рабочая программа
материал по географии

Саблина Лилия Валентиновна

рабочая программа по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5-6.doc175 КБ
Microsoft Office document icon geografiya_7-9.doc371.5 КБ
Microsoft Office document icon geografiya_10.doc145.5 КБ
PDF icon rabochaya_programma_id4187706.pdf112.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нерчинск

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по НМР

__________  И.С. Бронникова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

___________ Т.И. Кудрявцева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

география

для 5-6 класса

2022-2023 учебный год

Составил(а )

учитель _Саблина Лилия Валентиновна_

МБОУ СОШ №9

Нерчинск 2021г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «География - 5» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного  общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска  на 2022-2023 учебный год.

Программа соответствует учебнику «Географии» для 5  классов по учебно - методическому комплекту «Классическая география» авторы Н.А. Максимов, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, В.В. Барабанов. Из-во  «Просвещение».

Программа разработана в соответствии с:

  • с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
  • «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска.

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска программа для 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:

  • На итоговое повторение в конце года 1 час,
  • остальные часы распределила по всем темам;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам  Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Межпредметные результаты.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:        

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;
  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  5. составлять план и последовательность действий;
  6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  3. осуществлять смысловое чтение;
  4. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  5. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
  6. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
  7. понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  8. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2. формировать учебную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
  3. видеть географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  5. планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;
  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы;
  7. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
    в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  8. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты.

Ученик научится:  

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации  для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

В рабочую программу включена программа модуля «Устойчивое развитие региона».

Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности.

Задачи курса:

– формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;

– понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем;

– помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;

– воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;

– развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья;

– формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических проектов;

– приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2.1.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 1 ч в неделю в 5 -  6 классе, 2 часа в неделю в 7-9 классах.

Общее количество часов в 5 классе по данному курсу составляет 34 часов географии.

 5 класс

Содержание материала

Кол-во час

Географическое изучение Земли.

8

Изображения земной поверхности.

13

Земля- планета солнечной системы.

4

 Оболочки Земли.

9

Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

Наблюдение за погодой.

Практическая  работа №2

Составить маршрут путешественников.

Практическая  работа №3

План местности.

Практическая работа №4

Определение направлений и расстояний на карте.

Практическая  работа №5

Определение географических координат.

Практическая  работа №6

Сравнение свойств горных пород.

Практическая  работа №7

Нанесение на контурную карту горных систем.

Практическая  работа №8

Нанесение на контурную карту островов, полуостровов.

Использование часов из  программы модуля «Устойчивое развитие региона»:

№ урока

Основная тема урока

Тема с включением программы модуля

2

Науки о природе.

Науки о природе. Экология – как наука.

30

Живая оболочка Земли.

Живая оболочка Земли. Проект «Лес глазами

художника».

32

Человек и природа.

Человек и природа. Экологические проблемы Забайкалья.

33

Природа своей местности.

Природа своей местности. Беды забайкальского леса и как с ними бороться.

34

Обобщающий  урок.

Обобщающий  урок. Проблемы охраны леса.

Внеурочная деятельность

Форма проведения.

Количество часов

1

Разнообразие жизни в лесу: растительный мир леса (деревья, кус-тарники, травы) и животный мир леса

Экскурсия,

Информационный проект

4

2

Встречи в лесу.

Фотовыставка.

3

3

«Экологические проблемы забайкальс-кого леса: хроника и люди»

Подбор  статей из СМИ.

3

4

Личный вклад в защиту леса.

Творческий проект.

2

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

Содержание материала

Кол-во час

1

Введение

1

2

География – наука о планете Земля. Практическая работа №1.

1

3

География в древности.

1

4

География в эпоху Средневековья.

1

5

Эпоха Великих географических открытий.

1

6

Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Практическая работа №2.

1

7

Географические открытия 17-19 века.

1

8

Географические исследования 20-21 века.

1

9

Контрольная работа №1

10

Понятие о плане местности. Практическая  работа №3

1

11

Масштаб.

1

12

Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №4

1

13

Составление простейших планов местности.

1

14

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

15

Глобус. Географическая карта.

1

16

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

17

Географическая широта.

1

18

Географическая долгота. Практическая работа №5

1

19

Изображение на физических картах высот и глубин.

1

20

Земля в Солнечной системе и во Веселенной.

1

21

Географические следствия осевого вращения Земли.

1

22

Географические следствия орбитального движения Земли.

1

23

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

24

Внутреннее строение Земли.

1

25

Образование горных пород. Практическая работа №6

1

26

Рельеф суши. Горы.

1

27

Равнины. Практическая работа №7

1

28

Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа.

1

29

Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа.

1

30

Рельеф дна Мирового океана. Контрольная работа №2

1

31

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

1

32

Резерв

1

33

Резерв

1

34

Резерв

1

6 класс

Название раздела

Практические работы

Практикумы

Контрольные работы

Кол-во часов

(всего)

1

Ведение.

1

-

2

2

Гидросфера

2

9

3

Атмосфера

1

1

13

4

Биосфера

2

7

5

Географическая оболочка.

3

1

3

Итого

7

2

34

Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

« Маршруты путешественников» на к/карте

Практическая  работа №2

« Течения в океане»

Практическая  работа №3

«Описание внутренних вод по плану».

Практическая работа №4

«Построение розы ветров»

Практическая  работа №5

«Распространение природных зон на Земле»

Практическая  работа №6

«Описание природного комплекса»

Практическая  работа №7

«Политическая карта мира»

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

6 класс

Содержание материала

Кол-во час

Цифровые учебно-методические материалы.

1

Введение. Практическая работа № 1 « Маршруты путешественников»

1

2

Географические координаты.

1

3

Гидросфера.

Вода на Земле.

1

4

Часть мирового океана. Свойства вод океана.

1

5

Движение воды в океане. Практическая работа № 2 « Течения в океане»

1

6

Подземные воды.

1

7

Реки.

1

8

Озёра.

1

9

Практическая работа № 3

«Описание внутренних вод по плану».

1

10

Ледники.

1

11

Многолетняя мерзлота.

1

12

Атмосфера.

Строение, изучение, значение атмосферы.

1

13

Температура воздуха.

1

14

Практикум с. 49

1

15

Годовой ход температуры воздуха

1

16

Атмосферное давление.

1

17

Ветер.

1

18

Практическая работа №4: «Построение розы ветров»

1

19

Водяной пар в атмосфере. Облака.

1

20

атмосферные осадки

1

21

Распределение солнечного тепла и света на Земле

1

22

Погода и климат.

1

23

Влияние океанов и рельефа суши на климат.

1

24

Контрольная работа по атмосфере.

1

25

Биосфера- оболочка Земли.

1

26

Природные зоны Земли. Практическая работа № 5  в к/карте с 18-19.

1

27

Практическая работа № 6

«Описание природного комплекса»

1

28

Жизнь в океане.

1

29

Воздействие организмов на земные оболочки.

1

30

Человек – часть биосферы.

1

31

Природа и человек.

Практическая работа №7 в к/карте с. 20

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

33

Географическая оболочка.

1

34

Природно -территориальный комплекс.

1

        

   



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «География 7-9» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного  общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска  на 2021-2022 учебный год.

Программа соответствует учебнику «Географии» для 7 - 9  классов по учебно - методическому комплекту «Классическая линия»

Программа разработана в соответствии с:

  • с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
  • «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск

        

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 7 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:

  • На итоговое повторение в конце года 1 час,
  • 17 практических работ будут проведены в рамках изучения новых тем;
  • остальные часы распределила по всем темам;

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 8 класса рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:

  • На итоговое повторение в конце года 1 час,
  • 10 практических работ будут проведены в рамках изучения новых тем;
  • остальные часы распределила по всем темам;

Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск  программа для 9 класса рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:

  • На итоговое повторение в конце года 1 час,
  • на практические  работы отведено 4 часа и 5 практических работ в рамках изучения темы.
  • остальные часы распределила по всем темам.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам  Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Межпредметные результаты.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:        

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;
  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  5. составлять план и последовательность действий;
  6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при реализации учебной деятельности;
  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. использовать общие приёмы деятельности;
  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  4. осуществлять смысловое чтение;
  5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы;
  6. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
  7. понимать и использовать географические  средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  8. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2. формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
  3. видеть учебную задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  5. планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;
  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы работы на уроке и другой деятельности;
  7. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
    в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  8. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты.

Ученик научится:  

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации  для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);
  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

В рабочую программу включена программа модуля «География Забайкальского края».

Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и успешной социализации, становлению личности обучающегося основной школы как гражданина России и достойного представителя региона, который знает, понимает и способен созидательными действиями сохранять и приумножать природное, культурное и историческое наследие Забайкальского края, реализовывать идеи устойчивого развития природы и общества, с уважением относиться к людям, профессионально самоопределиться в региональных условиях.

Задачи курса:

1) развитие у учащихся представлений о народном и художественном творчестве, природе, истории, экономике, языке и культуре родного края;

2) содействие восприятию целостности истории и культуры народов Забайкалья, общности их исторических судеб;

3) приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей социоприродной среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, созидательного поведения в природной и социальной среде в условиях региона, что вносит вклад в воспитание экологической культуры;

4) развитие познавательной мотивации и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире из различных источников (природы, литературы, Интернет и др.), развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;

5) содействие развитию умений и навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся;

2.1.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 7 классе.

Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.

 7 класс

Содержание материала

Кол-во час

Введение.

2

Литосфера и рельеф Земли.

2 (п/р№1)

Атмосфера и климаты Земли.

2 (п/р№2)

 Мировой океан.

2 (п/р№3)

Географическая оболочка.

3

Освоение Земли человеком.

3+1 тест

Океаны и материки.

53  (п/р№4-17)+3 к/р

Взаимодействие общества и природы.

Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

Определение на карте направления передвижения литосферных плит.

Практическая работа №2

Климатические пояса.

Практическая работа №3

Обозначение крупнейший заливов, проливов, морей, островов, полуостровов, шельфа.

Практическая работа №4

ГП Африки.

Практическая работа №5

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Практическая работа №6

Освоение природы Африки.

Практическая работа №7

Страны Африки.

Практическая работа №8

ГП  Ю.Америки.

Практическая работа №9

Речные системы Африки и Ю.Америки.

Практическая работа №10

Хозяйственная деятельность населения в странах Ю.Америки.

Практическая работа №11

Сравнение природы Арктики и Антарктики.

Практическая работа №12

Профиль рельефа по 100-меридиану С.Америки.

Практическая работа №13

Сравнение климата отдельных частей материка С. Америки.

Практическая работа №14

ГП Евразии.

Практическая работа №15

Сравнение природных зон С.Америки и Евразии по 40-ой параллели.

Практическая работа №16

Крупнейшие страны Евразии.

Практическая работа №17

Характеристика страны по выбору.

Тест

Освоение Земли человеком.

Контрольная работа №1

по теме «Австралия».

Контрольная работа №2

по теме «Северная Америка».

Контрольная работа №3

по теме «Евразия».

Проект

«Путешествие по Евразии».

2.2.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 8 классе.

Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.

8 классс

Название темы

Количество часов

1

Россия на карте мира.

6

2

Рельеф.

4

3

Климат России.

4

4

Внутренние воды.

3+1 п/р

5

Почвы.

3

6

Растительный и животный мир.

3

7

Природное районирование.

6

8

Природа регионов России.

24

9

Человек и природа.

8

        

Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

Характеристика ГП России.

Практическая работа №2

Определение по картам климатических показателей.

Практическая работа №3

Сравнение климата разных территорий.

Практическая работа №4

Характеристика реки.

Практическая работа №5

Разнообразие почв России.

Практическая работа №6

Составление прогноза изменений органического мира.

Практическая работа №7

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины.

Практическая работа №8

Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Практическая работа №9

Месторождение полезных ископаемых Дальнего Востока.

Тест

по теме «Климат».

Контрольная работа №1

по теме «Природные зоны».

Контрольная работа№2

по теме «Районирование России».

Проект

«Забайкалье в будущем».

2.3.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 9 классе.

Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.

9 классс

Название темы

Количество часов

1

Место России в мире.

4 (п/р№1)

2

Население РФ.

6 (п/р№2)

3

Географические особенности экономики России.

3

4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.  

1

5

Машиностроительный комплекс.

4 (п/р №3)

6

ТЭК.

3 (п/р№4)

7

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

7

8

АПК

3 (п/р№5)

9

Инфраструктурный комплекс.

4 (п/р №6)

10

Региональная часть.

32(п/р№7-10)+проект

        

Практическая часть

Вид работы

тема

Практическая работа №1

 Нанести на к/к границы России.

Практическая работа №2

Решение тестовых заданий «Численность и естественный прирост населения».

Практическая работа №3

Определение размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Практическая работа №4

Характеристика размещения ЭС.

Практическая работа №5

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Практическая работа №6

Характеристика одной из транспортных магистралей по плану.

Практическая работа №7

Географическое положение Северо-Запада России.

Практическая работа №8

 Отрасли специализации Центральной России.

Практическая работа №9

Сельскохозяйственная специализация Поволжья.

Практическая работа №10

Составить характеристику промышленного узла.

Контрольная работа №1

ЭГП России.

Контрольная работа №2

Металлургия.

Контрольная работа №3

Западный макрорегион.

Проект

«Рекреационная зона России».

Использование часов из  программы модуля «География Забайкальского края»:

№ урока

Основная тема урока

Тема с включением программы модуля

6

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Население Забайкальского края.

8

Национальный состав населения России.

Национальный состав населения России и Забайкальского края.

10

Городское и сельское население России. Расселение населения.

Городское и сельское население России и Забайкалья. Расселение населения.

32

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспорт Забайкалья.

33

Водный и другие виды транспорта.

Водный и другие виды транспорта. Виды транспорта Забайкалья.

61

Хозяйство Восточной Сибири.

Политико - административное устройство Забайкальского края.

62

Хозяйство Восточной Сибири.

Общая характеристика хозяйства Забайкалья.

63

Хозяйство Восточной Сибири.

Промышленность Забайкальского края.

Внеурочная деятельность

Форма проведения.

Количество часов

1

АПК Забайкальского края.

Игра-исследование.

1

2

Транспорт, нематериальная

сфера. Сфера услуг Забайкалья.

Практикум.

1

3

Социальный комплекс Забайкальского края.

Работа с комплексными картами.

1

4

Рекреационное хозяйство Забайкалья.

Экскурсия.

1

5

Проблемы и перспективы развития

Забайкальского края.

Деловая игра.

1

6

Общая характеристика хозяйства.

Практикум.

1

7

Влияние капризов погоды на здоровье людей.

Групповой проект.

1

8

Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни

жителей моего города.

Проект: экологический буклет.

1

9

Геральдика городов и районных центров нашего края.

Мини- проект.

1

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

7 класс

Содержание материала

Кол-во час

1

Введение. Источники географической информации.

1

2

Происхождение материков и океанов. Практическая работа №1

1

3

Рельеф Земли.

1

4

Распределение  температуры воздуха и осадков на Земле.

1

5

Климатические пояса Земли. Практическая работа №2

1

6

Происхождение Мирового океана. Основные этапы изучения.

1

7

Воды Мирового океана. Практическая работа №3

1

8

Жизнь в Океане.

1

9

Тихий и  Индийский океан.

1

10

Атлантический и Северный Ледовитый океан.

1

11

Строение и свойства географической оболочки.

1

12

Природные комплексы суши и океана.

1

13

Природная зональность.

1

14

Численность населения Земли.

1

15

Народы и религии мира.

1

16

Хозяйственная деятельность людей. Тест по теме «Освоение Земли человеком».

1

17

Южные материки.

1

18

Африка. ГП, исследования Африки. Практическая работа №4.

1

19

Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №5

1

20

Климат и внутренние воды.

1

21

Природные зоны.

1

22

Влияние человека на природу.

1

23

Население. Практическая работа №6.

1

24

Страны северной Африки. Практическая работа №7.

1

25

Страны Западной и Центральной Африки. ПРОЕКТ

1

26

Страны Восточной Африки. ПРОЕКТ

1

27

Страны Южной Африки. ПРОЕКТ

1

28

Географическое положение Австралии.

1

29

Климат Австралии. Внутренние воды.

1

30

Природные зоны.

1

31

Австралийский союз. Контрольная работа№1 по теме «Австралия».

1

32

Океания.

1

33

Географическое положение  и история исследования материка Южная Америка. Практическая работа №8.

1

34

Рельеф и полезные ископаемые.

1

35

Климат. Внутренние воды. Практическая работа №9

1

36

Природные зоны.

1

37

Население. Практическая работа №10

1

38

Страны востока материка.

1

39

Страны Анд.

1

40

Антарктида. ГП, открытие и исследование . Практическая работа №11.

1

41

Природа материка Антарктида.

1

42

Северные материки.

43

Географическое положение. История открытия и  исследования Северной Америки. Практическая работа №12.

1

44

Рельеф и полезные ископаемые.

1

45

Климат. Внутренние воды. Практическая работа №13

1

46

Природные зоны. Население.

1

47

Канада.

1

48

США

1

49

Средняя Америка. Контрольная работа№2 по теме «Северная Америка».

1

50

Географическое положение Евразии. Практическая работа №14.

1

51

Особенности рельефа, его развитие.

1

52

Климат. Внутренние воды.

1

53

Природные зоны.

1

54

Народы и страны Евразии. Практическая работа №15.

1

55

Страны  Северной Европы. Практическая работа №16.

1

56

Страны Западной  Европы.

1

57

Франция. Германия.

1

58

Страны Восточной  Европы.

1

59

Страны Восточной  Европы.

1

60

Страны  Южной  Европы. Италия.

1

61

Страны Юго-Западной  Азии.

1

62

Страны Центральной   Азии.

1

63

Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Проект «Путешествие по Евразии».

1

64

Страны Южной  Азии. Индия.

1

65

Страны Юго-Восточной   Азии. Индонезия. Контрольная работа№3 по теме «Евразия».

1

66

Обобщающий урок.

1

67

Закономерности географической оболочки

1

68

Взаимодействие природы и общества.

1

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

8 класс

Номер пункта

Содержание материала

Количество часов

1

Введение. Географическое положение России.

1

2

Моря, омывающие берега России. Практическая работа №1.

1

3

Россия на карте часовых поясов.

1

4

Решение задач  по нахождению поясного времени.

1

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

6

Особенности рельефа России.

1

7

Геологическое строение территории России.

1

8

Минеральные ресурсы России.

1

9

Развитие форм рельефа.

1

10

От чего зависит климат нашей страны.

1

11

Определение по  картам закономерностей распределения солнечной радиации, осадков. Практическая работа №2.

1

12

Разнообразие  климата России. Практическая работа №3.

1

13

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение воздуха.

1

14

 Источники атмосферного загрязнения. Тест по теме «Климат».

1

15

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

16

Практическая работа №4

1

17

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

18

Водные ресурсы России. Загрязнение воды.

1

19

Роль воды в жизни человека. Рациональное использование воды.

1

20

Образование почв и их разнообразие. Практическая работа №5

1

21

Разнообразие почв.

1

22

Закономерности распространения почв.

1

23

Почвенные ресурсы.

1

24

Растительный и животный мир России.

1

25

Биологические ресурсы. ООПТ. Сохраним для потомков.

1

26

Природно-ресурсный потенциал России.

1

27

Особо охраняемые природные территории Забайкалья.

1

28

Разнообразие природных комплексов России. Многообразие экосистем.

1

29

Моря, как крупные природные комплексы.

1

30

Природные зоны России.

1

31

Разнообразие лесов России.

1

32

Безлесные зоны на юге России.

1

33

Высотная поясность. Контрольная работа№1 по теме «Природные зоны».

1

34

Восточно-Европейская (Русская)  равнина.

1

35

Природные комплексы Восточно-Европейская равнины.

1

36

Памятники природы.

1

37

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и  проблемы рационального использования. Практическая работа №7.

1

38

Кавказ - самые высокие горы России.

1

39

Особенности природы высокогорий. Природные комплексы северного Кавказа.

1

40

Урал - каменный пояс земли русской.

1

41

Природные ресурсы Урала.

1

42

Своеобразие природы Урала.

1

43

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

44

Западно-Сибирская  равнина. Особенности природы. Практическая работа №8.

1

45

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

1

46

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

1

47

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

48

Климат Восточной Сибири.

1

49

Природные районы Восточной Сибири.

1

50

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

51

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

52

Географическое положение Забайкальского края. Проект «Забайкалье в будущем».

1

53

Геологическое строение. Рельеф Забайкалья.

1

54

Природные ресурсы Забайкалья.

1

55

Дальний Восток – край контрастов.

1

56

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

57

Природные уникумы Дальнего Востока..

1

58

Природные ресурсы Дальнего Востока и их освоение. Практическая работа №9

1

59

Контрольная работа№2 по теме «Районирование России».

1

60

Обобщающий урок

1

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

62

Воздействие человека на природу. Населенный пункт как экосистема.

1

63

Рациональное природопользование.

1

64

Россия на экологической карте мира.

1

65

Экология и здоровье человека.

1

66

Экология и здоровье человека.

1

67

География для природы и общества.

1

68

Обобщение знаний по теме: «человек и природа»

1

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

9 класс

Содержание материала

Кол-во час

1

Введение.

1

2

Место России в мире.

1

3

Географическое положение и границы России. Практическая работа №1

1

4

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого- географическое положение России.

1

5

Государственная территория России. Контрольная работа №1 «ЭГП России».

1

6

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Население За-

байкальского края.

1

7

Численность и естественный прирост населения. Практическая работа №2

1

8

Национальный состав населения России и Забайкальского края.

1

9

Миграции населения.

1

10

Городское и сельское население России и Забайкалья. Расселение населения.

1

11

География основных типов экономики на территории России.

1

12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1

13

Россия в современной мировой экономике.

1

14

Научный комплекс.

1

15

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

16

Факторы размещения машиностроения.

1

17

География машиностроения. Практическая работа №3

1

18

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

19

Топливная промышленность.

1

20

Электроэнергетика. Практическая работа №4

1

21

Состав и значение комплексов конструкционных материалов.

1

22

Металлургический комплекс.

1

23

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия.

1

24

Цветная металлургия. Контрольная работа №2 по теме «Металлургия».

1

25

Химико-лесной комплекс.

1

26

Факторы размещения предприятий химической промышленности.

1

27

Лесная промышленность.

1

28

Состав и  значение АПК

1

29

Земледелие и животноводство. Практическая работа №5.

1

30

Пищевая и легкая промышленность.

1

31

Состав комплекса. роль транспорта.

1

32

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспорт Забайкалья.

1

33

Водный и другие виды транспорта. Виды транспорта Забайкалья. Практическая работа №6.

1

34

Связь. Сфера обслуживания.

1

35

Районирование России. Общая характеристика Западного макрорегиона.

1

36

Центральная Россия. Состав, природа, историческое изменение ГП. Практическая работа №7.

1

37

Население и главные черты хозяйства. Практическая работа №8.

1

38

Районы Центральной России.

1

39

Географические особенности областей Центрального района.

1

40

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

1

41

Северо-Западный район.

1

42

Европейский Север. ГП, природные ресурсы и условия.

1

43

Население.

1

44

Хозяйство.

1

45

Европейский  Юг. ГП, природные ресурсы и условия.

1

46

Население.

1

47

Хозяйство.

1

48

Проект «Рекреационная зона России».

1

49

Поволжье. ГП, природные ресурсы и условия.

1

50

Население.

1

51

Хозяйство. Практическая работа № 9.

1

52

Урал. ГП, природные ресурсы и условия.

1

53

Население.

1

54

Хозяйство. Контрольная работа №3 по теме «Западный макрорегион».

1

55

Практическая работа№10

1

56

Обобщающий урок.

1

57

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

58

Западная Сибирь.

1

59

Западная Сибирь.

1

60

Восточная Сибирь.

1

61

Хозяйство Восточной Сибири.

1

62

Политико - административное устройство Забайкальского края.

1

63

Общая характеристика хозяйства Забайкалья.

1

64

Промышленность Забайкальского края.

1

65

Сельское хозяйство Забайкальского края

1

66

Дальний Восток.

1

67

Хозяйство Дальнего Востока.

1

68

Обобщающий урок.

1




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету  география  составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования  по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск на 2020-2021 учебный год.

Программа соответствует учебнику «География» для 10, 11 класса по учебно - методическому комплекту «Инновационная школа»,  Е.М. Домогатцких, Н.И. Алексеевский  «География. Экономическая и социальная география мира»,(М.: Русское слово).

Программа разработана в соответствии с:

  • с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
  • Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
  • «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» ГОУЗабКГИ

        Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 10-11 класса рассчитана на 68 часов в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:

  • часы распределила по всем темам;
  • 5 часов выделено на практические работы;
  • на контрольные работы отведено 2 часа.

        Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами обучения географии является:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:  - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;  
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;  
  •  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  •  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
  •  формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  •  освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающегося.
  •  формирование основ социально – критического мышления;
  •  формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •   умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;  
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  •  умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  •  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;  
  •  умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
  • и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  •  формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;  
  •  формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности.

Предметными результатами освоения географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;  
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы  географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  •  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;  
  •  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  •  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
  •  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

2.1.Содержание учебного предмета:

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени среднего общего образования отводится 1 ч в неделю в 10 классе, 1 ч в неделю в 11 классе.

Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов географии.

 10 класс

Содержание материала

Кол-во час

10 класс.

1

Современная география.

1

2

Политическая карта мира.

2

3

Страны современного мира.

2

4

География населения мира.

6

5

Мировые природные ресурсы.

9

6

Природа и человек.

3

7

Мировое хозяйство и НТР.

3

8

Отрасли мирового хозяйства.

8

11 класс.

6

Зарубежная Европа.

7

7

Зарубежная Азия.

8

8

Англо-Америка

3

9

Латинская Америка.

6

10

Африка.

5

11

Австралия и Океания.

4

12

Заключение.

1

Практическая часть

Вид работы

тема

10 класс

Практическая  работа №3

 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Практическая   работа №6

Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов

Практическая  работа №1

Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

Практическая  работа №2

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Практическая  работа №4

Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану

Практическая  работа №5

Изображение на контурной карте маршрута международного туризма

11 класс.

Практическая  работа №1

Работа в контурной карте.

Практическая  работа №2

Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору)

Практическая  работа №3

Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)

Практическая   работа №4

Работа в контурной карте

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Номер пункта

Содержание материала

Кол-во часов.

10 класс.

1

Географическая наука.

1

2

Что такое политическая карта мира? Формирование политической карты.

1

3

Регионы мира и международные организации.

1

4

Типы стран современного мира.

1

5

Развитые и развивающие страны.

1

6

Численность и динамика населения мира. Практическая работа №1

1

7

Половозрастной состав и трудовые ресурсы. Практическая работа №2

1

8

Расовый и этнический состав населения.

1

9

Религиозный состав населения.

1

10

Размещение населения и его миграции.

1

11

Сельское и городское население.

1

12

Природные ресурсы. Практическая работа № 3

1

13

Минеральные ресурсы.

1

14

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Практическая работа №4

1

15

Земельные ресурсы.

1

16

Лесные ресурсы.

1

17

Водные ресурсы.

1

18

Неисчерпаемые ресурсы.

1

19

Ресурсы Мирового океана.

1

20

Рекреационные ресурсы. Практическая работа №5

1

21

Природа и общество. Природопользование. Практическая работа № 6

1

22

Загрязнение окружающей среды.

1

23

Пути решения экологических проблем.

1

24

Формирование мирового хозяйства.

1

25

Современная эпоха НТР.

1

26

Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Проект «Мировое хозяйство».

1

27

Топливно-энергетический комплекс.

1

28

Металлургия.

1

29

Машиностроение.

1

30

Химическая и лесная промышленность.

1

31

Сельское хозяйство.

1

32

Транспорт мира.

1

33

Мировая торговля. Экономика.

1

34

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития.

1

11 класс.

35

Зарубежная Европа. Состав, ГП и природные ресурсы.

1

36

Население и хозяйство.

1

37

Субрегионы Зарубежной Европы.

1

38

Германия.

1

39

Миграционные процессы ФРГ.

1

40

Проект «Страны Зарубежной Европы».

1

41

Проект «Страны Зарубежной Европы».

1

42

Зарубежная Азия. . Состав, ГП и природные ресурсы.

1

43

Население и хозяйство.

1

44

Субрегионы Зарубежной Азии.

1

45

Субрегионы Зарубежной Азии.

1

46

КНР.

1

47

Япония.

1

48

Индия.

1

49

Практическая   работа №1. Работа в к/карте.

1

50

Канада.

1

51

США

1

52

Практическая   работа №2

1

53

Латинская Америка. Состав, ГП и природные ресурсы.

1

54

Население и хозяйство.

1

55

Субрегионы Латинской Америки.

1

56

Бразилия.

1

57

Мексика.

1

58

Практическая   работа №3

1

59

Африка. Состав, ГП и природные ресурсы.

1

60

Население и хозяйство.

1

61

Субрегионы Африки.

1

62

ЮАР.

1

63

Практическая работа №4

1

64

Австралия.

1

65

Океания

1

66

Россия и современный мир.

1

67

Экологическая проблема.

1

68

Обобщающий урок.

1


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...