рабочая программа
материал по географии
рабочая программа по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5-6.doc | 175 КБ |
geografiya_7-9.doc | 371.5 КБ |
geografiya_10.doc | 145.5 КБ |
rabochaya_programma_id4187706.pdf | 112.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нерчинск
СОГЛАСОВАНО зам. директора по НМР __________ И.С. Бронникова | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №9 ___________ Т.И. Кудрявцева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
для 5-6 класса
2022-2023 учебный год
Составил(а )
учитель _Саблина Лилия Валентиновна_
МБОУ СОШ №9
Нерчинск 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География - 5» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска на 2022-2023 учебный год.
Программа соответствует учебнику «Географии» для 5 классов по учебно - методическому комплекту «Классическая география» авторы Н.А. Максимов, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, В.В. Барабанов. Из-во «Просвещение».
Программа разработана в соответствии с:
- с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
- «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска программа для 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
- На итоговое повторение в конце года 1 час,
- остальные часы распределила по всем темам;
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Межпредметные результаты.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
- видеть географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных);
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
ученик получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
В рабочую программу включена программа модуля «Устойчивое развитие региона».
Цель модуля: содействие воспитанию экологической культуры обучающихся путём освоения основ экологических знаний, умений и навыков, приобретения опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности.
Задачи курса:
– формирование у обучающихся целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
– понимание обучающимися путей и механизмов решения региональных проблем;
– помощь обучающимся в осознании региональных проблем как личностно значимых;
– воспитание у обучающихся гордости за красоту и щедрость забайкальской природы и ответственного отношения к ней и людям, живущим рядом;
– развитие у обучающихся умений и навыков по оценке и прогнозированию воздействия человека на природу с учётом специфики Забайкалья;
– формирование у обучающихся опыта реализации социально значимых экологических проектов;
– приобретение обучающимися компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
2.1.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 1 ч в неделю в 5 - 6 классе, 2 часа в неделю в 7-9 классах.
Общее количество часов в 5 классе по данному курсу составляет 34 часов географии.
5 класс
Содержание материала | Кол-во час |
Географическое изучение Земли. | 8 |
Изображения земной поверхности. | 13 |
Земля- планета солнечной системы. | 4 |
Оболочки Земли. | 9 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | Наблюдение за погодой. |
Практическая работа №2 | Составить маршрут путешественников. |
Практическая работа №3 | План местности. |
Практическая работа №4 | Определение направлений и расстояний на карте. |
Практическая работа №5 | Определение географических координат. |
Практическая работа №6 | Сравнение свойств горных пород. |
Практическая работа №7 | Нанесение на контурную карту горных систем. |
Практическая работа №8 | Нанесение на контурную карту островов, полуостровов. |
Использование часов из программы модуля «Устойчивое развитие региона»:
№ урока | Основная тема урока | Тема с включением программы модуля |
2 | Науки о природе. | Науки о природе. Экология – как наука. |
30 | Живая оболочка Земли. | Живая оболочка Земли. Проект «Лес глазами художника». |
32 | Человек и природа. | Человек и природа. Экологические проблемы Забайкалья. |
33 | Природа своей местности. | Природа своей местности. Беды забайкальского леса и как с ними бороться. |
34 | Обобщающий урок. | Обобщающий урок. Проблемы охраны леса. |
№ | Внеурочная деятельность | Форма проведения. | Количество часов |
1 | Разнообразие жизни в лесу: растительный мир леса (деревья, кус-тарники, травы) и животный мир леса | Экскурсия, Информационный проект | 4 |
2 | Встречи в лесу. | Фотовыставка. | 3 |
3 | «Экологические проблемы забайкальс-кого леса: хроника и люди» | Подбор статей из СМИ. | 3 |
4 | Личный вклад в защиту леса. | Творческий проект. | 2 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час |
1 | Введение | 1 |
2 | География – наука о планете Земля. Практическая работа №1. | 1 |
3 | География в древности. | 1 |
4 | География в эпоху Средневековья. | 1 |
5 | Эпоха Великих географических открытий. | 1 |
6 | Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Практическая работа №2. | 1 |
7 | Географические открытия 17-19 века. | 1 |
8 | Географические исследования 20-21 века. | 1 |
9 | Контрольная работа №1 | |
10 | Понятие о плане местности. Практическая работа №3 | 1 |
11 | Масштаб. | 1 |
12 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №4 | 1 |
13 | Составление простейших планов местности. | 1 |
14 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
15 | Глобус. Географическая карта. | 1 |
16 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 |
17 | Географическая широта. | 1 |
18 | Географическая долгота. Практическая работа №5 | 1 |
19 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 |
20 | Земля в Солнечной системе и во Веселенной. | 1 |
21 | Географические следствия осевого вращения Земли. | 1 |
22 | Географические следствия орбитального движения Земли. | 1 |
23 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 1 |
24 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
25 | Образование горных пород. Практическая работа №6 | 1 |
26 | Рельеф суши. Горы. | 1 |
27 | Равнины. Практическая работа №7 | 1 |
28 | Внешние процессы, влияющие на формирование рельефа. | 1 |
29 | Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа. | 1 |
30 | Рельеф дна Мирового океана. Контрольная работа №2 | 1 |
31 | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | 1 |
32 | Резерв | 1 |
33 | Резерв | 1 |
34 | Резерв | 1 |
6 класс
Название раздела | Практические работы Практикумы | Контрольные работы | Кол-во часов (всего) | |
1 | Ведение. | 1 | - | 2 |
2 | Гидросфера | 2 | 9 | |
3 | Атмосфера | 1 | 1 | 13 |
4 | Биосфера | 2 | 7 | |
5 | Географическая оболочка. | 3 | 1 | 3 |
Итого | 7 | 2 | 34 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | « Маршруты путешественников» на к/карте |
Практическая работа №2 | « Течения в океане» |
Практическая работа №3 | «Описание внутренних вод по плану». |
Практическая работа №4 | «Построение розы ветров» |
Практическая работа №5 | «Распространение природных зон на Земле» |
Практическая работа №6 | «Описание природного комплекса» |
Практическая работа №7 | «Политическая карта мира» |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
6 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час | Цифровые учебно-методические материалы. |
1 | Введение. Практическая работа № 1 « Маршруты путешественников» | 1 | |
2 | Географические координаты. | 1 | |
3 | Гидросфера. Вода на Земле. | 1 | |
4 | Часть мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | |
5 | Движение воды в океане. Практическая работа № 2 « Течения в океане» | 1 | |
6 | Подземные воды. | 1 | |
7 | Реки. | 1 | |
8 | Озёра. | 1 | |
9 | Практическая работа № 3 «Описание внутренних вод по плану». | 1 | |
10 | Ледники. | 1 | |
11 | Многолетняя мерзлота. | 1 | |
12 | Атмосфера. Строение, изучение, значение атмосферы. | 1 | |
13 | Температура воздуха. | 1 | |
14 | Практикум с. 49 | 1 | |
15 | Годовой ход температуры воздуха | 1 | |
16 | Атмосферное давление. | 1 | |
17 | Ветер. | 1 | |
18 | Практическая работа №4: «Построение розы ветров» | 1 | |
19 | Водяной пар в атмосфере. Облака. | 1 | |
20 | атмосферные осадки | 1 | |
21 | Распределение солнечного тепла и света на Земле | 1 | |
22 | Погода и климат. | 1 | |
23 | Влияние океанов и рельефа суши на климат. | 1 | |
24 | Контрольная работа по атмосфере. | 1 | |
25 | Биосфера- оболочка Земли. | 1 | |
26 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 5 в к/карте с 18-19. | 1 | |
27 | Практическая работа № 6 «Описание природного комплекса» | 1 | |
28 | Жизнь в океане. | 1 | |
29 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | |
30 | Человек – часть биосферы. | 1 | |
31 | Природа и человек. Практическая работа №7 в к/карте с. 20 | 1 | |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
33 | Географическая оболочка. | 1 | |
34 | Природно -территориальный комплекс. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География 7-9» составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинска на 2021-2022 учебный год.
Программа соответствует учебнику «Географии» для 7 - 9 классов по учебно - методическому комплекту «Классическая линия»
Программа разработана в соответствии с:
- с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
- «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 7 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
- На итоговое повторение в конце года 1 час,
- 17 практических работ будут проведены в рамках изучения новых тем;
- остальные часы распределила по всем темам;
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 8 класса рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
- На итоговое повторение в конце года 1 час,
- 10 практических работ будут проведены в рамках изучения новых тем;
- остальные часы распределила по всем темам;
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 9 класса рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
- На итоговое повторение в конце года 1 час,
- на практические работы отведено 4 часа и 5 практических работ в рамках изучения темы.
- остальные часы распределила по всем темам.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Межпредметные результаты.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при реализации учебной деятельности;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы деятельности;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных проблем;
- понимать и использовать географические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
- видеть учебную задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы работы на уроке и другой деятельности;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); - оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
ученик получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
В рабочую программу включена программа модуля «География Забайкальского края».
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и успешной социализации, становлению личности обучающегося основной школы как гражданина России и достойного представителя региона, который знает, понимает и способен созидательными действиями сохранять и приумножать природное, культурное и историческое наследие Забайкальского края, реализовывать идеи устойчивого развития природы и общества, с уважением относиться к людям, профессионально самоопределиться в региональных условиях.
Задачи курса:
1) развитие у учащихся представлений о народном и художественном творчестве, природе, истории, экономике, языке и культуре родного края;
2) содействие восприятию целостности истории и культуры народов Забайкалья, общности их исторических судеб;
3) приобретение учащимися компетентности в вопросах сохранения окружающей социоприродной среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, созидательного поведения в природной и социальной среде в условиях региона, что вносит вклад в воспитание экологической культуры;
4) развитие познавательной мотивации и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире из различных источников (природы, литературы, Интернет и др.), развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
5) содействие развитию умений и навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся;
2.1.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 7 классе.
Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.
7 класс
Содержание материала | Кол-во час |
Введение. | 2 |
Литосфера и рельеф Земли. | 2 (п/р№1) |
Атмосфера и климаты Земли. | 2 (п/р№2) |
Мировой океан. | 2 (п/р№3) |
Географическая оболочка. | 3 |
Освоение Земли человеком. | 3+1 тест |
Океаны и материки. | 53 (п/р№4-17)+3 к/р |
Взаимодействие общества и природы. | 2ч |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | Определение на карте направления передвижения литосферных плит. |
Практическая работа №2 | Климатические пояса. |
Практическая работа №3 | Обозначение крупнейший заливов, проливов, морей, островов, полуостровов, шельфа. |
Практическая работа №4 | ГП Африки. |
Практическая работа №5 | Рельеф и полезные ископаемые Африки. |
Практическая работа №6 | Освоение природы Африки. |
Практическая работа №7 | Страны Африки. |
Практическая работа №8 | ГП Ю.Америки. |
Практическая работа №9 | Речные системы Африки и Ю.Америки. |
Практическая работа №10 | Хозяйственная деятельность населения в странах Ю.Америки. |
Практическая работа №11 | Сравнение природы Арктики и Антарктики. |
Практическая работа №12 | Профиль рельефа по 100-меридиану С.Америки. |
Практическая работа №13 | Сравнение климата отдельных частей материка С. Америки. |
Практическая работа №14 | ГП Евразии. |
Практическая работа №15 | Сравнение природных зон С.Америки и Евразии по 40-ой параллели. |
Практическая работа №16 | Крупнейшие страны Евразии. |
Практическая работа №17 | Характеристика страны по выбору. |
Тест | Освоение Земли человеком. |
Контрольная работа №1 | по теме «Австралия». |
Контрольная работа №2 | по теме «Северная Америка». |
Контрольная работа №3 | по теме «Евразия». |
Проект | «Путешествие по Евразии». |
2.2.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 8 классе.
Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.
8 классс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Россия на карте мира. | 6 |
2 | Рельеф. | 4 |
3 | Климат России. | 4 |
4 | Внутренние воды. | 3+1 п/р |
5 | Почвы. | 3 |
6 | Растительный и животный мир. | 3 |
7 | Природное районирование. | 6 |
8 | Природа регионов России. | 24 |
9 | Человек и природа. | 8 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | Характеристика ГП России. |
Практическая работа №2 | Определение по картам климатических показателей. |
Практическая работа №3 | Сравнение климата разных территорий. |
Практическая работа №4 | Характеристика реки. |
Практическая работа №5 | Разнообразие почв России. |
Практическая работа №6 | Составление прогноза изменений органического мира. |
Практическая работа №7 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. |
Практическая работа №8 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины. |
Практическая работа №9 | Месторождение полезных ископаемых Дальнего Востока. |
Тест | по теме «Климат». |
Контрольная работа №1 | по теме «Природные зоны». |
Контрольная работа№2 | по теме «Районирование России». |
Проект | «Забайкалье в будущем». |
2.3.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю в 9 классе.
Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов.
9 классс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Место России в мире. | 4 (п/р№1) |
2 | Население РФ. | 6 (п/р№2) |
3 | Географические особенности экономики России. | 3 |
4 | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. | 1 |
5 | Машиностроительный комплекс. | 4 (п/р №3) |
6 | ТЭК. | 3 (п/р№4) |
7 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. | 7 |
8 | АПК | 3 (п/р№5) |
9 | Инфраструктурный комплекс. | 4 (п/р №6) |
10 | Региональная часть. | 32(п/р№7-10)+проект |
Практическая часть
Вид работы | тема |
Практическая работа №1 | Нанести на к/к границы России. |
Практическая работа №2 | Решение тестовых заданий «Численность и естественный прирост населения». |
Практическая работа №3 | Определение размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. |
Практическая работа №4 | Характеристика размещения ЭС. |
Практическая работа №5 | Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. |
Практическая работа №6 | Характеристика одной из транспортных магистралей по плану. |
Практическая работа №7 | Географическое положение Северо-Запада России. |
Практическая работа №8 | Отрасли специализации Центральной России. |
Практическая работа №9 | Сельскохозяйственная специализация Поволжья. |
Практическая работа №10 | Составить характеристику промышленного узла. |
Контрольная работа №1 | ЭГП России. |
Контрольная работа №2 | Металлургия. |
Контрольная работа №3 | Западный макрорегион. |
Проект | «Рекреационная зона России». |
Использование часов из программы модуля «География Забайкальского края»:
№ урока | Основная тема урока | Тема с включением программы модуля |
6 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | Исторические особенности заселения и освоения территории России. Население Забайкальского края. |
8 | Национальный состав населения России. | Национальный состав населения России и Забайкальского края. |
10 | Городское и сельское население России. Расселение населения. | Городское и сельское население России и Забайкалья. Расселение населения. |
32 | Железнодорожный и автомобильный транспорт. | Железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспорт Забайкалья. |
33 | Водный и другие виды транспорта. | Водный и другие виды транспорта. Виды транспорта Забайкалья. |
61 | Хозяйство Восточной Сибири. | Политико - административное устройство Забайкальского края. |
62 | Хозяйство Восточной Сибири. | Общая характеристика хозяйства Забайкалья. |
63 | Хозяйство Восточной Сибири. | Промышленность Забайкальского края. |
№ | Внеурочная деятельность | Форма проведения. | Количество часов |
1 | АПК Забайкальского края. | Игра-исследование. | 1 |
2 | Транспорт, нематериальная сфера. Сфера услуг Забайкалья. | Практикум. | 1 |
3 | Социальный комплекс Забайкальского края. | Работа с комплексными картами. | 1 |
4 | Рекреационное хозяйство Забайкалья. | Экскурсия. | 1 |
5 | Проблемы и перспективы развития Забайкальского края. | Деловая игра. | 1 |
6 | Общая характеристика хозяйства. | Практикум. | 1 |
7 | Влияние капризов погоды на здоровье людей. | Групповой проект. | 1 |
8 | Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей моего города. | Проект: экологический буклет. | 1 |
9 | Геральдика городов и районных центров нашего края. | Мини- проект. | 1 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
7 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час |
1 | Введение. Источники географической информации. | 1 |
2 | Происхождение материков и океанов. Практическая работа №1 | 1 |
3 | Рельеф Земли. | 1 |
4 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. | 1 |
5 | Климатические пояса Земли. Практическая работа №2 | 1 |
6 | Происхождение Мирового океана. Основные этапы изучения. | 1 |
7 | Воды Мирового океана. Практическая работа №3 | 1 |
8 | Жизнь в Океане. | 1 |
9 | Тихий и Индийский океан. | 1 |
10 | Атлантический и Северный Ледовитый океан. | 1 |
11 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 |
12 | Природные комплексы суши и океана. | 1 |
13 | Природная зональность. | 1 |
14 | Численность населения Земли. | 1 |
15 | Народы и религии мира. | 1 |
16 | Хозяйственная деятельность людей. Тест по теме «Освоение Земли человеком». | 1 |
17 | Южные материки. | 1 |
18 | Африка. ГП, исследования Африки. Практическая работа №4. | 1 |
19 | Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №5 | 1 |
20 | Климат и внутренние воды. | 1 |
21 | Природные зоны. | 1 |
22 | Влияние человека на природу. | 1 |
23 | Население. Практическая работа №6. | 1 |
24 | Страны северной Африки. Практическая работа №7. | 1 |
25 | Страны Западной и Центральной Африки. ПРОЕКТ | 1 |
26 | Страны Восточной Африки. ПРОЕКТ | 1 |
27 | Страны Южной Африки. ПРОЕКТ | 1 |
28 | Географическое положение Австралии. | 1 |
29 | Климат Австралии. Внутренние воды. | 1 |
30 | Природные зоны. | 1 |
31 | Австралийский союз. Контрольная работа№1 по теме «Австралия». | 1 |
32 | Океания. | 1 |
33 | Географическое положение и история исследования материка Южная Америка. Практическая работа №8. | 1 |
34 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
35 | Климат. Внутренние воды. Практическая работа №9 | 1 |
36 | Природные зоны. | 1 |
37 | Население. Практическая работа №10 | 1 |
38 | Страны востока материка. | 1 |
39 | Страны Анд. | 1 |
40 | Антарктида. ГП, открытие и исследование . Практическая работа №11. | 1 |
41 | Природа материка Антарктида. | 1 |
42 | Северные материки. | |
43 | Географическое положение. История открытия и исследования Северной Америки. Практическая работа №12. | 1 |
44 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
45 | Климат. Внутренние воды. Практическая работа №13 | 1 |
46 | Природные зоны. Население. | 1 |
47 | Канада. | 1 |
48 | США | 1 |
49 | Средняя Америка. Контрольная работа№2 по теме «Северная Америка». | 1 |
50 | Географическое положение Евразии. Практическая работа №14. | 1 |
51 | Особенности рельефа, его развитие. | 1 |
52 | Климат. Внутренние воды. | 1 |
53 | Природные зоны. | 1 |
54 | Народы и страны Евразии. Практическая работа №15. | 1 |
55 | Страны Северной Европы. Практическая работа №16. | 1 |
56 | Страны Западной Европы. | 1 |
57 | Франция. Германия. | 1 |
58 | Страны Восточной Европы. | 1 |
59 | Страны Восточной Европы. | 1 |
60 | Страны Южной Европы. Италия. | 1 |
61 | Страны Юго-Западной Азии. | 1 |
62 | Страны Центральной Азии. | 1 |
63 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Проект «Путешествие по Евразии». | 1 |
64 | Страны Южной Азии. Индия. | 1 |
65 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Контрольная работа№3 по теме «Евразия». | 1 |
66 | Обобщающий урок. | 1 |
67 | Закономерности географической оболочки | 1 |
68 | Взаимодействие природы и общества. | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
8 класс
Номер пункта | Содержание материала | Количество часов |
1 | Введение. Географическое положение России. | 1 |
2 | Моря, омывающие берега России. Практическая работа №1. | 1 |
3 | Россия на карте часовых поясов. | 1 |
4 | Решение задач по нахождению поясного времени. | 1 |
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 |
6 | Особенности рельефа России. | 1 |
7 | Геологическое строение территории России. | 1 |
8 | Минеральные ресурсы России. | 1 |
9 | Развитие форм рельефа. | 1 |
10 | От чего зависит климат нашей страны. | 1 |
11 | Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, осадков. Практическая работа №2. | 1 |
12 | Разнообразие климата России. Практическая работа №3. | 1 |
13 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение воздуха. | 1 |
14 | Источники атмосферного загрязнения. Тест по теме «Климат». | 1 |
15 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 |
16 | Практическая работа №4 | 1 |
17 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 |
18 | Водные ресурсы России. Загрязнение воды. | 1 |
19 | Роль воды в жизни человека. Рациональное использование воды. | 1 |
20 | Образование почв и их разнообразие. Практическая работа №5 | 1 |
21 | Разнообразие почв. | 1 |
22 | Закономерности распространения почв. | 1 |
23 | Почвенные ресурсы. | 1 |
24 | Растительный и животный мир России. | 1 |
25 | Биологические ресурсы. ООПТ. Сохраним для потомков. | 1 |
26 | Природно-ресурсный потенциал России. | 1 |
27 | Особо охраняемые природные территории Забайкалья. | 1 |
28 | Разнообразие природных комплексов России. Многообразие экосистем. | 1 |
29 | Моря, как крупные природные комплексы. | 1 |
30 | Природные зоны России. | 1 |
31 | Разнообразие лесов России. | 1 |
32 | Безлесные зоны на юге России. | 1 |
33 | Высотная поясность. Контрольная работа№1 по теме «Природные зоны». | 1 |
34 | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | 1 |
35 | Природные комплексы Восточно-Европейская равнины. | 1 |
36 | Памятники природы. | 1 |
37 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы рационального использования. Практическая работа №7. | 1 |
38 | Кавказ - самые высокие горы России. | 1 |
39 | Особенности природы высокогорий. Природные комплексы северного Кавказа. | 1 |
40 | Урал - каменный пояс земли русской. | 1 |
41 | Природные ресурсы Урала. | 1 |
42 | Своеобразие природы Урала. | 1 |
43 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 |
44 | Западно-Сибирская равнина. Особенности природы. Практическая работа №8. | 1 |
45 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины. | 1 |
46 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины. | 1 |
47 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 |
48 | Климат Восточной Сибири. | 1 |
49 | Природные районы Восточной Сибири. | 1 |
50 | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 |
51 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 |
52 | Географическое положение Забайкальского края. Проект «Забайкалье в будущем». | 1 |
53 | Геологическое строение. Рельеф Забайкалья. | 1 |
54 | Природные ресурсы Забайкалья. | 1 |
55 | Дальний Восток – край контрастов. | 1 |
56 | Природные комплексы Дальнего Востока. | 1 |
57 | Природные уникумы Дальнего Востока.. | 1 |
58 | Природные ресурсы Дальнего Востока и их освоение. Практическая работа №9 | 1 |
59 | Контрольная работа№2 по теме «Районирование России». | 1 |
60 | Обобщающий урок | 1 |
61 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 |
62 | Воздействие человека на природу. Населенный пункт как экосистема. | 1 |
63 | Рациональное природопользование. | 1 |
64 | Россия на экологической карте мира. | 1 |
65 | Экология и здоровье человека. | 1 |
66 | Экология и здоровье человека. | 1 |
67 | География для природы и общества. | 1 |
68 | Обобщение знаний по теме: «человек и природа» | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
9 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час |
1 | Введение. | 1 |
2 | Место России в мире. | 1 |
3 | Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 | 1 |
4 | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого- географическое положение России. | 1 |
5 | Государственная территория России. Контрольная работа №1 «ЭГП России». | 1 |
6 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. Население За- байкальского края. | 1 |
7 | Численность и естественный прирост населения. Практическая работа №2 | 1 |
8 | Национальный состав населения России и Забайкальского края. | 1 |
9 | Миграции населения. | 1 |
10 | Городское и сельское население России и Забайкалья. Расселение населения. | 1 |
11 | География основных типов экономики на территории России. | 1 |
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 |
13 | Россия в современной мировой экономике. | 1 |
14 | Научный комплекс. | 1 |
15 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 |
16 | Факторы размещения машиностроения. | 1 |
17 | География машиностроения. Практическая работа №3 | 1 |
18 | Роль, значение и проблемы ТЭК. | 1 |
19 | Топливная промышленность. | 1 |
20 | Электроэнергетика. Практическая работа №4 | 1 |
21 | Состав и значение комплексов конструкционных материалов. | 1 |
22 | Металлургический комплекс. | 1 |
23 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. | 1 |
24 | Цветная металлургия. Контрольная работа №2 по теме «Металлургия». | 1 |
25 | Химико-лесной комплекс. | 1 |
26 | Факторы размещения предприятий химической промышленности. | 1 |
27 | Лесная промышленность. | 1 |
28 | Состав и значение АПК | 1 |
29 | Земледелие и животноводство. Практическая работа №5. | 1 |
30 | Пищевая и легкая промышленность. | 1 |
31 | Состав комплекса. роль транспорта. | 1 |
32 | Железнодорожный и автомобильный транспорт. Транспорт Забайкалья. | 1 |
33 | Водный и другие виды транспорта. Виды транспорта Забайкалья. Практическая работа №6. | 1 |
34 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 |
35 | Районирование России. Общая характеристика Западного макрорегиона. | 1 |
36 | Центральная Россия. Состав, природа, историческое изменение ГП. Практическая работа №7. | 1 |
37 | Население и главные черты хозяйства. Практическая работа №8. | 1 |
38 | Районы Центральной России. | 1 |
39 | Географические особенности областей Центрального района. | 1 |
40 | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. | 1 |
41 | Северо-Западный район. | 1 |
42 | Европейский Север. ГП, природные ресурсы и условия. | 1 |
43 | Население. | 1 |
44 | Хозяйство. | 1 |
45 | Европейский Юг. ГП, природные ресурсы и условия. | 1 |
46 | Население. | 1 |
47 | Хозяйство. | 1 |
48 | Проект «Рекреационная зона России». | 1 |
49 | Поволжье. ГП, природные ресурсы и условия. | 1 |
50 | Население. | 1 |
51 | Хозяйство. Практическая работа № 9. | 1 |
52 | Урал. ГП, природные ресурсы и условия. | 1 |
53 | Население. | 1 |
54 | Хозяйство. Контрольная работа №3 по теме «Западный макрорегион». | 1 |
55 | Практическая работа№10 | 1 |
56 | Обобщающий урок. | 1 |
57 | Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. | 1 |
58 | Западная Сибирь. | 1 |
59 | Западная Сибирь. | 1 |
60 | Восточная Сибирь. | 1 |
61 | Хозяйство Восточной Сибири. | 1 |
62 | Политико - административное устройство Забайкальского края. | 1 |
63 | Общая характеристика хозяйства Забайкалья. | 1 |
64 | Промышленность Забайкальского края. | 1 |
65 | Сельское хозяйство Забайкальского края | 1 |
66 | Дальний Восток. | 1 |
67 | Хозяйство Дальнего Востока. | 1 |
68 | Обобщающий урок. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету география составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования по географии , учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск на 2020-2021 учебный год.
Программа соответствует учебнику «География» для 10, 11 класса по учебно - методическому комплекту «Инновационная школа», Е.М. Домогатцких, Н.И. Алексеевский «География. Экономическая и социальная география мира»,(М.: Русское слово).
Программа разработана в соответствии с:
- с Законом РФ «Об образовании» (статьи 9, 12,13,23);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 No 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 No1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» ;
- «Положением о разработке и утверждении программ по учебным предметам» ГОУЗабКГИ
Согласно учебного плана МБОУ СОШ №9 г. Нерчинск программа для 10-11 класса рассчитана на 68 часов в год (1 час в неделю) при 34 учебных неделях ( согласно Устава ОУ), из них:
- часы распределила по всем темам;
- 5 часов выделено на практические работы;
- на контрольные работы отведено 2 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения географии является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающегося.
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
2.1.Содержание учебного предмета:
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение географии на ступени среднего общего образования отводится 1 ч в неделю в 10 классе, 1 ч в неделю в 11 классе.
Общее количество часов по данному курсу составляет 68 часов географии.
10 класс
№ | Содержание материала | Кол-во час |
10 класс. | ||
1 | Современная география. | 1 |
2 | Политическая карта мира. | 2 |
3 | Страны современного мира. | 2 |
4 | География населения мира. | 6 |
5 | Мировые природные ресурсы. | 9 |
6 | Природа и человек. | 3 |
7 | Мировое хозяйство и НТР. | 3 |
8 | Отрасли мирового хозяйства. | 8 |
11 класс. | ||
6 | Зарубежная Европа. | 7 |
7 | Зарубежная Азия. | 8 |
8 | Англо-Америка | 3 |
9 | Латинская Америка. | 6 |
10 | Африка. | 5 |
11 | Австралия и Океания. | 4 |
12 | Заключение. | 1 |
Практическая часть
Вид работы | тема |
10 класс | |
Практическая работа №3 | Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов |
Практическая работа №6 | Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов |
Практическая работа №1 | Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран |
Практическая работа №2 | Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами |
Практическая работа №4 | Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану |
Практическая работа №5 | Изображение на контурной карте маршрута международного туризма |
11 класс. | |
Практическая работа №1 | Работа в контурной карте. |
Практическая работа №2 | Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору) |
Практическая работа №3 | Сравнительная характеристика двух стран (по выбору) |
Практическая работа №4 | Работа в контурной карте |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Номер пункта | Содержание материала | Кол-во часов. |
10 класс. | ||
1 | Географическая наука. | 1 |
2 | Что такое политическая карта мира? Формирование политической карты. | 1 |
3 | Регионы мира и международные организации. | 1 |
4 | Типы стран современного мира. | 1 |
5 | Развитые и развивающие страны. | 1 |
6 | Численность и динамика населения мира. Практическая работа №1 | 1 |
7 | Половозрастной состав и трудовые ресурсы. Практическая работа №2 | 1 |
8 | Расовый и этнический состав населения. | 1 |
9 | Религиозный состав населения. | 1 |
10 | Размещение населения и его миграции. | 1 |
11 | Сельское и городское население. | 1 |
12 | Природные ресурсы. Практическая работа № 3 | 1 |
13 | Минеральные ресурсы. | 1 |
14 | Рудные и нерудные полезные ископаемые. Практическая работа №4 | 1 |
15 | Земельные ресурсы. | 1 |
16 | Лесные ресурсы. | 1 |
17 | Водные ресурсы. | 1 |
18 | Неисчерпаемые ресурсы. | 1 |
19 | Ресурсы Мирового океана. | 1 |
20 | Рекреационные ресурсы. Практическая работа №5 | 1 |
21 | Природа и общество. Природопользование. Практическая работа № 6 | 1 |
22 | Загрязнение окружающей среды. | 1 |
23 | Пути решения экологических проблем. | 1 |
24 | Формирование мирового хозяйства. | 1 |
25 | Современная эпоха НТР. | 1 |
26 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Проект «Мировое хозяйство». | 1 |
27 | Топливно-энергетический комплекс. | 1 |
28 | Металлургия. | 1 |
29 | Машиностроение. | 1 |
30 | Химическая и лесная промышленность. | 1 |
31 | Сельское хозяйство. | 1 |
32 | Транспорт мира. | 1 |
33 | Мировая торговля. Экономика. | 1 |
34 | Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития. | 1 |
11 класс. | ||
35 | Зарубежная Европа. Состав, ГП и природные ресурсы. | 1 |
36 | Население и хозяйство. | 1 |
37 | Субрегионы Зарубежной Европы. | 1 |
38 | Германия. | 1 |
39 | Миграционные процессы ФРГ. | 1 |
40 | Проект «Страны Зарубежной Европы». | 1 |
41 | Проект «Страны Зарубежной Европы». | 1 |
42 | Зарубежная Азия. . Состав, ГП и природные ресурсы. | 1 |
43 | Население и хозяйство. | 1 |
44 | Субрегионы Зарубежной Азии. | 1 |
45 | Субрегионы Зарубежной Азии. | 1 |
46 | КНР. | 1 |
47 | Япония. | 1 |
48 | Индия. | 1 |
49 | Практическая работа №1. Работа в к/карте. | 1 |
50 | Канада. | 1 |
51 | США | 1 |
52 | Практическая работа №2 | 1 |
53 | Латинская Америка. Состав, ГП и природные ресурсы. | 1 |
54 | Население и хозяйство. | 1 |
55 | Субрегионы Латинской Америки. | 1 |
56 | Бразилия. | 1 |
57 | Мексика. | 1 |
58 | Практическая работа №3 | 1 |
59 | Африка. Состав, ГП и природные ресурсы. | 1 |
60 | Население и хозяйство. | 1 |
61 | Субрегионы Африки. | 1 |
62 | ЮАР. | 1 |
63 | Практическая работа №4 | 1 |
64 | Австралия. | 1 |
65 | Океания | 1 |
66 | Россия и современный мир. | 1 |
67 | Экологическая проблема. | 1 |
68 | Обобщающий урок. | 1 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...