Природа родного края
рабочая программа по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса «Природа родного края» рассчитана на обучающихся шестых классов. В пятом классе они начали изучать географию, узнали о развитии науки в древности, в Средние века, познакомились с первоначальными географическими понятиями. В шестом классе обучающиеся начинают изучать основные закономерности развития природы. Курс «Природа родного края» поможет ребятам в изучении географии на примере родного края. Научит любить и беречь природу, оценивать влияние человека на природу, видеть экологические проблемы и пути их решения. Изучение природы родного края развивает познавательный интерес к своей малой родине, воспитывает чувство патриотизма.
Программа рассчитана на 17 часов. Реализуется в первом полугодии. Занятия проходят еженедельно.
Формы проведения занятий:
-экскурсии в природу;
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы;
– беседы на экологические темы;
- подготовка проектов по теме;
- просмотр видеофильмов
Контроль и учет успеваемости: проекты по пройденным темам.
Цель: изучение природы родного края, её ресурсов, формирование знаний о природе, воспитание экологической культуры, любви к своей малой Родине
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Географии: начальный курс» и «Биология»;
- развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы и человека
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения курса
- основы экологической культуры;
-устойчивый интерес к изучению природы родного края;
-формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, взаимосвязи и
взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;
- формирование эстетических и экологических ценностей;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения курса
- овладеть элементами самостоятельной организации учебной деятельности: ставить цели, планировать свою работу, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоить элементарные приёмы проектно-исследовательской деятельности;
- овладеть опытом межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей
Предметные результаты освоения курса
- умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты и проводить эксперименты;
- сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
- об изменениях природной среды под воздействием человека;
- освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
- формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
- для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социально-природной среде
Содержание курса «Природа родного края»
- Вводный урок.
Знакомство с целями и задачами курса. Экология - наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Охрана природы- одна из важнейших задач нашего государства и каждого из нас.
Физико-географическая характеристика Новосибирской области.
Работа с картами Новосибирской области. Особенности географического положения Новосибирской области, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат и внутренние воды;.
Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.Биоразнообразие как условие устойчивости экосистем. Круговорот веществ
– результат деятельности организмов
3.Видовой состав биоценозов нашего края.
Экскурсии в природу по теме «Биогеоценоз луга, леса, водоёмов» с целью знакомства с многообразием растительного мира этих сообществ и составления геоботанических описаний участков леса, луга,берега, речки ; определение на каждом участке различных видов и типов растительности. Выявление экологических проблем данной местности. Составление гербариев разных биотопов.
4.Съедобные и ядовитые растения нашей местности
Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности. Съедобные и ядовитые грибы наших лесов. Знакомство с рецептами приготовления блюд из съедобных растений. Проекты по изученной теме.
5. Лекарственные растения, правила сбора и применения.
Знакомство с видовым составом лекарственных растений, правилами сбора, хранения и применения.
Составления списка растений по группам, соответствующим наиболее распространённым заболеваниям. Сбор и хранение лекарственного сырья.
6.Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники.
Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их. Доклады учащихся по теме. Посадка комнатных растений.
7. Зооценоз.
Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.
Знакомство с видовым многообразием животных нашего края; выявление особенностей приспособления к среде обитания,; установление экологических связей в биоценозе. Экскурсии в природу на различные участки местности с целью определения живых организмов и их адаптации к среде обитания Изготовление кормушек. Подкормка птиц зимой.
8. Домашние животные.
Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец» с описанием ухода за ним и практической значимости животного.
9. Насекомые – вредители сельскому хозяйству.
Просмотр видеоролика о животных, вредителях сельскохозяйственных культур. Доклады учащихся по теме. Безопасные меры борьбы с ними.
10. Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры для их сохранения.
Оформление стенгазет по теме «Их нужно беречь!» Изготовление и развешивание листовок по правилам охраны природы.
11. Итоговое занятие.
Викторина «Что ты узнал о природе Новосибирской области» Поощрение участников.
Тематическое планирование «Природа родного края» 6 класс
№ раздела | Наименование раздела | Всего часов | Практические работы, экскурсии |
1 | Вводный урок. | 1 | |
2 | Физико-географическая характеристика Новосибирской области | 1 | |
3 | Видовой состав биоценозов нашего края | 3 | 1 |
4 | Съедобные и ядовитые растения нашей местности | 2 | 1 |
5 | Лекарственные растения, правила сбора и применения | 2 | 1 |
6 | Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники | 2 | 1 |
7 | Зооценоз | 2 | 1 |
8 | Домашние животные | 1 | 1 |
9 | Насекомые – вредители сельскому хозяйству | 1 | |
10 | Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры для их сохранения | 1 | 1 |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 8 |
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- определению основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-наиболее типичных представителей животного и растительного мира Новосибирской области;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования ;
-определять какую пользу приносят представители животного мира;
-съедобные и ядовитые растения своей местности;
-лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов ;
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
- современные экологические проблемы Новосибирской области, причины и последствия, пути решения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-проводить описание природных территориальных комплексов родного края;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе
№ занятия | Кол-во часов | Раздел. Тема занятий | Дата по плану | Практическая работа |
1 | 1 | Вводный урок | ||
2 | 1 | Физико-географическая характеристика Новосибирской области | 1 | |
Физико-географическая характеристика Новосибирской области 3 ч | ||||
3 | 1 | Экскурсии в природу по теме «Биогеоценоз луга, леса, водоёмов» | ||
4 | 1 | Выявление экологических проблем данной местности. | 1 | |
5 | 1 | Составление гербариев разных биотопов. | 1 | |
Съедобные и ядовитые растения нашей местности 2 ч | ||||
6 | 1 | Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности. | ||
7 | 1 | Проекты по изученной теме | 1 | |
Лекарственные растения, правила сбора и применения 2 ч | ||||
8 | 1 | Знакомство с видовым составом лекарственных растений | ||
9 | 1 | Сбор и хранение лекарственного сырья | 1 | |
Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы агротехники 2 ч | ||||
10 | 1 | Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их. | ||
11 | 1 | Посадка комнатных растений. | 1 | |
Зооценоз 2 ч | ||||
12 | 1 | Многообразие видов животных, экологические связи, адаптация к среде обитания | ||
13 | 1 | Изготовление кормушек. Подкормка птиц зимой | 1 | |
Домашние животные. 1 ч | ||||
14 | 1 | Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец» | 1 | |
Насекомые – вредители сельскому хозяйству 1ч | ||||
15 | 1 | Насекомые – вредители сельскому хозяйству | ||
Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры для их сохранения 1ч | ||||
16 | 1 | Красная книга Новосибирской области | ||
Итоговое занятие 1ч | ||||
17 | 1 | Викторина «Что ты узнал о природе Новосибирской области» |
Список литературы:
- Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Новосибирск, 1996.
- Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.
Ресурсы ИНТЕРНЕТ
- Природа Новосибирского края
https://balatsky.ru/NSO/NSO.htm
ВИДЕОФИЛЬМЫ: Птичьи дети • Заказник «Майское утро» • Заказник «Чановский» • Заказник «Мануйловский» • Водохранилище. Обское море • Буготакские сопки • Вода - среда обитания • Памятники природы Присалаирья • Птицы леса • Нелюбимые животные • Природа Новосибирского края • По следам палеонтологических находок • Салаирский кряж • Бараба и Кулунда.
Новосибирский Краеведческий портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа родного края
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Природа родного края глазами поэтов
Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...
Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса
Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...
Урок-проект в 10 классе «Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви? »
Проектная деятельность на уроке литературы в 10 классе...
Природа родного края
Руководитель проекта: Вагнер Елена Сергеевна, учитель английского языкаАвтор(ы) проекта :Максимов Максим, ученик 8 «А» классаЦелевая аудитория: учащиеся 8-9 классовТема: Природа родного края, Место гд...