Природа родного края
рабочая программа по географии (6 класс)

Кулакова Галина Николаевна

Программа для внеурочного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya.docx110.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа курса «Природа родного края» рассчитана на обучающихся шестых классов. В пятом классе они начали изучать географию, узнали о развитии науки в древности, в Средние века, познакомились с первоначальными географическими понятиями. В шестом классе обучающиеся начинают изучать основные закономерности развития природы. Курс «Природа родного края» поможет ребятам в изучении географии на примере родного края. Научит любить и беречь природу, оценивать влияние человека на природу, видеть экологические проблемы и пути их решения. Изучение природы родного края развивает познавательный интерес к своей малой родине, воспитывает чувство патриотизма.

Программа рассчитана на 17 часов. Реализуется в первом полугодии. Занятия проходят еженедельно.

Формы проведения занятий:

 -экскурсии в природу;
-  наблюдения за животными и растениями, явлениями природы;

– беседы на экологические темы;

- подготовка проектов по теме;

- просмотр видеофильмов

Контроль и учет успеваемости: проекты по пройденным темам.

Цель: изучение природы родного края, её ресурсов, формирование знаний о природе, воспитание экологической культуры, любви к своей малой Родине

Задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Географии: начальный курс» и «Биология»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы и человека

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения курса

- основы экологической культуры;

-устойчивый интерес к изучению природы родного края;

-формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края,  взаимосвязи и

взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;

- формирование  эстетических и экологических ценностей;

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты освоения курса

- овладеть элементами самостоятельной организации учебной деятельности: ставить цели, планировать свою работу, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоить элементарные приёмы проектно-исследовательской деятельности;

- овладеть опытом межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей

Предметные результаты освоения курса

  • умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты и проводить эксперименты;
  • сформированность  представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
  • углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
  • об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
  • формирование элементарных исследовательских умений;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
  • для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социально-природной среде

Содержание курса «Природа родного края»

  1. Вводный урок.

Знакомство с целями и задачами курса. Экология - наука о закономерностях существования живого  мира на Земле. Охрана природы- одна из важнейших задач нашего государства и каждого из нас.

  1. Физико-географическая характеристика Новосибирской области.

Работа с картами Новосибирской области. Особенности географического положения Новосибирской области, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат и внутренние воды;.

Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм- ступени организации жизни.Биоразнообразие как условие устойчивости экосистем. Круговорот веществ

– результат деятельности организмов

3.Видовой состав биоценозов нашего края.

Экскурсии в природу по теме «Биогеоценоз луга, леса, водоёмов» с целью знакомства с многообразием растительного мира этих сообществ и составления геоботанических описаний участков леса, луга,берега, речки ; определение на каждом участке различных видов и типов растительности. Выявление экологических проблем данной местности. Составление гербариев разных биотопов.

4.Съедобные и ядовитые растения нашей местности

Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности. Съедобные и ядовитые грибы наших лесов. Знакомство с  рецептами приготовления блюд из съедобных растений. Проекты по изученной теме.

5. Лекарственные растения, правила сбора и применения.

Знакомство с видовым составом лекарственных растений, правилами сбора, хранения и применения.

Составления списка растений по группам, соответствующим наиболее распространённым заболеваниям. Сбор и хранение лекарственного сырья.

6.Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы                         агротехники.

Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их. Доклады учащихся по теме.  Посадка комнатных растений.

7. Зооценоз.

Многообразие видов, экологические связи, адаптация к среде обитания. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

Знакомство с видовым многообразием животных нашего края; выявление особенностей приспособления к среде обитания,; установление экологических связей в биоценозе. Экскурсии в природу на различные участки местности с целью определения живых организмов и их адаптации к среде обитания Изготовление кормушек. Подкормка птиц зимой.

8. Домашние животные.

Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец» с описанием ухода за ним и практической значимости животного.

9. Насекомые – вредители сельскому хозяйству.

Просмотр видеоролика о животных, вредителях сельскохозяйственных культур. Доклады учащихся по теме.                 Безопасные меры борьбы с ними.

10. Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры  для их сохранения.

Оформление стенгазет по теме «Их нужно беречь!» Изготовление и развешивание листовок по правилам охраны природы.

11. Итоговое занятие.

Викторина «Что ты узнал о природе Новосибирской области» Поощрение участников.

Тематическое планирование «Природа родного края» 6 класс

№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы, экскурсии

1

Вводный урок.

1

2

Физико-географическая характеристика Новосибирской области

1

3

Видовой состав биоценозов нашего края

3

1

4

Съедобные и ядовитые растения нашей местности

2

1

5

Лекарственные растения, правила сбора и применения

2

1

6

Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы                         агротехники

2

1

7

Зооценоз

2

1

8

Домашние животные

1

1

9

Насекомые – вредители сельскому хозяйству

1

10

Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры  для их сохранения

1

1

11

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

17

8

Планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- определению основных экологических понятий;

  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-наиболее типичных представителей животного и растительного мира Новосибирской области;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования ;

-определять какую пользу приносят представители животного мира;

-съедобные и ядовитые растения своей местности;

-лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

  • редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов ;
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

  • современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
  • современные экологические проблемы Новосибирской области, причины и последствия, пути решения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-проводить описание природных территориальных комплексов родного края;

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе

занятия

Кол-во

часов

Раздел. Тема занятий

Дата

по плану

Практическая работа

1

1

Вводный урок

2

1

Физико-географическая характеристика Новосибирской области

1

Физико-географическая характеристика Новосибирской области 3 ч

3

1

Экскурсии в природу по теме «Биогеоценоз луга, леса, водоёмов»

4

1

Выявление экологических проблем данной местности.

1

5

1

Составление гербариев разных биотопов.

1

Съедобные и ядовитые растения нашей местности 2 ч

6

1

Знакомство с видовым составом съедобных и ядовитых растений нашей местности.

7

1

Проекты по изученной теме

1

Лекарственные растения, правила сбора и применения 2 ч

8

1

Знакомство с видовым составом лекарственных растений

9

1

Сбор и хранение лекарственного сырья

1

Культурные растения садов, полей и огородов. Комнатные растения. Основные приёмы                         агротехники 2 ч

10

1

Знакомство с разнообразием культурных и комнатных растений, приёмами и агротехникой выращивания их.

11

1

Посадка комнатных растений.

1

Зооценоз 2 ч

12

1

Многообразие видов животных, экологические связи, адаптация к среде обитания

13

1

Изготовление кормушек. Подкормка птиц зимой

1

Домашние животные. 1 ч

14

1

Оформление стенда фотоконкурса «Мой домашний любимец»

1

Насекомые – вредители сельскому хозяйству 1ч

15

1

Насекомые – вредители сельскому хозяйству

Охраняемые растения и животные Новосибирской области. Причины их исчезновения и меры  для их сохранения 1ч

16

1

Красная книга Новосибирской области

Итоговое занятие 1ч

17

1

Викторина «Что ты узнал о природе Новосибирской области»

Список литературы:

  1. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. Новосибирск, 1996.

  1. Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

  1. Природа Новосибирского края

          https://balatsky.ru/NSO/NSO.htm

ВИДЕОФИЛЬМЫ: Птичьи дети • Заказник «Майское утро» • Заказник «Чановский» • Заказник «Мануйловский» • Водохранилище. Обское море • Буготакские сопки • Вода - среда обитания • Памятники природы Присалаирья • Птицы леса • Нелюбимые животные • Природа Новосибирского края • По следам палеонтологических находок • Салаирский кряж • Бараба и Кулунда.

  1. http://kraeved.ngonb.ru/taxonomy/term/192?ysclid=ls1dw6t7lt702053720

       Новосибирский Краеведческий портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра  в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Природа родного края глазами поэтов

Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...

Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса

Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...

Природа родного края

Руководитель проекта: Вагнер Елена Сергеевна, учитель английского языкаАвтор(ы) проекта :Максимов Максим, ученик 8 «А» классаЦелевая аудитория: учащиеся 8-9 классовТема: Природа родного края, Место гд...