Урок-разработка «Ориентирование на местности»
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Урок разработка с технологической картой урока и презентацией "Ориентирование на местности" 5 класс к учебнику Алексеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie_2.pptx.docx | 31.87 КБ |
orientirovanie_na_mestnosti.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-разработка «Ориентирование на местности»
Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Сколько нового и интересного предстоит узнать пятиклассника на уроке географии. Часто возникает вопрос, в каком формате, с помощью каких учебных инструментов учащихся познакомить с этим понятийным аппаратом.
В моей практике данная тема вызывает интерес у учеников, но различные технические проблемы не позволяют выполнить задания без ошибок (например, незнание сторон горизонта, умение ориентироваться по компасу и т.д). Для решения данных проблем мною был разработан урок в интересной и познавательной форме «Ориентирование на местности». В основу которого легла мной разработанная технологическая карта и практические задания.
Технологическая карта урока географии по теме: «Ориентирование на местности».
5 класс к параграфу 9 , учебника линии А.И. Алексеева
Предмет | География 5 класс | ||
Тема урока | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. | ||
Цель урока | Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности. | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||
Основные понятия | Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут. | ||
Межпредметные связи | Математика, природоведение, история. | ||
Оборудование | Топографический план местности, компасы, учебники, атласы, транспортиры, карточки, «смайлики» | ||
Планируемые результаты | Предметные: - определять стороны горизонта; - ориентироваться по компасу на плане и местности; - понимать роль ориентирования для человека. | Метапредметные: - высказывать предположения на основе учебного материала; - устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; - слушать и понимать речь других; - находить и анализировать информацию; - работать по плану; осуществлять самоконтроль. | Личностные: - овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях. |
Этапы урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Приветствие. Мотивационный этап. Постановка учебной задачи. Целеполагание. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л). Формулирование темы и цели урока (П). Осознание цели урока (М) | Урок начинается с приветствия учащихся: - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. - Послушайте отрывок из рассказа и скажите, чему будет посвящен наш урок: «Солнце уже склонялось к западу, когда Петя вошел в густой ольшаник. Он уже три года не ходил поэтому, когда – то знакомому, пути. Здесь все переменилось. Дорога оказалась трудной: бурелом нагромоздил преграды, да и заросли были очень густыми. – Напрасно я вышел ночью, - мелькнуло у него (Пети) в голове… Вдруг, (…) Петя поскользнулся и упал. Выбравшись с трудом из канавы, он понял, что потерял нужное ему восточное направление…» - Итак, чему будет посвящен наш урок? - Назовите тему урока (после того, как дети выскажутся, записывает на доске) - Какова цель урока? Какие задачи? | Ученики приветствуют учителя, показывают «смайлики» настроения. Учащиеся предполагают, что умению найти нужное направление. Самостоятельно формулируют тему (записывают в тетрадь) Формулируют цель, задачи урока. |
Этап актуализации знаний | Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М) | - Вернемся к рассказу про Петю. «Петя знал много способов ориентирования, но в густых зарослях сделать этого не мог. И только минут через десять, когда он (Петя) «…» вышел на полянку, облегченно вздохнул. Сквозь густые тучи изредка проглядывал знакомый серп «…» Луны, обращенный вправо…» - Какие способы ориентирования мог знать Петя? (на доске создает схему, со слов детей) - Каким образом Петя смог сориентироваться ночью? | Дают ответ, используя личный опыт и знания из природоведения (ориентироваться по Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику …). Отвечают, как он сориентировался по Полярной звезде, Луне. |
Выявление затруднения. Разработка проекта выхода из ситуации. | Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М) Формирование устойчивого познавательного интереса (Л) Понимание необходимости умения правильно определять стороны горизонта (П) | - Так что же такое «ориентирование»? - Сравните свой ответ с определением в учебнике на с. 34 - А зачем так важно уметь ориентироваться? - Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете? Работа в группах (по карточке). «Определите и запишите, в какой стороне класса находится доска, дверь, полки, окна, стенды?» - А теперь сравните ваши ответы. У кого все совпало? - Почему получились разные ответы, как определить стороны горизонта точно и в любую погоду? - Какое решение лучшее? Верно, нужно использовать компас. | Высказывают суждения. Называют стороны горизонта. Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают- проговаривают и осознают его. Предлагают пути выхода их ситуации (по Солнцу, по часам, по компасу…). |
Основной этап. Открытие нового знания. Применение новых знаний. | Работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль (М) Формирование устойчивого познавательного интереса, - самоопределение, самосознание (Л) Анализ объекта с целью выделения признаков, -определение основной информации (М) Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (М) | - А что такое «компас»? - Давайте познакомимся с компасом. Послушайте историю создания компаса (выступает заранее подготовленный ученик) Работа в группах - У вас на столах компасы, а также инструкция по работе с компасом. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами работы с компасом и приготовьте его к работе. Инструкция (на столах) - Итак, компасы готовы к работе. Теперь вы знаете, где в классе север – юг, запад – восток. - Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем. Физминутка. - Проверим вашу внимательность. Когда я буду называть сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет) - Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе. - Определите, в какой стороне класса находится доска, дверь, шкаф, окна? Работа с планом местности по учебнику (в группе)на стр.38 - Перед вами план местности. Найдите город Таруса на плане и определите, в какой стороне находится поселок Кузьмищево, музей-заповедник Поленово от города Таруса? В каком направлении протекает река Ока? (С; С-В; с севера на юг) - А как определить точно? Обсудите в группе. - Для точного определения существует азимут (понятие вывешивается на доску). - Что такое «Азимут»? Прочитайте на стр. 45. и выпишите определение в тетрадь и сделайте рисунок. - Что такое азимут? (в основу определения азимута положен угол). Давайте запишем эти углы в тетрадь (90о, 180о, 270о, 360о) - На плане местности азимут находят при помощи транспортира. Вы знакомились с ними на математике. | Дают определения. Самостоятельная работа по группам с компасом и инструкцией по его применению. Дети поворачиваются в названную сторону. Учащиеся определяют по компасу, в какой стороне находятся указанные объекты. Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают. Обсуждают и высказывают предположения. Работают с текстом, выписывают определение, делают рисунок в тетрадь. Отвечают. |
Первичное закрепление. | Работа с планом местности. - У вас на столах планы от точки А до точки Б. Выполните задания к ним. - Давайте проверим ответы. | Работают с заданиями на определение направлений, азимута на плане. Проверяют правильность своих ответов. | |
Самостоятельная работа и проверка. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (М) Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л) | Индивидуальная работа (с взаимопроверкой). Тест и практическая работа по топографическому плану местности. Проверьте свои знания по образцу (на доске): «5» - 6+ «4» - 5-4+ «3» - 3+ | Выполняют задания, применяя полученные знания. Проверяют правильность ответов соседа по парте. |
Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание) | Ценностное отношение к изучаемой теме (Л) Умение систематизировать знания по теме (П) Умение адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). | - Какими способами можно ориентироваться на местности? - Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться? - Для чего нужно уметь ориентироваться? - Что вы знали в начале урока? - Чему вы научились на уроке? - Где вам эти умения пригодятся? - Оцените свою работу на уроке, закончите одно из предложений: мне было интересно… я узнал… мне хочется… теперь я могу… - Какое настроение у вас после урока, покажите «смайлики» Выставляет и комментирует оценки за урок. | Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Демонстрируют свое настроение. |
Домашнее задание. | д/з §9, задание №9 на стр.36 (устно). Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута. | Записывают домашнее задание в тетрадь. Учитель в школьный портал |
Тема: «Ориентирование. Азимут»
Цель: Продолжить изучение темы «План и карта»; познакомить с новыми понятиями: ориентирование, азимут, научиться определять стороны горизонта, пользоваться компасом
терминами и понятиями, научить способам ориентирования на плане, карте,
местности; измерять расстояния на местности, плане, карте.
Задачи:
1.Обучающие –изучение способов определения сторон горизонта.
2. Развивающие –развитие навыков применения измерительных приборов для ориентирования на местности
3. Воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на местности для безопасности и сохранения здоровья
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы проведения: урок-путешествие; объяснение в ходе эвристической беседы, понятий ориентирования, стороны горизонта, азимут. С использованием рисунков в учебнике, изображений на экране проектора, в процессе проведения практических заданий отработка умений работать с компасом, определять направления азимута на предметы в классе, на рисунке в учебнике, измерение расстояний на местности шагами и на карте с помощью масштаба.
План урока:
- Повторение по теме;
- Цели и Задачи урока;
- Объяснение нового материала
- Объяснение понятия «ориентирование»
- Определение сторон горизонта по рисунку учебника и по презентации
- Ориентирование по местным признакам
- Определение сторон горизонта на плане местности и карте (Практикум)
- Компас (Практикум)
- Азимут (Практикум)
- Правила поведения в природе
- Измерение расстояний
Оборудование:
- Компасы
- Транспортиры
- Настенный план местности
- Мультимедийное оборудование
Ход урока:
- Повторение по теме «План местности, масштаб»
- Определить цели и задачи урока для учеников
Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север показала направленье.
И по плану ты проверил путь дальнейшего движенья.
У каждого человека есть жизненные моменты, когда необходимо определить своё местонахождение. Для этого человеку необходимо научиться ориентироваться, т.е. определять свое местоположение относительно сторон горизонта и своих объектов. В древности люди ориентировались по знакомым объектам, делали зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Умение ориентироваться –одно из главных качеств человека, которое помогает ему сохранить жизнь, здоровье и безопасность. Уметь ориентироваться должен каждый человек. Особенно по сторонам горизонта.
Я зачитаю пример:
3. Воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на
местности для безопасности и сохранения здоровья
3. Воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на
местности для безопасности и сохранения здоровья
«Солнце уже склонялось к западу, когда Петя вошел в густой ольшаник. Он уже три года не ходил поэтому, когда – то знакомому, пути. Здесь все переменилось. Дорога оказалась трудной: бурелом нагромоздил преграды, да и заросли были очень густыми.
– Напрасно я вышел ночью, - мелькнуло у него (Пети) в голове…
Вдруг, (…) Петя поскользнулся и упал. Выбравшись с трудом из канавы, он понял, что потерял нужное ему восточное направление…»
определения сторон горизонта,измерения расстояния по карте, измерение длины
реки..
3. Воспитательные: осознание необходимости умения ориентироваться на
местности для безопасности и сохранения здоровь
«Петя знал много способов ориентирования, но в густых зарослях сделать этого не мог. И только минут через десять, когда он (Петя) «…» вышел на полянку, облегченно вздохнул. Сквозь густые тучи изредка проглядывал знакомый серп «…» Луны, обращенный вправо…»
Чтобы отправиться в путешествие надо уметь ориентироваться на местности и карте.
ема: «Ориентирование. Азимут»
Сформулируйте тему урока.
Определите цели, чему вы должны научиться.
Основная цель сегодняшнего урока научиться
- Ориентироваться на местности, узнать какие способы для этого существуют
- Научиться определять расстояние на местности. На эти вопросы нам ответит§ 8 нашего учебника
- Объяснение нового материала
3.1 Объяснение понятия «ориентирование»
Что означает понятие ориентирование?
Выводится определение на экран
«Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и окружающих объектов»
- Определение сторон горизонта
Какие стороны горизонта вам известны?
Какие промежуточные стороны горизонта вы увидели на презентации?
Задание: подпишите основные и промежуточные стороны горизонта, определите и запишите, в какой стороне класса находится доска, дверь, полки, окна, стенды?
- Ориентирование по местным признакам
Ребята, как можно определить стороны горизонта по местным признакам?
(По мху, солнцу, звездам)
Ориентирование по солнцу (наших широтах): в 7 часов утра солнце на востоке;
В 10 часов утра солнце стоит на юго- востоке;
В 13 часов на юге;
В 16 часов на юго-западе;
В 19 часов на западе.
Задание: рано утром класс отправился в поход на «Утицу» где будет находиться солнце? (ответ с права)
- Ориентирование по полярной звезде
Найти ковш «Большая медведица из 7 ярких звезд. Рядом созвездие поменьше. Там найти самую крупную звезду. Это Полярная звезда, которая всегда смотрит строго на север
- Лесные ориентиры
Обучающиеся отвечают по картинкам презентации
- С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками
- У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны
- Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный –крутой
- Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.
- Снег быстрее подтаивает на южных склонах
Ребята, когда вы пойдете в лес с родителями, обязательно проверьте эти ориентиры на практике
3.6 Определение сторон горизонта на плане местности и карте
Учитель: на планах направление на С обозначают стрелкой С-Ю. Если на плане нет стрелки, то считается, что верхний край плана северный, нижний - южный, правый восточный и левый –западный.
Определение сторон горизонта по презентации
Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.
а) рассматривание компаса
б) показ слайд-шоу на экране. Внешний вид компаса
в) практическая работа с компасом
Учитель помогает сориентировать компас на парте.
Компас.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.
В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.
Физминутка.
- Проверим вашу внимательность. Когда я буду называть сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет)
- Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.
- доска (Ответ: С)
- окна (Ответ: З)
- дверь (ответ: Ю-В)
- стенды(юг)
3.7 Азимут
На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут
а) Определение этого понятия выводится на экран: «Азимут –это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.
б) Рассматривание на экране схемы с изображением сторон горизонта и соответствующие им градусы
в) Практическая работа по определению азимута
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.
Рефлексия
Тест.
1. Какому азимуту соответствует направление на север?
а) 0
б) 90
в)180
2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270?
а) север
б) запад
в) восток
3. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 45?
а) северо-восток
б) юго-восток
в) северо - запад
д/з §9, задание №9 на стр.36 (устно). Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ориентирование на местности. Азимут.
Ориентирование Ориентирование – это определение на местности наблюдателем своего местонахождения относительно сторон горизонта с помощью компаса, карты, аэрофотоснимка. Ориентирование возможно и по местным (естественным и искусственным) ориентирам
Стороны горизонта
Способы ориентирования на местности
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Ориентирование на местности
В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....
Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.
Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...
Ориентирование на местности разными способами.
В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности...
Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".
Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....
Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).
Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...