Тема урока: Движения Земли.
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

 

- создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;

- формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по географии21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5

Учитель: Шутова Г.Н.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 6

Тема урока: Движения Земли.

Цель урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли

Задачи: 

Обучающая: 

- создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;

- формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли».

Развивающая: 

- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: 

- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);

- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах;

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,

- умение высказывать суждения, подтверждая их фактами,

- умение овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: 

- формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

- осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: 

- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: 

- делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: 

- умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: практикум

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Техническое оборудование: атласы, глобус, ИКТ

Структура и ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика        

1

Организация на урок        

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.        

Приветствие учителя, подготовка к уроку.        

2

Проверка домашнего задания

1.Кто первым доказал шарообразность Земли? (Аристотель)

2.Кто впервые употребил термин «Географика»? (Эратосфен)

3.Кто открыл Америку?

(Христофор Колумб)

4.Кто совершил первое кругосветное плавание?

(Фернан Магеллан)

5.Кто совершил второе кругосветное плавание?

(Френсис Дрейк)

6.Кто открыл Антарктиду? (Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев)

7.Перечислите планеты Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

8.Какой учёный обосновал гелиоцентрическую модель Земли? (Николай Коперник)

Демонстрируют знания по пройденному материалу

3

Актуализация темы

Как вы думаете, в результате чего происходит смена времён года, смена дня и ночи?

О чём мы сегодня будем говорить?

Выдвигают свои предположения.

Формулируют название темы урока.

О движении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

4

Изучение нового материала

Итак, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. А что же представляет собой ось?

В точках, где ось пересекается с поверхностью Земли, располагается Северный полюс и Южный полюс.

Учитель показывает на глобусе ось и полюса.

За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

Что является следствием осевого вращения Земли?

Одновременно с вращением вокруг оси Земля вращается и вокруг Солнца со скоростью 30 км\c.

За какой период Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

Раз в 4 года, когда из оставшихся 6 часов набираются дополнительные сутки, наступает високосный год.

В високосном году 366 суток, а в феврале этого года 29 дней.

Используя рис. 13 (с.23) и 14 (с. 24), объясняет следствия орбитального вращения Земли.

22 июня – Солнце находится в зените над Северным тропиком, поэтому в Северном полушарии – лето, а в Южном – зима. День летнего солнцестояния. В северном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь.

23 сентября – Солнце находится в зените над экватором, день осеннего равноденствия, день равен ночи.

22 декабря – Солнце находится в зените над Южным тропиком, поэтому в северном полушарии – зима, а в Южном – лето. День зимнего солнцестояния. В северном полушарии – самый короткий день, самая длинная ночь.

21 марта - Солнце находится в зените над экватором, день весеннего равноденствия, день равен ночи.

Работая, с текстом учебника (с. 22), находят определение «Ось – это воображаемая линия, которая проходит через центр земного шара».

За 23 часа 56 минут (примерно 24 часа)

Смена дня и ночи.

За 365 суток и 6 часов.

5

Закрепление знаний

Вопросы на с. 24.

Отвечают на вопросы на с. 24.

Обмениваются полученной ранее информацией.

6

Рефлексия

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Насколько эффективно вы работали на уроке?

Остались ли у вас неразрешённые вопросы по данной теме?

Оценивают работу на уроке всего класса и свою.

7

Домашнее

задание

Комментирует

Д/з урока 6: п. 6, задания на с. 24 (устно).

Записывают

домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Движение Земли по околосолнечной орбите"

открытый урок по географии по учебнику  А.А.Летягина (ФГОС)...

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли» для 5 класса.Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока "Движения Земли"

План проведения урока предполагает формирование и развитие творческих способностей учащихся; формирование умения отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; осознание ценности п...

Технологическая карта урока по теме «Орбитальное движение Земли»

Технологическая карта составлена в соответствии с новым стандартом.Дидактическая цель урока включает: Образовательная цель: Обосновать роль различных источников информации, устанавливать взаимосвязи м...

Открытый урок. Движения Земли. 5 класс

Открытый урок. география 5 класс тема: Движения Земли. Урок призван не только дать новые знания по теме, но и отработать навыки смыслового чтения....

Тема раздела учебного раздела: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Святые Земли Русской. Сергий Радонежский».

Цель: на примере жизни и деятельности святого Сергия Радонежского привить детям  уважительное отношение к истории, традициям, музыке Христианства, духовным, нравственным  ценностям....