Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.
статья по географии
Использование онлайн сервисов на уроках географии. Опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн карты как средство формирования картографической грамотности.
учитель географии Пахомова С.А.
Изучение географии невозможно представить без использования географических карт. О значении карты замечательно высказывался знаменитый советский географ Н.Н.Баранский: «Карта есть «альфа и омега (то есть начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается».
Карта сегодня представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а рассматривается как определенный информационный продукт, полученный в результате картографических методов исследования отдельных территорий.
При раскрытии понятия «картографическая грамотность», ключевое слово – «грамотность», которое подразумевает умение читать и писать. Говоря о картографической грамотности с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС, картографическая грамотность подразумевает использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:
- позволяет ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;
- использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- создавать простейшие географические карты различного содержания.
Традиционная бумажная карта при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток – она неспособна отражать динамику процессов и явлений. Геосфера – оболочка, которая меняется во времени и в пространстве. Неоспоримые преимущества перед традиционными картами сегодня имеют спутниковые снимки. Они несут информацию о самых труднодоступных местах Земли, способны изменять масштаб, позволяют рассмотреть объект с новых ракурсов.
Основное назначение интерактивных карт — получение картографической информации, которая зачастую дополняется иными географически привязанными данными.
ГИС-карты помогут не только сориентироваться относительно географического положения пункта назначения и ознакомиться с рельефом местности, но и получить массу других сведений.
Сегодня на российском рынке картографических и справочных сервисов можно выделить трех основных представителя:
- Яндекс.Карты;
- 2ГИС;
- GoogleMaps.
Сервисы Яндекс.Карты и GoogleMaps создавались как сервисы, предоставляющие картографическую информацию.
2ГИС изначально предоставлял пользователю справочную информацию о различных организациях в городе. Сегодня эти сервисы являются полноценными справочно-навигационными продуктами.
Как можно применять онлайн карты в учебном процессе?
Хочу остановиться на геосервисе Googlemaps (карты). Это проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые ( или в некоторых точках аэрофото-) изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют достаточно высокое разрешение. Это интерактивный, масштабируемый географический браузер, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.
На уроках географии возможно использование приложения для компьютера
Google Earth Pro.
Сервис позволяет проводить измерения расстояний, определять площадь любых объектов, определять географические координаты местности и любых природных объектов, расположенных на Земле, прокладывать маршруты на местности, рассматривать труднодоступные места. Для визуализации используется трехмерная модель всего земного шара с учетом высоты над уровнем моря. Пользователь может легко перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры». В программе есть слой «3D Здания», с трёхмерными моделями. Панели управления содержат метки и огромное количество дополнительных данных, которые можно подключить по желанию пользователя. Например, названия населённых пунктов, водоёмов, аэропортов, дороги, ж/д, и др. информация.
Использовать сервис можно при изучении следующих тем и решения практических задач:
- «Географические координаты». Нанесение на изображение градусной сетки для определения географических координат не только в градусах, но и в минутах. И решение обратных задач – по известным координатам найти объект.
- «Суточное вращение Земли». Использование кнопки «Солнечный свет на местности» для демонстрации освещенности Земли в любое время суток.
- «Определение расстояний». Используя линейный масштаб определить кратчайшее расстояние между объектами. Проверить себя можно - проложив маршрут на карте, где автоматически будет указана его протяженность.
- «Рельеф». Использование 3Д моделей позволяет с очень большой степенью наглядности изучить горный рельеф, определить абсолютную высоту местности. Возможно, использование меток с дополнительной информацией.
- «Внутренние воды». При формировании понятий «исток», «устье», «дельта», «эстуарий».
Программа имеет уникальную возможность – изучение территории во времени. Используя ползунок «время» можно отследить, как сократилась площадь лесов в Коми или изменилась застройка поселка Тазовский.
С помощью сервиса Гугл Планета Земля возможно создание виртуальных экскурсий, проектов, запись видеотуров и т.д. Целесообразно использовать данную программу для организации поисковых и исследовательских работ в образовательном процессе. Так в прошлом учебном году с обучающимися 7 «А» класса был создан проект «Памятники неизвестному солдату». Каждый ученик класса получил задание собрать информацию о памятнике неизвестному солдату в одном из городов России. На карте были созданы метки, где были прикреплены фотографии памятников и основная информация о истории создания, современном состоянии и др. Ребятам надо было найти положение памятников на улицах городов, а это требует определённых картографических умений: ориентироваться по карте, определять взаимное расположение объектов, извлекать необходимую информацию из разных источников и уметь ее анализировать.
Это только некоторые примеры использования онлайн карт для формирования картографической грамотности. Целесообразность их применения, по-моему, очевидна.
Онлайн карты:
- важный источник географической информации, с возможностью пространственного поиска;
- отражают динамику процессов и явлений;
- дают возможность работать с масштабом;
- позволяют производить съемку труднодоступных мест Земли;
- комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также средство для проектно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"
В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения
В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности
Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....
формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии
знакомит с приемами работы с картами...

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...

"Формирование картографической грамотности на уроках географии" Доклад
Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры. Старшее поколение помнит, когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно следили з...