Из опыта работы "Практическая деятельность учителя географии по использованию на уроках игровых технологий"
учебно-методический материал по географии (7 класс)

Представлена разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии. Приведены варианты различных игр. Проведена апробация методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии (на примере 7-х классов в 2022-2023 учебном году) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyvody_po_igrovym_tehnologiyam.docx115.01 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая деятельность учителя географии по использованию на уроках игровых технологийсредняя общеобразовательная школа № 9

Плеханова Елена Викторовна, учитель географии МБОУ школы №9 г.о.Жуковский

  1. Разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии

Исследовав методологические аспекты, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей при изучении географии в своей практике приходим к выводу, что использование современных подходов в преподавании географии: игровых моментов по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала ведет к активизации познавательной деятельности, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.

Предлагаются некоторые рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

1. Цель – получение определенного результата в процессе обучения и

воспитания.

2. Преобладать элементы занимательности и соревновательности.

3. Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную

деятельность учащихся.

4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.

5. Правила – просты и понятны всем.

6. Во время – игры – дисциплина и порядок.

7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.

8. Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры.

9. Подведение итогов.

Сегодня не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратить уроки географии из малопродуктивных и неинтересных в увлекательные и результативные? Использовать в своей деятельности игровые технологии.

Думаем, нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей: в процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Это усиливает развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Необходимость таких уроков уже доказана, хочется подчеркнуть, что они особенно нужны не только на начальном этапе изучения географии. Азарт и желание ставит детей перед необходимостью многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Ни для кого не секрет, что современные школьники, имея компьютеры в своем распоряжении, пользуясь им, «скачивают» информацию, порой не задумываются, а тем более не запоминают и не пытаются проникнуть суть предложенного задания. Выучить, вникнуть в материал можно только заинтересовав ученика. В игре, в соревновании учащиеся сплачиваются в коллектив, у которого одна задача - победить. Причем побеждает та команда, которая дружнее, активнее. Интеллектуально развитые дети помогают своей команде, обучая отстающих, ведь слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя, а правильно обучать учащихся – это значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Поэтому на уроке – игре они должны: использовать полученную информацию из домашнего задания, обсудить непонятные явления, обобщить результаты, сформулировать выводы.

Самым трудным этапом урока является подведение итогов. Итог учебной работы обычно, сводится к отметке. Известно, что мнение учителя и ученика расходится; педагог оценивает итоги деятельности, а ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому заранее продумываю варианты мотивов учащихся:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи,

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей, стать первым,

- рассматривать деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.

Ученики должны видеть свои собственные достижения на уроке. Это условия для дальнейшего желания работать.

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

Игровые ситуации в своей работе можно использовать на уроках различных типов.

Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, используется методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), природного явления (6кл), государства (7кл, 10кл) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта.

Максимально представление длится десять минут. Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе – создать культурологический проспект Японии, и.т.д.

Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное – видеть его практическую реализацию.

На уроке проверки и учета знаний и умений используем геолото. Для организации игры используем эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы.

Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро». Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании мы ориентируемся на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

На уроках обучения умениям и навыкам используем деловые игры.

Например, в седьмом классе при изучении океанов, предлагаем ученикам такие ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике.

Расскажите о случившемся, о попытках выжить.

Восьмиклассникам после изучения темы о Сибири и Дальнем Востоке предлагаем следующие ситуации:

1. Вы едете в поезде по Транссибирской магистрали от Хабаровска до

Омска. Что вы увидите из окна поезда?

2. Представьте, что в начале сентября вы пошли в лес за грибами в тайгу Предбайкалья и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два

бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.

Очень интересно проходит деловая игра по экономической географии. Вот несколько ситуаций для девятого класса:

1. Вы работаете в окрестностях Уренгоя на буровой. Какие трудности в работе и в быту вы испытываете?

2. Вы – руководитель крупного акционерного общества в районе Южноякутского ТПК. Выберите и обоснуйте профиль строящихся предприятий. Как будут решаться проблемы кадров жилищного строительства, охраны окружающей среды?

Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

В своей практике можно использовать такие типы уроков: урок – соревнование, урок – экспедиция, КВН, урок – викторина, урок-путешествие (приложение 1).

Примеры уроков, проведенных по игровой методике в 6 классе и 8 классе. Можно использовать уроки обобщение после прохождение больших тем. Эти уроки систематизируют знания учащихся, стимулирует дальнейший интерес к учебе.

В своей практике можно использовать игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций.

Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.

Приведем варианты различных игр, используемых на разных этапах урока географии и направленных на формирование разных умений и навыков.

Так при устном изложении учебного материала и при работе с учебным текстом применяем несложные игры с правилами. В основе подобных игр лежит логическая операция по выделению главного, на которой основываются и навыки работы с печатным текстом, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план-конспект, реферат.         Кроме того, в процессе этих игр происходит определенная работа по развитию монологической речи.

«Древо познания»

На уроке изучения нового материала учащимся дается задание: по ходу объяснения или при работе с текстом учебника записать на 5 листочках пять разных вопросов и заданий к нему разной степени сложности – от определения термина, констатации факта, описания явления объекта, территории до выявления причинно-следственных связей. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы оцениваются и прикрепляются к «древу познания». На следующем уроке при проверке знаний учащиеся снимают любой листок и отвечают на вопрос.

«Чистая доска»

Перед изучением нового материала на доске записывают в произвольном порядке вопросы, нумеруются. Перед объяснением предупреждаем, что ответы будут содержаться в рассказе учителя. Как только учащиеся в ходе объяснения находят ответ на определенный вопрос, он стирается с доски. Ответы могут даваться как устно, так и письменно.

«Опорные сигналы»

 Учащиеся слушают объяснение учителя или работают с текстом учебника, при этом стараются передать содержание услышанного или прочитанного условными символами в виде рисунков, схем. При работе в группе в процессе обсуждения оформляют общий опорный сигнал. Затем опорный сигнал комментируется школьниками.

«Найди ошибки»

 Учащиеся работают с учебным текстом либо индивидуально, либо разбившись на группы. Они должны внимательно изучить содержание текста по теме в течение определенного времени, при этом разрешается делать записи в тетради. Затем учебники закрываются, ученики получают листочки с похожим текстом, но с ошибками, которые им нужно будет найти. Побеждает тот, кто нашел наибольшее количество ошибок.

На этапах закрепления, повторения и обобщения географических знаний часто используем в практике географические КВНы, олимпиады, викторины, конкурсы. Они не требуют сложного реквизита, да и времени на их проведение затрачивается не много, можно использовать на любом этапе урока.

«Номенклатурная цепочка»

 Ученики по очереди выходят к доске и на карте показывают изученные географические объекты. Первый ученик называет и показывает один объект, второй повторяет название первого объекта и показывает свой. т.е., «цепочка» удлиняется с каждым вышедшим к доске учеником.

Здесь тренируется зрительная и слуховая память. Внимание детей концентрируется на работе с картой. Наиболее эффективна эта игра на начальном этапе урока.

«Третий лишний»

 Учащимся предлагается список объектов, явлений, терминов, которые объединены каким-либо общим признаком. Задача – найти лишний.

Данная игра используется на обобщающих уроках, при проверке домашнего

задания, вызывает особый интерес у учащихся.

«Немая карта»

 Ученикам предлагаются фрагменты контурных карт, на которых изображены отдельные объекты. Задача – определить объект, территорию. Можно усложнить задание, предложив ребенку дать характеристику объекта.

Использование подобных игр носит наиболее важное значение, поскольку в непринужденной игровой форме формирует навыки и умения работать с различными картографическими источниками.

Игра «Аукцион» на знание карты

Такие игры можно проводить при закреплении географической номенклатуры по немой карте, например, по окончании изучения материка в 7-х классах, после знакомства с географическим положением, рельефом, реками, озерами России в 8-х классах, по теме «Политико-административное деление России» в 8 или 9 классе, при закреплении политической карты мира в 10-11 классах.

Учитель в начале урока объявляет, что на аукционе выставлены оценки 3, 4, 5. Стоимость оценок составляет: 3 – 15-20 баллов, 4 -20-25, 5 – 26-30.

Каждый учащийся может выбрать по своим силам оценку и выйти к доске, показывая объекты. За каждый названный и показанный правильно объект – 1 балл. Если учащийся показывает больше объектов на оценку «5», то стоимость оценки увеличивается. На доске отражаются результаты аукциона, чтобы классы из этой же параллели могли ориентироваться на «цены» на оценки. На уроке опрашиваются не более 2-3 человек. Может получиться так, что с каждым уроком стоимость оценок растет. Опрос превращается в соревнование, когда есть рейтинги и победители и результаты обновляются после каждого урока.

Игра «Полезные ископаемые»

Сложным для запоминания детьми в курсе 8 класса запоминание месторождений полезных ископаемых на карте России. Данная игра поможет решить эту проблему. Появилась прикладная задача для детей и уровень запоминания сразу стал выше. Если еще вырезать значки с надписями месторождения: Канско-Ачинский бассейн, Печорский, Кузбасс и другие, результат будет лучше.

Для проведения игры требуется немая карта России, магниты, значки полезных ископаемых, вырезанные из плотной черной бумаги.

Объявляется конкурс на лучшее знание расположения полезных ископаемых на территории России. Каждый желающий выбирает свой вид значка, прикрепляет их и называет или угольный басен или город, где идет добыча полезных ископаемых или конкретное месторождение.

Игра «Что такое? Кто такой?»

Игра может проводиться с использованием мультимедиа. На слайде презентации по одному выходят названия гор, равнин, рек, озер, морей, материков, животных, путешественников и пр. в зависимости от целей урока.

Ученик идентифицирует объект. Можно усложнить задание – назвать материк, на котором находится объект. Отвечать может только один ученик или игру проводят фронтально, когда участвует весь класс. Игра должна проводиться в очень быстром темпе. Такая игра позволяет доводить знание номенклатуры до автоматизма. Практика показывает, что даже слабые дети могут получить хорошую оценку по данному виду работы.

К созданию списка географических объектов привлекаются учащиеся, делают её в электронном виде или в тетради. Работа детей оценивается в зависимости от качества подобранных объектов. Игру можно проводить в паре «Учитель-Ученик».

Игра «Что такое? Кто такой?»

Амударья         Шпицберген         Колумб         Балхаш         Инд

Игра «Назови столицу»

Карелия         Эстония        Казахстан        Ямало-Ненецкий АО

Игра «Дополни предложение»

Вниманию учащихся на слайде предлагается предложение, в котором пропущены слова. Ученик должен его прочитать вслух, заполнив пропуски. Эту игру можно выполнять письменно на карточках или с использованием мультимедиа.

Река Волга впадает … и относится к … бассейну.

Самая длинная река Евразии…

Вечная мерзлота преобладает в … части материка.

«Проверь себя». Виртуальный кроссворд.

Кроссворд «Зарубежная Азия

Викторина «На пик знаний»

«Составьте пару»

Парами могут быть природная зона и почва, государство и столица, материк и река, путешественник и объект, открытый им, религия и государство.

Название прибора                Что измеряет

Термометр                                Количество осадков

Барометр                                Температуру воздуха

Гигрометр                                Направление ветра

Осадкомер                                Атмосферное давление

Флюгер                                Влажность воздуха

«Узнай реку по контуру»

Это игра поможет в работе с терминами. На доске список терминов. Учащимся предлагается выйти к доске, подчеркнуть термин и дать определение. Те термины, которые остались не подчеркнутыми, требуют дополнительной доработки. Сама форма проведения опроса по терминам активизирует учащихся: они начинают искать во всех источниках: учебниках, словарях в конце учебника, в тетрадях. Стремление выйти и подчеркнуть – это элемент игры, но позволяет выявить слабые стороны в знаниях детей, дополнить материал учителем.

Интерактивная работа с картой и объектами.

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей учащихся, формирования общеучебных и

специальных умений на уроках географии используют деловые игры. Такая игра дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей дальнейшей познавательной

деятельности. В частности, такое понимание помогает учащемуся при усвоении географического материала об этнокультурных и общественно-политических особенностях жизни различных стран и народов. Так, при проведении сюжетно-ролевой игры «Турагенство» учащимся надо так представить рекламу своего «туристического бизнеса», которая могла бы заинтересовать различные группы населения. При этом, помимо чисто географической информации, которую должна содержать реклама, следует учитывать и социокультурные ассоциации.

На уроках деловые игры можно проводить в форме пресс-конференций, аукционов, экскурсий, «устных журналов», репортажей, рецензий. В качестве заключения хотелось бы сказать, что применение различных видов игр в реальной педагогической деятельности позволяет формировать не только продуктивное теоретическое мышление у учащихся, но и усилить осуществление воспитательной функции обучения. Игра – универсальный механизм взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом.

Игровая ситуация способствует более тесному общению между собой всех участников процесса, что позволяет учителю эффективнее реализовать воспитательную функцию.

Обучение в игре способствует развитию самостоятельного творческого мышления, подготавливает учеников к принятию новых нестандартных решений, отучает ребят действовать по шаблону.

Путешествие по Индии (урок-путешествие) 7 класс

Цель: Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.

Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии, сувениры, монеты Индии; аншлаги с названием газет и журналов; дополнительная литература.

За “круглым столом” туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:

Индия в мире;

проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов; важнейшие промышленные и с/х. районы;

Индийская модель развития экономики;

крупнейшие города, обозначение их на к/к;

экономические и социальные проблемы;

экономическое сотрудничество Индия – Россия.

В конце подводится итог основных черт Индии.

Игра для учащихся 10х классов Пресс-конференция на тему «Западная Европа вчера и сегодня»

Цели урока: Рассмотреть особенности природы и населения стран Западной Европы; показать их отличительные признаки; воспитывать дух коллективизма и ответственности за порученное дело.

Оборудование: визитки участников пресс- конференции, политическая карта Европы; физическая карта Европы; картины, школьный атлас; энциклопедический справочник «Страны мира»

Опережающее задание: подобрать материал по данной теме из дополнительной литературы; журналистам подготовить вопросы.

Ход урока

Класс делиться: журналисты, географ, Геолог, Промышленник, Климатолог, Фермер, Демограф, Биолог, Экскурсовод, Гидролог, Эколог.

Журналисты задают вопросы:

  1. особенности географического положения;
  2. внутренние особенности территории, в чём опасность для жителей;
  3. запасы полезных ископаемых;
  4. влияние климата на внутренние воды;
  5. сохранность лесов в первозданном виде;
  6. сохранился ли богатый животный мир на отдельных участках;
  7. проблема народонаселения в регионе;
  8. какую продукцию выпускают предприятия ведущих стран

Географ, Геолог, Промышленник, Климатолог, Фермер, Демограф, Биолог, Экскурсовод, Гидролог, Эколог- отвечают на них используя оборудование.

В конце урока учитель подводит итоги пресс - конференции.

Итак, на основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности игровой технологии:

Активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил человека, начиная с подготовки к игре, в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов.

  • Открытость и доступность заключается в том, что любая игра должна быть проста и понятна.
  • Групповой характер игровой деятельности: между участниками существует зависимость в освоении нового материала, эта цель может быть достигнута только совместными усилиями.
  • Занимательность и эмоциональность
  • Целеустремлённость участника, совпадение его личных целей с целями группы.
  • Состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьника.
  • Проблемность: ход игры может включать в себя процессы планирования, организации и разрешения проблемных ситуаций.
  • Реализация профессиональной направленности школьников через моделирование профессиональной деятельности различных специалистов.
  • Индивидуальность: в процессе игры развиваются личностные качества школьников.
  • Символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

  1. Апробация методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии

Организация игровой деятельности в учебно-познавательном процессе – актуальная проблема современной педагогики.  Целесообразность применения игр в процессе обучения в средней школе базируется на основополагающих идеях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и ряда других авторов, раскрывающих психологическую сущность игры, рассматривающих игру как моделирование системы отношений, возникающих в реальной жизни.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях: во-первых, урок-игра; во-вторых,  использование игровых элементов на уроке.

Проводить игру можно на разных этапах учебного процесса: при объяснении нового учебного материала; при усвоении и закреплении учебного материала; при повторении пройденного материала. 

Апробировав  методические рекомендации по использованию игровых технологий мы доказали целесообразность применения игр и игровых ситуаций в обучении географии.

Исследование проводилось  2022-2023 учебном году в двух 7-х классах.

 Исследование проводилось в три этапа. 

На первом этапе (констатирующий) при помощи среза знаний на уроке географии мы определили уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний и провели анализ полученных результатов.

На втором этапе (формирующий) проведение уроков в одном из классов (контрольный класс) было осуществлено по стандартным методикам, а в другом (экспериментальный класс) – с использованием игр.

На третьем этапе (контролирующий) мы провели итоговый  срез знаний, умений и навыков учащихся обоих классов.

В качестве показателя качества усвоения знаний учащимися нами был выбран  средний балл, то есть средняя отметка учащихся, показывающая средний уровень успеваемости в классе. В обоих классах показатели примерно  были одинаковы.

Поэтому в качестве экспериментального был выбран 7 «А» класс, где в дальнейшем уроки проводились с применением игровой деятельности с целью повышения уровня интеллектуального развития учащихся. Было решено апробацию считать успешной, если по ее завершению в данном классе появятся сильные ученики, способные учиться на отлично и хорошо, повысится качество образования.

На формирующем этапе в 7 «А» классе нами целенаправленно и систематически применялись игры на уроках, тогда как в другом классе (7 «Б») эта работа проводилась традиционным способом (без применения игровых методик).

Например, при объяснении темы «Океаны»  с учащимися  7 «А» класса были использованы следующие игры и игровые ситуации: кроссворд «Океаны» (проверка знаний), игра-соревнование «вокруг света»,  игра «Кто покорил?» (развитие творческих способностей), а так же ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике. и т.д.

Следует отметить реакцию учеников на использование игр в обучении. Как показывают наши наблюдения, дети на «игровом» уроке были весьма активны, высказывали много суждений и проявляли интерес к предмету, даже робкие ученики стали включаться в работу, пытались ответить.

Анализ результатов итоговой контрольной работы, проведенной в обоих классах, дал следующие результаты: в 7 «Б» классе учащиеся в основном получили средние оценки, только три ученика – пять баллов (средний балл класса – 4,0).  В 7 «А» классе явно преобладают сильные ученики с оценками 5 (средний балл класса – 4,5).

В итоге проведения исследовательской работы по использованию игровых методик на уроках географии было зафиксировано, что, во-первых, успеваемость в 7 «Б» классе, где игровые методики не применялись, увеличилась на 0,35 балла;  во-вторых,  в 7 «А» классе, где наряду со стандартными методиками обучения использовались и игровые, средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,5 балла.

Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные во время игры знания намного лучше, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам. Это дает основания утверждать, что применение игр благоприятно влияет на повышение успеваемости и развития учащихся (рисунок 1).

 

Рис.  1 – Динамика среднего балла исследуемых классов до и после контрольного эксперимента

Результаты  исследования указывают на то, что применение игровой деятельности в обучении географии не только психологически обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к изучаемому материалу, а, следовательно, роста количественных и качественных показателей  учения учащихся.  

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять тему урока.

Успех нашей работы зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.

Собственный опыт, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету.

Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Для реализации поставленной цели - обоснование и разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии в школе были выполнены следующие задачи:

1. Раскрыты  теоретические аспекты применения игровых технологий в урочной деятельности по географии.

2. Разработаны методические рекомендации по использованию игровых технологий при изучении географии в школе.

3. Проведена апробация по использованию игровых технологий на уроках географии.

Результаты нашего исследования указывают на то, что применение игровой деятельности в обучении географии не только психологически обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к изучаемому материалу, а, следовательно, роста количественных и качественных показателей  учения учащихся.  

Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять тему урока.

Результаты проведенной работы подтверждает гипотезу о том, что разработанные методические рекомендации повысят качество и эффективность обучения.

Значение игровых технологий в образовании – не просто усвоение конкретного предмета, а расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности.

Список литературы

  1. Андрюшова, Ю.С. Воспитательная роль школьной географии/ Ю.С. Андрюшова//География в школе.-2006.-№ 7.с. 42-45.
  2. Баринова, И.И. Внеурочная работа по географии [Текст]: библиотека учителя географии /И.И. Баринова.-М.: Просвещение, 2008.- 157 с.
  3. Барышева, Ю.Н. Использование средств обучения в преподавании географии [Текст]: библиотека учителя географии Л.Н. Барышева.-М.: Просвещение, 2009.-157 с.
  4. Белевич, И.В. Методика преподавания географии [Текст]: практические работы / И.В. Белевич. – М.: Просвещение, 2006. – 128с.
  5. Васильев, А.Р. Педагогические технологии [Текст]: методические рекомендации / А.Р. Васильев// Педагогика.-2009.-№3.с. 3-9.
  6. Володина Г.В. Активные методы и формы обучения географии Методическая рекомендация М.:-1998
  7. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игры. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.-М.: 2011.с.30-35.
  8. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]: методические рекомендации / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум, 2001.-135с.
  9. Дмитриева, Е.Г. Художественная литература на уроках географии [Текст]: методика и опыт /Е.Г. Дмитриева// Образование в современной школе.-2007.-№ 6.-с.21-24.
  10. Душина, И.В. Методика преподавания географии [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов / И.В. Душина, Г.А. Понурова.-М.: Московский лицей, 2006.-192с.
  11. Душина, И.В. Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе.-М.: Астрель- АСТ, 2002. – 204с.
  12. Игры современных тейнеджеров: ролевые и социально-моделирующие игры [Текст]: методические рекомендации/ сост. Г.И. Нетреба// Волгоград: Учитель, 2012.с.
  13. Методика обучения географии в школе [Текст]:учебное пособие /М.:Просвещение, 2007.-320с.
  14. Методология учебного проекта [Текст]: материалы городского методического семинара // МИПКРО. М., 2001
  15. Михайловский, О.С. Профессионально-педагогическая культура учителя географии как условие формирования географической образованности учащихся [Текст]: методические рекомендации / О.С. Михайловский// Образование в современной школе.-2006.-№4.-с.32-44
  16. Муравьева, Г.Е. Проектирование образовательного процесса на уроках географии [Текст]: из опыта / Г.Е. Муравьева// География в школе.-2007.-№8.-34-38.
  17. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст]: московские конференции исследовательских и проектных работ школьников // География в школе.- 2005.-№6.-с 38-42.
  18. Павловская, Т.В. Исследовательская работа на уроках географии [Текст]: методические рекомендации /Т.В. Павловская// Геграффия в школе.-2005.-№5.-с.64-67.
  19. Поздняков, С.Н. Методика обучения географии как наука: типичное и особенное [Текст]: методика и опыт /С.Н.Поздняков// География в школе.-2006.-№5.-с.35-39.
  20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: методические рекомендации /Г.К. Селевко// Народное образование.-2006.-№7.-с. 59-64.
  21. Сергеева, М.Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы. М.:-2007
  22. Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки [Текст]: учебное пособие / А.С. Сиденко.-М.:Просвещение, 2001.-182с.
  23. Соловьев Л.И. Краеведческие игры [Текст]: учебное пособие / Л.И. Соловьев 2-е изд. Перераб. И доп.-Кемерово: Изд-во КРИП и ПРО, 2004.
  24. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии [Текст]: предметный аспект /В.Д. Сухоруков//, Д.П. Финаров// География в школе.-2004.-№4.-с.41-45.
  25. Сухоруков, В.Д. Новации методики обучения географии [Текст]: методика и опыт /В.Д. Сухоруков // География в школе.-2007.-№4.-с.35=39
  26. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст]:/Сост. И авт. Вступ. Очерков С.Соловейчик.-6-е изд.М.: Политиздат, 1988.с-93
  27. Трофимов, А.М. Основные проблемы современной географии их отражение в учебном процессе [Текст]: методические рекомендации /А.М. Трофимов// География и экология в школе XXI века.-2008.-№7.-с. 39-44.
  28. Хлебосолова, О.А. Учебная мотивация как критерий оценки качества школьного географического образования [Текст]: методические рекомендации /О.А. Хлебосолова// География и экология в школе XXI века.-2008.-№2.-с.41-46.
  29. Ширапова, И.А. Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии [Текст]: методические рекомендации /И.А. Ширапова// педагогическая мастерская.-2005.-№3.-с.15-19

Приложение

Обобщающий урок-игра «Путешествие по центральной России» 8-9 класс

Цель урока: закрепление изученного материала

Форма урока: игра- путешествие

Оборудование: видеопрезентация «Центральная Россия», школьный атлас

Организационный момент Учащиеся разбиваются на три команды. Каждая из команд получает опережающее задание: подготовить презентацию по городам Центральной России (Курск, Тула, Тамбов).

Ход урока

Русь…Россия- слова короткие,

Но с аккордом созвучных слов

Напевает, льётся потоками

Светлой музыки вечный зов

(Г. Толобоков)

Кто из Вас, ребята, не мечтает о путешествиях. Даже если путешествия воображаемые, они всё равно интересны. Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Центральной России.

Центральная Россия- сердце нашей Родины. Отсюда начинается история страны. Она имеет ведущее экономическое, политико-географическое значение в жизни нашего государства.

В ходе путешествия команды будут останавливаться на станциях, выполнять спецзадания. Ответы оценивает жюри.

1 станция Визитка команд

1 команда «Курские соловьи»

Курский соловей- Символ России.

Летаем, Россию воспеваем.

Географию всю знаем.

Демонстрация электронной презентации г. Курска

2 команда «Тульские пряники»

Мы- тульские пряники-

Дружны и крепки.

В предмете географии

Все мы знатоки.

Демонстрация электронной демонстрации г. Тулы

3 команда «Тамбовские волки»

Мы- Тамбовские волки,

Взгляд у нас зокий.

Всё на карте видим,

Никого не обидем.

Демонстрация электронной презентации г. Тамбова

2 станция «Узнай город»(демонстрация слайдов)

1) Этот город стоит на месте слияния Волги и Оки. (Н. Новгород)

2) Город- родина А. Никитина (Тверь)

3. Город на берегу р. Оки, связанный с именем К.Э. Циолковского (Калуга)

5)Один из древнейших городов на Днепре, западный форпост Москвы. (Смоленск)

6) Город- жемчужина Золотого кольца России. В городе находится свыше 100 памятников архитектуры 16 в. Здесь жил и работал великий русский поэт Здесь жил и работал великий русский поэт Н.А. Некрасов. (Ярославль)

3 станция «Логическая»

Найди «белую ворону»:

  1. Города на р. Волге: Ржев, Тверь, Ярославль, Кострома, Воронеж, Нижний Новгород.
  2. Города Золотого кольца России: Москва, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Смоленск, Иваново.
  3. Города- столицы: Йошкар-Ола, Чебоксары, Ижевск, Саранск.

4 станция «Картографическая» 

Покажи объект (на экране демонстрируется контурная карта Ц. России):

  1. О. Селигер
  2. Канал им. Москвы
  3. Рыбинское вдхр
  4. Р. Волга
  5. Р. Ока

5 станция «Экономическая»

  1. Рязань
  2. Липецк
  3. Ярославль
  4. Воскресенск
  5. Иваново
  6. Н. Новгород
  7. Коломна
  8. Москва
  9. Саранск

10. Киров

А)Искусственный каучук, шинный завод

Б)Производство тепловозов

В)Производство тканей

Г)Производство фосфорных удобрений

Д)Производство картофелеуборочных комбайнов

Е)Авиа-, судо-, авто-

Ж) Спичечное производство

З) Чёрная металлургия, тракторный завод

И) Автомобилестроение, завод «ЗИЛ», «Подшибник»

К) Завод медицинских приборов

Найди соответствие города и производимой продукции:

6 станция «Почтовая»

Прочитайте письмо туриста и найдите ошибки:

Дорогие ребята!

Путешествовал я как-то по Центральной России. Было мне всё интересно, но сразу ничего не успел записать, а когда стал вести записи, то всё перепутал. Помогите мне, пожалуйста.

«Долго мы плыли на небольшом речном судне, вверх по матушке- реке. Вышли из г. Чебоксары, миновали г. Казань, сделали остановку в г. Нижний Новгород, где купили изделия хохломской росписи. Далее зашли в Рыбинское озеро. Ну, скажу я Вам, не озеро, а море настоящее. Затем из Волги по Волго-Балтийскому каналу доплыли мы, наконец, до красавца нашего- года Москва- Сердца нашей Рдины, порта семи морей. Полюбовались Москвой, сели на поезд и вернулись в г. Чебоксары».

7 станция «Литературная»

  1. Родовое имение поэта находится в Нижегородской губернии. В письме своей невесте он писал: «Передо мною географическая карта: я смотрю, как бы дать крюку и приехать к вам через Кяхту или Архангельск». Так горестно шутил он, стремясь скорее добраться до Москвы. (А.С. Пушкин)
  2. В Мелехово (Подмосковье), недалеко от города, названного в честь его фамилии, он написал такие известные произведения, как «Мужики», «Человек в футляре», «Чайка». (А.П. Чехов)
  3. В Шахматове близ Солнечногорска Московской обл. находится музей- усадьба поэта, где он написал более 300 стихов. (А.Блок)

4) Село Константиново на р.Оке в Рязанской области- родина известного поэта. (С. Есенин)

5)В этом городе в 1790г. Он обнаружил «Слово о полку Игореве» (г. Ярославль Б. Мусин- Пушкин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии.

Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая...

Инновационная деятельность учителя географии в рамках реализации ФГОС. (Из опыта работы)

Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Инновация - это что-то новое, какие- то обновления, это создание нов...

Статья Использование ИКТ и игровых технологий на уроках английского языка и внеурочной деятельности

В статье описан опыт использования приложения Kahoot и Plickers на уроках английского языка...

Деятельность учителя по введению ФГОС на уроках технологии (из опыта работы)

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

Отзыв о работе учителя географии Москвичёвой Л.С. по игровой технологии

Описание опыта работы учителя географии по игровой технологии....