друг друга. Поприветствуем друг друга так, как это принято у соседей ДВ региона.
Россия – пожимаем друг другу руки;
Япония, КНДР – легкий поклон на 15º, при этом мужчины прижимают руки к телу, женщины складывают руки вместе впереди;
Китай – подняв над головой сцепленные руки
США – с расстояния машут рукой, можно улыбнуться и подмигнуть друг другу.
Отдохнули, снова примемся за работу.
Модуль 3. Природные условия Дальнего Востока
Тектоническое строение и рельеф.
1. Положение Дальнего Востока на стыке _______________________ определяет большую тектоническую подвижность территории. Особенно подвижны восточные, приморские районы. Здесь часто бывают _______________ и моретрясения, с которыми связаны гигантские морские волны - _______________.
2. Нередки на Камчатке и Курильских островах извержения _____________ .
3. Установите соответствие (Используйте карты на стр.232-233 и стр.188)
Тектоническая структура | Форма рельефа |
1. Плита древней платформы | А. Центральноякутская равнина |
2. Мезозойская складчатость | Б. Алданское нагорье |
3. Кайнозойская складчатость | В. Срединный хребет Камчатки |
4. Щит древней платформы | Г. Верхоянский хребет |
Климатические пояса ____________________
____________________ __________________
____________________ область
____________________
Природные зоны Используя пункт 7 § 46 (стр. 190-191) заполните схему
С ___________________
____________________
____________________
____________________
Ю ____________________
Модуль 4. Природные ресурсы Дальнего Востока
Используйте пункт 5 § 46 (стр. 190)
а) минеральные ресурсы:
Уголь в _______________________ бассейне
Нефть и газ на о-ве ____________________
____________ и ______________ в Якутии
Руды - __________, _________,____________ .
б) биологические ресурсы:
рыбные (рыбы: _________, _________, ________)
лесные
в) гидроэнергетические - это ресурсы рек: _____________, ________________ .
III. Закрепление.
- Мы с вами рассмотрели особенности природы Дальнего Востока, Итак, в чем же выражается контрастность региона?
- Контрастность природы выражается в разнообразии форм рельефа, типов климата, режима и питания рек, многообразии природных зон. Большая протяженность с севера на юг, крупные размеры территории, расположение на границе крупных литосферных плит (Евразийская и Тихоокеанская) и на побережье Тихого океана объясняют название региона – «край контрастов».
IV. Рефлексия.
- Что на уроке вызвало затруднение?
- С чем я справился хорошо?
- Как я поработал на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по географии 9 класс "Дальневосточный экономический регион"
Сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического положения, природы, хозяйственного развития Дальнего Востока; Продолжить формировать умения анализировать тематич...
Урок географии в 9 классе "Дальневосточный экономический район"
Данная презентация предназначена для изучения региональной географии в 9 классе...
«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)
Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...
« Развитие познавательной активности обучающихся на уроке географии при изучении темы «Дальневосточный экономический район»
От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешност...
Разработка урока географии в 9 классе "Дальневосточный экономический район"
В данной разработке урока географии в 9 классе соблюдены требования ФГОС, используется информационно - коммуникативная технология (презентация)....
Дальневосточный экономический район
Дальневосточный экономический район...
Презентация "Дальневосточный экономический район"
Презентация содержит краткую характеристику Дальневосточного экономического района. География. 9 класс....