Рабочии программы
рабочая программа по географии
Рабочии программы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_o.a._klimanova_fgos_tretego_pokoleniya.docx | 101.47 КБ |
6_klass_1_chas_rp.docx | 384.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное
СОГЛАСОВАНО ____________ Протокол № ____ от «___» __________ 2022г. | УТВЕРЖДЕНО ________________ Приказ № ____ от «___» __________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2658692)
учебного предмета
«География. Землеведение»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Брейнер Любовь Владимировна
учитель
с. Яр - Сале 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020г. № 2/20)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч.)
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов) Представления об устройстве мира. (Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?) Звезды и галактики. (Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?) Солнечная система. (Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?) Луна - спутник Земли. (Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?) Земля - планета Солнечной системы. (Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?)
Тема 2. Облик Земли (4 часа) Облик земного шара. (Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?) Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. (Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?) Параллели и меридианы. Градусная сеть. (Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?) Глобус как источник географической информации. (Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?)
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (9 ч.)
Тема 3. Изображение Земли (2 часа) Способы изображения земной поверхности. (Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?) История географической карты. (Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?)
Тема 4. История открытия и освоения Земли (7 часов) Географические открытия древности. (Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?)
Географические открытия Средневековья. (Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?) Великие географические открытия. (Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?) В поисках Южной Земли. (Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?) Исследования Океана и внутренних частей материков. (Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?) Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета (16 ч.)
Тема 5. Литосфера (5 часов) Внутреннее строение Земли. (Каково внутреннее устройство нашей планеты?) Горные породы и их значение для человека. (Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?) Работа с коллекцией горных пород и минералов. (Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?) Основные формы рельефа Земли. (Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?)
Тема 6. Гидросфера (4 часа) Мировой круговорот воды. (Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?) Мировой океан и его части. (Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?) Гидросфера — кровеносная система Земли. (Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?)
Тема 7. Атмосфера (3 часа) Атмосфера Земли и ее значение для человека. (Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?) Погода. (Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?) Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. (С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?)
Тема 8. Биосфера (2 часа) Биосфера — живая оболочка Земли. (Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?) Экскурсия в природу. (Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?)
Тема 9. Природа и человек (2 часа) Воздействие человека на природу Земли. (Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?)
Практические работы
- Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
- Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
- Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
- Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
- Урок-практикум. Экскурсия в природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
- Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
- устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
- выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
- Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
- оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
- оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
- в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
- самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
- владеть способами самоконтроля и рефлексии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
- приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
- выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
- интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
- различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
- описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
- находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
- различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
- описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
- находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
- определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
- использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
- приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
- объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
- устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
- различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
- различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
- различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
- показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
- различать горы и равнины;
- классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
- называть причины землетрясений и вулканических извержений;
- применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
- распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
- классифицировать острова по происхождению;
- приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
- приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
- приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
- приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
- представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Представление об устройстве мира. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
2. | Звезды и галактики. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
3. | Солнечная система. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
4. | Луна – спутник Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
5. | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
6. | Облик земного шара. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
7. | Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
8. | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
9. | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль | |
10. | Способы изображения земной поверхности. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
11. | История графической карты. | 1 | 0 | 0 | Презентация | |
12. | Географические открытия древности. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
13. | Географические открытия Средневековья. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
14. | Великие географические открытия. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
15. | В поисках Южной Земли. | 1 | 0 | 0 | Презентация | |
16. | Исследования океана и внутренних частей материков. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
17. | Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль | |
18. | Внутреннее строение Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
19. | Горные породы и их значения для человека. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
20. | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль | |
21. | Рельеф и его значения для человека. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
22. | Основные формы рельефа Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
23. | Мировой круговорот воды. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
24. | Мировой океан и его части. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
25. | Гидросфера – кровеносная система Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
26. | Атмосфера Земли и её значение для человека. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
27. | Погода. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
28. | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль | |
29. | Биосфера – живая оболочка Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
30. | Урок-практикум. Экскурсия в природу. | 1 | 0 | 1 | Письменный контроль | |
31. | Воздействие человека на природу Земли. | 1 | 0 | 0 | Устный контроль | |
32 | Повторение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
33 | Повторение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
34 | Повторение | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 35 | 0 | 5 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и другие; под редакцией Климановой О.А. География: Землеведение, 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
География 5-9 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией О.А. Климановой.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция ЦОР.
1) Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28
2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/
3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/
4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ
5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/
6. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/
7.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/
8. Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/
9.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/
10.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija
11.География http://geographyofrussia.com/
12.Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/
13. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2
14. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html
15. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/
16. Федеральная служба статистики http://www.gks.ru/
18. https://reshalka.com/uchebniki/5-klass/geography/klimanova1
19. https://www.youtube.com/watch?v=26RLQMRBlBU&list=PL4xfAgOz99tT6bhqHJKYAFt2wvSC9iltf&index=1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
Атласы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер
Мультимедийный проектор
Глобусы
Карты
Коллекция медиаресурсов
Коллекции горных пород
Портреты первооткрывателей
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел I. Как устроен наш мир | ||||||||
1.1. | Земля во Вселенной | 5 | 0 | 0 | Работа с источниками информации: учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения. Нахождение дополнит информации о Луне. Наблюдать теллурий или электронную модель движений Земли. Работа с картами, схемами. | Письменный контроль, устный контроль | ||
1.2. | Облик Земли | 4 | 0 | 1 | Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка значений ключевых слов. Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом. Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. Выявление на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. | Письменный контроль, устный контроль | ||
Итого по разделу | 9 |
| ||||||
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | ||||||||
2.1. | Изображение Земли | 2 | 0 | 0 | Знакомство с различными источниками информации-планами местности, аэрофотоснимками, космическими снимками. Знакомство с историей географической карты. | Письменный контроль, устный контроль, презентация | ||
2.2. | История открытия и освоения Земли | 7 | 0 | 1 | Исследование по картам маршрутов путешественников, нахождение в Интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучение по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов; работа с записками, отчётами, дневниками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: «путь из варяг в греки», Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы. Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. Изучение по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работа с записками, отчётами, дневниками. | Письменный контроль, устный контроль, презентация | ||
Итого по разделу | 9 |
| ||||||
Раздел III. Как устроена наша планета | ||||||||
3.1. | Литосфера | 5 | 0 | 1 | Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана. Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана. Работа с учебником и атласами, контурными картами. | Письменный контроль, устный контроль | http://geography.su/atlas/item /f00/s00/z0000000/ | |
3.2. | Гидросфера | 4 | 0 | 0 | Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. Работа с учебником и атласом. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | http://geography.su/atlas/item /f00/s00/z0000000/ | |
3.3. | Атмосфера | 0 | 1 | Работа по формированию практических навыков и умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | |||
3.4. | Биосфера | 0 | 1 | Работа с новыми терминами, примерами взаимосвязи всех живых организмов на Земле. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты | |||
3.5. | Природа и человек | 2 | 0 | 0 | Знакомство с Красной книгой России, Приморского края. Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. | Письменный контроль, устный контроль, работа у карты, работа с глобусом | ||
Итого по разделу | 16 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 5 |
|
Работа с новыми
терминами, примерами
взаимосвязи всех живых
организмов на Земле.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО на основании следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.Раздел 3. п.18.2.2);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобренной федеральнной учебно-методическим объединенем по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020. Авторской программы География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
Общее количество часов – 5 класс – 35 часов (1 час в неделю), 6 класс – 35 часов (1 час в неделю).
Используемый УМК:
- География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
- География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
- А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2013
- А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. КлимановаГеография. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014
- Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2
- Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014
- Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014
- Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014
Цели:
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы,о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие пониманияглавных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Изменений в авторской программе нет
География в 5-6 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 11 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «Окружающий мир».
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
5 класс :Количество тематических практических работ – 4
Экскурсия – 1
6 класс Количество тематических практических работ-6
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии
- Личностно-ориентированныеиразвивающиетехнологии
- Технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся(игровыетехнологии,технологияинтенсивногообучения наосновесхемныхизнаковыхмоделейучебногоматериала, технология проблемного обучения).
- Технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса (групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения
- словесные (рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации);
- наглядные (метод иллюстраций,метод демонстраций)
- практические (наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими данными)
Формы обучения
- индивидуальная
- коллективная
- групповая
- в парах
- фронтальная
Средства обучения
Дидактические средства обучения
Вербально-информационные: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия по отдельным вопросам методики преподавания географии.
Наглядные средства обучения: географические карты, картосхемы, картодиаграммы, аэрофотоснимки, иллюстративные таблицы, натуральные объекты (коллекции минералов и горных пород, гербарии и др.), схемы, таблицы.
Аудиовизуальные средства обучения: учебные кинофильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, компакт-диски.
Технические средства: проектор, компьютер.
Режим занятий
- режим шестидневной недели
- обучение в первую смену
продолжительность уроков по 40 мин.
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: комбинированный опрос, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (географический диктант, самостоятельная работа, практическая работа), групповая форма контроля
Планируемые результаты
Личностные:
- овладение опытом участия в социально значимом труде;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметные:
- объяснять значение понятий;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- читать план местности и карту;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста
Оценка планируемых результатов
№ | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Примеча- ние |
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, | География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014 | География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014 |
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»
РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (5 ч)
План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (17 ч)
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки.Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще
причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (6 ч)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
Резервное время – 4 часа.
Практические работы
- Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.
- Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.
- Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой.
- Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами.
- Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой.
Тематическое планирование – 6 класс
(35 часа в год)
Распределение часов по разделам
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 3 | 1 |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | 2 |
Тема 10. Планета воды. | 2 | ||
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 | ||
Тема 12. Рельеф суши. | 3 | ||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 | |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 | ||
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 | |
Тема 15. Живая планета | 2 | ||
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | ||
Тема 17. Природа и человек | 3 | ||
Всего часов 35 |
Календарно-тематическое планирование
6 а,б,в,класс
№ п/п | Тема урока | Дата | Виды деятельности ученика | Планируемые результаты обучения (УУД) | Д/З | ||||||||||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Земля во Вселенной–3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
1 | Вращение Земли и его следствия. | 3.09 | Формирование представлений о естественных процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Выявлять и знать причины смены времён года, объяснять понятия: Северный и Южный полярный круг, Северный и Южный тропик, полярный день и полярная ночь. | Умение работать с текстом, выделять в нем главное | Учебно-познавательный интерес к географии | П.32 | ||||||||||||||||||||
2 | Географические координаты.(к/к срт.8-9) | 10.09 | Изучение особенностей различных методов определения географических координат. Формирование и коррекция навыков и умений определения географических координат по карте. | Давать определение понятию географические координаты. Называть методы определения географических координат. Знать правила работы с картой при определении географических координат точки. | Умение работать с картой, глобусом. | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний. | П.33 | ||||||||||||||||||||
3 | Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.(к/к стр.10-11) | 17.09 | Формирование практических навыков и умений определения координат точки по глобусу. | Уметь определять географические координаты по глобусу и карте. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | П.34 | ||||||||||||||||||||
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение –5 часов. | |||||||||||||||||||||||||||
4 | План местности.(к/к стр.4-5) | 24.09 | Формирование представлений о способах изображения земной поверхности. | Давать определение понятиям: план местности, аэрофотоснимок, виды масштаба. Объяснять что показывает масштаб, условные знаки, легенда плана. | Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации | Понимание важности умения читать карту, план местности. | П.35 | ||||||||||||||||||||
5 | Ориентирование по плану и на местности.(к/к стр.6-7) | 1.10 | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами | Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Умение работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | П.36 | ||||||||||||||||||||
6 | Урок-практикум. Составление плана местности. | 8.10 | Формирование практических навыков составления плана местности. | Давать понятие определению: Полярная съёмка местности, маршрутная съёмка местности. | Умение работать с измерительными приборами. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | П.37 | ||||||||||||||||||||
7 | Многообразие карт. | 15.10 | Формирование навыков работы с разными видами карт. | Выделять существенные признаки и особенности географических карт по теме раздела. Объяснять особенности форм рельефа Земли по карте, свойства географической карты и плана местности, Определять отличительные особенности изображений земной поверхности. | Умение работать с различными видами карт. | Понимание роли и значения разных видов географических карт для человека. | П.38 | ||||||||||||||||||||
8 | Урок-практикум. Работа с картой. | 22.10 | Формирование практических навыков и умений работы с различными видами географических карт. | Выделять различия между географической картой и планом местности, географической картой и схемой. Объяснять какие сведения дают карты, план местности, схема. Легенда карты, плана местности, схемы. | Умение работать с различными видами карт, планом местности, умение применять на практике полученные знания при изучении других предметов. | Понимание роли и значения полученных знаний в жизни человека. | П.39 | ||||||||||||||||||||
Раздел VI. Природа Земли – 18 часов. Тема 10. Планеты воды – 2 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Свойства вод Мирового океана.(к/к стр.16-17) | 29.10 | Формирование представлений о свойствах вод мирового океана. | Объяснять свойства вод мирового океана. Определять причины и следствия различий вод мирового океана. Определять и показывать на карте различные по солёности моря и океаны. Описывать различия температуры вод мирового океана от экватора к полюсам. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Понимание роли различий вод мирового океана в формировании знаний о Земле и их роль в жизни человека. | П.40 | ||||||||||||||||||||
10 | Движение вод в Мировом океане. | 12.11 | Формирование представлений о движении вод в мировом океане. | Выявлять причины и следствия образования волн, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать образования волн, течений, цунами. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание влияния океанических течений на природу приморских районов материков. | П.41 | ||||||||||||||||||||
Тема 11. Внутреннее строение Земли – 3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
11 | Движение литосферных плит.(к/к стр.12-13) | 19.11 | Формирование представлений о движениях земной коры. | Объяснять причины и следствия движения земной коры, а также влияние движений литосферных плит на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте положение литосферных плит. Объяснять, почему происходит движение земной коры. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли движения земной коры в формировании знаний о Земле. | П.42 | ||||||||||||||||||||
12 | Землетрясения: причины и последствия. | 26.11 | Формирование представлений о землетрясениях и их последствиях. | Объяснять причины и последствия землетрясений, влияние землетрясений на развитие географических знаний. Определять причины и следствия землетрясений. Определять и показывать на карте сейсмические пояса. Составлять описания событий по теме урока. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли землетрясений в формировании знаний о Земле | П.43 | ||||||||||||||||||||
13 | Вулканы. | 3.12 | Формирование представлений о вулканах Земли. | Объяснять причины возникновения вулканов, влияние вулканов на развитие географических знаний. Определять причины и следствия вулканической деятельности. Определять и показывать на карте вулканические пояса Земли. Составлять описание видов вулканов. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | П.44 | ||||||||||||||||||||
Тема 12. Рельеф суши – 3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
14 | Изображение рельефа на планах местности и географических картах.(к/к стр.14-15) | 10.12 | Формирование представлений об изображении рельефа на планах местности и географических картах. | Определять и показывать на карте высоты и глубины. Давать определение понятию «профиль местности, абсолютная высота, относительная высота, шкала высот и глубин, горизонталь». | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли и значения географических знаний. | П.45 | ||||||||||||||||||||
15 | Горы. | 17.12 | Формирование представлений о причинах и следствиях процессов горообразования. | Объяснять причины и следствия горообразования. Определять причины и следствия процесса горообразования. Определять и наносить на карту основные горные системы Земли. Формулировать вывод о значении горообразования. Составлять описание природы гор. Объяснять, чем отличаются горные системы Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли горообразования в формировании знаний о Земле | П.46 | ||||||||||||||||||||
16 | Равнины. | 24.12 | Формирование представлений о равнинах Земли. | Объяснять причины и следствия образования равнин, влияние знаний о равнинах на развитие географических знаний. Определять причины и следствия образования равнин. Определять и показывать на карте основные равнины Земли. Наносить на контурную карту равнины, овраги, балки, возвышенности, низменности, плоскогорья. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли и значения полученных знаний в жизни человека. | П.47 | ||||||||||||||||||||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли – 6 часов. | |||||||||||||||||||||||||||
17 | Температура воздуха. | 14.01 | Формирование представлений о температуре воздуха. | Объяснять результаты температурных колебаний. Определять причины и следствия изменений температуры воздуха. Определять и показывать на карте тепловые пояса Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.48 | ||||||||||||||||||||
18 | Атмосферное давление. Ветер. | 21.01 | Формирование представлений об атмосферном давлении и ветре. | Объяснять влияние атмосферного давления на развитие географических знаний. Определять причины и следствия атмосферного давления. Определять и показывать на карте области высокого и низкого атмосферного давления.Объяснять причины изменения атмосферного давления. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.49 | ||||||||||||||||||||
19 | Облака и атмосферные осадки. | 28.01 | Формирование представлений о роли атмосферных осадков в формировании географических знаний. | Объяснять причины и следствия атмосферных осадков. Определять причины и следствия атмосферных осадков. Определять и показывать на климатической карте области высоких и низких осадков. Формулировать вывод о роли атмосферных осадков в исследовании Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.50 | ||||||||||||||||||||
20 | Погода и климат. | 4.02 | Формирование представлений о роли климата в формировании географических знаний. | Объяснять причины и следствия циркуляции атмосферы, влияние знаний о климате на развитие географических знаний. Объяснять понятия «пассаты, западные ветры, годовая амплитуда температур». | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный | Понимание роли полученных знаний в жизни человека. | П.51 | ||||||||||||||||||||
21 | Урок-практикум. Работа с климатическими картами. | 11.02 | Формирование практических навыков и умений работы с климатическими картами. | Определять климат районов Земли по климатическим картам. Составление среднесуточной температуры воздуха. Определение средней температуры июля и января по климатическим картам. | Умение работать с климатическими, температурными картами, картами осадков. | Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека. | П.52 | ||||||||||||||||||||
22 | Урок-практикум. Наблюдение за погодой. | 18.02 | Формирование практических навыков и умений наблюдения за погодой. | Определять направление ветра, измерять температуру воздуха, определять среднюю температуру воздуха за сутки, определять облачность, определять атмосферное давление. | Умение работать с климатическими приборами: флюгер, барометр, термометр. | Понимание роли и значения географических знаний в жизни человека. | П.53 | ||||||||||||||||||||
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли – 4 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
23 | Реки в природе и на географических картах. | 25.02 | Формирование представлений о гидросфере Земли. | Объяснять причины и следствия зависимости питания и режима реки от климата местности где протекает река. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических свойств гидросферы Земли и её составных частей. | П.54 | ||||||||||||||||||||
24 | Озёра. | 4.03 | Формирование представлений о значении озёр в формировании животного и растительного мира. | Объяснять особенности взаимодействия озера и суши, значение озёр для природы и человека. Определять характер взаимного влияния озера и местности где оно расположено друг на друга. Обозначать на контурной карте различные виды озёр Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | П.55 | ||||||||||||||||||||
25 | Подземные воды, болота, ледники. | 11.03 | Формирование представлений о специфических чертах природы подземных вод, болот, ледников. | Объяснять особенности взаимосвязи болот и подземных вод, ледников и климата. Определять специфику подземных вод и болот, ледников по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте ледники Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | П.56 | ||||||||||||||||||||
26 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 18.03 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМ | Объяснять особенности гидросферы Земли. Определять специфику внутренних вод по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Осознание роли гидросферы Земли для природы и человека | повторение | ||||||||||||||||||||
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни – 8 часов. Тема 15. Живая планета –2 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
27 | Закономерности распространения живых организмов на Земле.(к/к стр. 18-19) | 25.03 | Формирование представлений о специфических чертах распространения жизни на земле. | Объяснять причины и факторы от которых зависит растительность.. Определять специфику типов растительного покрова на земном шаре. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.57 | ||||||||||||||||||||
28 | Почва как особое природное тело. | 8.04 | Формирование представлений о специфических чертах почвы и горных пород. Виды почв. Формирование понятия – охрана почв. | Объяснять особенности типов почв. Определять специфику почв Земли по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте типы почв. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.58 | ||||||||||||||||||||
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
29 | Понятие о географической оболочке. | 15.04 | Формирование представлений о специфических чертах географической оболочке Земли. Формирование понятий о взаимосвязи оболочек Земли. | Объяснять особенности географических оболочек Земли. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы Земли и их значение для человека. | П.59 | ||||||||||||||||||||
30 | Природные комплексы как части географической оболочки. | 22.04 | Формирование представлений о специфических чертах природных комплексов. | Объяснять особенности природных комплексов. Определять специфику природы по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | П.60 | ||||||||||||||||||||
31 | Природные зоны Земли. | 29.04 | Формирование представлений о специфических чертах природных зон. | Объяснять особенности природных зон. Определять специфику природных зон по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | П.61 | ||||||||||||||||||||
Тема 17. Природа и человек – 3 часа. | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Стихийные бедствия и человек. (к/к стр.22-23) | 6.05 | Формирование представлений о причинах и следствиях стихийных бедствий. | Объяснять особенности причин и следствий стихийных бедствий. Определять специфику стихийных бедствий. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы. Осознание причин уникальности природы Земли. | Доделать к/к | ||||||||||||||||||||
33 | Обобщающий урок «География. Землеведение». | 13.05 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами | Объяснять особенности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы Земли. | Повторение | ||||||||||||||||||||
34 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 20.05 | Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами | Объяснять особенности природы и природных компонентов Земли. Определять специфику природы и природных комплексов по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы Земли. | |||||||||||||||||||||
35 | Повторение | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение
Основная литература
- География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.
Дополнительная литература
5 класс
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
- Атлас. География. 5 класс.
- Контурные карты. География. 5 класс.
6 класс
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2014.
- География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2015.
- Атлас. География. 6 класс.
- Контурные карты. География. 6 класс.
Методическая литература для учителя
- Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М.: Глобус. 2010.
- Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2002.
- Нагорная И.И. Поурочные планы, география 6 класс - Волгоград. Учитель. 2008.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2008.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - СПб.: Виктория. 2009.
Оборудование и приборы
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...