Элементарная инженерная геология
элективный курс по географии (9, 10, 11 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Элементарная инженерная геология»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _______________________ Протокол №1 от 27.08.2021 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Муслимова М.П. Протокол №1 от 31.08.2021 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №7 _______________ А. А. Шалев приказ № 335 о/д от 31.08.2021 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Элементарная инженерная геология»
Направленность естественнонаучная
Возраст учащихся 9-11 классы
Количество часов всего 70 часов, в неделю 2 часа
Составитель рабочей программы Рашевская С. Н., учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №7 Бугульминского муниципального района РТ
г. Бугульма, 2021 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного о дополнительного образования составлена на основе программы «Юные геологи» (программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982) в соответствии с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.
Программа предполагает использование новых подходов в работе, позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
Являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин - географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.
Геологическое образование в рамках системы дополнительного образования имеет широкие возможности в свете концепции, рассматривающей исследовательскую деятельность детей как основу успешного образовательного (да и вообще познавательного) процесса. В ходе обучения перед учащимися предусматривается постановка целого ряда доступных их возрасту и уровню подготовки исследовательских задач, как правило, учебных, в ходе которых ребенок знакомится с проблемами геологической науки и методами, и подходами, как общими для естествен ной группы наук, так и специфическими.
Цель: создание условий для развития личности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.
Задачи:
- изучение основ геологической науки (с элементами минералогии, петрографии, палеонтологии и полевой геологии);
- формирование умения работы с различными источниками геологических знаний закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «Геология»;
- развитие интереса к изучению природы, способности и умения наблюдать геологические явления, анализировать исследуемые факты;
- создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося;
- выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
- воспитание патриотических чувств к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие ее богатств, уважительного отношения к истории и культурным ценностям своего края, своей малой родины, народов России.
3. Развитие нравственных норм, положительных качеств на основе знакомства с личностями выдающихся людей.
4. Оценивание своих личностных качеств, своего поведения с целью его корректировки.
5. Развитие инициативы, любознательности, памяти, внимания.
6. Умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия | Познавательные универсальные учебные действия | Коммуникативные универсальные учебные действия |
1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Умение планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. 3. Формирование умения видеть свои и чужие ошибки, анализировать и исправлять их по ходу и в конце выполнения задания. | 1. Овладение самостоятельными способами получения, обработки, анализа информации и умение представлять ее публично. 2. Овладение способами действия по алгоритму и умение находить способы решения творческих заданий. 3. Воспринимать на слух и понимать информационный текст. 4. Осуществлять фиксацию информации об окружающем мире и о себе самом. 5. Строить сообщения в устной и письменной форме по предложенной теме. 6. Осуществлять синтез, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | 1. Умение работать в коллективе, слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников. 2. Умение вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию, доказательно отстаивать свою точку зрения и задавать вопросы. |
Предметные результаты:
1. Знание геологии своей малой родины и понимание геологии страны.
2. Сформированность уважительного отношения к выдающимся учёным на основе знаний их жизни, деятельности.
3. Освоение правил составления геологической характеристики своего края.
4. Знание основных геологических понятий.
5. Сформированность представления о минералах, горных породах, полезных ископаемых.
Входной контроль. В начале года обучения для определения общего уровня знаний и интересов обучающихся (готовности или способности к обучению) проводится «входной» контроль знаний, обучающихся в виде устного собеседования.
Текущий контроль осуществляется в конце каждой темы в виде тестов, контрольного опроса (игровой викторины), выполнения домашних заданий.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по результатам текущего контроля, а также в виде тестов, письменных рефератов, тематических викторин, участия в олимпиаде.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение | 8 | ||
1 | Предмет и задачи геологии. | 1 | 03.09 | |
2-3 | Геологические дисциплины: минералогия, петрография. | 2 | 06.09 10.09 | |
4-5 | Геологические дисциплины: динамическая геология, историческая геология. | 2 | 13.09 17.09 | |
6-7 | Геологические дисциплины: палеонтология, гидрогеология, геокриология и кристаллография | 2 | 20.09 24.09 | |
8 | Роль отечественных ученых и развития геологии: М.В. Ломоносов, А.П. Карпинский, Вернадский, В.А. Обручев, А.Е. Ферсман | 1 | 27.09 | |
II | История развития Земли и органического мира | 11 | ||
9-10 | История развития Земли и органического мира | 2 | 01.10 04.10 | |
11-13 | Геологическая хронология. | 3 | 08.10 11.10 15.10 | |
14-15 | Методы восстановления геологического прошлого Земли: палеонтологический метод, радиоактивный метод. | 2 | 18.10 22.10 | |
16-17 | Геологические понятия: группа, система, отдел, ярус, зона | 2 | 25.10 29.10 | |
18-19 | История развития Земли и органического мира | 2 | 08.11 12.11 | |
III | Основные принципы геологии | 9 | ||
20-21 | Принцип первичной горизонтальности | 2 | 15.11 19.11 | |
22-23 | Принцип суперпозиции | 2 | 22.11 26.11 | |
24-25 | Принцип последовательности | 2 | 29.11 03.12 | |
26-28 | Принцип обеспечения непрерывности | 3 | 06.10 10.12 13.12 | |
IV | Экзогенные процессы | 14 | ||
29-30 | Эоловые процессы. | 2 | 17.12 20.12 | |
31-32 | Эоловые отложения. | 2 | 24.12 27.12 | |
33-34 | Эоловые формы | 2 | 14.01 17.01 | |
35-36 | Аккумуляция. | 2 | 21.01 24.01 | |
37-38 | Древние надпойменные террасы | 2 | 28.01 31.01 | |
39-40 | Делювий | 2 | 04.02 07.02 | |
41-42 | Трансгрессия, регрессия и ингрессия моря | 2 | 11.02 14.02 | |
V | Эндогенные процессы | 13 | ||
43-44 | Эндогенные процессы | 2 | 18.02 21.02 | |
45-46 | Типы несогласий | 2 | 25.02 28.02 | |
47-48 | Типы складок | 2 | 04.03 07.03 | |
49-50 | Виды нарушений | 2 | 11.03 14.03 | |
51-52 | Плейстосейстовая область. | 2 | 18.03 21.03 | |
53-55 | Интрузии | 3 | 25.03 08.04 11.04 | |
VI | Тектоносфера | 15 | ||
56-59 | Тектоносфера | 4 | 15.04 18.04 22.04 25.04 | |
60-63 | Рифтовые зоны и магматизм | 4 | 29.04 02.05 06.05 09.05 | |
64-66 | Гипотеза поднятий. Гипотеза контракции. Пульсационная гипотеза. Гипотеза подкоровых конвекционных течений. | 3 | 13.05 16.05 20.05 | |
67-68 | Фиксизм, основные положения. | 2 | 23.05 27.05 | |
69-70 | Мобилизм, основные положения | 2 | 30.05 30.05 | |
Итого: | 70 |
III. Содержание изучаемого курса
Содержание курса (с указанием форм организации и видов деятельности)
Формы организации: словесные (лекция, беседа), наглядные (показ видео- и графических материалов, наблюдение) и практические (практикумы, полевые олимпиады, экскурсии)
Виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам
I. Введение
Предмет и задачи геологии. Значение геологии в создании материально – технической базы страны. Достижения геологической науки. Геологические дисциплины: минералогия, петрография, динамическая геология, историческая геология, палеонтология, гидрогеология, геокриология и кристаллография. Роль отечественных ученых и развития геологии: М.В. Ломоносов, А.П. Карпинский, В.И. Вернадский, В.А. Обручев, А.Е. Ферсман и др
II. История развития Земли и органического мира
Геологическая хронология. Понятие о методах установления возраста горных пород. Методы восстановления геологического прошлого Земли: палеонтологический метод, радиоактивный метод. Геологические понятия: группа, система, отдел, ярус, зона.
III. Основные принципы геологии.
Принцип первичной горизонтальности утверждает, что морские осадки при образовании залегают горизонтально. Принцип суперпозиции заключается в том, что породы, находящиеся в не нарушенном складчатостью и разломами залегании, следуют в порядке их образования, породы залегающие выше моложе, а те, которые находятся ниже по разрезу — древнее. Принцип последовательности постулирует, что в одно и то же время в океане распространены одни и те же организмы. Из этого следует, что палеонтолог, определив набор ископаемых остатков в породе, может найти одновременно образовавшиеся породы. Принцип обеспечения непрерывности гласит, что строительный материал, образующий слои, растягивается по поверхности земли, если только какая-то другая масса его не ограничит.
IV. Экзогенные процессы
Эоловые процессы. Дефляция (выдувание и развевание), корразия, перенос песчаного и пылеватого материала, аккумуляция. Эоловые отложения. Эоловые пески, их состав, степень окатанности, характерная слоистость. Эоловый лесс, его состав и характерные особенности. Эоловые формы песчаного рельефа в пустынях. Эрозия донная и боковая. Понятие о профиле равновесия реки. Перенос обломочного и растворенного материала. Аккумуляция. Аллювий - один из важнейших генетических типов континентальных отложений. Направленность и цикличность в развитии речных долин. Суффозия. Ледниковые долины, ригели. Морены. Особенности строения морен. Флювиогляциальные потоки и их отложения. Образование делювия. Трансгрессия, регрессия и ингрессия моря, основные механизмы глубоководной седиментации. Формирование современных рудных залежей в океанах, "Черные курильщики".
V. Эндогенные процессы
Гляциоизостатические движения и районы их проявления. Типы несогласий и их выражение в разрезе. Палеомагнитный метод и его роль. Элементы складки. Физические условия развития складчатых нарушений. Типы складок. Периклинальные и центриклинальные замыкания складок. Понятие о син- и антиформах. Диапировые складки. Изосейсты и изосейсмальные области. Плейстосейстовая область. Кальдеры и их происхождение. Практические использование гидротерм и пара. Интрузивный магматизм. Типы интрузивов. Согласные и несогласные интрузии.
VI. Тектоносфера
Тектоносфера и ее строение. Астеносфера. Понятие о консолидированной коре. Рифтовые зоны и магматизм. Трансформные разломы. Понятие о геодинамике и палеотектонических реконструкциях. Эпиплатформенные орогенные пояса и области, их строение, особенности развития и возраст. Континентальные рифты.. Гипотеза поднятий. Гипотеза контракции. Пульсационная гипотеза. Гипотеза подкоровых конвекционных течений. Фиксизм и мобилизм, основные положения. Современное состояние различных моделей тектогенеза.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Белоусова О. Н., Михина В. В. Общий курс петрографии. М., «Недра», 1972, 344 с.
- Войлошников В. Д., Войлошникова Н. А. Книга о полезных ископаемых. – М.: Недра, 1991. – 175 с.: ил. (Научно-популярная библиотека школьника).
- Добровольский В. В., Якушова А. Ф. Геология: (Минералогия, петрография, геодинам. процессы, геотектоника): Учеб. пособие для студентов пед. институтов по геогр. спец. – М.: Просвещение, 1979. – 304 с., ил.
- Еремин А. В. и Следников А. А. Геология. Пособие для учителей по факультативному курсу. М., «Просвещение», 1971. - 208 с.
- Жабин А. Г. Жизнь минералов. М., «Сов. Россия», 1976. 224 с.
- Макдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед / Пер. с англ. В. Псарева. – СПб.: Амфора, 2001. – 383 с.
- Минералы благородных металлов: Справочник / О. Е. Юшко-Захарова, В. В. Иванов и др. – М.: Недра, 1986. – 272 с., с ил.
- Природа Липецкой области и ее охрана. Выпуск 7. – Воронеж, Центрально-Черноземное издательство, 1993. – 111 с.
- Способы автономного выживания человека в природе: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 271 с.: ил.
- Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Очерки. – Л.: «Детская литература», 1975. – 237 с.
- Фисуненко О. П. и Пичугин Б. В. Практикум по геологии. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М., «Просвещение», 1977. - 128 с. с ил.
Интернет-ресурсы
http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал
http://students.web.ru Все о геологии
http://www.rgo.ru/ Региональный портал Русского географического общества
http://m.greenpeace.org/russia/ru/high/About-us/What-We-Do/world-heritage/ Всемирное природное наследие ЮНЕСКО
http://www.en.edu.ru/ -естественно-научный образовательный портал
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78536/Геология
Материально-техническое обеспечение
1) электронные учебные пособия (палеонтология и др.)
2) теоретические материалы (методика описания геологического разреза, методика проведения гидрологических наблюдений и др.) в электронном и печатном формате
3) презентации
4) видеофильмы (геологические походы), фотографии (авторские фото участников геологических походов), таблицы, схемы
5) предметные web-сайты по учебным темам
6) картографические материалы (геологические карты), ресурсы сети Internet
7) техническое оснащение (компьютерное оборудование, доступ к сети интернет)
8) коллекции минералов и горных пород (количество образцов более 100 шт.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инженерная графика. Тесты «Основы инженерной графики».
Учебная дисциплина: «Основы инженерной графики» 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...
Инженерная графика. Критерии оценки заданий и графических операций по дисциплине «Основы инженерной графики».
Приложение2 Критерии оценки заданий и графических операций расчетно-графических работ по дисциплине «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающ...
Инженерная графика. Программа самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы инженерной графики».
Программа самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...
Рабочая тетрадь по дисциплине Основы инженерной геологии
рабочая тетрадь по геологии...
Сертификат участника. IX Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"
Сертификат участника. IX Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"...
X Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"
X Международная конференция "Геология в школе и вузе: геология и цивилизация"...
Презентация "Элементарны ли элементарные частицы"
Презентация к уроку естествознания в 11 классе по теме "Элементарны ли элементарные частицы?" Является дополнением к учебному материалу урока. Содержит видеофрагмент....