Рабочая программа по географии ФГОС-22 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_geografiya_fgos.docx | 77.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района РТ
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол № 1 от __.08. 2022 г.
Введено приказом № от ___. 08.2022 г.
Директор / Охотникова С.В./
Рабочая программа
по географии 8 класс (2 часа в неделю, 70 часов)
Составитель программы:
Романов Василий Митрофанович, учитель географии первой квалификационной категории.
«Согласовано»
Зам. директора /Алексеева В.Н./ от __.08.2022 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол №1 от __.08.2022 г.
Руководитель МО / Андреева Л.Н./
2022-2023 учебный год.
Содержание учебного предмета.
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации | Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности. | (3 часа) |
Тема 2. Россия на карте мира | Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. | (4 часа) |
Тема 3. История изучения территории России | Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. | (4 часа) |
Тема 4. Геологическое строение и рельеф | Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. | (5 часов) |
Тема 5. Климат России | Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние | (7 часов) |
Тема 6. Гидрография России | Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания | (8 часов) |
Тема 7. Почвы России | Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и | (2 часа) |
Тема 8. Растительный и животный мир России | Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории. | (2 часа) |
Тема 9.Природные зоны России | Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. | (6 часов) |
Тема 10. Крупные природные районы России | Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля. Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Крым. Особенности географического положения региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Южный берег Крыма. Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала. Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. | (15 часов) |
Тема 11. Общая географическая характеристика родного края | Географическое положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи. Закономерности формирования рельефа и его современное развитие. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Внутренние воды и водные ресурсы. Обеспеченность. Экологические проблемы. Особенности почв своего региона. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности растительного и животного мира. | (9 часов) |
Заключение. Природа и человек). | Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. | (5 часов) |
Планируемые результаты изучения предмета география 8 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа) | объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки; - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; - объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; - определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран; - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях. использование географических умений: - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; | - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах. использование карт как моделей: - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; - выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах. понимание смысла собственной действительности: использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира. | Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. | – ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях |
Тема 2. Россия на карте мира (4 часа) | ||||
Тема 3. История изучения территории России (4 часа) | ||||
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов) | ||||
Тема 5. Климат России (7 часов) | ||||
Тема 6. Гидрография России (8 часов) | ||||
Тема 7. Почвы России (2 часа) | ||||
Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа) | ||||
Тема 9.Природные зоны России (6 часов) | ||||
Тема 10. Крупные природные районы России (15 часов) | ||||
Тема 11. Общая географическая характеристика родного края (9 часов) | ||||
Заключение. Природа и человек (5 часов). | ||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УМК (Домогацких Н.И., География. 8 класс. М., Дрофа, 2019 г
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
план | факт | |||||
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации – 3 часа | ||||||
1 | Карта и её математическая основа | 1 | 1.09 | Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях, уметь компактно и ёмко представлять земную поверхность; ориентироваться в пространстве; открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов | ||
2 | Топографическая карта ПР (Пр., Практическая работа).1 Чтение топографической карты. Построение профиля местности. | 1 | 3.09 | |||
3 | Космические и цифровые источники информации | 1 | 8.09 | |||
Тема 2. Россия на карте мира - 4 часа | ||||||
4 | Географическое положение России Пр.2 Характеристика географического положения России. | 1 | 10.09 | Знают специфику географического положения Российской Федерации. Понимают связь между географическим положением и другими компонентами природы | ||
5 | Природные условия и ресурсы | 1 | 15.09 | Различать прямое и косвенное воздействие природных условий на жизнь человека. | ||
6 | Часовые пояса и зоны Пр.3 Определение поясного времени для разных пунктов России | 1 | 17.09 | Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Умеют определять местное, поясное, декретное, летнее время | ||
7 | Обобщающий урок по теме «Россия на карте мира» | 1 | 22.09 | |||
Тема 3. История изучения территории России – 4 часа | ||||||
8 | Русские землепроходцы 11-17 вв. | 1 | 24.09 | Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации П.9 | ||
9 | Географические открытия в России в 18-19 вв. | 1 | 29.09 | |||
10 | Географические исследования 20 века. Пр.4 Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. | 1 | 1.10 | |||
11 | Роль географии в современном мире | 1 | 6.10 | |||
Тема 4. Геологическое строение и рельеф России– (5 часов) | ||||||
12 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. | 1 | 8.10 | Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования | ||
13 | Тектоническое строение территории. | 1 | 13.10 | Анализ тектонической и физической карты. Работа с контурными картами. Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры | ||
14 | Общие черты рельефа. Пр.5 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. | 1 | 15.10 | Заполнение таблицы Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы. | ||
15 | Литосфера и человек | 1 | 20.10 | Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | ||
16 | Обобщающий урок по теме «Геологическое строение и рельеф России» | 1 | 22.10 | |||
Тема 5. Климат России–(7 часов) | ||||||
17 | Факторы, определяющие климат России | 1 | 27.10 | |||
18 | Распределение тепла и влаги на территории России. | 1 | 29.10 | Анализ физической и климатических карт Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны | ||
19 | Климаты России. Пр.6 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. | 1 | 10.11 | Учебное исследование по картам, работа с контурными картами Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы | ||
20 | Воздушные массы и атмосферные фронты | 1 | 12.11 | Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывают особенности погоды отдельных территорий. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта | ||
21 | Атмосферные вихри. Пр. 7 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. | 1 | 17.11 | Анализ физической и климатической карты Объясняют причины образования циклонов и антициклонов Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета П.20 | ||
22 | Атмосфера и человек. | 1 | 19.11 | |||
23 | Обобщающий урок по теме «Климат России» | 1 | 24.11 | |||
Тема 6. Гидрография России –(8 часов) | ||||||
24 | Моря, омывающие территорию России. Пр. 8 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России. | 1 | 26.11 | Анализ физической карты, составление таблицы Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них | ||
25 | Характеристики реки. Пр. 9 Составление характеристики одной из рек | 1 | 1.12 | П.22 | ||
26 | Реки России | 1 | 3.12 | Работа с контурными картами: нанесение крупных рек бассейнов трёх океанов и области внутреннего стока Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хоз. использования | ||
27 | Озера и болота. | 1 | 8.12 | Знают определения понятий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использования | ||
28 | Природные льды. | 1 | 10.12 | Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения | ||
29 | Великое оледенение. | 1 | 15.12 | Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения. Объясняют причины их распространения и роль в природе Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов | ||
30 | Гидросфера и человек. | 1 | 17.12 | |||
31 | Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»» | 1 | 22.12 | |||
Тема 6. Почвы России- (2 часа) | ||||||
32 | Формирование и свойства почв. | 1 | 24.12 | Знают и объясняют факторы образования и свойства почв | ||
33 | Зональные типы почв. | 1 | 12.01 | Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов | ||
34 | Растительный и животный мир России | 1 | 14.01 | Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов П.31 | ||
35 | Ресурсы растительного и животного мира | 1 | 19.01 | |||
Тема 9. Природные зоны России – (6 часов) | ||||||
36 | Природные комплексы России. | 1 | 21.01 | Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК) | ||
37 | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики. | 1 | 26.01 | Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных ПК. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных ПК. Характеризуют особенности азональных ПК. | ||
38 | Леса умеренного пояса. | 1 | 28.01 | |||
39 | Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность. Пр. 10 Составление описания одной из природных зон России по плану | 1 | 2.02 | |||
40 | Природно-хозяйственные зоны | 1 | 4.02 | П.36 | ||
41 | Обобщающий урок по теме «Почвы, природные зоны» | 1 | 9.02 | |||
Тема 10. Крупные природные районы России (15 часов) | ||||||
42 | Островная Арктика | 1 | 11.02 | Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве. Определяют эколог. проблемы | ||
43 | Восточно–Европейская равнина Пр.р. 11 Нанесение на к/карту крупных форм рельефа | 1 | 16.02 | Знают особенности рельефа и полезные ископаемые. Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории Знают климатообразующие факторы. Составляют краткую географическую характеристику природно-территориальных комплексов. Устанавливают причинно-следственные связи | ||
44 | Восточно–Европейская равнина | 1 | 18.02 | |||
45 | Северный Кавказ. | 1 | 23.02 | Обозначение на карте объектов номенклатуры «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства» Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой высоты Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор. Объясняют причины и следствия большой высоты | ||
46 | Крым Пр. 12 Составление описания природного района по плану. | 1 | 25.02 | Знают особенности рельефа и полезные ископаемые. Объясняют причины уникальной природы Крыма | ||
47 | Уральские горы | 1 | 2.03 | Анализ орографической схемы Урала, с.264, и рисунка 170. «Обозначение на карте месторождений полезных ископаемых» Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа. Знают геологическую историю региона, истоки рек. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых Объясняют причины разного количества осадков | ||
48 | Западная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | 4.03 | Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и месторождения полезных ископаемых | ||
49 | Климат и внутренние воды Западной Сибири. Пр.р. 13 Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири | 1 | 9.03 | Объясняют причины заболоченности. Показывают и характеризуют бассейн Оби | ||
50 | Средняя Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 11.03 | Знают и показывают формы рельефа, месторождения природных ископаемых. Объясняют причины образования рельефа | ||
51 | Климат, внутренние воды и природные зоны Средней Сибири. | 1 | 16.03 | Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений | ||
52 | Северо-Восточная Сибирь: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 18.03 | Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата | ||
53 | Климат, внутренние воды и природные зоны Северо-Восточной Сибири. | 1 | 1.04 | Объясняют особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса | ||
54 | Пояс гор Южной Сибири «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере месторождений Алтая» | 1 | 6.04 | Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири | ||
55 | Дальний Восток | 1 | 8.04 | Знают и показывают формы рельефа, объясняют причины образования. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды | ||
56 | Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России» | 1 | 13.04 | |||
Тема 11. География РТ – (9 часов) | ||||||
57 | Особенности географического положения РТ и его изменение в ходе исторического развития. | 1 | 15.04 | Знать особенности ГП, размеры территории, протяженность границ. Объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения. Называть и показывать основные формы рельефа, полезные ископаемые. Приводить примеры природоохранной деятельности | ||
58 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | 20.04 | |||
59 | Климат. | 1 | 22.04 | Уметь объяснять основные климатические закономерности на территории края | ||
60 | Гидрография края. Охрана вод. | 1 | 27.04 | Знать зависимость режима реки от климата и рельефа | ||
61 | Закономерности распространения почв. | 1 | 29.04 | Характеризовать природные зоны, объяснять связь компонентов природы в пределах природной зоны | ||
62 | Растительный и животный мир | 1 | 4.05 | Знать природно-географические районы, объяснять признаки выделения ПГР, показывать на карте, узнавать по описанию | ||
63 | Природные зоны | 1 | 6.05 | |||
64 | Охрана и преобразование природы родного края. | 1 | 11.05 | |||
65 | Обобщающий урок по теме «География РТ» | 1 | 13.05 | |||
Заключение. Природа и человек (5 часов). | ||||||
66 | Тестирование (в рамках промежуточной аттестации) | 1 | 18.05 | |||
67 | Природа и человек | 1 | 20.05 | Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | ||
68 | Повторение за курс 8 класса | 1 | 25.05 | |||
69 | Повторение | 1 | 27.05 | |||
70 | Обобщающий урок за курс 8 класса | 1 | .05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, авторской программы по географии Домогацких Е.М. для 5 – 9 классов (ФГОС. Инновационная школа). М.: Русское слово, и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования.
В данном курсе используется учебник «География: физическая география России» для 8 класса общеобразовательных учреждений учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и учебному плану на изучение географии в 8 классе выделяется 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная (парная и групповая), индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), технология оценивания (правило самооценивания), технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследование, практический.
Формы организации деятельности учащихся: уроки в классе, экскурсии в природу, практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; мини-проекты, мини-исследования, занятия – игры, диспуты, блиц – опросы,
• развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля:
1. Текущий: тесты, терминологические диктанты, практические и самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческие задания.
2. Итоговый - Комплексная контрольная работа
3. Контроль УУД. Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.
Цель контроля: проверить качество усвоения материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Предметные результаты:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
• использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
• использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
• понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «География».
Метапредметными результатами изучения предмета в 8-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
• – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
• – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
• – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Называть и (или) показывать:
• Предмет изучения географии России
• Основные средства и методы получения географической информации
• Субъекты РФ
• Пограничные государства
• Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ
• Границы часовых поясов
• Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
• Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
• Распределение рек страны по бассейнам океанов
• Основные области современного оледенения и крупные ледники
• Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
• Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
• Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные
• Народы, наиболее распространенные языки, религии
• Примеры рационального и нерационального размещения производства
• Объекты всемирного культурного и природного наследия России
• Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)
• Экологически неблагополучные районы России
• Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
• Географическое положение объектов
• Разницу в поясном времени территории
• Погоду по синоптическим картам
• Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации
3. Описывать:
• Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)
• Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства
• Особенности быта и религий отдельных народов
4. Объяснять:
• Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
• Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
• Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
• Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога
• Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
• Как составляется прогноз погоды
• Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
• Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
• Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны
• Разнообразие природных комплексов на территории страны
• Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения
• Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития
• Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ
• Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры
• Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов
• Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях
• Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
• Природно-ресурсный потенциал страны и региона
• Экологическую ситуацию в стране и регионе
• Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
• Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
• Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География» в 8 классе:
Ученик научится:
• называть различные источники географической информации и методы её получения;
• определять географическое положение России;
• показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
• определять поясное время;
• называть и показывать крупные равнины и горы;
• выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
• показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;
• приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
• делать описания отдельных форм рельефа по картам;
• называть факторы, влияющие на формирование климата России;
• определять характерные особенности климата России;
• иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
• давать описания климата отдельных территорий;
• с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
• приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
• называть и показывать крупнейшие реки, озера;
• используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
• называть факторы почвообразования;
• используя карту, называть типы почв и их свойства;
• приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;
• объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
• объяснять видовое разнообразие животного мира;
• называть меры по охране растений и животных.
• показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
• приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
• показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
• приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
• показывать на карте крупные природные районы России;
• называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
• давать комплексную физико-географическую характеристику;
• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории.
• отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
• оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
• выделять экологические проблемы природных регионов.
• объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
• объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Ученик получит возможность научиться:
• ставить учебные задачи, а также вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
• планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
• классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
• сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
• систематизировать и структурировать информацию;
• формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
• владеть навыками анализа и синтеза;
• искать и отбирать необходимые источники информации;
• использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет;
• представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
• работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
• использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
• создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
• выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
• самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
• организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
• вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
• оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
Ученик сможет показывать на карте:
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Система оценки достижений учащихся
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Внутришкольный мониторинг личных достижений фиксируется в личных портфолио.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального или группового проекта.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений - овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
Устный ответ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
- не приступал к выполнению работы;
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
• Время выполнения работы: 10-15 мин.
• Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
• Время выполнения работы: 30-40 мин.
• Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала¬ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение использовать карту и источники знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....
рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...