Рабочая программа по географии ФГОС-22 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_geografiya_fgos.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района РТ
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол №1 от __.08. 2022 г.
Введено приказом № от ___. 08.2022 г.
Директор / Охотникова С.В./
Рабочая программа
по географии 6 класс (1 час в неделю, 35 часов)
Составитель программы:
Романов Василий Митрофанович, учитель географии первой квалификационной категории.
«Согласовано»
Зам. директора / Алексеева В.Н./от __.08.2022 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол №1 от __.08.2022 г.
Руководитель МО / Андреева Л.Н./
2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты изучения предмета география 6 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Земля как планета | выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; | подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; |
| Формирование ответственного отношения к учёбе. Развитие личностной рефлексии, толерантности. Формирование мотивации в изучении наук о природе. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование целостного мировоззрения. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. |
Географическая карта. |
| создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления; работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации; ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе; |
пособиях, словарях;
составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
Литосфера |
| подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли; моделировать географические объекты и явления; |
| Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
Атмосфера |
| использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; моделировать географические объекты и явления; |
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задач. |
Гидросфера | проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков; |
|
| Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
Биосфера | различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; |
|
| Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
Почва и географическая оболочка Взаимодействие человека и природы | использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; |
|
| Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе. |
Содержание учебного предмета география (6 класс) 35 часа
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Земля как планета | Введение. Что изучает география. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. | 6 |
Географическая карта. | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | 4 |
Литосфера | Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | 7 |
Атмосфера | Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. | 8 |
Гидросфера | Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. | 4 |
Биосфера | Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. | 2 |
Почва и географическая оболочка. Взаимодействие человека и природы | Почва. Географическая оболочка как среда жизни. Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Экология. Экологические проблемы. | 4 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
УМК (Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. География. Физическая география. 6 класс)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол- во часов | календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
Земля как планета | 6 | ||||
1 | Земля и Вселенная | 1 | 3.09 | Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Наблюдать действующую модель (теллурий) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». | |
2 | Градусная сеть. Система географических координат. Географическая широта | 1 | 10.09 | Определять географическую широту объектов | |
3 | Географическая долгота. Географические координаты | 1 | 17.09 | Определять географическую долготу объектов | |
4 | Времена года | 1 | 24.09 | Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. Распознавать условные знаки планов местности. | |
5 | Пояса освещенности | 1 | 1.10 | Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности. | |
6 | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела | 1 | 8.10 | Определять расстояния между географическими объектами, определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности на планах местности. Составлять по планам описания форм рельефа и их очертаний. | |
Географическая карта. | 4 | ||||
7 | Географическая карта и ее масштаб | 1 | 15.10 | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. | |
8 | Виды условных знаков. | 1 | 22.10 | Определять географическую широту объектов | |
9 | Ориентирование. Азимут | 1 | 29.10 | Определять географическую долготу объектов | |
10 | Изображение рельефа на карте | 1 | 12.11 | Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам. Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам. Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам. | |
Литосфера | 7 | ||||
11 | Строение земного шара | 1 | 19.11 | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой | |
12 | Виды горных пород | 1 | 26.11 | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород | |
13 | Полезные ископаемые | 1 | 3.12 | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли | |
14 | Движения земной коры | 1 | 10.12 | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия горных систем мира | |
15 | Выветривание горных пород | 1 | 17.12 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. | |
16 | Рельеф суши и дна Мирового океана | 1 | 24.12 | Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | |
17 | Урок обобщения и контроля по теме раздела | 1 | 14.01 | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана | |
Атмосфера | 8 | ||||
18 | Строение атмосферы | 1 | 21.01 | Определение по картам географического положения районов, подвергающихся цунами; крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карт и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на к/карте холодных и теплых течений. | |
19 | Температура воздуха | 1 | 28.01 | Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. | |
20 | Атмосферное давление | 1 | 4.02 | Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Обозначение на к/карте крупнейших рек мира. Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. Определение питания и режима рек. | |
21 | Движение воздуха | 1 | 11.02 | Определение по картам географического положения и размеров крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначение на к/карте крупнейших озер, водохранилищ мира. Составление и анализ схемы «Различия озер по происхождению котловин». | |
22 | Вода в атмосфере | 1 | 18.02 | Выявление причин образования и особенностей распространения ледников и многолетней мерзлоты, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. | |
23 | Погода | 1 | 25.02 | Анализ схемы «Значение атмосферы», составление таблицы «Строение атмосферы». Оформление дневника наблюдений за погодой. | |
24 | Климат | 1 | 4.03 | Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах. Построение графика изменения температуры воздуха, определение амплитуды и средней температуры за период наблюдения. | |
25 | Урок обобщения и контроля по теме раздела | 1 | 11.03 | Измерение АД с помощью барометра. Решение задач по расчету величины АД на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине АД в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины АД на картах. | |
Гидросфера | 4 | ||||
26 | Единство гидросферы | 1 | 18.03 | Объяснение причин возникновения ветра и особенности циркуляции атмосферы. Построение и анализ по имеющимся данным розы ветров. | |
27 | Воды суши: реки и озера | 1 | 8.04 | Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности в дневниках наблюдений за погодой. Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. | |
28 | Воды суши: подземные воды и природные льды | 1 | 15.04 | Установление взаимосвязи между элементами погоды. Характеристика текущей погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. Описание погоды своей местности за месяц. Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. | |
29 | Урок обобщения и контроля по теме раздела | 1 | 22.04 | Сравнение показателей, применяемых для характеристики погоды и климата. Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и карты климатических поясов. | |
Биосфера | 2 | ||||
30 | Царства живой природы | 1 | 29.04 | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) и готовить сообщение о неблагоприятных атмосферных явлениях и правилах поведения для обеспечения личной безопасности, о воздействии климата на быт и хозяйственную деятельность людей, приспособлении к жизни в разных климатических условиях. | |
31 | Биосфера и охрана природы | 1 | 6.05 | Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. | |
Почва и географическая оболочка. Взаимодействие человека и природы | 4 | ||||
32 | Почва | 1 | 13.05 | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинно – следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ схем выявления причинно – следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности. | |
33 | Природный комплекс. Промежуточная аттестация (итоговая оценка) | 1 | 20.05 | Систематизировать и обобщать знания по курсу: география, 6 класс | |
34 | Природные зоны. | 1 | 27.05 | Выявление признаков зональности ГО | |
35 | Урок обобщения и контроля по курсу | 1 | .05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс. 35 ч
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений Герасимовой Т.П. ....
рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова.
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС. География начальный курс. Баринова. 34 часа (1 час в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...