Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.
статья по географии

Использование онлайн сервисов на уроках географии. Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn-karty.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.

учитель географии Пахомова С.А.

Изучение географии невозможно представить без использования географических карт. О значении карты замечательно высказывался знаменитый советский географ Н.Н.Баранский: «Карта есть «альфа и омега (то есть начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».

Карта сегодня представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а рассматривается как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.

При раскрытии понятия «картографическая грамотность», ключевое слово – «грамотность», которое подразумевает умение читать и писать. Говоря о картографической грамотности с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС, картографическая грамотность подразумевает использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:

- позволяет ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;

- использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- создавать простейшие географические карты различного содержания.

Традиционная бумажная карта при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток – она неспособна отражать динамику процессов и явлений. Геосфера – оболочка, которая меняется во времени и в пространстве. Неоспоримые преимущества перед традиционными картами сегодня имеют спутниковые снимки. Они несут информацию о самых труднодоступных местах Земли, способны изменять масштаб, позволяют рассмотреть объект с новых ракурсов.

Основное назначение интерактивных  карт — получение картографической информации, которая зачастую дополняется иными географически привязанными данными.

ГИС-карты помогут не только сориентироваться относительно географического положения пункта назначения и ознакомиться с рельефом местности, но и получить массу других сведений.

Сегодня на российском рынке картографических и справочных сервисов можно выделить трех основных представителя:

  1. Яндекс.Карты;
  2. 2ГИС;
  3. GoogleMaps.

Сервисы Яндекс.Карты и GoogleMaps создавались как сервисы, предоставляющие картографическую информацию. 

2ГИС изначально предоставлял пользователю справочную информацию о различных организациях в городе. Сегодня эти сервисы являются полноценными справочно-навигационными продуктами.

Как можно применять онлайн карты в учебном процессе?

Хочу остановиться на геосервисе Googlemaps (карты). Это проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые ( или в некоторых точках аэрофото-изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют достаточно высокое разрешение. Это интерактивный, масштабируемый географический браузер, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.

На уроках географии возможно использование приложения для компьютера

Google Earth Pro.

Сервис позволяет проводить измерения расстояний, определять площадь любых объектов, определять географические координаты местности и любых природных объектов, расположенных на Земле, прокладывать маршруты на местности, рассматривать труднодоступные места. Для визуализации используется трехмерная модель всего земного шара с учетом высоты над уровнем моря. Пользователь может легко перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры». В программе есть слой «3D Здания», с трёхмерными моделями. Панели управления содержат метки и огромное количество дополнительных данных, которые можно подключить по желанию пользователя. Например, названия населённых пунктов, водоёмов, аэропортов, дороги, ж/д, и др. информация.

Использовать сервис можно при изучении следующих тем и решения практических задач:

  1. «Географические координаты». Нанесение на изображение градусной сетки для определения географических координат не только в градусах, но и в минутах. И решение обратных задач – по известным координатам найти объект.
  2. «Суточное вращение Земли». Использование кнопки «Солнечный свет на местности» для демонстрации освещенности Земли в любое время суток.
  3. «Определение расстояний». Используя линейный масштаб определить кратчайшее расстояние между объектами. Проверить себя можно -  проложив маршрут на карте,  где автоматически будет указана его протяженность.
  4. «Рельеф». Использование 3Д моделей позволяет с очень большой степенью наглядности изучить горный рельеф, определить абсолютную высоту местности. Возможно, использование меток с дополнительной информацией.
  5. «Внутренние воды». При формировании понятий «исток», «устье», «дельта», «эстуарий».

Программа имеет уникальную возможность – изучение территории во времени. Используя ползунок «время» можно отследить, как сократилась площадь лесов в Коми или изменилась застройка поселка Тазовский.

С  помощью   сервиса Гугл Планета Земля  возможно  создание   виртуальных экскурсий, проектов,   запись   видеотуров   и   т.д.   Целесообразно   использовать   данную программу   для   организации   поисковых   и   исследовательских   работ   в образовательном процессе. Так в прошлом учебном году с обучающимися 7 «А» класса был создан проект «Памятники неизвестному солдату». Каждый ученик класса получил задание собрать информацию о памятнике неизвестному солдату в одном из городов России. На карте были созданы метки, где были прикреплены  фотографии памятников и основная информация о истории создания, современном состоянии и др. Ребятам надо было найти положение памятников на улицах городов, а это требует определённых картографических умений: ориентироваться по карте, определять взаимное расположение объектов, извлекать необходимую информацию из разных источников и уметь ее анализировать.

Это только некоторые примеры использования онлайн карт для формирования картографической грамотности. Целесообразность их применения, по-моему, очевидна.

Онлайн карты:

  1. важный источник географической информации, с возможностью пространственного поиска;
  2. отражают динамику процессов и явлений;
  3. дают возможность работать с масштабом;
  4. позволяют производить съемку труднодоступных мест Земли;
  5. комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный  источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также средство для проектно-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"

В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения

В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся

Работа с картой на уроках географии  является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...