Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.
статья по географии
Использование онлайн сервисов на уроках географии. Опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onlayn-karty.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.
учитель географии Пахомова С.А.
Изучение географии невозможно представить без использования географических карт. О значении карты замечательно высказывался знаменитый советский географ Н.Н.Баранский: «Карта есть «альфа и омега (то есть начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».
Карта сегодня представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а рассматривается как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.
При раскрытии понятия «картографическая грамотность», ключевое слово – «грамотность», которое подразумевает умение читать и писать. Говоря о картографической грамотности с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС, картографическая грамотность подразумевает использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:
- позволяет ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;
- использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- создавать простейшие географические карты различного содержания.
Традиционная бумажная карта при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток – она неспособна отражать динамику процессов и явлений. Геосфера – оболочка, которая меняется во времени и в пространстве. Неоспоримые преимущества перед традиционными картами сегодня имеют спутниковые снимки. Они несут информацию о самых труднодоступных местах Земли, способны изменять масштаб, позволяют рассмотреть объект с новых ракурсов.
Основное назначение интерактивных карт — получение картографической информации, которая зачастую дополняется иными географически привязанными данными.
ГИС-карты помогут не только сориентироваться относительно географического положения пункта назначения и ознакомиться с рельефом местности, но и получить массу других сведений.
Сегодня на российском рынке картографических и справочных сервисов можно выделить трех основных представителя:
- Яндекс.Карты;
- 2ГИС;
- GoogleMaps.
Сервисы Яндекс.Карты и GoogleMaps создавались как сервисы, предоставляющие картографическую информацию.
2ГИС изначально предоставлял пользователю справочную информацию о различных организациях в городе. Сегодня эти сервисы являются полноценными справочно-навигационными продуктами.
Как можно применять онлайн карты в учебном процессе?
Хочу остановиться на геосервисе Googlemaps (карты). Это проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые ( или в некоторых точках аэрофото-) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют достаточно высокое разрешение. Это интерактивный, масштабируемый географический браузер, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.
На уроках географии возможно использование приложения для компьютера
Google Earth Pro.
Сервис позволяет проводить измерения расстояний, определять площадь любых объектов, определять географические координаты местности и любых природных объектов, расположенных на Земле, прокладывать маршруты на местности, рассматривать труднодоступные места. Для визуализации используется трехмерная модель всего земного шара с учетом высоты над уровнем моря. Пользователь может легко перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры». В программе есть слой «3D Здания», с трёхмерными моделями. Панели управления содержат метки и огромное количество дополнительных данных, которые можно подключить по желанию пользователя. Например, названия населённых пунктов, водоёмов, аэропортов, дороги, ж/д, и др. информация.
Использовать сервис можно при изучении следующих тем и решения практических задач:
- «Географические координаты». Нанесение на изображение градусной сетки для определения географических координат не только в градусах, но и в минутах. И решение обратных задач – по известным координатам найти объект.
- «Суточное вращение Земли». Использование кнопки «Солнечный свет на местности» для демонстрации освещенности Земли в любое время суток.
- «Определение расстояний». Используя линейный масштаб определить кратчайшее расстояние между объектами. Проверить себя можно - проложив маршрут на карте, где автоматически будет указана его протяженность.
- «Рельеф». Использование 3Д моделей позволяет с очень большой степенью наглядности изучить горный рельеф, определить абсолютную высоту местности. Возможно, использование меток с дополнительной информацией.
- «Внутренние воды». При формировании понятий «исток», «устье», «дельта», «эстуарий».
Программа имеет уникальную возможность – изучение территории во времени. Используя ползунок «время» можно отследить, как сократилась площадь лесов в Коми или изменилась застройка поселка Тазовский.
С помощью сервиса Гугл Планета Земля возможно создание виртуальных экскурсий, проектов, запись видеотуров и т.д. Целесообразно использовать данную программу для организации поисковых и исследовательских работ в образовательном процессе. Так в прошлом учебном году с обучающимися 7 «А» класса был создан проект «Памятники неизвестному солдату». Каждый ученик класса получил задание собрать информацию о памятнике неизвестному солдату в одном из городов России. На карте были созданы метки, где были прикреплены фотографии памятников и основная информация о истории создания, современном состоянии и др. Ребятам надо было найти положение памятников на улицах городов, а это требует определённых картографических умений: ориентироваться по карте, определять взаимное расположение объектов, извлекать необходимую информацию из разных источников и уметь ее анализировать.
Это только некоторые примеры использования онлайн карт для формирования картографической грамотности. Целесообразность их применения, по-моему, очевидна.
Онлайн карты:
- важный источник географической информации, с возможностью пространственного поиска;
- отражают динамику процессов и явлений;
- дают возможность работать с масштабом;
- позволяют производить съемку труднодоступных мест Земли;
- комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также средство для проектно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"
В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....
Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения
В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...
Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности
Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....
формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии
знакомит с приемами работы с картами...
Приёмы и формы работы с географической картой, как составной части картографической грамотности учащихся
Работа с картой на уроках географии является одним из важных направлений работы учителя географии.Научить ребёнка знать и понимать карту, а не бояться отвечать у доски, вот главная задача учител...
Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...