Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя при подготовке к экзамену
опыты и эксперименты по географии

Перова Светлана Ивановна

Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя при подготовке к экзамену. Доклад на педсовет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективный урок - основной педагогический инструмент учителя при подготовке к экзамен

 Что такое урок, знает каждый. А что  такое современный эффективный урок?

 Это урок, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Существует множество педагогических технологий, форм, методов, применяя которые, учителя превращают уроки в современные и эффективные. И результатом таких  уроков  является успешная сдача обучающимися экзаменов.  

 В современной литературе существует множество методических рекомендаций по подготовке к экзамену. На практике  каждый учитель нарабатывает свой опыт в решении этого вопроса. Мне хочется  вас познакомить с тем, как я применяю основной педагогический инструмент для подготовки  детей к экзамену.

 

 География - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.

 Подготовку обучающихся к экзамену начинаем с начального курса географии. Это 5-6 классы. Конечно же, дети в этих классах еще не определились, какие предметы будут сдавать в будущем. И экзамены для них кажутся чем — то далеким и не понятным. Несмотря на это, я в  каждом классе, постоянно обращаю их внимание  на те темы, которые проверяются на экзамене. И по этим темам выполняем тренировочные упражнения. В этом нам помогают рабочие тетради по географии. Они содержат задания, направленные на работу с учебником и атласом, и способствуют формированию метапредметных умений и личностных качеств. В этих тетрадях отдельно выделены  «Задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ». Дети их выполняют в обязательном порядке,  как на уроке, так и самостоятельно дома. Так же включаю элементы контрольно-измерительных материалов (КИМ) экзамена  в проверочные работы всех школьных курсов географии, начиная с 5 класса, с учетом тематики изучаемого раздела. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов, привыкают к формулировке заданий и типам тестов, используемых в части А и В КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания части С. Систематически работаем с понятиями, географической номенклатурой, географическими терминами.

 В 9 классе, готовясь к экзамену, детям нужно вспомнить весь материал курса, начиная с 5 класса. Материла много, время ограничено, поэтому свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное. План  составляю в логике постепенного повторения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора. План состоит  из трех частей: введение, повторение основных разделов курса в соответствии с кодификатором,  рефлексивная часть курса. Начинаю  подготовку с начала учебного года.

 На вводных занятиях знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Знакомясь с этими документами, дети воочию видят перечень требований к уровню подготовки обучающихся и осознают, что к экзамену нужно готовиться серьезно.

Затем ученики выполняют входную работу (это пробная версия ОГЭ). Как правило, учащиеся показывают слабое владение материалом по курсам 5-8 классов  в связи с давностью изучения.

Эта работа даёт и мне, и выпускникам возможность определить каков уровень их знаний. Понять, что они умеют, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особое внимание. Проанализировав с детьми их возможности - можно смело приступать к подготовке.

  При повторении основных разделов курса я  использую  икт, игровые, здоровьесберегающие  педагогические технологии, развитие критического мышления. Использую  различные формы  и методы проведения уроков. Например, обзорные лекции, самостоятельная работа учащихся,  работа с картой, анализ схем, диаграмм, рисунков, тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, с кратким ответом, анализ трудных  заданий.

 Например, использую  такой приём работы с заданиями, как «Ответ с комментариями». Учащийся, устно или письменно выполняя задание, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, рассказывает полностью, вслух, как он выполнял, какой был ход его действий и рассуждений.  Этот прием может быть использован и в парной работе.  При этом учащиеся поочерёдно аргументируют ответы на вопросы  своему партнёру.

 Осуществлять повторение и закрепление изученного необходимо так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление.

Теоретический  материал,  который требует прочного запоминания, нужно заключать и представлять учащимся в виде логически законченных и коротких содержательных линий. Например, опорных схем.  Их большое количество имеется в ресурсах интернет.  Используя их, информация у детей откладывается в памяти.

 Большинство обучающихся выбирают для сдачи географию, потому что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники  могут взять с собой на экзамен атласы с картами с 7 по 9 класс. Конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться. Тем более, что в заданиях КИМ нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Поэтому много внимания  уделяем работе с географическими картами, в том числе и с немыми (контурными). Например, проводим географические диктанты, во время которых дети наносят на контурные карты объекты, называемые учителем, по памяти. Определяем  по картам географические координаты, направления, расстояния между объектами.

 Особое внимание уделяем работе со  схемами, диаграммами, таблицами, изображающими рельеф, климат, природные зоны, структуру хозяйства. При выполнении таких заданий необходимо  внимательно разбирать изображения, уточнять отдельные детали.

Работаем со статистическим материалом. Проводим анализ, сравнение, сопоставление показателей.

Например, в задании дана таблица «Изменение численности населения регионов ЦФО в 2008 г». Используя данные таблицы, нужно определить, в какой области в 2008 г. наблюдалось наибольшее превышение числа прибывших на постоянное жительство над числом убывших. Сначала анализируем, какие данные размещены в  таблице. Вспоминаем что такое миграционный прирост населения, как он определяется. Учащиеся должны знать, что миграционный прирост определяется как разница между прибывшими и выбывшими. В данном случае, столбцы с показателями родившихся и умерших не стоит брать во внимание, а следует обратить внимание только на 3 столбец, где наибольший показатель для Белгородской области.

Учимся искать главные мысли в описательном тексте. Это помогает распознать страну или регион России по описанию.

В рефлексивной части плана мы решаем варианты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Отрабатываем алгоритм выполнения заданий КИМ. Все результаты выполнения работ я обязательно фиксирую. По ним хорошо видно, какие темы у детей западают. Мы заново к этим темам возвращаемся и дорабатываем их. Так же в рефлексивной части мы отрабатываем навыки правильного заполнения бланков ответов.

                                 

Я считаю, что лучшая стратегия подготовки к ОГЭ по географии — это отработка материала и решение наибольшего количества заданий по разным темам.

Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 классов я использую различные учебные пособия. На сегодняшний день очень много изданий публикуют различные сборники заданий, составленные по спецификации, которые стоит использовать при подготовке к экзамену.

Достаточно материала в Интернете - онлайн тестов, лекций преподавателей, видеоуроков и консультаций. С этими ресурсами нужно знакомить детей. Они должны знать где НЕОБХОДИМО ИМ брать нужную информацию.

Если работа по подготовке учащихся к ГИА имеет целенаправленный, систематический характер, а сам учитель демонстрирует детям деловой настрой и уверенность, то такая работа будет эффективной и принесет положительный результат. Желаю вам всем успехов. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ

Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...

Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика

Выступление на заседании педагогического совета...