краеведческое направление в научно- исследовательских работах школьников
материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

 Среди инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Обучающиеся овладевают такими приемами как наблюдения, сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно- следственных связей и некоторые другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческое направление в научно­исследовательских работах

школьников по географии

учитель географии МКОУ «СОШ №5 г. Алзамай» Тебенькова О.В.

1 слайд 

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обусловливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Научить ребёнка видеть красоту родной природы, беречь и любить её — одна из задач учителя географии.

2 слайд Важная задача школы - воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.

 Среди инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Обучающиеся овладевают такими приемами как наблюдения, сопоставления, прием доказательства, прием обобщения, прием выдвижения гипотез, прием переноса знаний в новую ситуацию, прием установления причинно- следственных связей и некоторые другие.

3 слайд    « Познать свой край изучить его –  значить полюбить его еще более глубоко…».                А.С. Барков

С чего начинается исследование?     С удивления… А почему так, а не иначе? Вот оно начало поиска и исследования….

4 слайд  Алгоритм привлечение обучающихся к проектно- исследовательской деятельности по географии: От урока к исследованию

Тема урока – заинтересовать -  задать проблемный вопрос – найти ответ через мини исследования «Домашние исследования» - выступление на уроке – расширение работы в рамках настоящего исследования – выход на более высокий уровень - НПК

5 слайд    Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.
  • Определи цель исследования.
  • Подумай, ответы на какие вопросы помогут раскрыть тебе тему исследования.
  • Выдвини свои предположения (гипотезы), которые, по твоему мнению раскроют тему исследования.
  • Реши, как и где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с различными источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

6 слайд Домашнее исследование 5-6 классы

При изучении особенностей географических оболочек использую исследовательские домашние задания:
«Путешествие вокруг моего дома»

  1. Составление плана местности
  2. Составление маршрутной съемки «от школы до дома»
  3. Гербарий растений
  4. Наблюдение за погодой
  5. Изучение снежного покрова
  6. Талая вода. Капель
  7. Описание ПТК рядом с  домом

7,8,9 слайд

Изучение курса  физической географии России (8 класс) строиться  на краеведческом  подходе:

 Широко  используется краеведческий материал и 8 классах  при изучении климата, внутренних вод, почв, растительности и животного мира. Основное значение краеведческого материала здесь – помочь учащимся понять причинно-следственные связи в природной среде.

Научные работы НПК

  • Исследование природы дачного участка
  • Изучение полезных ископаемых г. Алзамай
  • Изучение особенностей снежного покрова в г. Алзамай
  • Исследование календарного (зимнего, летнего периода г. Алзамай
  • Изменение органолептических свойств и характеристик снежного покрова под влиянием факторов антропогенного происхождения в г. Алзамай
  • Экологическая обстановка г. Алзамай

Слайд 10 Краеведческий подход в курсе географии 8-9  классах сохраняется и при изучении населения и хозяйства (первичного сектора экономики). Домашнее исследование:

«Социологическое путешествие»

1.Демографические показатели моей семьи (соотношение детей в поколениях)

2.Социологическое исследование семей школьников

3.Социальный  портрет молодого поколения в г. Алзамай

4. Производственная и непроизводственная сфера г. Алзамай

  • Слайд 11. Научные работы НПК
  •  Особенности топонимики г. Алзамай и его окрестностей
  • Демографическая ситуация г. Алзамай
  • «География пищевой промышленности в магазинах города Алзамай»
  • «История железной дороги в истории города Алзамай»
  • Географическая грамотность населения г. Алзамай»

Слайд 12. Направления научных работ в моей практике с обучающимися самые различные: изучение погодных условий, изучение снежного покрова, природных ресурсов, изучение экологии, численности населения, топонимики и многое другое. Расширяется научная работа, когда учащиеся продолжают работу на следующий год…

Каждая исследовательская работа учащихся является неповторимой и уникальной в познании природы родного края. Изучение географических особенностей своей малой родины представляет собой интересный практический материал для проведения уроков географии, способствует развитию краеведческой работы в школе и привитию интереса к предмету. «Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющем ряд существенных отличий от основных тради...

Основы организации научно-исследовательской работы школьников

Основы организации научно-исследовательской работы школьников...

Научно-исследовательские работы школьников под моим руководством

За последние 15 лет под моим руководством школьники выполнили 13 научно-исследовательских работ, которые были представлены на научно-практические конференции "Шаг в будущее" города, округа, а также на...

Научно- исследовательская работа школьников «Изучение местного озера».

Научно- исследовательская работа школьников              «Изучение местного озера»....

Научно-исследовательская работа школьников «ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ»

Для уточнения местонахождения редких растений и животных нужны добровольные помощники, которых необходимо снабдить методическими разработками, знаниями соответствующей литературой. В то же время они н...

Научно-исследовательские работы школьников как способ реализации проектной деятельности

В данной статье описываю  опыт организации (осуществления) научно-исследовательской работы школьников, учащихся средних и старших классов, который помогает оценить степень эффективности проектной...