Применение ИКТ на уроках географии
статья по географии
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности
В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.
При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:
- стимулируется познавательный интерес к географии;
- создаются условия для мотивации учащихся к учению;
- развивается мышление и творческие способности ребёнка;
- формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
Использование ИКТ позволяет:
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
- сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Это особенно актуально в настоящее время, когда этот предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:
1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;
2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;
3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.
Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.
Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:
- Организации самостоятельной работы учащихся по географии на внешкольных занятиях.
- Применение информационных технологий для расширения кругозора.
Выделяют следующие виды компьютерных программ:
учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс.
Методическая тема
Применение цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.
Проблема : сформулирована следующим образом:
Какие компоненты информационно-коммуникационной технологии, возможно, использовать на уроках географии с наибольшей эффективностью?
Что должен содержать цифровой учебно-наглядный комплекс?
Как внедрить цифровой учебно-наглядный комплекс в учебный процесс?
Гипотеза: использование цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии будет способствовать активации познавательной деятельности школьников и станет возможным, при:
- комплексном использовании различных каналов поступления информации (зрительном, слуховом);
- содержание дидактической модели применения цифрового учебно-наглядного комплекса основано на приведении в синхронное соответствие системы: учебник - атлас - контурная карта - цифровой учебно-наглядный комплекс.
Методы работы
Для изучения каждого аспекта проблемы был определён метод, адекватный исследуемому вопросу:
- Теоретический анализ и синтез использовался при изучении литературных источников;
- Метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы .
Этапы работы. Работа выполняется в течение 2009- 2012 учебных годов.
Первый этап (2009) - научно-практическое знакомство с проблемой.
Второй этап (2010) - накопление опыта и переосмысление уже имевшегося опыта по содержанию и особенностям цифрового учебно-наглядного комплекса.
Третий этап (2011) - начало апробации на уроках в 6,7 классах
Четвертый этап (2012) – использование во всех классах, где изучается физическая география.
Практическая значимость заключается в том, что в практику работы внедряется наглядно-учебный комплекс, позволяющий привести в синхронное соответствие материал учебника, атлас, контурную карту и цифровой наглядно-учебный комплекс.
Информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных.
Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.
Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".
Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.
Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер:
например, в 6 классе, при выполнении практической работы № 8 "Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов: составление графика температур, диаграммы облачности и осадков, розы ветров, описание погоды за определенный период", без использования доски и мела, можно построить график годового хода температуры, диаграмму облачности и осадков, розу ветров.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.
Использование же ИКТ расставит все точки над И, потому что ученик будет видеть реальную перспективу учёбы. Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями.
ИКТ, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, Интернет.
География – предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ. В кабинете есть серия электронных пособий для 6-11 классов. На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть и короткий фильм о какой-либо стране, и общий обзор Материка. Интернет даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой.
Все знают, что наши сельские школы не отличаются богатым книжным фондом, а с появлением Интернета у ребят появилась возможность подготовить к уроку доклад, сообщение, реферат на любую тему.
Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.
Классы у нас маленькие: 6-8 человек, поэтому использование разноуровневых тестов даёт возможность провести индивидуальную работу с учащимися, варьировать применение тестов в зависимости от уровня знаний учащихся, что даёт возможность быстро провести контроль, быстро проверить, объективно оценить уровень знаний учащихся, а также провести работу качественно.
Часто жалуются, что география из тех предметов, где нужно много запомнить, ведь карта – это неисчерпаемая информационная ёмкость, а без карты нет географии. И здесь учитель должен не столько «грузить» сведениями, сколько подарить знакомство с картой, как с другом и помощником на всю жизнь. И тут на помощь приходит компьютер, в котором у меня есть различные задачи для всех классов. Например, «Угадай правильное решение», где задача ученика не просто найти верный ответ, который не принесёт баллов; баллы выставляются только за мотивированное отвержение неверных вариантов. Использую задачи: «Покажи, где это находится?» , «Что это за объект на карте?» или «Определи страну (природную зону, климатический пояс) по описанию». Задачи не предполагают испытание памяти, они учат сравнивать, выбирать, устанавливать соотношения. Именно способность ученика решать различные задачи по карте, а не готовность выдержать пресловутое «гонение по карте» и должно служить показателем географической подготовленности. Так ученик вникает в карту, так расширяет общекультурный кругозор, так многое узнаёт. Так вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.
Результат применения ИКТ на уроках географии в 6-8 классах.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.
Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Выступление на РМО...
презентация "Применение ИКТ на уроках географии"
презентацией могут пользоваться педагоги при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий на уроках географии....
презентация "Применение ИКТ на уроках географии"
презентацией можно воспользоваться при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий....
Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий
Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...
"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"
Способы применения презентаций на уроках географии...
Эффективность применения игр на уроках географии.
Игра есть потребность детского организм, игра для детей — это учеба, труд и серьезная форма воспитания....